"Земля моя родная - Тамбовский край". Урок – путешествие. Булгакова Марина Анатольевна, учитель географии Филиал МБОУ Уваровщинской СОШ в с. Шиновка Тема: Земля моя родная – Тамбовский край. Тип урока: Обобщения, систематизация и практического применения знаний и навыков. Цели урока: - Показать особенности природы Тамбовщины и дать общую характеристику Тамбовской области – географическое положение, рельеф, климат, воды и почвы.
- Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.
- Совершенствовать навыки работы с картами, картосистемами.
- Применить игровые моменты, обеспечить развитие умений учащихся составления кроссвордов.
Оборудование: - Мультимедийная система.
- Интеркарты.
- Карта Тамбовской области
- Записи музыкальных произведений
- Литература для дополнительного чтения
ХОД УРОКА I. Организационный момент. 1. Введение. Учитель: Ребята сегодня мы с вами начинаем путешествие по родному краю. Цель нашего урока: Закрепить и обобщить знания особенностей природы Тамбовщины, дать общую характеристику Тамбовской области. Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.
Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока «Земля моя родная – Тамбовский край».
Эпиграф урока: «У каждого есть своя Родина, у каждого есть свой дом, где он родился…» Николай Дружков (Записать) (Учитель обращает внимание на план урока, записанный на доске) План урока а) Географическое положение Тамбовской области г) Погода и климат области б) Воды нашего края в) Почвы Тамбовщины д) Растительный и животный мир е) Охрана Тамбовской области
Выходят чтецы (на фоне музыке) Чтец 1: Между Волгой и Москвою край раскинулся родной Над степною речкой Цною, над Вороною лесной
Чтец 2: На просторах бескрайних и синих, Где березы любуются Цной, В самом сердце великой России Ты раскинулся край мой родной.
Чтец 3: Край мой Тамбовский, смольные сосны. Край мой отцовский, юные весны… Разные знаю земли Союза, К отчему краю тянется муза. Где я ни буду, сколько б не прожил, Я не забуду край свой хороший. Воздух тамбовский светлые реки… С краем отцовским связан на веки. 2. Основная часть 1. Географическое положение и рельеф Тамбовской области Учитель: Слайд №1 Родная Тамбовщина. Ты – частица моей необъятной Родины, один из живописных районов среднерусской полосы. Ты не можешь удивить путешественника высокими горами, большими реками с горными водопадами. Всё здесь скоромно и неповторимо красиво.
Слайд №2 - Тамбовский край – небольшой уголок нашей необъятной Родины, часть русской земли, неповторимый островок России.
- Тамбовская область уникальный в географическом, историческом и культурном отношениях край.
Учитель: А сейчас мы поговорим о географическом положении и рельефе Тамбовской области Подумайте и ответьте правильно
1. Площадь области составляет… тыс. км.2. Слайд №3 (сравнение с другими областями и государствами делает учитель) 2. По административной карте атласа Тамбовской области определите области, граничащие с Тамбовской (работа у доски) Слайды № 4
3.Определите по физической карте России и атласу Тамбовской области между какими параллелями и меридианами лежит Тамбовская область. - Учитель зачитывает, что на нем написано: «Пологие холмы там чуть поднимаются. Пригорок, ложбинка – все живет и уходит в даль просторную, синеющую, всегда на краю земли очерченную лесом. Супеси да суглинки, кашка, одуванчик, невидимый жаворонок в небе, картофельное поле, луг с излучиной реки… Учитель: Ребята о чем мы сейчас с ваии будем говорить? Правильно о рельефе. 4.Что такое рельеф? 5. Какие крупные формы рельефа мы знаем? 6. Определите форму рельефа Тамбовской области? (равнина) 7. Тамбовская область расположена на ……..равнине, (Вост.- Европ. (Русской) равнине. 7 Тамбовская область лежит на …… низменности, Слайд №6 8. По физической карте атласа определите преобладающие высоты на территории Тамбовской области. (150-200м) (Сообщение учащегося) Современный рельеф Тамбовской области – это рельеф центральной части Окско-Донской низменности, которая называется Тамбовской равниной. Это не означает, что формы рельефа на всей территории области одинаковы. Средняя высота над уровнем моря составляет 157 метров. Рельеф повышается при движении с запада на северо-восток. В северо-восточной и восточной части нашей области рельеф представлен высотами около 200м над уровнем моря. Самая высокая точка нашей области расположена на юго-западе города Тамбова. Ее абсолютная высота 219 м. Самое низкое место – урез реки Цны на севере области – 95 метров над уровнем моря. В целом характер рельефа удобен для развития земледелия. Населенные пункты в большей своей части располагаются вдоль рек. Равнинность поверхности области благоприятствует развитию всех отраслей сельского хозяйства, строительству дорог и промышленных сооружений. 2. Погода и климат Тамбовской области Учитель: Ребята мы переходим к следующему разделу нашего плана «Погода и климат нашей области». Слайд №7 Учитель: Давайте вспомним - Что такое погода? (Это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данной местности)
- Какие показатели характеризуют состояние погоды? (температура воздуха, атмосферное давление, влажность, сила и направление ветра, атмосферные осадки.)
Слайд №8 - Что такое климат? (Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется климатом этой местности.)
- В каком климатическом поясе находиться наша область? (В умеренно-континентальном)
- Почему на территории Тамбовской области четко различаются все 4 сезона года? (Потому, что наша область расположена в умеренных широтах)
Учитель: Наша область расположена в умеренных широтах, поэтому имеет хорошо выраженные четыре времени года: зиму, лето, весну, осень. Продолжительность их неодинакова в различных местах области и в отдельные годы может меняться. Каждый сезон года имеет свои отличительные особенности.
Сообщение учащихся Зима Зимой у нас преобладает умеренно-морозная погода, облачная, с умеренными ветрами южного и юго-западного направлений. Иногда с Атлантического океана приходят массы теплого воздуха, и погода меняется, выпадает снег, а иногда и дождь. После оттепелей часто усиливаются ясные морозные дни. Весна Весна – период времени с момента перехода средней суточной температуры воздуха через 0 градусов С к положительным значениям и разрушения устойчивого снежного покрова до даты перехода средней суточной температуры через плюс 15 градусов и окончания заморозков. В начале весны днем стоит ясная солнечная погода, а ночью – морозная. Это обычно бывает в начале апреля. С середины апреля устанавливается малооблачная погода с умеренным ветром и кучевыми облаками. Нов конце апреля, начале мая часто бывают заморозки, хотя среднесуточные температуры держатся на отметке плюс 10 градусов С и выше.
Лето Лето – период со средней суточной температурой вышке плюс 15 градусов С, На территории области этот сезон года наступает 17-25 мая. Лето в области достаточно теплое и ясное, даже иногда жаркое, а на юге засушливое. Максимальные температуры летом поднимаются до плюс 40 градусов С. Дожди летом выпадают кратковременные, ливневые, с грозами во второй половине дня. Такие климатические условия лета благоприятно влияют на развитие сельского хозяйства Осень Осень начинается с перехода средней суточной температуры воздуха через плюс 10 градусов С в сторону понижения. В это время сеют озимые культуры. Окончание осени определяется переходом средней суточной температуры через 0 градусов С и установлением устойчивого снежного покрова. В октябре преобладает пасмурная дождливая погода. В начале ноября температура опускается ниже 0 градусов С. На основе сравнения различных погод своей местности можно сделать вывод: погода непостоянна, она изменяется в течение месяца, недели, но может меняться несколько раз в течение суток и даже одного часа. Учитель: По климатическим картам атласа Тамбовской области определить среднюю месячную температуру каждого месяца:
Месяц
|
1 январь |
2 |
3 |
4 |
5 |
6
|
7 июль |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Температура
|
-11 |
-11,8 |
-5.8 |
4.8 |
13.7 |
17.6 |
20 |
18.4 |
11.9 |
5 |
-2.2 |
-7.9 |
Слайд №9 Проверяем
Определите среднее годовое количество осадков.
Месяц
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Кол-во осадков
|
28 |
27 |
26 |
38 |
48 |
59 |
64 |
55 |
38 |
44 |
40 |
36 |
Учащиеся определяют среднее - годовое количество осадков. Учитель: Обращаю ваше внимание, что годовое количество осадков выпадает на территории Тамбовской области - 503 мм. год
3. Воды нашего края. Учитель: Сейчас мы с вами поговорим о водах нашего края. Слайд №10 Чтец: Рад посвятить стихов страницу тебе, тамбовская река. Тебе с другими не сравниться: не Волга ты и не Ока. Но я живу с тобою рядом, я слышу твой весенний шум. Твоею свежестью, отрада, в погоду знойную дышу… Тебя лучами день ласкает, в ночи любуется луна. Тобой, спокойная, простая, чуть-чуть задумчивая Цна. Учитель: Если взглянуть на карту области, то можно увидеть, что вся она «рассинелась речками». В Тамбовской области насчитывается около1400 рек и речушек. Учитель: Ребята, перед вами реки Тамбовской области, которые относятся к двум бассейнам рек Волги и Дона. Давайте откроем атласы Тамбовской области и найдем эти реки. (Работа по картам атласа Тамбовской области и у доски) Учитель: По территории Кирсановского района протекает река Ворона. Река Ворона является правым притоком Хопра. Исток ее в Пензенской области на склоне Приволжской возвышенности. Ворона, - самая красивая река по мнению многих краеведов, которая протекает среди леса и является одним из заповедных уголков Тамбовского края. Длина её 454 км., из 234 км в Тамбовской области. В 1994 году на реке Ворона выше поселка Инжавино создан в области государственный заповедник. «Воронинский» Учитель: Давайте вспомним, что относится к водным ресурсам Тамбовской области и заполним схему. Слайды № 11(проверяем) Учитель: Воды это не только реки, но и озера, пруды, водохранилища. Число озер на территории Тамбовской области достигает 2900. Наиболее крупные озера нашей области: Рамза в Кирсановском районе; Красное в Моршанском районе; Чистоозерное, Святовское, Чистое и Княжное в Тамбовском районе. Слайд №12
4.Почвы Тамбовского края Учитель: Постепенно мы переходим к разделу «Почвы Тамбовщины» Сообщение учащегося Почва - особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойством – плодородием. Природа щедро наградила Тамбовскую область, подарив ей самые плодородные почвы – чернозёмы, которые дают нам урожаи зерновых и технических культур. Климатические условия, органический мир области способствуют накоплению в почве перегноя, который придает им черную окраску. - Дайте определение понятию «почва»
- Каким уникальным свойством обладает почва нашего края? (Плодородием)
- От чего зависит темный цвет почвы? (От перегноя)
- А сейчас послушаем пословицы и поговорки о земле в значении «почва».
Слайд №13
5.Растительный и животный мир Тамбовской области Учитель: Следующий раздел нашего плана это «Растительный и животный мир нашей области» Слайд №14 Учитель демонстрирует следующий слайд Слайд №15 Природа Тамбовщины – леса, реки, озера, овраги, родники, просторные разнотравно-злаковые луга. Эти пейзажи как нельзя больше подходят для неспешного отдыха с рыбалкой, купанием, прогулками на велосипеде… Диковинных мест здесь немало. Тамбовская область расположена в лесостепной зоне. На территории нашего края расположились различные сообщества: леса, степи, болота, водные сообщества, культурные растения, а также сообщества сорных растений, сопутствующие человеку. Все они образуют непрерывный, сплошной растительный покров. Видовой состав представлен более чем 1500 видами. Согласно геоботаническому районированию, выделено 2 подзоны: Северная лесостепь и Типичная лесостепь. Глядя на карту слайда, что мы можем сказать? Ответ: Территория севера Тамбовской области находиться в северной лесостепи, а южная территория в типичной лесостепи. Учитель: 1.Какие типы растительных сообществ встречаются в нашей области? Ответ: лесные, степные, болотные, культурные, сорные сообщества. Слайд №16
2.Какие типы лесов встречаются на территории Тамбовской области? Ответ: Сосновые, сосново-широколиственые, березняки, дубравы. Слайд №17
Чтец: В твоих лесах наливиста малина, В твоих лесах смородина крупна. Равнина, среднерусская равнина. Просторна, солнцем вся освещена!
Учитель: Непередаваемо живописны леса нашей области В них мы находим тишину и отдых от городского шума. Вопрос: Что мы с вами знаем о лесе? Ответы: - Лес – это наше богатство - Там, где лес – воздух всегда чистый! - Лес – это дом для зверей и птиц! - Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные травы и ценные породы древесины - В нашей области насчитывается 360 тысяч гектар леса. Это очень мало и лес надо обязательно беречь. Слайд №18 3.Что представляют собой луга тамбовщины? Ответ: Представляют собой сообщества травянистых многолетних растений, характерных для пойм рек и опушек леса. Слайд №19 Учитель: Животный мир нашего края богат и разнообразен и обладает смешанным характером. По его территории проходит граница распространения лесных и степных видов. Животный мир Тамбовщины представлен: - 7 видов пресмыкающихся; - 67 видов млекопитающих, - 11 видов земноводных, - 287 видов птиц, - 39 видов рыб. Слайды №20 Учитель: Животный мир Тамбовского края представлен: - представителями лесов; - представителями степей; - представителями лугов; -представителями болот. Слайды №21
6.Охрана Тамбовской области. Учитель: А сейчас мы поговорим об охране Тамбовской области Сообщение: Сохранение разнообразного животного и растительного мира на территории области – одна из основных задач природоохранных служб области. Оберегать и восстанавливать разнообразие флоры и фауны нашей области можно путем создания особо охраняемых территорий, внесения редких видов растений и животных в красную книгу. В связи с этим на территории Тамбовской области создана сеть особо охраняемых территорий – заповедников, заказников, памятников природы. Необходимо соблюдать правила поведения в природе: - Не допускайте самовольную вырубку леса; - Не загрязняйте воду в реке, озере – это приводит к гибели рыбы! - Не оставляйте мусор в лесу! - Не ломайте зеленые ветки и деревья! - Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники! - Берегите лес от пожара! - Радуйтесь красоте природы, защищайте её от вредителей и неосознанных туристов.
Дети читают по одной строчки - Пускай растет зеленый терем, - Просторный, мирный дом зверей. - Входи в него не диким зверем, - А самым лучшим из друзей. Слайд №22 Охраняйте природу нашего родного края! 3. Закрепление знаний Учитель: Предлагаю вам ребята разгадать кроссворд «Тамбовщина» Слайд №23
|