Урок - путешествие "Земля моя родная - Тамбовский край"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Булгакова Марина Анатольевна

Интернет технологии  позволяют провести урок  эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным.

Данная форма проведения урока способствует также активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Основной дидактической задачей этого урока является повторение и практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zemlya_moya_rodnaya_tambovskiy_kray.zip2.73 МБ

Предварительный просмотр:

"Земля моя родная - Тамбовский край".  Урок – путешествие.

Булгакова Марина Анатольевна, учитель географии

Филиал МБОУ Уваровщинской СОШ в с. Шиновка

Тема: Земля моя родная – Тамбовский край.

Тип урока: Обобщения, систематизация и практического применения знаний и навыков.

Цели урока:

  1. Показать особенности природы Тамбовщины и дать общую характеристику Тамбовской области – географическое положение,  рельеф, климат, воды и почвы.
  2. Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.
  3. Совершенствовать навыки работы с картами, картосистемами.
  4. Применить игровые моменты, обеспечить развитие умений учащихся составления кроссвордов.

Оборудование:

  1. Мультимедийная система.
  2. Интеркарты.
  3. Карта Тамбовской области
  4. Записи музыкальных произведений
  5. Литература для дополнительного чтения

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1. Введение.

 Учитель:

Ребята сегодня мы с вами начинаем путешествие по родному краю.

 Цель нашего урока:

Закрепить и обобщить знания особенностей природы Тамбовщины, дать общую характеристику Тамбовской области. Воспитывать патриотические чувства гордости и любви к родному краю, к месту, где ты родился и живешь.

Откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока

                    «Земля моя родная – Тамбовский край».

Эпиграф урока:

«У каждого есть своя Родина, у каждого есть свой дом, где он родился…»

                                                                                    Николай Дружков (Записать)

(Учитель обращает внимание на план урока, записанный на доске)                              

                             План урока

а) Географическое положение Тамбовской области

г) Погода и климат области

б) Воды нашего края

в) Почвы Тамбовщины

д) Растительный и животный мир

е) Охрана Тамбовской области

Выходят чтецы (на фоне музыке)

Чтец 1:

Между Волгой и Москвою край раскинулся родной

Над степною речкой Цною, над Вороною лесной

Чтец 2:

На просторах бескрайних и синих,

Где березы любуются Цной,

В самом сердце великой России

Ты раскинулся край мой родной.

Чтец 3:

Край мой Тамбовский, смольные сосны.

Край мой отцовский, юные весны…

Разные знаю земли Союза,

К отчему краю тянется муза.

Где я ни буду, сколько б не прожил,

Я не забуду край свой хороший.

Воздух тамбовский светлые реки…

С краем отцовским связан на веки.

2.  Основная часть

1. Географическое положение и рельеф Тамбовской области

Учитель:

Слайд №1

Родная Тамбовщина. Ты – частица моей необъятной Родины, один из живописных районов среднерусской полосы. Ты не можешь удивить путешественника высокими горами, большими реками с горными водопадами. Всё здесь скоромно и неповторимо красиво.

Слайд №2

  • Тамбовский край – небольшой уголок нашей необъятной Родины, часть русской земли, неповторимый островок России.
  • Тамбовская область уникальный в географическом, историческом и культурном отношениях край.

Учитель: А сейчас мы поговорим о географическом положении и рельефе Тамбовской области

Подумайте и ответьте правильно

1. Площадь области составляет… тыс. км.2.

Слайд №3 (сравнение с другими областями и государствами делает учитель)

2. По административной карте атласа Тамбовской области  определите области, граничащие с Тамбовской (работа у доски)

Слайды № 4

3.Определите по физической карте России и атласу Тамбовской области между какими параллелями и меридианами лежит Тамбовская область.

 - Учитель зачитывает, что на нем написано:

 «Пологие холмы там чуть поднимаются. Пригорок, ложбинка – все живет и уходит в даль просторную, синеющую, всегда на краю земли очерченную лесом. Супеси да суглинки, кашка, одуванчик, невидимый жаворонок в небе, картофельное поле, луг с излучиной реки…

Учитель: Ребята о чем мы сейчас с ваии будем говорить? Правильно о рельефе.

4.Что такое рельеф?

5. Какие крупные формы рельефа мы знаем?

6. Определите форму рельефа Тамбовской области? (равнина)

7. Тамбовская область расположена на ……..равнине,  (Вост.- Европ. (Русской) равнине.

7 Тамбовская область лежит на  …… низменности,

Слайд №6

8. По физической карте атласа определите преобладающие высоты на территории Тамбовской области. (150-200м)

(Сообщение учащегося)

Современный рельеф Тамбовской области – это рельеф центральной части Окско-Донской низменности, которая называется Тамбовской равниной. Это не означает, что формы рельефа на всей территории области одинаковы. Средняя высота над уровнем моря составляет 157 метров. Рельеф повышается при движении с запада на северо-восток. В северо-восточной и восточной части нашей области рельеф представлен высотами около 200м над уровнем моря. Самая высокая точка нашей области расположена на юго-западе города Тамбова. Ее абсолютная высота 219 м. Самое низкое место – урез реки Цны на севере области – 95 метров над уровнем моря. В целом характер рельефа удобен для развития земледелия. Населенные пункты в большей своей части располагаются вдоль рек. Равнинность  поверхности области благоприятствует развитию всех отраслей сельского хозяйства, строительству дорог и промышленных сооружений.

2. Погода и климат Тамбовской области

Учитель:

Ребята мы переходим к следующему разделу нашего плана  «Погода и климат нашей области».

Слайд №7

Учитель: Давайте вспомним

  1. Что такое погода?  (Это состояние нижнего слоя атмосферы в данное время  в данной местности)
  2. Какие показатели характеризуют состояние погоды?  (температура воздуха, атмосферное давление, влажность, сила и направление ветра, атмосферные осадки.)

Слайд №8

  1. Что такое климат? (Многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности, называется климатом этой местности.)
  2. В каком климатическом поясе находиться наша область?  (В умеренно-континентальном)
  3. Почему на территории Тамбовской области четко различаются все 4 сезона года? (Потому, что наша область расположена в умеренных широтах)

Учитель:

Наша область расположена в умеренных широтах, поэтому имеет хорошо выраженные четыре времени года: зиму, лето, весну, осень. Продолжительность их неодинакова в различных местах области и в отдельные годы может меняться. Каждый сезон года имеет свои отличительные особенности.

Сообщение учащихся

Зима

Зимой у нас преобладает умеренно-морозная погода, облачная, с умеренными ветрами южного и юго-западного направлений. Иногда с Атлантического океана приходят массы теплого воздуха, и погода меняется, выпадает снег, а иногда и дождь. После оттепелей часто усиливаются ясные морозные дни.

Весна

Весна – период времени с момента перехода средней суточной температуры воздуха через 0 градусов С к положительным значениям и разрушения устойчивого снежного покрова до даты перехода средней суточной температуры через плюс 15 градусов и окончания заморозков. В начале весны днем стоит ясная солнечная погода, а ночью – морозная. Это обычно бывает в начале апреля. С середины апреля устанавливается малооблачная погода с умеренным ветром и кучевыми облаками. Нов конце апреля, начале мая часто бывают заморозки, хотя среднесуточные температуры держатся на отметке плюс 10 градусов С и выше.

Лето

Лето – период со средней суточной температурой вышке плюс 15 градусов С, На территории области этот сезон года наступает 17-25 мая. Лето в области достаточно теплое и ясное, даже иногда жаркое, а на юге засушливое. Максимальные температуры летом поднимаются до плюс 40 градусов С. Дожди летом выпадают кратковременные, ливневые, с грозами во второй половине дня. Такие климатические условия лета благоприятно влияют на развитие сельского хозяйства

Осень

Осень начинается с перехода средней суточной температуры воздуха через плюс 10 градусов С в сторону понижения. В это время сеют озимые культуры. Окончание осени определяется переходом средней суточной температуры через 0 градусов С и установлением устойчивого снежного покрова. В октябре преобладает пасмурная дождливая погода. В начале ноября температура опускается ниже 0 градусов С.

На основе сравнения различных погод своей местности можно сделать вывод: погода непостоянна, она изменяется в течение месяца, недели, но может меняться несколько раз в течение суток и даже одного часа.

Учитель:

   По климатическим картам атласа Тамбовской области определить среднюю месячную температуру каждого месяца:

    Месяц

    1

январь

2

3

4

5

6

   7

июль

8

9

10

11

12

Температура

-11

-11,8

-5.8

4.8

13.7

17.6

20

18.4

11.9

5

-2.2

-7.9

Слайд №9 Проверяем

              Определите среднее годовое количество осадков.

 

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кол-во

осадков

28

27

26

38

48

59

64

55

38

44

40

36

Учащиеся определяют среднее - годовое количество осадков.

Учитель: Обращаю ваше внимание, что годовое количество осадков выпадает на территории Тамбовской области - 503  мм. год

3. Воды нашего края.

Учитель: Сейчас мы с вами поговорим о водах нашего края.

Слайд №10

Чтец:

Рад посвятить стихов страницу тебе, тамбовская река.

Тебе с другими не сравниться: не Волга ты и не Ока.

Но я живу с тобою рядом, я слышу твой весенний шум.

Твоею свежестью, отрада, в погоду знойную дышу…

Тебя лучами день ласкает, в ночи любуется луна.

Тобой, спокойная, простая, чуть-чуть задумчивая Цна.

Учитель:

Если взглянуть на карту области, то можно увидеть, что вся она «рассинелась речками». В Тамбовской области насчитывается около1400 рек и речушек.

Учитель:

Ребята, перед вами реки Тамбовской области, которые относятся к двум бассейнам рек Волги и Дона. Давайте откроем атласы Тамбовской области и найдем эти реки. (Работа по картам атласа Тамбовской  области и у доски)

Учитель:

По территории Кирсановского района протекает река Ворона. Река Ворона является правым притоком Хопра. Исток ее в Пензенской области на склоне Приволжской возвышенности. Ворона,  - самая красивая река по мнению многих краеведов, которая протекает среди леса и является одним из заповедных уголков Тамбовского края.  Длина её 454 км., из 234 км в Тамбовской области. В 1994 году на реке Ворона выше поселка Инжавино создан в области государственный заповедник.

«Воронинский»

Учитель:

Давайте вспомним, что относится к водным ресурсам Тамбовской области и заполним схему.

Слайды № 11(проверяем) 

Учитель:

Воды это не только реки, но и озера, пруды, водохранилища. Число озер на территории Тамбовской области достигает 2900. Наиболее крупные озера нашей области:
Рамза в Кирсановском районе;
Красное в Моршанском районе;
Чистоозерное, Святовское, Чистое и Княжное в Тамбовском районе.

Слайд №12

4.Почвы Тамбовского края

Учитель:

Постепенно мы переходим к разделу «Почвы  Тамбовщины»

Сообщение учащегося

Почва -  особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающее уникальным свойством – плодородием. Природа щедро наградила Тамбовскую область, подарив ей самые плодородные почвы – чернозёмы, которые дают нам  урожаи зерновых и технических культур. Климатические условия, органический мир области способствуют накоплению в почве перегноя, который придает им черную окраску.

  1. Дайте определение понятию «почва»
  2.  Каким уникальным  свойством обладает почва нашего края? (Плодородием)
  3. От чего зависит темный цвет почвы? (От перегноя)
  4. А сейчас послушаем пословицы и поговорки о земле в значении «почва».

Слайд №13

5.Растительный и животный мир Тамбовской области

Учитель: Следующий раздел нашего плана это «Растительный и животный мир нашей области»

Слайд №14

Учитель демонстрирует следующий слайд

Слайд №15

Природа Тамбовщины – леса, реки, озера, овраги, родники, просторные разнотравно-злаковые луга. Эти пейзажи как нельзя больше подходят для неспешного  отдыха с рыбалкой, купанием, прогулками на велосипеде… Диковинных мест здесь немало.

Тамбовская область расположена  в лесостепной зоне. На территории  нашего края расположились различные сообщества: леса, степи, болота, водные сообщества, культурные растения, а также сообщества сорных растений, сопутствующие человеку. Все они образуют непрерывный, сплошной растительный покров. Видовой состав представлен более чем 1500 видами.  Согласно геоботаническому районированию, выделено 2 подзоны: Северная лесостепь и Типичная лесостепь. Глядя на карту слайда, что мы можем сказать?

Ответ: Территория севера Тамбовской области находиться в северной лесостепи, а южная территория в типичной лесостепи.

Учитель:

1.Какие типы растительных сообществ встречаются в нашей области?

Ответ: лесные, степные, болотные, культурные, сорные сообщества.

Слайд №16

2.Какие типы лесов встречаются на территории Тамбовской области?

Ответ: Сосновые, сосново-широколиственые, березняки, дубравы.

Слайд №17

Чтец: В твоих лесах наливиста малина,

В твоих лесах смородина крупна.

Равнина, среднерусская равнина.

Просторна, солнцем вся освещена!

Учитель:

Непередаваемо живописны леса нашей области В них мы находим тишину и отдых от городского шума.

Вопрос:

Что мы с вами знаем о лесе?

Ответы:

- Лес – это наше богатство

- Там, где лес – воздух всегда чистый!

- Лес – это дом для зверей и птиц!

- Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные травы и ценные породы древесины

- В нашей области насчитывается 360 тысяч гектар леса. Это очень мало и лес надо обязательно беречь.

Слайд №18

3.Что представляют собой луга тамбовщины?

Ответ: Представляют собой сообщества травянистых многолетних растений, характерных для пойм рек и опушек леса.

Слайд №19

Учитель: 

Животный мир нашего края богат и разнообразен и обладает смешанным характером.

       По его территории проходит граница распространения лесных и степных видов.

Животный мир Тамбовщины представлен:

 - 7 видов пресмыкающихся;

- 67 видов млекопитающих,

- 11 видов земноводных,

- 287 видов птиц,

- 39 видов рыб.

Слайды  №20

Учитель: Животный мир Тамбовского края представлен:

- представителями лесов;

- представителями степей;

- представителями лугов;

-представителями болот.

Слайды №21

6.Охрана Тамбовской области.

Учитель:

А сейчас мы поговорим об охране Тамбовской области

Сообщение:

Сохранение разнообразного животного и растительного мира на территории области – одна из основных задач природоохранных служб области. Оберегать и восстанавливать разнообразие флоры и фауны нашей области можно путем создания особо охраняемых территорий, внесения редких видов растений и животных в красную книгу.

В связи с этим на территории Тамбовской области создана сеть особо охраняемых территорий – заповедников, заказников, памятников природы.

Необходимо соблюдать правила поведения в природе:

- Не допускайте самовольную вырубку леса;

- Не загрязняйте воду в реке, озере – это приводит к гибели рыбы!

- Не оставляйте мусор в лесу!

- Не ломайте зеленые ветки и деревья!

- Не разоряйте птичьи гнезда и муравейники!

- Берегите лес от пожара!

- Радуйтесь красоте природы, защищайте её от вредителей и неосознанных туристов.

Дети читают по одной строчки

-  Пускай растет зеленый терем,

-  Просторный, мирный дом зверей.

 - Входи в него не диким зверем,

 - А самым лучшим из друзей.

Слайд №22 

Охраняйте природу нашего родного края!

3. Закрепление знаний

Учитель:

Предлагаю вам ребята разгадать кроссворд «Тамбовщина»

Слайд №23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тамбовский край, ты - часть моей России.

Мероприятие проводится в неделю краеведения, с целью расширить знания обучающихся о родном крае; воспитывать у них любовь к родному краю....

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края.

Патриотическое воспитание на основе исторических ценностей и культурных традиций жителей Тамбовского края....

С. В. Рахманинов и Тамбовский край

Презентация о  великом русском композиторе, пианисте и дирижёре С. В. Рахманинове  ...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конспект урока по теме : "Родная страна.Край родной"

Данный урок относится к  теме «Родная страна» и направлен на развитие коммуникативных навыков по этой теме. Современные требования к образованию предполагают сочетание со...

В.И. Вернадский и Тамбовский край

Классный час "Владимир Иванович Вернадский и Тамбовский край" в рамках акции "Виват, наука"...

Методический проект «Нeimatland Tambow» «КРАЙ РОДНОЙ ТАМБОВСКИЙ»

Проект «Нeimatland Tambow» «КРАЙ РОДНОЙ ТАМБОВСКИЙ» представлен в рамках реализации социокультурного компонента на уроках иностранного языка с учетом обновленных ФГОС НОО, ФГОС...