Литературная композиция "С любимыми не расставайтесь..."
проект по литературе (8 класс) по теме
Литературная композиция по мотивам повести А.Грина "Алые паруса" с использованием произведений Н.Гумилёва, Б.Брюсова, В.А.Рождественского, Е.А.Баратынского и других
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий литературной композиции | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Калмыкова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Покровской ООШ Рыбинского МР.
Из опыта работы
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- Формирование духовно развитой личности;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Умение читать и понимать художественный текст.
На мой взгляд, выполнению данных целей способствует внеклассная работа по предмету, ей в своей работе я уделяю большое внимание.
Литература, как искусство слова, несёт в себе высокую степень эмоционального воздействия на читателя, а в сочетании с музыкой, изобразительным искусством, танцем, драматическим искусством это воздействие только усиливается. Для разностороннего развития личности обучающегося во внеклассной работе я часто использую музыкально-литературные постановки, в которых учащиеся 7-9 классов с большим желанием принимают участие: кто-то охотно играет главные роли, кто-то хорошо рисует и работает над декорациями и оформлением сцены, кто-то прекрасно поёт и танцует, а кто-то вдохновенно читает стихи. Общее дело, репетиции объединяют ребят, дают возможность каждому реализоваться, узнать друг друга с новой стороны, а самое главное, глубже и полнее понять автора и прочувствовать авторскую идею того или иного произведения, «пропустить через себя» произведение.
Представляю Вашему вниманию сценарий одной из таких литературных композиций, наиболее любимую и популярную среди учащихся Покровской школы.
Сценарий литературной композиции «С любимыми не расставайтесь!»
(по мотивам повести А.Грина «Алые паруса»)
Учитель русского языка и литературы Калмыкова Ольга Николаевна, МОУ Покровская ООШ Рыбинский МР
На фоне музыки звучат стихи
1 чтец (он) Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастёт на сердце рана –
Прольёмся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана –
Прольёмся пламенной смолой.
2 чтец (она) Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы.
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоём.
Ты понесёшь с собой повсюду –
Не забывай меня, любимый,
Ты понесёшь с собой повсюду –
Родную землю, милый дом.
1 чтец (он) Но, если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но, если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
2 чтец (она) За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый!
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба – я и ты.
1 чтец (он) Но, если я безвестно кану –
Короткий свет луча дневного,
Но, если я безвестно кану –
За звёздный пояс, в млечный дым?
2 чтец (она) Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного.
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Чтецы уходят со сцены, появляется другой чтец.
Чтец Любовь их душ родилась возле моря,
В священных рощах девственных наяд,
Чьи песни вечно радостно звучат,
С напевом струн, с игрою ветра споря.
Её любовь родилась в девять лет,
Когда иной ребёнок занят куклой.
Дитя цвело, как томный персик пухлый,
И кудри вились, точно триолет.
Любовь дала малютке амулет –
Её пленил, как сказка, мальчик смуглый.
Музыка замолкает. Слова автора за сценой читают текст, а на сцене героиня (Ассоль) гуляет по берегу и находит кораблик с алыми парусами.
Автор На берегу бескрайнего моря расположилось небольшое селенье. Там жила дочь рыбака Ассоль.
Душа Ассоль всегда тянулась ко всему диковинному, чудесному и необычному, и потому она очень любила смотреть, как отец из куска дерева вырезал миниатюрные парусники, которые она потом относила приказчику в город.
Однажды в середине такого путешествия Ассоль увидела в корзинке белое судёнышко с алыми парусами, сделанными из обрезков шёлка. Она пришла в восхищение. Пламенный, весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь.
Дорогу пересекал ручей, и девочка, забыв обо всём, осторожно спустила на воду пленившее её судно. Вдруг судно, как настоящее, покинув берег, ровно поплыло вниз. Ассоль побежала за уплывающей игрушкой, стараясь не терять из вида красивый, плавно убегающий треугольник парусов.
С невысокого, изрытого корнями, обрыва Ассоль увидела, что у ручья спиной к ней сидит человек и держит в руках сбежавшую яхту. Девочка сползла по обрыву и, подойдя к незнакомцу, ожидала, когда он поднимет голову.
Ассоль Теперь отдай мне. Ты уже поиграл. Ты как поймал её?
Старик Эгль Слушай-ка ты, растение, это твоя штука?
Ассоль Да, я за ней бежала по всему ручью. Я думала, что умру. Она была тут?
Эгль У самых моих ног. Яхта, покинутая экипажем, была выброшена на песок. Как зовут тебя, крошка?
Ассоль Ассоль.
Эгль Хорошо. Мне, собственно, не надо было спрашивать твоё имя. Хорошо, что оно так странно, так музыкально, как шум морской раковины или свист стрелы. Я, милая, поэт в душе.
Ассоль А как это?
Эгль Я самый главный волшебник. Ну-ка, Ассоль, слушай меня внимательно. Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов. Тогда ты увидишь храброго красивого принца. Он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! - скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство». Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.
Ассоль Это всё мне? Может быть, он уже пришёл … тот корабль?
Эгль Не так скоро. Сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом… Что говорить? Это будет, и кончено. Что бы ты тогда сделала?
Ассоль Я? Я бы его любила, если он не дерётся.
Эгль Нет, не будет драться, я ручаюсь за это. Иди, девочка, и не забудь того, что сказал тебе я. Иди. Да будет мир пушистой твоей голове!
Вокальная группа исполняет песню «У синего моря»
У синего моря бушуют бураны.
Жила там девчонка с именем странным.
И часто бывало: она на просторе
В мечтах уплывала за синее море.
Припев: Алые паруса (2 раза)! Я подарю тебе паруса!
А там за морями, за синей чертою
Жил парень отважный с открытой душою.
Мечтал он о море, о странствиях дальних,
Мечтал о походах в дальние страны.
Припев: Алые паруса (2 раза)! Я подарю тебе паруса!
И вот как-то ночью, когда все уснули,
На небе зажглись миллиарды огней.
И этой же ночью случилось вдруг чудо:
То парень с девчонкой влюбились друг в друга.
Припев: Алые паруса (2 раза)! Я подарю тебе паруса!
На фоне музыки чтец читает стихотворение
Чтец 1 Беспечный паж, весь в бархате, как в раме,
Он издали следит турнира оживленье.
Ребёнок, он склоняется, как в храме,
И ловит набожно скользящие мгновенья.
Смятенный, - он не грезил вечерами,
Улыбки он не знал всевластного забвенья.
Он не клялся служить Прекрасной Даме,
Склонясь, он не шептал обетов отреченья.
Ещё не слышал он тревожные раскаты
Томительной грозы. Цветы вокруг не смяты.
Ребёнок, он глядит как день, задорно.
Он не клялся пред статуей Мадонны.
Всё ж близок миг! Он склонится покорно
У чьих-то ног, коленопреклонённый!
Чтец 2 Любви, одной любви! Как нищий подаянья,
Как странник, на пути застигнутый грозой,
У крова чуждого молящий состраданья,
Так я молю любви с тревогой и тоской!
Слова автора за сценой читают текст, а на сцене героиня (Ассоль) на поляне.
Автор В синих сумерках мерцали кусты, веяло духотой и землёй. Взяв старенькую, но на её голове всегда юную шёлковую косынку, Ассоль заперла дверь дома и выпорхнула на дорогу. Она шла через поля и, наконец, добралась до любимой поляны. Она села, подобрав колени, и внимательно смотрела на горизонт. Всё, чего она ждала так долго и горячо, делалось там, на краю света. Она легла на траву и, блаженно закрыв глаза, уснула по-настоящему. Ей снился любимый сон: цветущие деревья, тоска, очарование песни и сверканье синей воды, подступающей от ног к сердцу с холодом и восторгом.
Танец с лентами под песню в исполнении Игоря Саруханова «Лодочка»
Автор Грей выбрался на открытое место, заросшее пёстрой травой, и увидел спящую молодую девушку. Он тихо отвёл рукой ветку и остановился с чувством опасной находки. Грей присел на корточки, заглядывая девушке в лицо снизу. Всё тронулось, всё усмехнулось в нём.
Грей Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами – с душой.
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Как сладкое в душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечёт очарованье
К её ногам и под защиту к ней.
Автор Тень листвы подобралась ближе, а Грей всё ещё смотрел на девушку. Всё спало в ней: спали тёмные волосы, спали складки платья, даже трава поблизости её тела, казалось, задремала. Когда впечатление стало полным, Грей вошёл в его тёплую, завораживающую волну и уплыл с ней.
Пары юношей и девушек танцуют бальный танец
Автор Грей снял с пальца старинное дорогое кольцо и вдруг подумал, что, может быть, этим подсказывает жизни что-то важное. Он бережно опустил кольцо на нежный мизинец и, стараясь не разбудить девушку, медленно пошёл прочь.
Чтец Ты женщина, ты книга между книг,
Ты свёрнутый, запечатленный свиток.
В его строках и дум, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты женщина, ты ведьмовский напиток.
Он жжёт огнём, едва в уста проник.
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты женщина, и этим ты права,
От века убрана короной звёздной.
Ты в наших безднах образ божества,
Мы для тебя влачём ярём железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся от века на тебя!
Вокальная группа исполняет песню «Зурбаган»
Засыпает синий Зурбаган,
А за горизонтом ураган.
С грохотом и гомоном, и гамом
Путь свой начинает к Зурбагану.
Припев: На часах день ненастный, не наш и не нашего века.
Смотрит девушка пристально вслед кораблю
И плечами поводит, озябнув от ветра,
Я люблю это время, безнадежно люблю.
Грянет ливень, резкий и косой,
И проснётся юная Ассоль.
И тогда понять не смогут люди:
Было это или только будет.
Припев:
Автор Ассоль проснулась. Сидя, закалывала она растрёпанные волосы, поэтому кольцо Грея напомнило о себе. Она нетерпеливо поднесла руку к глазам и выпрямилась. На её пальце блестело лучистое кольцо.
Ассоль Чья это шутка? Разве я сплю?
Автор Не было объяснений случившемуся. Румянец покрыл её лицо, а голос сердца сказал вещее: «Да».
Ассоль Быть может, не любовь – одно стремленье
Моя любовь к тебе, далёкий друг.
Боюсь познать желаний тайных круг,
Страшнее смерти мне успокоенье.
Душа – алтарь. Свершается горенье!
Любовь иль не любовь? Не злой недуг,
А сладостный предчувствия испуг,
Простых вещей моё обожествленье.
Иду к тебе. И в этот миг
Никто иной желанья не достоин.
Иду к тебе! Как светел нежный лик,
А взор горит, взывает, беспокоен…
Быть может, не любовь моя любовь?
Священна страсть! Молись и славословь!
На сцену выбегают жители и кричат:
- Смотрите, полоумная Ассоль!
- Эй, корабельная висельница!
Чтец В этой жизни ничего не водится:
Ни дружбы, ни чистой любви!
Эту жизнь прожить приходится
По горло в грязи и в крови!
Ассоль Мне говорят: «Нету такой любви!»
Мне говорят: «Как все, так и ты живи!
Больно многого хочешь, нету людей таких!
Зря ты только морочишь и себя, и других!»
Говорят: «Зря грустишь, зря не ешь и не спишь.
Уступи. Всё равно ведь уступишь. Так уж лучше сейчас уступи!»
Автор Тем временем в Каперне произошло замешательство, волнение: никогда ещё большой корабль не подходил к этому берегу. У корабля были те самые алые паруса, имя которых звучало как издевательство. Теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла. Разбрасывая веселье, корабль пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь.
Он шёл прямо к Ассоль. От судна отделилась лодка, в которой стоял тот, кого, как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства.
Она вбежала по пояс в тёплое колыхание волн:
Ассоль Я здесь, я здесь! Это я!
Автор Лодка подплыла к берегу, глаза их встретились.
Ассоль Совершенно такой!
Грей И ты тоже, дитя моё! Вот я пришёл. Узнала ли ты меня?
Ассоль Да!
Грей Я пришёл к той, которая ждёт и может ждать только меня. Я же не хочу никого другого, кроме неё.
Звучит музыка. Ассоль и Грей танцуют медленный танец, к ним присоединяются другие жители.
Чтец Любовь, любовь – загадочное слово!
Кто мог бы до конца тебя понять?
Всегда во всём, старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Иль ночь, опустошившая сердца?
А, может быть, ты лишь напоминанье
О том, всех нас неизбежно ждёт.
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот!
Предсказание Эгля
Подойди ко мне. Я в твоих глазах вижу капли слёз.
В мире много зла, но не надо всё принимать всерьёз.
Ты не верь земле, чёрствой и сухой, - верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит – больше правды в ней.
Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской – посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.
Это будет бриг из далёких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,
И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,
Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.
Слушай, он затем только приплывёт, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!
Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль.
Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живёт Ассоль?»
Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.
Верь моим словам. Чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой!
В композиции были использованы произведения следующих авторов:
- А.С.Грин «Алые паруса»
- А.Кочетков «Баллада о прокуренном вагоне».
- В.А.Рождественский «Любовь, любовь — загадочное слово…»
- Н. Гумилев «Любовники»
- Е.А.Баратынский «Она»
- Б.Брюсов “Женщине”
- Н.Н.Матвеева «Предсказание Эгля»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина: "Мой любимый литературный герой".
Тестовые задания по литературе для 7 класса...
Литературная викторина "Любимые сказки"
Занимательные вопросы к викторине по сказкам в 5 классе помогут сделать урок повторения интересным и познавательным....
Литературная гостиная "Поэзии любимые страницы"
Сценарий литературной гостиной "Поэзии любимые страницы", автор Дроздова Н.А....
"С любимыми не расставайтесь" (Любовь в жизни А. А. Фета)
Вашему вниманию предлагается литературно-музыкальная композиция по творчеству А. А. Фета. Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе, при подготовке литературных вечеров в шко...
Литературная гостиная «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (о любимых женщинах в жизни и творчестве А.С.Пушкина)
Литературная гостиная - одна из форм урока, которая способствует решению одной из основных задач - обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Это празд...
Сценарий литературного вечера «Любимых книг знакомые страницы»
Сценарий литературного вечера«Любимых книг знакомые страницы»...
Конспект литературной викторины «Любимые сказки Г.Х. Андерсена».
Литературная викторина является эффективным средством развития познавательной активности школьников. Викторина даёт много положительных эмоций, уверенность в себе, желание участвовать в коллективных м...