Литературная гостиная «Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» (о любимых женщинах в жизни и творчестве А.С.Пушкина)
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Литературная гостиная - одна из форм урока, которая способствует решению одной из основных задач - обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Это праздник, к которому готовятся заранее. Оформление классного кабинета, выразительное чтение наизусть, эмоциональный подъём выступающих и нетерпение зрителей придаёт такому мероприятию праздничное настроение.
Данная методическая разработка создана для проведения литературной гостиной, посвященной любимым женщинам в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Материал рассчитан на восприятие детьми 8-11 классов. За основу взята идея совмещения в одном мероприятии литературоведческого исследования, создание оптимальных условий для формирования познавательного и интеллектуального потенциала учащихся. Проведение урока-гостиной поможет формировать у ребят литературный вкус, культуру общения, способствует приобщению к тайне слова поэта, желание самостоятельно познакомиться с его эпистолярным жанром, раскрыть искренние чувства поэта к женщине, уважительного отношения к женщине.
Сама тема актуальна во все времена, а в наше бурное время информационных технологий часто забывают о роли тех, забота и душевная теплота которых наполняет смыслом, украшает жизнь. Забывают о бабушках, нянях…Не умеют порой общаться даже с одноклассницами, не знают, как ухаживать, что говорить. Всё это можно найти у Пушкина- тем и современен поэт. Как нужен нам весь Пушкин! Имеется богатый материал о Марии Алексеевне Ганнибал, Арине Радионовне Яковлевой, Марии Болконской, Наталье Дмитриевне Фонвизиной, Анне Керн, Елене Завадовской. Есть подборка стихов, посвящённая этим замечательным женщинам.Прилагается презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района РТ.
Литературная гостиная
«Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?»
(о любимых женщинах в жизни и творчестве А.С.Пушкина)
Составила: учитель первой квалификационной
категории Кузьмина Елена Васильевна
Цели урока:
1.Привить любовь к творчеству А.С.Пушкина, желание самостоятельно познакомиться с его эпистолярным жанром, биографией поэта;
2.Раскрыть искренние чувства поэта к женщине; расширить знания о поэте;
3.Способствовать воспитанию уважительного отношения к женщине, культуры поведения;
Оборудование урока: мультимедиа проектор, мультимедийная презентация
(приложение), музыкальное оформление.
Оформление урока: Портрет А.С.Пушкина, звучат романсы М. Глинки.
Как пламень жертвенный, Чиста моя любовь...
А.С. Пушкин
И сердцем ей желать все блага жизни сей,
Весёлый мир души, беспечные досуги…
А.С.Пушкин
Кто были те, кто волновал поэта?...
Всё дело в том, что вызвали они?
Э.Асадов.
План урока.
Организационный момент.
Слово учителя
В русской культуре женщины всегда занимали особое место. Почему? Да потому что красота женщины очаровывала мужчин, вызывала в них восхищение, и мужчины становились поэтами, писателями, художниками, перевоплощая реальных женщин в художественные образы своих произведений, делая их образы шедеврами искусства.
А кто такие музы?!
А в толковом словаре С.И.Ожегова “муза-ы” обозначают:1)В греческой мифологии богиня-покровительница искусств и наук. 2)а)перен.знач. Источник вдохновения для поэтического вдохновения, обычно олицетворяемый в образе женщины. б)Само вдохновение поэта, музыканта, художника.
Наверное, не зря наш народ воспел женщину в песнях, сказках, наделив её красотой, добротой, трудолюбием - теми чертами характера, которые делают ее особо привлекательной. Позднее поэты и писатели начали воспевать на страницах своих произведений прекрасные женские образы, но особенно полно звучит эта тема в творчестве А.С.Пушкина, который блистательно выразил свое видение и понимание места женщины в жизни и в творчестве.
Первый ведущий:
Женщины…Женщины…Как много смысла в этом слове..
Конечно, женщины бывают разные. Ведь каждая из них наделена ей только присущими качествами, чертами характера, но объединяет их все одно - высокая духовность и нравственная чистота, многие не способны на коварство и подлость, на низменные человеческие страсти.
В нашей жизни есть женщины, которых мы любим, но, наверное, на первый взгляд, – это наши мама или бабушка. Ведь именно эти женщины в жизни человека играют большую первоначальную роль. Они заботятся, а также беспокоятся о нас; любят и оберегают, согревают нас своей любовью, заботятся, воспитывают, растят и никогда не забывают о нас.
Второй ведущий:
Второй женщиной на жизненном пути становятся женщины-жены, которые играют огромную роль на протяжении всей жизни мужчин. Сначала это подруги, а только потом, выходя замуж, становятся женами своих мужей. Они не только жены, но и прекрасные матери, которые растят достойное поколение.
Первый ведущий
Для Пушкина муза-женщина, слава - женщина. Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Его знание и понимание женской души удивляли современников и неизменно увлекали современниц.
Поэт воздвиг в своей лирике нерукотворный храм бессмертной любви к земным женщинам. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину. У него своё – философское представление о ней. Поэт пишет о Женщине как об источнике красоты, гармонии.
Второй ведущий:
Русская поэзия учит мужчину идеализировать женщину. Тем самым мужчина идеализирует не только её, но и себя. Он хочет стать более совершенным человеком, прежде всего равным своему чувству, достойным его. Богатая человеческая личность, Пушкин стремится напитать свое сердце правдой и красотой. Красотой, воплощённой и в человеческом облике, и в живописи, и в скульптуре, и в дивных народных песнях.
Первый ведущий: Замечательные женщины в жизни и в творчестве А.С.Пушкина? Кто же они? Какие?
Высвечивается слайд с портретом Марии Алексеевны Ганнибал (1745-1818) - бабушки А.С.Пушкина по линии матери Пушкиной Надежды Осиповны.
Первый ученик:
Мария Алексеевна Ганнибал сыграла в жизни А.С.Пушкина немалую роль. Она не только занималась воспитанием мальчика, но и впоследствии обучила родному языку своего внука.
Бабушка поэта была очень дельной, умной, рассудительной женщиной. Внука своего, Сашу, больше других любила, но и журила порядком: «Ведь экой шалун ты такой, помяни ты мое слово , не сносить тебе моей головы». Но в то же время Мария Алексеевна любила вспоминать старину. От неё Пушкин наслышался о семейных преданиях, рассказов о предках. Ведь в семье часто говорили о Ганнибалах , о привезенном из далекой Африки маленьком Ибрагиме, крестнике и любимце великого Петра. Не менее интересными оказались и Пушкины - в их древнем роду были известные в истории бояре, воеводы и храбрые воины. Интерес к предкам наш поэт сохранил на всю жизнь.
Но когда Пушкин подрос и покинул родительский дом, уехав на шесть лет учиться в Царскосельский лицей, то бабушка писала ему письма, языком которых восхищался сам Дельвиг, лицейский друг поэта.
Чтец:
Но и Пушкин очень любил свою бабушку Марию Алексеевну и эту любовь воздвиг в стихотворении “Сон”:
Ах! Умольчу ль о мамушке своей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
Под образом простой ночник из глины
Чуть освещал глубокие морщины,
Драгой антик, прабабушкин чепец
И длинный рот, где зуба два стучало-
Все в душу страх невольный поселяло.
Я трепетал - тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Чтец: Я считаю, что Мария Алексеевна окружила маленького Пушкина материнским вниманием и была его первой наставницей в русском языке.
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как легкий сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнем улыбка оживилась!
Каким огнем блеснул приветный взор!
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под желтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала...
Высвечивается слайд с портретом Яковлевой Арины Родионовны (1758-1828) – няни А.С.Пушкина.
Второй ученик:
С самого раннего детства Арина Родионовна уделяла внимание мальчику. Рассказывала из уст своих сказки, народные предания, поверья. Арине Родионовне надолго пришлось расстаться с маленьким Пушкиным, когда его увезли в Царскосельский лицей. Снова их сближают годы Михайловской ссылки поэта.
В Михайловском Пушкин жил вместе с няней в небольшом домике:
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна,
Что же ты , моя старушка ,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена? - писал он.
Третий ученик:
В этой лачужке Пушкин писал - одному из друзей: “…вечером слушаю сказки моей няни, прототипа няни Татьяны… она единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно”.
Пушкин трогательно любил свою няню. Сохранились два письма Арины Родионовны к поэту, продиктованные няней, полные нежности и любви.
Арина Родионовна была для поэта неиссякаемым источником рассказов о старине, о народных преданиях и поверьях. Пушкина интересовали суждения няни о написанном им. Он писал:
Но я плоды своих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей.
Четвёртый ученик:
Из воспоминаний современника А.С. Пушкина:
«-А няню-то его помнишь? Правда ли, что он ее очень любил?
-Арину-то Родионовну? Как же еще любил-то! Она у него вот тут и жила. И он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже и бежит ее глядеть: «Здорова ли мама?» - он ее все мамой называл».
Сильно они были привязаны друг к другу. Не зря отказалась преданная Арина Радионовна от вольной, она не мыслила себя без Пушкиных…
Чтец:
"Вновь я посетил "(1835)
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Высвечивается слайд с портретом Марии Николаевны Волконской (25.12.1805-10.08.1863)
Пятый ученик:
Мария Николаевна Волконская - одна из замечательных женщин своего времени. Разве можно лучше описать эту женщину, чем в поэме «Полтава», в которой сквозь обобщенный образ красавицы проступают и индивидуальные черты – особенно в пластике ее движений.
Чтец:
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но не единая краса
(Мгновенный цвет!) молвою шумной
В младой Марии почтена:
Везде прославилась она
Девицей скромной и разумной.
Первый ведущий:
Южная ссылка началась с приятного знакомства с дочерьми генерала Раевского - 22-летней Екатериной, 16-летней Еленой, 14-летней Марией. Скорее всего, Пушкин был влюблен во всех трех сразу. Мария - будущая княжна Волконская - позже написала: "Как поэт, он считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался».
Второй ведущий:
Надо отметить скромность Марии Раевской по отношению чувств Пушкина к ней. Пушкин был дружен с ее семьей и знал ее еще девочкой, задумчивой и мечтательной. Ее своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Пушкину особое, сокровенное чувство.
Впоследствии она стала женой декабриста Волконского Сергея Григорьевича, добровольно разделившая с ним ссылку. Она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генерала князя С.Г. Волконского, бывшего гораздо старше ее. Как и жены других декабристов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь. Иначе она поступить не могла.
Первый ученик:
В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году, перед ее отъездом в Сибирь. На прощальном вечере у Зинаиды Волконской в 1826 году Пушкин сказал Марии Николаевне: “Я хочу написать сочинение о Пугачеве. Я поеду на место...” Вот еще когда мелькнуло желание написать историю пугачевского бунта. Провожая Волконскую в дорогу, Пушкин не думал, что больше никогда не увидит ее. Это стало ясно ему значительно позже. Может быть, поэтому, работая в середине 30-х годов над “Капитанской дочкой”, поэт в память о Волконской дает главной героине имя Маша. И не случайно оренбургский буран из “Капитанской дочки” перекликается с описанным М. Н. Волконской в ее “Записках” бураном, во время которого она сбилась с пути в ночь под новый 1827 год по дороге в Сибирь, где провела почти 30 лет. Духовные страдания и героическое решение последовать в Сибирь за любимым человеком – с новой силой привлекли внимание поэта к этой женщине, едва ли не самой замечательной из всех, что появились в России в ту пору, и образ ее заблистал в творчестве Пушкина с новой силой.
Второй ученик:
Пушкин всегда внимательно следил за её судьбой. Когда умирает первенец, маленький сын Раевской, оставленный с родителями Марии, он пишет эпитафию на могиле ребёнка, Николеньки Волконского, чтоб как–то облегчить её боль и принять участие в её утрате.
Может быть, благородство, чистота, верность Марии Николаевны, стали для Пушкина тем идеалом. Марии Волконской посвящены многие стихотворные строки: о ней Пушкин говорит в «Бахчисарайском фонтане», в «Евгении Онегине», «Полтаве», в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…», в поэме “Кавказский пленник”. Шедевром любовной лирики является стихотворение «На холмах Грузии». Существует предположение, что той, с которой писан “Татьяны милой идеал”, является М. Н. Раевская (Волконская).
Чтец: стихотворение «Не пой, красавица, при мне…»
Третий ученик: Биографы Пушкина во многом единогласно сошлись в своих исследованиях. Но всё же следует отметить, что характер Татьяны в романе Пушкина – широкое художественное обобщение, а не снимок со знакомых поэту лиц… Более того, многие исследователи творчества поэта считают, что именно Марии Волконской мы обязаны за «три Маши” в прозе Александра Сергеевича Пушкина. На первый взгляд, пушкинские героини мало похожи друг на друга. У каждой из них свой характер, своя судьба. Но, знакомясь с ними ближе, можно заметить и те черты, которые роднят их друг с другом и с Марией Николаевной Раевской (Волконской).
Четвёртый ученик:
Все три Марии – ровесницы. В “Капитанской дочке” о Марье Ивановне Мироновой прямо говорится, что это была “девушка лет осьмнадцати”. Марью Гавриловну на страницах “Метели” мы застаем “семнадцатилетней девицей”. Из разговора Кирилы Петровича Троекурова с исправником о Дубровском можно сделать вывод, что его дочери, Марье Кириловне, было тоже семнадцать лет. Это возраст пылких чувств и юношеской влюбленности, когда так хочется любить и быть любимой. И как глубоко для пушкинских героинь это чувство любви! Так же, как и для Марии Николаевны Волконской. Сколько в ней искренности, честности, нежности, готовности к самопожертвованию.
Чтец: «На холмах Грузии».
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Высвечивается слайд с портретом Натальи Дмитриевны Фонвизиной (Апухтиной) (7.04.1805 -10.10.1869)
Первый ведущий:
Хочется рассказать и о другой современнице А.С. Пушкина, жене декабриста Фонвизина, Наталье Дмитриевне, ставшей той « русской по сердцу, высокой по характеру», с которой писал Пушкин свой «милый идеал» женщины. Есть доказательства, утверждающие, что Пушкин восхищался ей как женой, подругой.
Новые материалы архива позволяют назвать прототипом пушкинской Татьяны Наталью Дмитриевну Фонвизину( Апухтину в девичестве).
Второй ведущий:
О ней писали Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Александр Одоевский и другие. Это была удивительная женщина. Ведь это именно Наташенька Апухтина стала для А.С. Пушкина прототипом Татьяны Лариной, а для Л.Н. Толстого прототипом Наташи Ростовой.
Первый ученик:
В канун приближающейся круглой даты в память о декабристах невозможно обойти эту реальную женщину с удивительной и трудной судьбой. Вы скажете: «Но ведь Пушкин о ней больше слышал, чем знал!» Но знал от И.И.Пущина – лицейского друга! Многим они делились друг с другом через тонкую перегородку комнат 13 и14! Оказывается, Наталья Апухтина полюбила ещё в юности Пущина. Среди лицеистов Большой Жанно - так прозвали И.И.Пущина друзья - слыл воплощением ума, мужества и справедливости. Стройный красавец, блестящий кавалерист, - немудрено было в него влюбиться. Однако известно, что в молодости Иван Пущин придерживался особых взглядов на брак и не торопился связывать себя семейными узами, ибо готовил себя к некой великой миссии.
Второй ученик:
Шестнадцати лет от роду Пущин стал членом Священной артели, одной из первых декабристских организаций, далее членом Союза спасения, Союза благоденствия и одним из основателей Северного общества.
Наталья Дмитриевна выходит замуж за генерала-майора Михаила Александровича Фонвизина, который был старше жены почти на 20 лет. И вместе с тем он находился под её сильным нравственным влиянием. Становится понятным, насколько незаурядной личностью была Наталья Дмитриевна. Жена декабриста, повторившая участь многих жен декабристов. Долгие годы жизни в Сибири, активное участие в жизни петрашевцев и моральная поддержка Ф.М.Достоевского в Сибири – это неполный перечень заслуг этой женщины. На долю Натальи Дмитриевны Фонвизиной выпало немало тяжких испытаний. В числе их - вечная разлука с родителями и детьми. Её нечем было утешиться. В 1853 году Фонвизины досрочно покинули Сибирь…
Третий ученик:
Известны тридцать два письма Натальи Дмитриевны Фонвизиной, написанные через год после смерти мужа в Сибирь... Ивану Ивановичу Пущину. В них она возвращается к истории своей первой любви: "Ваш приятель А.С. как поэт прекрасно и верно схватил мой характер пылкий, мечтательный и сосредоточенный в себе - и чудесно описал его первое проявление при вступлении в жизнь сознательную..." При этом Наталья Дмитриевна нередко называет себя... Таней. И, что не менее, а может быть, более знаменательно: И.И.Пущин в ответных письмах тоже называл Наталью Фонвизину - Таней, Танюшей!
Четвёртый ученик:
Не странно ли? Прошло тридцать пять лет, полных трагических событий, лишений и потерь, и вдруг - поток писем с воспоминаниями о днях далекой юности... Понятно, сердцу не прикажешь. Говорят: человек стареет внешне, а душа остаётся ещё молода. Вряд ли она писала человеку постороннему, к тому же страдающему на каторге, подобное было бы немыслимо. Писать такие письма можно только к тому, с кем тебя связывает нечто глубоко интимное и далеко еще не изжитое. Эта история даёт нам предполагать: именно так Наталья Апухтина и Иван Пущин превратились в Татьяну Ларину и Евгения Онегина.
Пятый ученик:
...И все-таки любовь взяла свое.
После смерти мужа Наталья Дмитриевна (к тому времени ей было уже больше пятидесяти лет) вновь поехала в Сибирь. Этот поступок вызвал всеобщее удивление, ибо никто не знал его мотивов. Наталья Дмитриевна уехала к Пущину.
В августе 1856 года по манифесту царя Александра II И.И.Пущин был амнистирован, а в мае следующего года - обвенчался с Натальей Дмитриевной. Их брак современники называли "странным". Но нам он странным уже не кажется. Может, именно так скорее всего и закончилась бы история Татьяны Лариной и Евгения Онегина, будь дописан роман.
Чтец: Читает письмо Татьяны к Онегину.
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Высвечивается слайд с портретом Натальи Николаевны Гончаровой (1812-1863)
Шестой ученик:
По неизведанным законам человеческого сердца тот, кто не ощущает желания восхищаться женщиной, которая более чем достойна восхищения, может пройти и мимо той, которая должна быть его единственной избранницей. В этом избранном существе любящий видит то, что кажется ему самым прекрасным в мире: лес ранней осенью, дивное пение соловья…Пушкин не мог пройти мимо Н.Н.Гончаровой.
Седьмой ученик:
Наталья Николаевна Гончарова, бесспорно, тоже является обладательницей тех женских достоинств, которыми восхищался уже зрелый Пушкин. Вот что вспоминает о юношеских годах Наталии Николаевны Гончаровой ее близкая знакомая и соседка по имению Надежда Еропкина: "Я хорошо знала Наташу Гончарову, но более дружна она была с сестрою моей, Дарьей Михайловной. Натали еще девочкой отличалась редкою красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы осталось за нею".
Первый ведущий:
Когда они встретились впервые, её едва минуло 16 лет. Она была в белом воздушном платье с золотым обручем на голове. А.С.Пушкин не мог отвести от неё глаз.
Трудно быть женой гения, особенно, если ты при этом молода и очень красива. В их семейной жизни было всякое: радости, высокая любовь, четверо детей, но и конечно, недомолвки, ссоры. А ещё разлуки. Исследователи подсчитали, что за 17месяцев, что Пушкин не виделся с женой, он написал ей 78 писем, больше, чем кому-либо в жизни.
Мне грустно и легко; Печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Второй ведущий:
«Я женат – и счастлив: одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменялось, лучшего не дождусь», – писал поэт своему другу П. А. Плетневу через пять дней после свадьбы. «Жена моя прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом», – признавался он в письме к своей теще Н. И. Гончаровой уже в 1834 году. Исполнилось то, о чем он мечтал: «мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец» вошла в его дом...
Первый ученик:
Обнаруженные в архивах Гончаровых письма Натальи Николаевны к старшему брату многое проясняют. Блестящая светская красавица, очаровательная Натали в этих письмах предстает перед нами вполне земной женщиной, беспокоящейся о семье, заботливой женой, прекрасно разбирающейся в делах своего мужа и старающейся ему помочь.
Чтец:
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
15 мая 1829
Чтец:
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, во славе и лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
8 июля 1830
«Уверилась ли ты,- писал Пушкин жене,- что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете – а душу твою люблю я ещё больше твоего лица»
Высвечивается слайд с портретом Анны Петровны Керн (11 февраля 1800, Орёл — 16 мая 1879, Москва)
Первый ведущий:
Посвящая стихи любимой женщине, русский поэт поёт славу её красоте, её неповторимости, её очарованию, её уму и доброте… Поёт, потому что Она , по его мысли, -«чудо природы» , её «поэт, живописец, ваятель… должны приносить дань восхищения».
Анна Петровна Керн. Ее имя обессмертил Пушкин своим "Я помню чудное мгновенье...".
Чтец: « Я помню чудное мгновенье». Мелодия звучит Глинки.
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Второй ведущий:
Перед нами стаёт образ женщины удивительного обаяния, способной внушить чувство самое чистое и глубокое, стать источником высочайшего вдохновения. Рядом с самыми выдающимися современниками Пушкина Керн была личностью заметной, полной женского обаяния, живости ума, образованности. Отличалась широтой интересов, самостоятельностью суждений, явными литературными способностями.
Среди близких друзей или восторженных почитателей А. П. Керн были Пушкин и Глинка, Дельвиг и Веневитинов. Позднее, до самой старости, ее окружали и считали духовно сродни себе люди мыслящие, связанные с демократическими кругами.
Первый ведущий:
Много нелестного пришлось услышать от людей Керн. Порой это обыкновенная человеческая зависть, желание защитить Пушкина от нежелательных красавиц… Наиболее существенный источник достоверных сведений, позволяющих оценить личность А. П. Керн,- ее переписка, дневники и воспоминания о Пушкине.
Второй ведущий:
Прожила она трудную жизнь.
С самых ранних лет не покидало ее страстное увлечение чтением. "Каждую свободную минуту я употребляла на чтение французских и русских книг из библиотеки моей матери".
Ей было около 17 лет, когда отец - самодур выдал её замуж за пожилого, грубого, глупого и невежественного человека.
Почти десять лет вынуждена была Анна Петровна переезжать вслед за мужем из одного города в другой, в зависимости от того, где квартировала часть, которой командовал генерал Керн.
В начале 1819 года в Петербург в доме своей тетки - Е. М. Олениной она слышала И. А. Крылова и впервые встретила Пушкина.
Второй ученик:
Она всячески тянулась к людям умным, душевным, талантливым - непохожим на тех, что постоянно окружали ее в собственном доме. Жизнь в атмосфере казарменной грубости и невежества с ненавистным мужем была ей невыносима. Еще в "Дневнике для отдохновения" 1820 года она в выражениях самых пылких высказывала свою ненависть к этой атмосфере, чувства глубочайшей неудовлетворенности, близкие к отчаянию: "Какая тоска! Это ужасно! Просто не знаю, куда деваться. Представьте себе мое положение - ни одной души, с кем я могла бы поговорить, от чтения голова уже кружится, кончу книгу - и опять одна на белом свете, муж либо спит, либо на учениях, либо курит. О боже, сжалься надо мной».
Второй ученик:
Среди ее ближайших друзей была вся семья Пушкиных - Надежда Осиповна, Сергей Львович, Лев, Ольга. Никогда, ни раньше, ни потом, А. П. Керн не жила такой богатой духовной жизнью, как в это время. Она была в кругу поэтов пушкинского кружка…
Если встреча их у Олениных была случайной, то летом 1825 года Анна Петровна направлялась в Тригорское, хорошо зная, что встретит там автора "Кавказского пленника", "Бахчисарайского фонтана", "Братьев разбойников", первой главы "Евгения Онегина", и горячо желала знакомства с первым русским поэтом.
Нам остаётся догадываться, что общение великого русского поэта с Керн ещё раз доказывает незаурядный ум музы Пушкина, полный обаяния и духовно-нравственной красоты…
Высвечивается слайд с портретом Елены Михайловны Завадовской (1807-1874 )
Чтец: Стихотворение «Красавица»
Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.
Третий ученик:
В 1832 году Пушкин написал знаменитое стихотворение «Красавица». Графиня Елена вновь и вновь перечитывала присланное стихотворение, и не замечала, что по щекам ее сползают тихие, крупные капли и оставляют следы на бархатно – белоснежных листах альбома. Она так открыто плакала впервые. Будто вернулась в детство. И будто бы, хоть и на миг, но спала долголетняя, так тяготившая ее маска «холодной Клеопатры Невы».
Черты графини Завадовской Пушкин запечатлел и в 8 главе «Евгения Онегина» - в образе княгини Нины Воронской, - и в летучих строчках своих многочисленных, незавершенных прозаических набросков: романов, повестей, драм…
Может быть, образ Елены Михайловны был всего лишь одною из граней мастерски отточенного алмазного, магического кристалла воображения Поэта.
Первый ведущий:
«…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?» – читая строки из стихотворения Н.Заболоцкого задумываешься о женском окружении Пушкина. Бесспорно, это были удивительные люди, каждая из которых «огонь, мерцающий в сосуде». Слава русским женщинам, достойным этим бессмертным стихам и произведениям, вышедшим из- под пера « солнца русской поэзии», Александра Сергеевича Пушкина.
Оказывается, поэтический идеал красоты, открытый Пушкиным, реален. А наш поэт, певец любви и восхищения женщиной,- тот образец для наших мужчин, к которому должна стремиться наша сильная половина населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина
Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....
Литературные викторины "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"
Викторины "Пушкин в Москве" и "Творчество А.С.Пушкина"....
"Лампада чистая любви..." Женщины в жизни и творчестве А.С.Пушкина
Литературно музыкальная композиция для учащихся 9-11 классов , посвещенная теме любви в лирике А.С.Пушкина...
Классный час «Сосуд она, в котором пустота,или огонь, мерцающий в сосуде?»
Классный час «Сосуд она, в котором пустота,или огонь, мерцающий в сосуде?»...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"
Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....
Комментарии
Литературная гостиная «Сосуд она, в котором пустота, или огонь,
Уважаемые коллеги, думаю,вы найдёте для себя что-нибудьинтересное
Спасибо большое. Вдохновляет.
Спасибо большое. Вдохновляет. Не пробовали переставить жену в конец? Реальный образ идеала.