Повторительно-обобщающий урок "В сказочном мире А.С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Кальмина Татьяна Владимировна

Данный урок предполагает повторение биографических сведений об А.С.Пушкине,  знание отрывков из сказок писателя,  знание стихотворений поэта.  Урок украшает кроссворд, составленный ученицей и рисунки ребят, подготовленные к уроку (к эпилогу "У лукоморья дуб зелёный...")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эту ссылку можно послать друзьям для разгадывания:

http://puzzlecup.com/?guess=3B66A104CCA280C5


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя школа № 2

План-конспект открытого урока по литературе

«В сказочном мире А.С. Пушкина»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

Кальмина Татьяна Владимировна

2015 год

Тема урока: «В сказочном мире А.С.Пушкина»

Тип урока: урок-обобщение

Цель урока:

Обобщить полученные знания по творчеству Пушкина в 5 классе

Задачи урока:

Образовательные: вспомнить факты биографии А.С.Пушкина; охарактеризовать  литературных героев сказок писателя; проанализировать отрывки из сказок Пушкина; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки)

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову

Формирование УУД:

Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование  знаково-символических средств для решения различных задач.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  мнение, владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы:

проблемно-поисковый (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация)

Приемы:

диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, художественный пересказ

Средства обучения:

компьютер, проектор, презентация, учебник, аудиозаписи, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки), кроссворд

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Романс «Я помню чудное мгновенье..» (исполняет учитель)

  Ребята, с вами Пушкина мы изучали

  И много интересного узнали.

  Ведь Пушкин – целый мир, он с нами с детства,

  Оставил богатейшее наследство.

  Был Пушкин настоящим книголюбом,

  Его повсюду окружали книги.

  И так писал о гении великом

  Пётр Александрович Плетнёв – литературный критик.

(Читает ученик)

«Пушкин беспрестанно выписывал из Петербурга книги… Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку, как он.  Не выходило издания почему-то любопытного, которого бы он не приобрёл. Издерживая последние деньги на книги, он сравнивал себя со стекольщиком, которого ремесло заставляет покупать алмазы, хотя на их покупку и богач не всякий решится».

  1. Постановка учебной задачи

   Какие цели мы перед собой поставим,

   Что нужно сделать нам сегодня на уроке?

   (Ответы учеников: вспомнить факты биографии Пушкина, произведения писателя)

  1. Актуализация знаний

   Мир Пушкина мы лучше понимаем

   Когда из биографии узнаем

   Кто были предки Пушкина, как рос он,

   Кто окружал его любовью и заботой?

   Сканворд давайте с вами разгадаем

   И много интересного узнаем.

   Но не простой сканворд, а необычный,

   Для вас немного непривычный.

   В разнообразии сих букв слова найдите

   И с фактами из биографии соотнесите.

(Ученики находят слова и поясняют, с каким фактом биографии это слово связано. Сканворд распечатан каждому)

(Слова: Арина Родионовна, Сергей, Надежда, Москва, Дантес, лицей, ссылка, Лев, Ольга, Наталья Николаевна, вольная, сказки)

  1. Обобщение и систематизация знаний

   Стихов  писал поэт немало:

   Чудесных, ярких и родных.

   Мы с вами те стихи учили,

   Анализировали их.

(Ученики читают наизусть стихи)

К кому в стихотворенье обращенье?

С каким его читаем настроеньем?

(Стихотворение  «Няне» посвящено Арине Родионовне. Поэт её очень любил и посвятил ей стихотворение, которое наполнено грустью. Пушкин скучает по своей няне, когда находится в ссылке)

Физкультминутка

У лукоморья дуб зелёный…

Не перепутать эти строки.

Произведение какое читали с вами на уроке?

(Ученики характеризуют героев поэмы «Руслан и Людмила». Делают вывод, чему учит это произведение)

И как итог сего урока –

Цветные, яркие картины.

О них  расскажут нам ребята:

Андрей, Марина и Алина…

(Все ученики рассказывают о своих рисунках к прологу поэмы «Руслан и Людмила».)

Какую сказку мы читали,

И кто там главные герои?

Мне расскажите по порядку.

Спрошу, наверное, я Колю.

(Ученик даёт характеристику героям «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Сейчас героев данной сказки

Вот здесь  увидите вы сами.

Талант актёрский проявляют,

На сцене дети выступают.

(Инсценирование отрывков из сказки)

Но сказок у писателя немало,

И каждая по-своему чудесна.

Попробуйте отрывки  отгадайте,

Они вам все давным-давно известны.

(Викторина по сказкам Пушкина)

Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай варёную полбу. (Балда)

Здравствуй, красная девица,-

Говорит он,- будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября (Царь из сказки «..о царе Салтане..»)

Отпусти, ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь. (Золотая рыбка)

Та, в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

А сама пришла домой. (Чернавка)

Не хочу быть столбовой дворянкой,

А хочу быть вольною царицей. (Старуха)

Лебедь нас к тебе послала

И наказом наказала

Славный город твой хранить

И дозором обходить (33 богатыря)

(Ученики отгадывают, из каких сказок даны отрывки. Также называют героя, который произносит речь, и дают ему характеристику)

        

(Ученики разгадывают кроссворд)

http://puzzlecup.com/?guess=3B66A104CCA280C5

  1. Рефлексия

Мы с хорошей сказкой неразлучны,

А чудес у сказки до небес.

Вы представьте, как бы было скучно,

Если б в мире не было чудес.

Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Мы  добились целей, которые поставили в начале урока?

Давайте оценим нашу работу. Как вы себя оцениваете?

Да, я тоже оценила вашу работу только на «5». Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса по теме "Вклад народов Древнего мира в мировую культуру"

Урок для 5-го класса по Всеобщей истории, посвященный культуре древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требования к уроку. Прово...

"Загадочный Восток" - повторительно-обобщающий урок по истории Древнего Мира

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток". Материал содержит конспект урока и презентацию. Может использоваться на уроках истории Древнего Мира в 5 классе после изучения раздела "Древний ...

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Тест к повторительно-обобщающему уроку " Древняя Греция" История древнего мира 5 класс

Дяанный тест разработан для проведения повторительно-обобщающего урока в 5 классе , он завершает изучение темы " Древняя Греция". Все задания составлены с учётом психологических особенностей учащихся ...

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....