Внеклассное чтение. 7 класс. А.С Экзюпери. Маленький принц.
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Золоева Эля Сергеевна

мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_mal._prints.ppt1.92 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_po_mal._printsu.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антуан де Сент–Экзюпери « Маленький принц»

Слайд 39

Антуан де Сент – Экзюпери ( 1900 – 1944)

Слайд 41

Зорко только сердце…

Слайд 44

Памятник А. де Сент-Экзюпери и Маленькому принцу в Лионе

Слайд 45

Автор: Золоева С.С. МОУ гимназия №2 2007 МОУ СОШ №2



Предварительный просмотр:

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

«Мы навсегда в ответе за тех,  кого приручили».

                  (по повести-сказке А. де Сент-Экзюпери  «Маленький принц»)

1. (Звучит песня М.Таривердиева на слова Н.Добронравова «Маленький принц».

На фоне музыки презентация — фотографии звёзд и др.)

- Ведь если звёзды зажигают,

 значит это кому-нибудь нужно?

 Значит это необходимо,

 чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

   Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И М.п. задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся». А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?

А когда говорили друг с другом по душам? Не об уроках, не о футболе, не о новом компьютере или игре, а о чём-то сокровенном, о чём не со всяким поговоришь? И, вообще, есть ли такой человек, кроме мамы, которому вы можете всё про себя рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

   Задумались... Наверно, говорите про себя: «Какие звёзды, какая душа, если и без них вздохнуть некогда, есть проблемы куда важнее: контрольные, зачёты, уроки...»

  Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, сказать себе «стоп», не торопись, задумайся о вечном!

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

- Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек — французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный М.п.

2. Вы помните, что 7-он планетой, где побывал М.п. была Земля.

- Где оказался М.П., попав на Землю? (пустыня)

- Что поразило его здесь? Почему он думает, взобравшись на высокую гору: «Какая странная планета!»

(его поразило, какая она некрасивая, вся сухая, в иглах, солёная, здесь не растут цветы, кроме одного «крохотного, невзрачного, о трёх лепестках», здесь нет людей, не с кем поговорить).

- Почему он не чувствовал себя таким покинутым и беззащитным на своей планете?

(он там был не один, ему было с кем поговорить, о ком позаботиться).

- Когда это чувство одиночества и рассеянности ещё больше усилилось?

 (когда М.п. увидел сад, полный роз).

- Что испытал М.п., увидев перед собой «5 тысяч точно таких же цветов», что его Роза? Почему он заплакал?

(М.п. испытал разочарование, горечь, обиду — роза обманула его, он думал, что владеет единственным в мире цветком, а их — целый сад. И все красивые, благоухающие).

- Сейчас, глядя на розовый сад, М.п. впервые так ясно понял, как он одинок, он понял, кто

ему нужен. А кто? (друг)

3. – «Вот тут-то и появился Лис».

(Инсценировка эпизода «Встреча и прощание с Лисом», гл. 21)

- Почему вначале так далеки друг от друга Лис и М.п.?

( они незнакомы, чужие)

- Когда они совершили 1-ый шаг навстречу друг другу? Я немного помогу вам:

- Я здесь, - послышался голос под яблоней..

- Кто ты? — спросил М.п. — Какой ты красивый!

Обратите внимание на чувство, с каким М.п. произнёс эти слова. Что сразу понял Лис? (М.п. произнёс эти слова с восхищением, с симпатией. Лис понял, что это существо не обидит его, что ему можно д о в е р и т ь с я, что оно хорошее).

- С чего же начинается дружба?

(с интереса, с симпатии, доверия)

   Давайте попробуем сейчас по ходу нашего диалога составить своеобразную «формулу» дружбы.

На доске:                                                  Д РУ Ж Б А

Итак, с чего начинается дружба?

 (Д О В Е Р И Е, О Т К Р Ы Т 0 С Т Ь)

- И вот Лис начинает доверчиво и искренне открывать М.п. свою душу, говорит о своей мечте. Что начинает разъяснять Лис М.п.?

(Что значит «приручить»)

- А что это значит? Как объясняет это Лис?

(Создать УЗЫ, стать необходимым кому-то).

- Сразу ли понимает М.п. Лиса?

(Нет. 3 раза переспрашивает: «А как это приручить». И только потом задумчиво говорит: «Я начинаю понимать.. .Есть одна роза... наверно, она меня приручила...»)

- Что же ещё важно в дружбе?

 (П О Н И М А Н И Е)

Иногда люди говорят и не слышат друг друга, каждый думает о своём. А в дружбе не так: к слову друга прислушиваешься, пытаешься понять. Понимать не так-то просто. Поставь себя на место друга, начни жить его заботами, почувствуй его.

(Вопросы к актёрам: Легко ли сначала было понять характер Лиса? Какой он?

М У Д Р Ы И. Сначала ему было грустно, одиноко, Но потом появился М.п. Он рассказывал ему о своей жизни и ему становилось легче, радостнее на душе.)

- Без чего же ещё невозможна дружба?

(6ез СОЧУВСТВИЯ, СОПЕРЕЖИВАНИЯ)

- Понимает ли М.п. радости Лиса? В чём они?

(Когда Лис поймает курочку, убежит от охотников, отдыхает по четвергам).

- А Лис, что он понимает о заботах и печалях М.п.?

(Что Роза очень дорога принцу, что он должен вернуться к ней, что ему одиноко и

непривычно здесь.)

- Какую важную истину о бесценности человеческой дружбы говорит Лис?

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь. У людей уже не хватает Времени – что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди не имеют друзей».

-Чего ещё нельзя жалеть в дружбе? Что не нужно бояться тратить на друга? (время)

   Друг приходит к тебе со своей проблемой, и ты слушаешь и утешаешь его до тех пор, пока ему не станет легче.

- Почему иногда близкие, добрые друзья расходятся? Были ли у вас такие случаи? Из-за чего чаще всего это происходит? Чего не прощает дружба?

(предательства, равнодушия, неумения быть верным другом).

 Значит в дружбе важны ещё... ВЕРНОСТЬ и ПРЕДАННОСТЬ.

- Как об этом говорит Лис? ТЕМА!!! «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу». Ты в ответе не только за свою судьбу, но и несёшь О Т В Е Т С Т В Е Н НОС ТЬ за друга.

- И теперь М.п., глядя на свою Розу, не плачет. Какая истина, благодаря разговорам с Лисом, ему открылась? Что теперь он знает и понимает о своей Розе?

(Его Роза единственная, потому что он отдавал ей всё своё время, «все свои дни», все свои силы — поливал каждый день, накрывал стеклянным колпаком, оберегал от ветра... прислушивался к ней).

- Роза — единственная, потому что М.п. отдавал ей всё своё время и всю свою душу, он трудился, завоёвывая её дружбу и любовь. Значит, дружба — это ещё и что?

(ТРУД ДУШИ).

- И ещё, помните, вначале, после встречи с розами в саду М.П. вздыхает: «Я такой бедный… какой я принц...» А сейчас он так бы сказал? Сейчас он ощущает себя бедным? Что, оказалось, нужно для счастья?

(Можно быть счастливым и богатым,  имея всего один цветок, если этот цветок любимый, если ты его приручил. Тогда он наполнит твою душу светом и заполнит сердце.)

4. — Но всё же, для настоящей дружбы и истинной любви и этого мало.

(Инсценировка эпизода «Разговор со Змеёй. Прощание с Лётчиком». Гл. 26.)

- Какое чувство оставляет эта сцена в произведении? (глубокой грусти)

- В самом деле, зачем надо было оставлять Землю? Ведь здесь М.п. нашёл друзей, понял, что значит дружить. Но почему он не может жить рядом с Лётчиком и Лисом? Ему просто необходимо попасть на свою планету.

 (М.п. понял, что любит Розу, что она в нём больше нуждается, ждёт его и умирает).

 Здесь, на Земле, «миссия» М.п. выполнена. Смотрите, мы говорили, что Лис помог разобраться принцу в своих чувствах, научил его дружбе. Но ведь и М.п. помог Лису. Чем?

(Он помог ему осуществить мечту, чтобы его приручили).

- И теперь Лис счастлив, даже после расставания с М.п. он не будет одинок. Почему?

 (Он будет вспоминать о своём друге, приручившем его).

- Маленький принц помог и Лётчику. Как?

(Он давал ему силы выжить. Лётчик искал колодец с водой, чинил двигатель. Они и на расстоянии будут дружить).

-Можно ли, по-вашему, дружить на расстоянии?

(Да. Можно писать письма, думать о человеке, в своих поступках ориентироваться на друга: «А как бы он поступил? Что бы он сказал?»)

- Другу можно простить всё, кроме предательства.

«Знаешь, моя Роза, я за неё в ответе. А она такая слабая и такая простодушная. У неё только есть, что 4 жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира».

Маленький принц понял, что он всегда в ответе за Розу. И он сумел простить ей все прошлые обиды. Он будет и дальше заботиться о своей капризной Розе.

- Так зачем же светятся звёзды? В «Артеке» есть такая хорошая традиция: когда дети разъезжаются, каждый отряд договаривается дома в определённый час смотреть на звёзды. Зачем? Нужна ли такая традиция?

(Наверное, глядя на звёзды в это время, они ощущают тепло друга, общаются с ним).

-Значит, дружба-это ещё и СОПРИКОСНОВЕНИЕ ДУШ. Хоть ты и далеко, друг, но я думаю о тебе, волнуюсь, как твои дела, не болеешь ли ты, всё ли у тебя в порядке.

Итак, что же такое дружба. Прочитаем нашу импровизированную формулу.

Можно предложить ребятам заглянуть в себя, поразмышлять, какой я друг.

(Какой я друг? Каким бы я хотел видеть своего друга?)

В конце урока прочитаем последнюю главу повести-сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Методическая разработка «УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» (2 ЧАСА)

Цели:познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери; расширить представления о литературной сказке; проследить иносказательный смысл сказки; воспитывать гуманизм; дать представл...

Внеклассное чтение по литературе в 6 классе по произведению Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц"

Урок внеклассного чтения по произведению Антуана де Сент - Экзюпери "Маленький принц" с презентацией....

Урок литераратуры в 6 классе по сказке Экзюпери "Маленький принц"

Тип урока - литературно-творческий проект.На изучение сказки Экзюпери "Маленький принц" отводится один час, поэтому учащимся были даны опережающие задания. ...

Анализ сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». (Методическая разработка по литературе, посвященная 70-летию книги «Маленький принц»)

Анализ сказки Экзюпери "Маленький принц"способствует внимательному и вдумчивому чтению, формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков. На уроке созданы усл...

ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА (урок по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Помочь разобраться в философском содержании сказки «Маленький принц». Подвести детей к выводу о том, что человек несет ответственность за всех, кого приручил, независимо от возраста; подчеркнуть мысль...

Открытый урок чтения в 6 классе СКОШ VIII вида на тему: "Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Открытый урок чтения в 6 классе СКОШ VIII вида на тему: "Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...