Конспект урока литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы на тему "Образ врача в рассказе А.П.Чехова "Ионыч" и повести М.А.Булгакова "Собачье сердце".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     КОНСПЕКТ  УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ  В  11 КЛАССЕ.

Тема:

 Образ врача в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» и в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» (сопоставительная характеристика персонажей).

Цель:

  1. Закрепить навык построения сопоставительной характеристики персонажей
  2. Подчеркнуть эвристическую ценность такого вида филологического анализа для углубления понимания содержания образа персонажа и авторской позиции

Виды работы:  построение сопоставительной характеристики персонажей разных произведений.

Основной литературный материал: рассказ А.П.Чехова «Ионыч»,  повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Этапы урока.

  1. Вступительное слово учителя о сопоставительной характеристике персонажей как виде филологического анализа; необходимо подчеркнуть, что это не параллельная характеристика двух персонажей и  что методологический принцип единства формы и содержания должен быть применён и в этом случае. Важно подчеркнуть, что, сопоставляя персонажей, нужно понять, в чём именно в каждом конкретном случае состоит основная задача исследователя – подчеркнуть типологическую общность, несмотря на различия, или, наоборот, увидеть принципиальное различие там, где, кажется, можно наблюдать однотипность.
  2. Работа учащихся по теме урока.

а) ответы учащихся на вопросы домашнего задания:

- определите время создания произведений.

- Чем обусловлен интерес А.П.Чехова и М.А.Булгакова к образу врача?

- Что вы знаете о фактах биографии самих авторов, имеющих отношение к данному образу?

-  Какие именно персонажи двух произведений представляют образ врача?

б) работа учащихся в группах.

Вопросы для 1 и 2 групп по рассказу «Ионыч» А.П.Чехова:

  • Что именно мы узнаём о врачебной деятельности Старцева?
  • Хороший ли он врач (докажите). Каковы мотивы его профессиональной деятельности, каковы её успехи?
  • Где именно он служит?
  • Что его интересует помимо врачебной деятельности?
  • Какое место занимает он в окружающем мире людей?
  • Остаются ли взаимоотношения героя с миром неизменными на протяжении всего рассказа?
  • Как этот мир влияет на Старцева и как герой влияет на окружающую действительность?
  • Меняются ли внешние признаки героя на протяжении рассказа?
  • Одинаково ли именуется герой?
  • Как вы можете объяснить значения даваемых ему имён?
  • Каким показан герой в начале рассказа?
  • С какой целью Чехов показывает  Старцева  напевающим  романс?
  • Кого напоминает Ионыч в конце рассказа?
  • Какие проблемы поднимает А.П.Чехов в связи с образом Ионыча?

Вопросы для учащихся 3 и 4 групп по  повести «Собачье сердце» М.А.Булгакова:

  • Какова область врачебной деятельности профессора  Преображенского?
  • С каких точек зрения показан этот персонаж?
  • Что говорится о его профессиональных успехах? С кем сравнивают его Шарик  и  Борменталь?
  • Как вы понимаете значение фамилии персонажа?
  • Какой  эксперимент  и  с  какой целью он ставит?
  • Соответствуют ли результаты эксперимента ожиданиям Преображенского?
  • Меняются ли в течение повести взгляды Преображенского на мир и на собственные профессиональные возможности?
  • Какие требования Преображенский предъявляет к себе и к людям?
  • Почему он не даёт  Шарикову возможности свободно «эволюционировать»?
  • Каково отношение профессора  Преображенского к быту?
  • Проявляется ли как-нибудь в повести отношение Преображенского к искусству?
  • Какие проблемы поднимает М.А.Булгаков в связи с образом Преображенского?

Вопросы для обсуждения  всех групп:

  • Одинаковый ли тип врача представлен в произведениях А.П.Чехова и М.А.Булгакова?
  • Только ли профессиональная деятельность врачей интересует двух авторов?
  • Какое значение в двух произведениях имеет сравнение врача с божеством?
  • Одинаково ли решена проблема отношений героев с бытом?
  • Духовную победу или духовное поражение врача рисуют писатели?
  • Как  связаны духовная жизнь и профессиональные успехи?
  1. Сделайте развёрнутый вывод о том, как связано обращение А.П.Чехова и М.А.Булгакова к образу врача с духовными проблемами русской интеллигенции начала ХХ века? Какие условия русской жизни обострили эти проблемы?

Домашнее задание: завершить работу по построению сопоставительной характеристики персонажей, представив её  письменный вариант (или только тезисы и выводы)

     Примерный план сопоставительной характеристики персонажей

  1. Авторы, произведения, время создания.
  2. Основания для сопоставления персонажей (явные черты сходства или общность ситуаций, в которых проявляют себя персонажи, общность социально-исторических условий, в которых сформировался представленный в персонажах тип личности, и т. д.).
  3. Доказательство типологической общности или типологического различия персонажей:
  • Поведение в сходных ситуациях (в каких ситуациях и как себя ведут герои);
  • Черты характера (и как именно они проявляются);
  • Отношение к людям, к жизни в целом, основные жизненные принципы;
  • Роль в сюжете, место в системе персонажей.
  1. Косвенное проявление сходства или различия – анализ художественных средств: имена, портреты, детали и т.д.
  2. Вывод о том, к какому типу людей относятся сопоставляемые  персонажи, какие именно черты данного типа представлены в персонажах и какие варианты людей этого типа в них реализованы.
  3. Вывод о том, каково отношение авторов произведений к данному типу людей.
  4. Вывод о том, с какими проблемами в произведении и в реальной жизни связано появление данного типа персонажей и чем обусловлен интерес авторов к нему.

Примерный план характеристики образа персонажа.

  1. Автор, произведение, время создания
  2. Главный / второстепенный (эпизодический) / внесценический ( в драме)
  3. Средства создания образа:
  • особенности портрета (физические признаки, одежда, манера поведения, мимика, жесты);
  • внутренняя форма имени;
  • особенности речи (речевая манера, содержание речи);
  • пейзаж, интерьер, предметная деталь как средства косвенной характеристики;
  • роль в сюжете, основные события, связанные с персонажем;
  • использование сравнений, метафор, эпитетов, гротеска и других тропов;
  • сопоставление и противопоставление с другими персонажами;
  • прямые высказывания автора о персонаже;
  • высказывания других персонажей.
  1. Конкретные признаки: внешность, «биография»,характер, мировоззрение, эмоциональное проявление.
  2. Типизация: примером какого социально-исторического,  психологического, национального типа людей может служить персонаж; какие именно черты этого типа людей в нём представлены.
  3. Общечеловеческое: какие универсальные закономерности человеческого поведения представлены в  персонаже; какие его черты и связанные с ним проблемы имеют «вечное» звучание.
  4. Персонажи – антиподы и персонажи того же типа в данном произведении.
  5. Другие персонажи подобного типа в русской и мировой литературе.
  6. Авторское отношение к герою и основные способы его проявления; мотивировка позиции автора по отношению к тому типу людей. Который представлен в образе персонажа.
  7. Оценки персонажа в литературной критике.
  8. Ваша собственная оценка персонажа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...