Конспект урока литературы в 11 классе
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы на тему "Образ врача в рассказе А.П.Чехова "Ионыч" и повести М.А.Булгакова "Собачье сердце".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока литературы в 11классе | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ.
Тема:
Образ врача в рассказе А.П.Чехова «Ионыч» и в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» (сопоставительная характеристика персонажей).
Цель:
- Закрепить навык построения сопоставительной характеристики персонажей
- Подчеркнуть эвристическую ценность такого вида филологического анализа для углубления понимания содержания образа персонажа и авторской позиции
Виды работы: построение сопоставительной характеристики персонажей разных произведений.
Основной литературный материал: рассказ А.П.Чехова «Ионыч», повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце».
Этапы урока.
- Вступительное слово учителя о сопоставительной характеристике персонажей как виде филологического анализа; необходимо подчеркнуть, что это не параллельная характеристика двух персонажей и что методологический принцип единства формы и содержания должен быть применён и в этом случае. Важно подчеркнуть, что, сопоставляя персонажей, нужно понять, в чём именно в каждом конкретном случае состоит основная задача исследователя – подчеркнуть типологическую общность, несмотря на различия, или, наоборот, увидеть принципиальное различие там, где, кажется, можно наблюдать однотипность.
- Работа учащихся по теме урока.
а) ответы учащихся на вопросы домашнего задания:
- определите время создания произведений.
- Чем обусловлен интерес А.П.Чехова и М.А.Булгакова к образу врача?
- Что вы знаете о фактах биографии самих авторов, имеющих отношение к данному образу?
- Какие именно персонажи двух произведений представляют образ врача?
б) работа учащихся в группах.
Вопросы для 1 и 2 групп по рассказу «Ионыч» А.П.Чехова:
- Что именно мы узнаём о врачебной деятельности Старцева?
- Хороший ли он врач (докажите). Каковы мотивы его профессиональной деятельности, каковы её успехи?
- Где именно он служит?
- Что его интересует помимо врачебной деятельности?
- Какое место занимает он в окружающем мире людей?
- Остаются ли взаимоотношения героя с миром неизменными на протяжении всего рассказа?
- Как этот мир влияет на Старцева и как герой влияет на окружающую действительность?
- Меняются ли внешние признаки героя на протяжении рассказа?
- Одинаково ли именуется герой?
- Как вы можете объяснить значения даваемых ему имён?
- Каким показан герой в начале рассказа?
- С какой целью Чехов показывает Старцева напевающим романс?
- Кого напоминает Ионыч в конце рассказа?
- Какие проблемы поднимает А.П.Чехов в связи с образом Ионыча?
Вопросы для учащихся 3 и 4 групп по повести «Собачье сердце» М.А.Булгакова:
- Какова область врачебной деятельности профессора Преображенского?
- С каких точек зрения показан этот персонаж?
- Что говорится о его профессиональных успехах? С кем сравнивают его Шарик и Борменталь?
- Как вы понимаете значение фамилии персонажа?
- Какой эксперимент и с какой целью он ставит?
- Соответствуют ли результаты эксперимента ожиданиям Преображенского?
- Меняются ли в течение повести взгляды Преображенского на мир и на собственные профессиональные возможности?
- Какие требования Преображенский предъявляет к себе и к людям?
- Почему он не даёт Шарикову возможности свободно «эволюционировать»?
- Каково отношение профессора Преображенского к быту?
- Проявляется ли как-нибудь в повести отношение Преображенского к искусству?
- Какие проблемы поднимает М.А.Булгаков в связи с образом Преображенского?
Вопросы для обсуждения всех групп:
- Одинаковый ли тип врача представлен в произведениях А.П.Чехова и М.А.Булгакова?
- Только ли профессиональная деятельность врачей интересует двух авторов?
- Какое значение в двух произведениях имеет сравнение врача с божеством?
- Одинаково ли решена проблема отношений героев с бытом?
- Духовную победу или духовное поражение врача рисуют писатели?
- Как связаны духовная жизнь и профессиональные успехи?
- Сделайте развёрнутый вывод о том, как связано обращение А.П.Чехова и М.А.Булгакова к образу врача с духовными проблемами русской интеллигенции начала ХХ века? Какие условия русской жизни обострили эти проблемы?
Домашнее задание: завершить работу по построению сопоставительной характеристики персонажей, представив её письменный вариант (или только тезисы и выводы)
Примерный план сопоставительной характеристики персонажей
- Авторы, произведения, время создания.
- Основания для сопоставления персонажей (явные черты сходства или общность ситуаций, в которых проявляют себя персонажи, общность социально-исторических условий, в которых сформировался представленный в персонажах тип личности, и т. д.).
- Доказательство типологической общности или типологического различия персонажей:
- Поведение в сходных ситуациях (в каких ситуациях и как себя ведут герои);
- Черты характера (и как именно они проявляются);
- Отношение к людям, к жизни в целом, основные жизненные принципы;
- Роль в сюжете, место в системе персонажей.
- Косвенное проявление сходства или различия – анализ художественных средств: имена, портреты, детали и т.д.
- Вывод о том, к какому типу людей относятся сопоставляемые персонажи, какие именно черты данного типа представлены в персонажах и какие варианты людей этого типа в них реализованы.
- Вывод о том, каково отношение авторов произведений к данному типу людей.
- Вывод о том, с какими проблемами в произведении и в реальной жизни связано появление данного типа персонажей и чем обусловлен интерес авторов к нему.
Примерный план характеристики образа персонажа.
- Автор, произведение, время создания
- Главный / второстепенный (эпизодический) / внесценический ( в драме)
- Средства создания образа:
- особенности портрета (физические признаки, одежда, манера поведения, мимика, жесты);
- внутренняя форма имени;
- особенности речи (речевая манера, содержание речи);
- пейзаж, интерьер, предметная деталь как средства косвенной характеристики;
- роль в сюжете, основные события, связанные с персонажем;
- использование сравнений, метафор, эпитетов, гротеска и других тропов;
- сопоставление и противопоставление с другими персонажами;
- прямые высказывания автора о персонаже;
- высказывания других персонажей.
- Конкретные признаки: внешность, «биография»,характер, мировоззрение, эмоциональное проявление.
- Типизация: примером какого социально-исторического, психологического, национального типа людей может служить персонаж; какие именно черты этого типа людей в нём представлены.
- Общечеловеческое: какие универсальные закономерности человеческого поведения представлены в персонаже; какие его черты и связанные с ним проблемы имеют «вечное» звучание.
- Персонажи – антиподы и персонажи того же типа в данном произведении.
- Другие персонажи подобного типа в русской и мировой литературе.
- Авторское отношение к герою и основные способы его проявления; мотивировка позиции автора по отношению к тому типу людей. Который представлен в образе персонажа.
- Оценки персонажа в литературной критике.
- Ваша собственная оценка персонажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...