В гостях у сказки
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
(литературная викторина)
Оформление:
- Рисунки ребят
- Выставка книг (сказок)
Звучит музыка
1 ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех, кто пришел к нам, кто по-настоящему любит сказки.
2 ведущий:
Хорошая сказка – это просто праздник. Вот и сегодня мы вас пригласили на праздник – литературную викторину «В гостях у сказки».
1 ведущий:
В викторине принимают участие 2 команды команда № 1 и команда № 2– поприветствуем их.
А теперь давайте выберем жюри, которое будет оценивать наши команды.
2 ведущий:
Падают снежинки, медленно кружась,
Детвора на праздник дружно собралась.
- Кто не любит сказок? – спросим у ребят.
- Мы таких не знаем! – хором закричат.
1 ведущий:
Как прекрасно слушать целый зимний день
Пушкинские сказки. Это нам не лень!
2 ведущий:
Сказки, сказки – ярмарка чудес.
Мир волшебный, разноцветный лес.
1 ведущий:
Крылья сказок тихо-тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они летят.
Звучит музыка
Театральная пауза 1
«Сказка о царе Салтане…» № 1 (эпизод с белкой)
1 конкурс
2 ведущий:
Первым конкурсом для наших команд будет несложное задание – придумать название для своей команды.
(команды совещаются 3 мин.)
Жюри оценивает команды по пятибалльной системе.
Театральная пауза 2
«Золотой ключик»
2 конкурс
1 ведущий:
А в этом конкурсе мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете героев сказок. Мы вам будем зачитывать описание сказочного героя, а вы должны будете угадать. Кого мы имеем в виду (вопросы каждой команде по очереди)
- Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели и ее саму, и ее бабушку. (Красная шапочка. Из одноименной сказки Ш.Перро).
- Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться. (Людоед. Ш.Перро «Кот в сапогах»).
- Этот герой внешне совсем не похож на богатыря. Вместо кольчуги у него халат, вместо шлема – белая шапочка, на носу очки, а в руках – саквояж. Но как и богатыри, он совершает настоящие подвиги. Только он никого не убивает, а наоборот – лечит. (Доктор Айболит. Из одноименной сказки К.Чуковского).
- Эта девочка очень много путешествовала – по воде, по воздуху, по суше. Даже под землей побывала, в норе у одной пожилой серенькой мышки. А прославилась она своей добротой и очень маленьким ростом. (Дюймовочка. Из одноименной сказки Х.К.Андерсена).
- Этот великан необычный. В отличие от других великанов он освоил немало профессий: был милиционером, моряком, летчиком… и всегда приходил на помощь маленьким детям. (Дядя Степа. Из одноименного стихотворения С.Михалкова).
- Этот герой собирался стать артистом, но его карьеру чуть не погубили пять золотых монет. У него есть двойник в сказке писателя Карло Коллоди. (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
- Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, любит животных. Уехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель в свободное время занимается фотоохотой. (Дядя Федор. Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»).
- Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка. Из одноименной сказки Ш.Перро).
- Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры. (Карлсон. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»).
- Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него было много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие. (Маугли. Из одноименного произведения Р.Киплинга).
- Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина. А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
- Этот мальчишка очень непослушный и очень любопытный, самый упрямый и самый задиристый. В школу он не ходил, но сам учился писать стихи, играть на трубе и рисовать портреты. (Незнайка. Н.Носов. «Приключения незнайки и его друзей»).
1 ведущий:
Молодцы, ребята. Сейчас жюри подведет итоги конкурса.
(Слово предоставляется жюри)
Театральная пауза 3
«Сказка о мертвой царевне…» № 1 (царица с зеркальцем)
3 конкурс
1 ведущий:
Ребята, этот конкурс мы назвали «Немое кино», а задание заключается в том, чтобы без слов, только с помощью мимики и жестов изобразить сказочного героя. А зрители должны будут догадаться, что это за герой.
2 ведущий:
Пока готовятся наши команды, проверим, насколько хорошо помнят сказки наши зрители.
Игра со зрителями
1 ведущий:
Мы из сказки – ты нас знаешь.
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
(«Муха-Цокотуха»)
2 ведущий:
Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный… (Горбунок)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется… («Три поросенка»)
Унесла его лиса
За далекие леса.
Но придет на помощь кот,
Своего дружка спасет!
Открывай, лиса, мешок –
Ты свободен, петушок!
Петя, Петя, петушок,
Золотой… (гребешок)
Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг – надежный, славный,
Храбрый пудель… (Артемон)
Подарит новое корыто,
И новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита,
С ней вместе уплывет удача!
Исчезнет все,
И в море зыбком
Растает золотая… (рыбка)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)
Всех грязнуль отчистит быстро,
Всех нерях умоет чисто
Умывальников начальник
И мочалок командир –
Знаменитый… (Мойдодыр)
Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… («Снежная королева»)
Волк догнать его не может!
Заяц смел, но осторожен:
Хоть на шаг, да впереди
В мультике… («Ну, погоди!»)
Представители команд изображают сказочных героев.
1 ведущий:
Ждем оценок жюри.
Театральная пауза 4
«Сказка о царе Салтане…» № 2 (три девицы)
4 конкурс
2 ведущий:
Следующий конкурс мы посвятили сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина. Попросим команду № 1 вспомнить, о какой сказке Пушкина идет речь в этих строках:
Царь с царицею прощается,
В путь-дорогу снаряжается,
А когда он возвращается,
Дочка малая рождается.
Да растит ее не мать-царица,
А мачеха красавица.
И царевну молодую
Отправляет в глушь лесную,
Под сосной бросает там
На съедение волкам.
Суждено девице кроткой
Терем увидать на тропке,
Встретить семь богатырей
И заснуть в хрустальном гробе,
Что разбил со силы всей
Королевич Елисей.
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
1 ведущий:
Вопрос команде № 2: о какой сказке А.С.Пушкина здесь говорится:
Сейчас потолкуем о сказке другой:
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает и что-то попросит,
О жадной старухе рассказ тут пойдет.
А жадность, ребята, к добру не ведет…
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
2 ведущий:
А как называется эта сказка А.С.Пушкина? вопрос команде № 1:
Этот царь войну любил.
Всем соседям он грозил.
Но когда подкралась старость
Самому царю досталось
От соседей удалых
И от ратей их лихих.
Думать царь забыл про отдых.
Что там сон! Да сколько раз
Слезы брызгали из глаз!
И решился царь с заботой обратиться к звездочету.
Звездочет коварный был:
Все он войско погубил
Вместе с царскими сынами.
А виновница – девица,
Шамаханская царица, -
Вышла замуж за царя.
Да женился-то он зря:
Не успел девицу в терем привезти –
Умер царь от птицы в город на пути.
(«Сказка о золотом петушке»)
1 ведущий:
Как называется эта сказка? – вопрос команде № 2:
Что жадность, ребята, к добру не ведет
И жадный не дальше корыта уйдет,
Про то повествуется в сказке про плотника,
Повара. Конюха и на все руки работника.
Парень служил славно,
Усердно и очень исправно.
В год за три щелчка по лбу
Да за простую полбу.
Только жадность меры не знает,
И жадного частенько настигает.
И ради денег большого мешка
Лишился хозяин и ума, и языка.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Театральная пауза 5
«Мойдодыр»
2 ведущий:
А теперь вопросы командам по героям сказок А.С.Пушкина:
- какие героини сказок Пушкина имели четыре глаза на троих и почему? (Ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха. Гвидон, превратившийся в комара, сделал слепыми на один глаз тетушек, а бабушку пожалел и ужалил в нос)
- что общего между тридцатью тремя богатырями А.С.Пушкина и человеком-амфибией? (Все эти герои живут и в воде, и на суше)
- какая героиня сказок Пушкина сумела победить три царских войска, погубить трех царей и потом исчезнуть бесследно? (Шамаханская царица. Возле ее шатра погибли войска Дадона, двух его сыновей, а также сами сыновья, а затем и царь Дадон от удара клювом золотого петушка у ворот столицы)
- для чего Балда поймал в лесу двух зайцев? (Один заяц убежал в лес. Он должен был «участвовать» в кроссе. А другого зайца, якобы обежавшего вокруг моря, Балда держал в руках)
- назовите героиню сказок Пушкина, которая четыре раза превращалась в женщин разных сословий благодаря доброй волшебнице. (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Она была богатой крестьянкой, столбовой дворянкой, вольной царицей и опять бедной старухой)
- какой загадочный герой сказок Пушкина был разведчиком, пограничником, имел отношение к золоту и умел убивать по приказу подобно героям американских боевиков? (Золотой петушок. Он «стал стеречь… границы», предупреждал об опасности («чуть опасность где видна…»), был золотым, а также убил Дадона)
- назовите героиню сказки Пушкина, которая умела выполнять работу в доме без служанок, хотя сама была из царской семьи. (Царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»):
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку
. . . . . .
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прекословит.
- назовите героиню сказки Пушкина, которой не нужно было ни ночное, ни дневное освещение. (Царевна-Лебедь):
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
- какой герой сказки Пушкина ел за четверых, а работал за семерых? (Балда)
- какая героиня сказки Пушкина умела одарить и богатством большим, и чинами высокими? (Золотая рыбка)
1 ведущий:
Ждем оценок жюри.
Театральная пауза 6
«Сказка о мертвой царевне…» № 2 (богатыри)
Театральная пауза 7
«Сказка о мертвой царевне…» № 3 (обращение Елисея)
5 конкурс
2 ведущий:
А следующий конкурс называется «Юные иллюстраторы».
Согласитесь, книгу с картинками читать гораздо интереснее. Ведь картинки помогают нам лучше представить себе героев и события. Давайте вспомним, к каким сказкам мы нарисовали иллюстрации (по очереди каждой команде показываем иллюстрации)
1 ведущий:
Ждем оценок жюри.
Театральная пауза 8
«Кошкин дом»
Подведение итогов. Награждение победителей.
2 ведущий:
Вот и подошел к концу наш праздник.
1 ведущий:
Как здорово, что в сказках все сложно и не сложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
2 ведущий:
А то, что необычно и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
1ведущий:
Спасибо всем участникам команд за интересную игру, а зрителям – за поддержку! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-театрализованное представление "В гостях у Сказки"
Урок – театрализованное представлениеФестиваль «В гостях у Сказки»...
"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.
Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по русским народным и литературным сказкам)
ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках. Задачи: • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать позна...
Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу. Программа под названием «М...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси – ...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...
продукт к проекту «В гостях у сказки» с детьми ОВЗ Театрализованная постановка По русской народной сказке «Гуси – лебеди»
Ведущая сказительница: Ставьте ушки на макушке – слушайте внимательно, мы расскажем сказку, вам, будет замечательно!Сказка русская народная, называется «Гуси &nda...