Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Темирева Ирина Николаевна

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 кл. (авторы В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв, В.И.Полухин); под редакцией В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2008г., федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_11_klass.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» с.Рагули Апанасенковский район  Ставропольский край

                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

                                        решением  педсовета

                                                                      протокол № ___ от «____»______20_г.

Председатель педсовета____     Ламанова В.В.

.

 

                                     

Рабочая  программа

по учебному курсу «Русский язык»

Ступень обучения: среднее общее образование ( 11 класс);

Уровень: общеобразовательный;

Срок реализации: 1 год;

Программа разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 кл. (авторы В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв, В.И.Полухин); под редакцией В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2008г., 

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Темирева И.Н.

                                                             2014  год 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе авторской программы по литературе для 5-11 кл. (авторы В.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв, В.И.Полухин); под редакцией В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2008г., федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне. Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Литература. 11  класс» - учебник-хрестоматия в 2 частях: В.П.Журавлёва Просвещение, 2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Программа выполняет две основные  функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Цели программы:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи:

  • Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем            специфическое место в жизни нации и человека
  • Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции
  • Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства
  • Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности
  • Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству
  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью
  • Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Рабочая программа среднего общего образования сохраняет преемственность с  программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  •  поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  •  владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезисов, конспекта;
  • подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  •  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  •  самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Для концепции содержания образования  характерными чертами являются целостность, логичность, сбалансированность, научная обоснованность, завершенность. В данной программе чётко  выделены общие цели непрерывного образования, в соответствии с которыми обоснованы принципы отбора содержания образования, единые компоненты методической системы.

Концепция, заложенная в содержание учебного материала с учётом вида образовательного учреждения и контингента учащихся:

Общеучебные

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого,       выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Предметно-ориентированные

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Рабочая программа сохраняет преемственность с авторской программой, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Учебный план МКОУ СОШ №7 с. Рагули  отводит на изучение литературы  в 11 классе 102 часа (из расчета 3 часа в неделю)  на этапе среднего  общего образования. 

Срок реализации рабочей программы 1 год.

При реализации данной рабочей программы  применяется оценочная система обучения. Основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции, беседы, дискуссии;
  • обучение сочинению, составление различных видов плана, конспектов;
  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, подготовку к сочинению, вдумчивое прочтение произведений);

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Для реализации рабочей учебной программы выбран УМК по литературе под редакцией В.П.Журавлёва (М.: «Просвещение» 2010), рассчитанный на 3 часа в неделю, реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по литературе.

2. Содержание обучения

Литература первой половины XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» 

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» 

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн

Повесть «Гранатовый браслет»

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.    

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Б. Шоу

Пьеса «Пигмалион»

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине»

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава»

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

А. А. Блок

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы»

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

В. В. Маяковский

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

С. А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М. И. Цветаева

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» .

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» .

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.  

А. А. Ахматова

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» .

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б. Л. Пастернак

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков

Роман «Белая гвардия».

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» .

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

Повесть «Котлован» .

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон».

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Литература второй половины XX века

Э. Хемингуэй (1 час)

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.  

Т.С.Элиот

Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока».

Многообразие  мыслей и настроений поэта. Средства создания комического.

Э.М.Ремарк

  «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Художественное своеобразие стиля писателя

Обзор русской литературы второй половины XX века

Литература периода Великой Отечественной войны (4час)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России. Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия»

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. Г. Распутин

Повесть «Прощание с Матерой» 

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

М.Карим

Стихотворения: «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…» Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве М.Карима.

И. А. Бродский

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

3. Требования к уровню  подготовки  выпускников:

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  1. содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

4. Планируемые результаты.

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
  • работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскуюдеятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

5. Способы и формы оценки:

Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучении темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся – их участие в коллективной работе класса, выполнение групповых и индивидуальных заданий, результаты классной и домашней подготовки.

Промежуточный: 

  • тест;
  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
  • выразительное чтение текста художественного произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных текстов;
  • устный или письменный ответ на вопрос;
  • комментированное чтение;
  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами  современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);
  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;
  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый учет осуществляется в виде

  • контрольных работ и зачетов по итогам четверти, полугодия и учебного года.             
  • написание сочинений на основе литературных произведений;
  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
  • творческий зачёт;
  • защита проектов.

Оценка устных ответов учащихся.
            При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
 
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
 
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
 
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
 
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
          
Оценка сочинений
        В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:  
правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.         Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
  
Отметка “5” ставится за сочинение:  глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.
  
Отметка “4” ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.
  
Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:  в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.
  
Отметка “2” ставится за сочинение, которое:  не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
 
             
Оценка тестовых работ
            При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» — 90 – 100 %;
«4» — 78 – 89 %;
«3» — 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.


          
Оценка творческих работ
           Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.  
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:  
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;  
— полнота раскрытия тема;  
— правильность фактического материала;  
— последовательность изложения.  
При оценке речевого оформления учитываются:  
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;  
— стилевое единство и выразительность речи;  
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.  
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается  правильное оформление сносок;  соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;  реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;  широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;  целесообразность использования тех или иных источников.  
  
Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.  
  
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.  
  
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.  
  
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.  
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.  
             
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:  
— “5” – если все задания выполнены;  
— “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;  
— “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;  
— “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.
           
Критерии оценивания презентаций :
                                                                                                                                                 

  Критерии
 
оценивания
 

  Параметры
 

  Дизайн презентации
 

  — общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;
   — диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;
   — текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
   — списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
   — ссылки – все ссылки работают
 

  Содержание
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  
 

  — раскрыты все аспекты темы;
   — материал изложен в доступной форме;
   — систематизированный набор оригинальных рисунков;
   — слайды расположены в логической последовательности;
   — заключительный слайд с выводами;
   — библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
 

  Защита проекта
 

  
 

  — речь учащегося чёткая и логичная;
   — ученик владеет материалом своей темы;
 

 
 
 Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
 
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
 
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
 
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Чтение наизусть:

Оценка "5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно    читает.

Оценка «4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2»- нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Требования к выразительному  чтению: 
- правильная постановка логического  ударения;  
- соблюдение пауз;
- правильный выбор темпа;
- соблюдение нужной интонации; 
- безошибочное чтение;

Оценка "5" - выполнены правильно все требования.
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования. 
Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям.
Оценка "2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям.

Чтение по  ролям

Требования к чтению по ролям:  
1.  Своевременно начинать читать свои слова.
2.  Подбирать правильную интонацию.
3.  Читать безошибочно.
4.  Читать выразительно.

Оценка "5" - выполнены все требования.
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию.
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям.
Оценка "2" - допущены ошибки по трем требованиям.

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

 6. Формы занятий, приёмы и методы их преподавания:

 Основной формой обучения является урок, который предполагает использование фронтальных, индивидуальных и коллективных форм работы. Рабочая программа предполагает организацию учебного процесса осуществляется на основе применения следующих методов и приемов обучения:

  1. методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности;
  2. методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности;
  3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности;

Первая группа включает следующие методы;

  • перцептивные: передача и восприятие учебной информации посредством чувств
  • словесные: лекция, рассказ, беседа
  • наглядные: демонстрация, иллюстрация, презентация
  • практические
  • логические
  • гностические: исследовательские, проблемно – поисковые, репродуктивные
  • самоуправление учебными действиями

Ко второй группе методов относятся:

  • методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
  • методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно- познавательной деятельности.

7. Виды деятельности учащихся:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров,

- выразительное чтение,

- различные виды пересказа,

- заучивание наизусть стихотворных текстов,

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру,

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта,

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения,

-участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента,

- подготовка рефератов, докладов, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

       -ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

       -составление планов и написание отзывов о произведениях.

       -написание изложений с элементами сочинения.

       -написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

       - целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

8. Перечень учебно-методического обеспечения:

  1.  Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002
  2. АРМ  учителя
  3. Дидактические материалы: Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2005
  4. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе XX века. 11класс. I полугодие- М.: ВАКО, 2006
  5. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.  11 класс. II полугодие.- М.: ВАКО, 2006
  6. Материалы для контроля: Тесты по литературе 5-11 классы. М., Издательство АСТ, 2005 год. Тесты для текущего контроля / авт. – сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008
  7. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература XX века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2008
  8. Наглядные пособия: портреты писателей, иллюстрации к произведениям;
  9. Поэзия  серебряного века  М. «Дрофа», 1997                      
  10. Программа, методические рекомендации, хрестоматии под  ред.  Журавлева В.П.
  11. Преподавание  литературы в 11 классе. Книга  для  учителя  М. 2001                                        
  12. Таблицы по литературе
  13. Энциклопедия литературных героев, М., 2007 год

9. Список использованной  литературы:

  1. Сахаров В.И. Зинин С.А. литература XIX века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
  2. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
  3. Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
  4. Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.
  5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  6. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
  7. Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
  8. Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
  9. Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....