Литературно - музыкальная композиция "Некрасов и Панаева"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Литературно - музыкальная композиция посвящена истории непростой любви Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.docx | 32.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно – музыкальная композиция
«Страна любви – великая страна. Некрасов и Панаева»
Звучит «Ave Maria» Ф. Шуберт
ведущий
От любви к женщине, говорят, родилось всё самое прекрасное на земле. «Страна любви – великая страна!»
1 чтец
Как вести о дороге трудной, |
1Ведущий
Любовь лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать и страдать, требует разлук и расставаний. Такой была любовь Николая Алексеевича Некрасова и Авдотьи Яковлевны Панаевой.
2 чтец
* * *
Как ты кротка, как ты послушна,
Ты рада быть его рабой,
Но он внимает равнодушно,
Уныл и холоден душой.
А прежде... помнишь? Молода,
Горда, надменна и прекрасна,
Ты им играла самовластно,
Но он любил, любил тогда!
Так солнце осени — без туч
Стоит, не грея, на лазури,
А летом и сквозь сумрак бури
Бросает животворный луч...
2Ведущий
Роман с Панаевой был настоящей, большой, но тяжёлой любовью Некрасова. Этот союз , длившийся около шестнадцати лет, был освещен любовью, дружбой, взаимопониманием. Важную роль в развитии их отношений сыграла близость духовных интересов, общее понимание смысла литературы.
3 чтец
Ах! что изгнанье, заточенье!
Захочет - выручит судьба!
Что враг!- возможно примиренье,
Возможна равная борьба;
Как гнев его ни беспределен,
Он промахнется в добрый час...
Но той руки удар смертелен,
Которая ласкала нас!..
Один, один!.. А ту, кем полны
Мои ревнивые мечты,
Умчали роковые волны
Пустой и милой суеты.
В ней сердце жаждет жизни новой,
Не сносит горестей оно
И доли трудной и суровой
Со мной не делит уж давно...
И тайна всё: печаль и муку
Она сокрыла глубоко?
Или решилась на разлуку
Благоразумно и легко?
Кто скажет мне?.. Молчу, скрываю
Мою ревнивую печаль,
И столько счастья ей желаю,
Чтоб было прошлого не жаль!
Что ж, если сбудется желанье?..
О, нет! живет в душе моей
Неотразимое сознанье,
Что без меня нет счастья ей!
Всё, чем мы в жизни дорожили,
Что было лучшего у нас,-
Мы на один алтарь сложили -
И этот пламень не угас!
У берегов чужого моря,
Вблизи, вдали он ей блеснет
В минуту сиротства и горя,
И - верю я - она придет!
Придет... и как всегда, стыдлива,
Нетерпелива и горда,
Потупит очи молчаливо.
Тогда... Что я скажу тогда?..
Безумец! для чего тревожишь
Ты сердце бедное свое?
Простить не можешь ты ее -
И не любить её не можешь!..
Звучигладким, а отношения идиллическимит «Шарманка» Ф.Шуберт
1Ведущий
Любовь Панаевой, по мнению современников, составила «самые светлые страницы в мрачной жизни поэта». Авдотью Яковлевну Некрасов называл своей второй музой.
И все же их общий жизненный путь не назовёшь гладким, а отношения идиллическими – наоборот, они знали горечь тяжёлых размолвок, противоречий, расставаний, предельно мучительных для обоих. Причин для этого было много: и трудный характер Некрасова (известно, что порой на него нападала тоска, злость, жажда одиночества) и болезненное состояние, которое вызывала ревность, и трудные обстоятельства в связи с выпуском журнала «Современник»; борьба с цензурой. В стихах поэт признавался:
Ни смех, ни говор твой весёлый
Не прогоняли тёмных дум:
Они бесили мой тяжёлый,
Больной и раздражённый ум.
2ведущий
В иных случаях давала себя знать известная сложность положения Авдотьи Яковлевны : оставаясь формально женой Панаева, она стала гражданской, т.е. невенчанной женой Некрасова. К её чести надо сказать, что она умно и мужественно преодолевала неловкость этой ситуации, пренебрегая предрассудками и мнением общества. Она пыталась разрешить один из больных вопросов о праве женщины на независимость и свободу чувства.
Звучит романс «Ты всегда хороша несравненно» ( стихи Н.А.Некрасова, музыка П.И.Чайковского)
Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу.
1ведущий
Познакомился Некрасов с Панаевой в 1842 году, когда он был ещё почти никому не известен, когда делал первые шаги в литературу.
2ведущий
Авдотья Яковлевна вспоминает:
« Первый раз я увидела И.А.Некрасова в 1842 году, зимой. Белинский привел его к нам, чтобы он прочитал свои "Петербургские углы". Белинского ждали играть в преферанс его партнеры; приехавший из Москвы В.П.Боткин тоже сидел у нас. После рекомендации Некрасова мне и тем, кто его не знал, Белинский заторопил его, чтоб он начал чтение. Панаев уже встречался с Некрасовым где-то …
Некрасов, видимо, был сконфужен при начале чтения; голос у него был всегда слабый, и он читал очень тихо, но потом разошелся. Некрасов имел вид болезненный и казался на вид гораздо старее своих лет; манеры у него были оригинальные: он сильно прижимал локти к бокам, горбился, а когда читал, то часто машинально приподнимал руку к едва пробивавшимся усам и, не дотрагиваясь до них, опять опускал. Этот машинальный жест так и остался у него, когда он читал свои стихи.
4 чтец
Ах ты, страсть роковая, бесплодная,
Отвяжись, не тумань головы!
Осмеет нас красавица модная,
Вкруг нее увиваются львы:
Поступь гордая, голос уверенный,
Что ни скажут - их речь хороша,
А вот я-то войду как потерянный -
И ударится в пятки душа!
На ногах словно гири железные,
Как свинцом налита голова,
Странно руки торчат бесполезные,
На губах замирают слова.
Улыбнусь - непроворная, жесткая,
Не в улыбку улыбка моя,
Пошутить захочу - шутка плоская:
Покраснею мучительно я!
Помещусь, молчаливо досадуя,
В дальний угол... уныло смотрю
И сижу неподвижен, как статуя,
И судьбу потихоньку корю:
"Для чего-де меня, горемычного,
Дураком ты на свет создала?
Ни умишка, ни виду приличного,
Ни довольства собой не дала?.."
Ах! судьба ль меня, полно, обидела?
Отчего ж, как домой ворочусь
(Удивилась бы, если б увидела),
И умен и пригож становлюсь?
Всё припомню, что было ей сказано,
Вижу: сам бы сказал не глупей...
Нет! мне в божьих дарах не отказано,
И лицом я не хуже людей!
Малодушье пустое и детское,
Не хочу тебя знать с этих пор!
Я пойду в ее общество светское,
Я там буду умен и остер!
Пусть поймет, что свободно и молодо
В этом сердце волнуется кровь,
Что под маской наружного холода
Бесконечная скрыта любовь...
Полно роль-то играть сумасшедшего,
В сердце искру надежды беречь!
Не стряхнуть рокового прошедшего
Мне с моих невыносливых плеч!
Придавила меня бедность грозная,
Запугал меня с детства отец,
Бесталанная долюшка слезная
Извела, доконала вконец!
Знаю я: сожаленье постыдное,
Что как червь копошится в груди,
Да сознанье бессилья обидное
Мне осталось одно впереди...
Звучит «Мазурка» Ф.Шопен
1 ведущий
Некрасов стал часто бывать у Панаевых и подогу беседовать с хозяйкой дома. Они прониклись доверием друг к другу. Авдотья Яковлевна рассказала о своей жизни и. как оказалось, в ней было мало радостного. В детстве Панаева страдала от жестоких претеснений своей матери. Образование получила мизерное: в казённом театральном училище. Стремясь побыстрее покинуть негостеприимный родительский дом, Авдотья Яковлевна 18-ти лет вышла замуж за тогда уже известного писателя Ивана Ивановича панпева. Но этот брак не был счастливым. Панаев был добрым, но легкомысленным человеком. Женившись, он не расстался со своими холостяцкими привычками. Большую часть времени он проводил вне дома, а его молодая жена была предоставлена чаще всего самой себе. Грустно ей было и одиноко…
5 чтец
Ты под своим родимым кровом
Врагов озлобленных нашла
И в отчуждении суровом
Печально детство провела.
Ты в жизнь невесело вступила...
Ценой страданья и борьбы,
Ценой кровавых слез купила
Ты каждый шаг своей судьбы.
Ты много вынесла гонений,
Суровых бурь, враждебных встреч,
Чтобы святыню убеждений,
Свободу сердца уберечь.
2ведущий
«Моя мать и сестры с презрением смотрели на меня… Без клятв и без общественного принуждения всё сделала во имя любви, что в силах сделать любящая женщина»,- такую запись сделала Авдотья Яковлевна в записной книжке поэта весной 1855 года.
1 ведущий
Союз с Панаевой оказал на Некрасова «благотворное влияние». Он обрёл, наконец, дом, семью и верного друга. Их союз был ещё и творческимсоюзом, созом двух литераторов – тружеников.
И в то же время их совместная жизнь часто омрачалась взаимными обидами, ревностью, ссорами.
6 чтец
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...
Звучит «Рондо» Моцарт
7 чтец
Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг -
Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.
Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором -
Всю до капли досаду излей!
Но когда, отдохнув от волненья,
Ты поймешь его грустный недуг
И дождется минуты прощенья
Твой безумный, но любящий друг -
Позабудь ненавистное слово
И упреком своим не буди
Угрызений мучительных снова
У воскресшего друга в груди!
Верь: постыдный порыв подозренья
Без того ему много принес
Полных муки тревог сожаленья
И раскаянья позднего слез...
2ведущий
Некрасов любил Панаеву трудной, ревнивой любовью. В его отношениях к Авыдотье Яковлевне были подъёмы, когда он буквально сгорал от любви. Но были и периоды охлаждения, когда Некрасов всерьёз намеревался её оставить. «Сколько у меня было души, страсти, характера и нравственной силы – всё этой женщине я отдал, всё она взяла. Не поняв ( в ту пору, по крайней мере), что таких вещей даром не берут…» - писал поэт Н.Добролюбову.
1 чтец
Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим —
Нам рано предаваться ей!
Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...
Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковский
1ведущий
Отношения этих двух любящих сердец осложнились огромным горем: оба их сына умерли в младенчестве.
2 чтец
Поражена потерей невозвратной,
Душа моя уныла и слаба:
Ни гордости, ни веры благодатной -
Постыдное бессилие раба!
Ей всё равно - холодный сумрак гроба,
Позор ли, слава, ненависть, любовь,-
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Я жду... но ночь не близится к рассвету,
И мертвый мрак кругом... и та,
Которая воззвать могла бы к свету,-
Как будто смерть сковала ей уста!
Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряженные глаза,-
И, кажется, зарею обновленья
В них никогда не заблестит слеза.
2ведущий
Любовь Некрасова согревает человека, помогает выжить в страшном, жестоком мире. Драматична любовь Некрасова, связавшая на долгие годыего с Авдотьей яковлевной Панаевой. Она была его счастьем и мукой.
3 чтец
Тяжелый крест достался ей на долю:
Страдай, молчи, притворствуй и не плачь;
Кому и страсть, и молодость, и волю -
Всё отдала - тот стал ее палач!
Давно ни с кем она не знает встречи;
Угнетена, пуглива и грустна,
Безумные, язвительные речи
Безропотно выслушивать должна:
"Не говори, что молодость сгубила
Ты, ревностью истерзана моей;
Не говори!.. близка моя могила,
А ты цветка весеннего свежей!
Тот день, когда меня ты полюбила
И от меня услышала: люблю -
Не проклинай! близка моя могила:
Поправлю всё, всё смертью искуплю!
Не говори, что дни твои унылы,
Тюремщиком больного не зови:
Передо мной - холодный мрак могилы,
Перед тобой - объятия любви!
Я знаю: ты другого полюбила,
Щадить и ждать наскучило тебе...
О, погоди! близка моя могила -
Начатое и кончить дай судьбе!.."
Ужасные, убийственные звуки!..
Как статуя прекрасна и бледна,
Она молчит, свои ломая руки...
И что сказать могла б ему она?..
Звучит «Вальс №7» Ф.Шопен
4 чтец
Тяжелый год - сломил меня недуг,
Беда настигла, счастье изменило,
И не щадит меня ни враг, ни друг,
И даже ты не пощадила!
Истерзана, озлоблена борьбой,
С своими кровными врагами!
Страдалица! стоишь ты предо мной
Прекрасным призраком с безумными глазами!
Упали волосы до плеч,
Уста горят, румянцем рдеют щеки,
И необузданная речь
Сливается в ужасные упреки,
Жестокие, неправые. . . Постой!
Не я обрек твои младые годы
На жизнь без счастья и свободы,
Я друг, я не губитель твой!
Но ты не слушаешь. . . . . .
1ведущий
В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой. Николай Гаврилович Чернышевский писал поэту: «Все – таки мало юношей, которые сохранили бы такое чистое сердце, какое сохранилось у вас…Немногие способны так глубоко уважать достоинство женщины, немногие способны к такой нежности чувства, как Вы…»
5 чтец
Давно - отвергнутый тобою,
Я шел по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил -
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней - любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь - один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова -
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою...
6 чтец
Они горят!.. Их не напишешь вновь,
Хоть написать, смеясь, ты обещала...
Уж не горит ли с ними и любовь,
Которая их сердцу диктовала?
Их ложью жизнь еще не назвала,
Ни правды их еще не доказала...
Но та рука со злобой их сожгла,
Которая с любовью их писала!
Свободно ты решила выбор свой,
И не как раб упал я на колени;
Но ты идешь по лестнице крутой
И дерзко жжешь пройденные ступени!..
Безумный шаг!.. быть может, роковой...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Звучит романс «А на последок я скажу…» ( Б.Ахмадулина, А.Петров)
7 чтец
Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как всё кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе,
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло...
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу самим с собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне,
И как ты верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обычных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил всё... одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,-
И то теперь я счастием зову...
А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа,
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя невольно увлекли,
И позабыла ты вдали
Всё, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,
Души моей смягчает муки...
Звучит «Осенняя пеня» П.И.Чайковского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."
Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...
Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы
Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....
Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"
Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....
Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"
Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...