"Лирика сибирских поэтов в годы Великой Отечественной войны", презентация
материал по литературе (9 класс) по теме

elena-vasilevna-parshikova

 Презентация к исследовательской работе по литературе, основанной на анализе произведений сибирских поэтов, напечатанных в журнале "Сибирские огни" в 1943 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 146»

Первомайского района

Секция: литературоведение

Емельяненко Алёна Юрьевна

9 Б класс

Лирика сибирских поэтов в годы Великой Отечественной войны

 

                                                             Научный     руководитель

                                                             Паршикова Елена Васильевна,

                                                             учитель русского языка и литературы

                                                             первой квалификационной категории

                                                                  Контактный телефон 337-19-81

                                   

Город  Новосибирск, 2014

Оглавление

1. Введение. Цели и задачи работы……………………………………………с.3

2.Лирика как род литературы……………….…………………………………с.4

3.Биографическаая справка. Сибирские поэты……………………….. с.5 - 13

4.Тематика лирических произведений…………….. …....……………с.14 - 16

5.Основные изобразительно – выразительные средства, используемые сибирскими  поэтами…………………………………………………     с.17- 18

6. Анализ некоторых произведений сибирских поэтов………………с. 19 - 25  

7. Список источников…………………………………………………………с.25    

   

           

1.  Великая Отечественная война - особая страница в русской словесности. Эти пропахшие порохом, густо пропитанные кровью годы отозвались в литературе долгим эхом. Свое весомое, выстраданное и талантливое слово о самой страшной и жестокой из всех войн сказали сибирские поэты. В первые дни войны, 23 июня 1941 года, в обращении, напечатанном на страницах газеты "Советская Сибирь", они заявили: "Будем бить врага и штыком, и пером". Это делали подчас в самом буквальном смысле поэты-фронтовики, воевавшие в составе сибирских дивизий.

              Со времени победных залпов Великой Отечественной войны прошло  почти 70 лет, но отзвуки ее доносятся до наших дней. Один за другим уходят от нас поэты-фронтовики, ветераны, но творчество их звучит и взывает ко всем, кто остался после них: "Любите жизнь, войну не забывайте". Стихи, пришедшие из боя, остаются в строю.

             Семьдесят  лет, которые отделяют нас от победных залпов Великой Отечественной войны, нисколько не умалили великого народного подвига, когда в величайшем противостоянии двадцатого века был уничтожен страшный враг – фашизм. Годы не стерли величия народного подвига. И не сотрут никогда, если мы, потомки, будем бережно хранить его Память.

            Цель данного исследования – дать общее представление о тематике и поэтике лирики сибирских поэтов, написанной  в годы Великой Отечественной войны и опубликованной на страницах журнала «Сибирские огни», а также некоторых  изданий военных лет.

            Задачи исследования:

1.Знакомство с литературоведческой, художественной  и справочной литературой  по проблеме.

2.Знакомство с биографиями некоторых сибирских поэтов.            

3.Знакомство  с произведениями сибирских поэтов, написанными в годы  Великой Отечественной войны.      

4. Анализ отдельных произведений сибирских поэтов, написанных в годы  Великой Отечественной войны.      

          Методы исследования: биографический, культурно – исторический, теоретический анализ.

          Актуальность работы:  через изучение сибирской поэзии  помочь  ближе и глубже познать свой край, прививать интерес к его литературе, воспитывать бережное отношение к поэтическому слову, способствовать патриотическому воспитанию.

2. Лирика - (греческое лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) – один из родов литературы. Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа – образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера.

Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определённых обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел.

Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свёрнутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа-переживания.

Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика , синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь.

Лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека.

Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная  масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.

3. Рассмотрим  биографии некоторых сибирских поэтов.

Леонид Мартынов

Родился 9 (22) мая 1905 года в Омске в семье гидротехника путей сообщения Николая Ивановича Мартынова и дочери военного инженера, учительницы Марии Григорьевны Збарской в Омске. Дебютировал в печати в 1921 году заметками в омских газетах «Сигнал», «Гудок», «Рабочий путь». Первые стихотворения были напечатаны в сборнике «Футуристы», изданном в походной типографии агитпарохода «III Интернационал». Входил в футуристическую литературно-художественную группу «Червонная тройка» (1921—1922), куда входили также В. Уфимцев, В. Я. Шебалин и Н. А. Мамонтов.

Став в 1924 году разъездным корреспондентом газеты «Советская Сибирь» (Новониколаевск), Мартынов исколесил всю Западную Сибирь и Казахстан. Участвовал в геологических экспедициях. В 1927 году редактор «Звезды» Н. С. Тихонов напечатал стихотворение «Корреспондент» — первая публикация за пределами Сибири. В 1930 году в Москве вышла первая книга Мартынова — очерки о Прииртышье, Алтае и Казахстане «Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу» (Москва, «Федерация», 1930). В 1932 году сдал в редакцию «Молодой гвардии» книгу «новелл о любви и ненависти в годы начала социалистической перестройки», которую так и не напечатали и которая считается ныне пропавшей.

В 1932 году был арестован по обвинению в контрреволюционной пропаганде и осуждён по делу так называемой «Сибирской бригады» к высылке на три года в Северный край. Административную ссылку провёл в Вологде, где жил с 1932 до 1935 года. Работал в местной газете «Красный Север».

В 1939 году к Мартынову пришла литературная известность: вышла книга «Стихи и поэмы» (Омск, 1939). Поэмы с исторической сибирской тематикой заметил и оценил К. М. Симонов в рецензии «Три поэмы». В 1942 году благодаря хлопотам писателя А. Калинченко был принят в Союз писателей СССР. В 1943 году К. М. Симонов предложил своё место фронтового корреспондента в «Красной Звезде». Мартынов вернулся в Омск «за вещами», но был тут же призван в армию, в Омское пехотное училище. По состоянию здоровья был освобождён от военной службы, и служил как литератор — писал историю училища. Сборник «Лукоморье», «зарезанный» А. А. Фадеевым, усилиями нового председателя Союза писателей СССР Н. С. Тихонова вышел в 1945 году.

Первая книга после вынужденного простоя вышла в 1955 году — книга «Стихи» была «первым поэтическим бестселлером» после войны, сразу стала редкостью; в 1957 г. она была переиздана.

Переводил на русский язык стихотворения английских, чешских, чилийских, венгерских, литовских, польских, французских, итальянских, югославских и других поэтов. По словам Л. Мартынова, он перевёл около ста тысяч стихотворных строк. За переводческую деятельность награждён правительством Венгрии орденами «Серебряный Крест»(1949), «Золотая Звезда» (1964) и «Серебряная Звезда» (1970).

В 1979 году умерла жена Нина, а 21 июня 1980 года и сам поэт. Похоронен в Москве.

Награды и премии:

  1. Государственная премия СССР (1974) — за книгу стихов «Гиперболы» (1972)
  2. Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1966) — за книгу стихов «Первородство»
  3. Три ордена Трудового Красного Знамени (1964, 1970, 1975)
  4. «Серебряный Крест» (Орден труда с рубинами, 1949), «Золотая Звезда» (1964) и «Серебряная Звезда» (1970) (Венгрия)
  5. Орден Кирилла и Мефодия I степени (Болгария, 1976)

Александр  Смердов (псевдоним Смородин)

Александр Смердов родился 13 сентября 1910 года в поселке Теплая Гора Пермской области, в семье рабочего-металлурга. В голодном 1920 году умер отец, а в 1921-м в надежде на лучшую жизнь семья переезжает в Сибирь и поселяется в селе Каргат нынешней Новосибирской области. Среднюю школу Александр оканчивает в Новосибирске. После чего снова попадает в деревню, но уже в качестве практиканта-землемера. В самый разгар коллективизации молодой землемер работает в Ачинском округе Красноярского края. Потом опять Новосибирск, строительство «Сибкомбайна» (нынешний «Сибсельмаш»). Рабочий коллектив дает юноше комсомольскую путевку на учебу в Московский плановый институт. После четырех курсов Смердов перешел на газетную работу.  Учебу продолжал. Правда, уже в Литературном институте имени А.М. Горького, который позже окончил заочно.

Со стихами Александр Смердов дебютировал в 1930 году в журнале «Сибирские огни». Характерной чертой раннего Смердова стала романтика поиска, дальних дорог, жажда открытий. Не случайно и первую свою поэтическую книгу он назвал «Письма с дороги», а любимыми его героями долгое время были геологоразведчики, изыскатели новых трасс и стройплощадок, землепроходцы, труд которых поэт воспринимал как «повесть странствий» и «поэму походов».

Великая Отечественная война наложила свой отпечаток и на жизнь, и на творчество Александра Смердова. С первых дней войны он становится военным журналистом, сотрудником газеты Сибирского военного округа «Красноармейская звезда». Зимой 1943 года в составе 22-й гвардейской сибирской добровольческой дивизии Александр Смердов отбывает на 2-й Прибалтийский фронт. Он пишет не только журналистские материалы, но и поэтические «письма с передовой», где глубоко личные, вроде бы, переживания становятся источником душевной силы и оптимизма для читателей на фронте и в тылу.

Военная лирика Александра Смердова в традициях советской поэзии тех лет являлась сплавом гражданских, патриотических и других мотивов. Но с особой силой во фронтовых стихах Смердова начинает звучать любовь к Сибири, к многонациональному краю, все народы которого бьются с общим врагом. Поэт гордится мужеством и стойкостью сибиряков, одно упоминание о которых «леденит врага». Создает он и обобщенный образ такого бойца-сибиряка, своего рода сибирского Теркина с говорящим за себя именем Тарас Клинков («Сибиряк Тарас Клинков»(1942)). В его существование многие солдаты на передовой искренне верили, писали ему письма со словами благодарности, просьбами, пожеланиями, обращались за советами.

Вершиной фронтовой лирики Александра Смердова по праву стала вошедшая в золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне поэма «Пушкинские Горы», впервые увидевшая свет в 1946 году.

Толчком к ее созданию послужил подвиг земляка и друга Александра Смердова, молодого новосибирского поэта Бориса Богаткова, который в бою за Гнездиловские высоты патриотической песней собственного сочинения поднял под шквальным огнем взвод в атаку. Но это лишь отправная точка, а посвящена поэма, как это следует из высказывания об ее замысле самого автора, «Пушкину, войне, русской солдатской отваге и беззаветности во имя жизни и любви». Естественно, что и содержанием произведения является война со всеми ее батальными и бытовыми подробностями. Александру Смердову удалось прекрасно передать и грандиозность событий, и их трагизм, и красоту подвига.

В середине 1960-х годов Александр Иванович стал главным редактором журнала «Сибирские огни, где было опубликовано большинство его произведений. Возглавлял он это издание с 1964 по 1975 год.

11 апреля 1986 года Александра Ивановича Смердова не стало. На фасаде дома по улице Крылова в Новосибирске, немного правее входа на станцию метро «Красный проспект», висит мемориальная доска. На мраморе скупая надпись: «Здесь жил поэт Александр Смердов».

Илья  Мухачёв

Родился  18(30) июля  1896  года  в городе Бийске Алтайского края, в семье лесоруба-плотогона. Работал лесорубом, землекопом, плотником, печником, кожевенником. Участвовал в Первой мировой войне, где был ранен и контужен. В ноябре 1919 года вступил добровольцем в Красную Армию. В составе ее 5-й Армии участвовал в разгроме колчаковщины на Алтае. Публиковался в журнале «Сибирские огни». В 1926 году в Барнауле выпустил свою первую книгу «Чуйский тракт». Автор книг «На горном пути» (1933), «Край родной» (1937), «Горные долины» (1947), «Мое родное» (1951), «Повесть о Демжае-алтайце» (1954), «Искренний сердца родник» (1973), изданных в Новосибирске, Барнауле, Иркутске. Член Союза писателей СССР.

Неиссякаемым источником творческого вдохновения стал для И. Мухачёва Горный Алтай. Ранняя лирика И. Мухачёва пронизана мотивами сыновней близости к его природе. Родному Алтаю посвящено и самое крупное произведение И. Мухачёва «Повесть о Демжае-алтайце». Яркие и колоритные детали быта и нравов коренных жителей Горного Алтая, глубокое проникновение в их психологию и свежий красочный фольклор сочетаются здесь с выразительными характеристиками героев.

Но Илья Мухачев не ограничился одной главной темой. Есть у него немало стихов, посвященных и воинам Советской Армии.

В конце 1920-х годов И. Мухачёв переехал в Новосибирск, где влился в объединение «крестьянских» писателей. Он решительно поддержал идею коллективизации, выступив с трибуны I Съезда сибирских колхозников с призывом вступать в колхозы. Это стихотворное обращение, в печатном варианте называвшееся «Слово к единоличникам, беднякам и середнякам», широко использовали в пропаганде тех дней. Поэму с красноречивым названием «Путем коллектива» (1932) И. Мухачёв тоже посвятил теме колхозного движения. В стихах и поэмах 1930 годов все увереннее звучат у И. Мухачёва мотивы преобразования родного края.

Умер  20 октября 1958 года в Новосибирске.

Елизавета Стюарт

Родилась 19(28) сентября 1906 г. В семье ж/д служащих. Учиться начинала в гимназии, а окончила советскую школу-семилетку. Работала машинисткой. В 1932 г. Переехала в Новосибирск, с которым будет связана вся ее творческая судьба. Трудилась лит. Редактором в Новосибирском радиокомитете. Работала и публиковалась в журнале «Сибирские огни». Выступать со стихами начала с 1929 г. В журнале «Товарищ».  Первая (детская) книга – «Про нас». Первый сборник для взрослого читателя – «Города будущего». Автор около 40 детских книг и почти 20 сборников, изданных в Омске, Новосибирске, Иркутске, Москве.

Стюарт создала собственный неповторимый поэтический мир, в котором хватило места стихам для взрослых и детей, пьесам, переводам (особенно охотно переводила с украинского, за что была удостоена в 1936 г. премии им. Т.Г. Шевченко).

Стюарт обладала замечательным даром в обыкновенном видеть необыкновенное, за малым – большое и находить настоящую поэзию в вещах, казалось бы незначительных.

Судьба родной земли, народа своего «стала неотвратимою судьбою» самой Стюарт, источником ее духовного и творческого самочувствия, самосознания и самоутверждения. Мотив «времени и себя» с особой сердечной нежностью и трагизмом звучит в стихах Стюарт о Великой Отечественной войне.

Стюарт несла в своих стихах мощный заряд мудрости и чистоты, красоты и доброты, энергию которому придавали предельная честность и искренность каждого сказанного ею слова, неослабевающий творческий накал и высочайшее поэтическое мастерство.

Елизавета Константиновна Стюарт за свою долгую и плодотворную жизнь (прожила она 77 лет и умерла 3 февраля 1984 года) смогла расплатиться сполна. А потому жива и будет жить ее прозрачно ясная и мудрая поэзия.

Борис Богатков

Родился 2 октября 1922 в г. Балахта (Красноярский край) в семье учителей. После смерти матери, с 8 лет, воспитывался у тётки в Новосибирске. После окончания школы в 1940 году уехал в Москву, где учился на вечернем отделении в Литературном институте им. А. М. Горького и работал проходчиком в московском метро. В 1938 г. написал первое произведение «Дума о красном флаге». Печататься начал с 1940 г. в Ачинской газете и в журнале «Сибирские огни». Его творчество заинтересовало А. Н. Толстого, который сделал Богаткова своим персональным стипендиатом. В 1941 г. ушёл добровольцем на фронт, и осенью, получив тяжелую контузию, был демобилизован из армии и снят с воинского учета. Работал в Новосибирске, в «Окнах ТАСС», познакомился с новосибирскими писателями, поэтами, художниками. В 1942 г. снова уходит на фронт, несмотря на запреты медиков, в 22-ю Сибирскую добровольческую дивизию. Его стихи печатаются в дивизионной газете «Боевая красноармейская». Основные темы — любовь, молодость, вера в победу и счастье.

В августе 1943 года гвардейская Сибирская добровольческая дивизия вышла на дальние подступы к Смоленску. Нашим войскам предстояло штурмом взять сильно укрепленные противником Гнездиловские высоты недалеко от станции Павлиново. Это несколько линий траншей, противотанковые рвы, заграждения из колючей проволоки, минные поля, более двухсот огневых точек. Новосибирскому полку приказано было взять самую укрепленную 233-ю высоту. Дважды автоматчики шли в атаку, и дважды прижимал их бешеный огонь к земле. И вдруг солдаты увидели, как без каски поднялся в полный рост гвардии старший сержант Борис Богатков и, скомандовав «запевай!», пошел в атаку. Он все громче пел свою песню:

Всё, гвардеец, в боях изведай —

Холод, голод, смертельный риск —

И героем вернись с победой

В славный город Новосибирск!

И вот ее уже подхватили бойцы и с песней ворвались во вражеские траншеи. Борис спрыгнул в окоп, но внезапно ему в спину ударила очередь — раненый немец сумел дотянуться до автомата.

На следующий день вышла листовка о его подвиге: «Вечная слава гвардейцу Борису Богаткову, показавшему в бою богатырский дух и непобедимую силу советских патриотов». Листовку передавали из рук в руки.

После гибели Бориса Богаткова его тетради и блокноты со стихами переслали в Новосибирск Николаю Мейсаку. Стихи были опубликованы в различных сборниках. А Западно-Сибирское книжное издательство выпустило в свет «Единственную книгу» со всеми стихами и письмами Бориса, воспоминаниями о нем. Богатков посмертно был принят в члены Союза писателей СССР

В 1972 году в Новосибирске провели открытый конкурс на проект монумента Борису Богаткову. Средства на сооружение памятника молодежь города заработала на субботниках и воскресниках. Стройку объявили комсомольской. Памятник был открыт 2 июля 1977 года, в день 35-летия формирования 22-й гвардейской Сибирской добровольческой дивизии. На открытие съехались ветераны. Среди них был и писатель Василий Петрович Цеханович — боевой товарищ Бориса Богаткова. Он читал стихи, посвященные своему другу.

Посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, а его имя навечно внесено в списки 22-й Гвардейской Сибирской дивизии. За месяц до своей смерти Богатков написал письмо Елизавете Стюарт, в котором просил прислать сборник её стихов «Будущие города». Спустя 12 лет после смерти Б.Богаткова Е.Стюарт напишет стихотворение «Бессмертье», посвящённое этому «герою, солдату, поэту».

В Новосибирске именем Бориса Богаткова названа одна из крупнейших улиц города (Октябрьский, Дзержинский районы), имя поэта присвоено школе и районной библиотеке, установлен памятник. В Омске в 2010 году на Аллее литераторов (бульвар Мартынова) установлен памятный камень шестерым поэтам-фронтовикам, в числе которых и Б. Богатков.

Сочинения:

«Единственная книга». Новосибирск, 1973.

Сборники:

  1. «В боевом строю». Новосибирск, 1954.
  2. «Поэзия Сибири». Новосибирск, 1957.
  3. «Двадцать лет спустя». Новосибирск, 1965.
  4. Помнит мир спасенный. Новосибирск, 1970.
  5. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной Войне. М., 1965

Владимир  Вихлянцев

(30 декабря 1907, г. Зайсан Семипалатинской губернии– 4 октября 1984, Москва) - поэт, драматург, критик. Из служащих. Окончил Иркутский пед- институт. Участник Великой Отечественной войны. Работал во фронтовой печати.

С 1946 - в газете «Советский воин» (Новосибирск). С 1950-х жил в Москве. Работал в газете «Красная звезда». Литературная деятельность - с 1926 г.

Публиковался в журнале «Сибирские огни».

Первая книга - сборник стихов «Разговор у эстакады» (Новосибирск, 1934). Автор книг «Мы шли на запад» (1946), «Неотправленное письмо» (1948), изданных в Новосибирске. Писал стихи, пьесы. Выступал как остро полемичный, но и глубоко эрудированный серьезный критик.

Абрам  Гольденберг (псевдоним Арго)

Родился 14 февраля 1897 в Елизаветграде в семье инженера. Печататься начал в одесских газетах. В апреле 1917 года приехал в Москву, сотрудничал в «Новой жизни». Весной 1919 уехал в Киев, Одессу; остановился в Харькове. В отделе «Окон РОСТА» придумывал темы, рисовал и оформлял плакаты. Заведовал литературной частью театра миниатюр «Гротеск».

В 1920 вернулся в Москву. С другом и впоследствии многолетним соавтором Н. Адуевым и режиссёром Д. Гутманом публиковал агитационные пьески в стиле «петрушечного» театра («Петрушка-крестьянин», «Петруха и разруха» и др.) в журнале «Раненый красноармеец» (1920). Эти сценки, а также задорные куплеты с танцами «Политмазурка», «Полька», патетическая декламация Арго «Памяти парижских коммунаров» входили в репертуар театра. В Московском театре летом 1920 с успехом шло трёхактное политобозрение «Путешествие Бульбуса 17-21» Арго, Адуева и Гутмана.

В 1920-е гг. Арго становится одним из постоянных авторов «Синей блузы». Его перу принадлежит множество антре, маршей-парадов, открывавших выступления синеблузников, остро злободневных сатирических «агитбуффонад», номеров музыкальной эксцентрики, пародий. Писал сатирические куплеты для ведущих эстрадных артистов. В 1925—1926 гг. участвовал в создании первых обозрений Московского театра сатиры (совместно с Адуевым, Гутманом, В. Типотом), в создании Театра обозрений Московского дома печати. Дискуссии о сатире, ориентация на «положительную» тему вынудили Арго отойти от эстрады.

Много переводил, особенно с французского, которым владел в совершенстве: В. Гюго («РюиБлаз»), О. Барбье, Ф. Вийона, А. Рембо, Т. де Банвиля и др. В 1960-е гг. выступал со статьями в журнале «Советская эстрада и цирк».

 Скончался в 1968 году.

Николай  Мейсак

Родился 18 мая 1921 года в Новосибирске, в семье железнодорожника. Сразу после школы был призван в армию. Осенью 1941 года его полк был переброшен под Москву.2 ноября 1941 года, вблизи Можайского шоссе, у деревни Копань, связист Николай Мейсак в маленьком блиндаже — передовом наблюдательном пункте — обеспечивал телефонную связь наших контратакующих батальонов с основным командным пунктом полка. Внезапная танковая атака врага вынудила отступить наши части. Николай остался один в блиндаже и до последней возможности обеспечивал необходимую телефонную связь. Наступали немцы, они вскоре обнаружили его по идущему к блиндажу телефонному кабелю. Николай отстреливался до последнего патрона, а когда они кончились и немцы попытались вытащить его из тесного блиндажа, взорвал гранату. Он чудом остался жив. Николай, лишившись ног, пролежал в одиночестве несколько суток, пока его не обнаружили местные жители. Пленный врач Волков, сибиряк из Томска, без необходимых инструментов сделал ему операцию.

Став инвалидом, Н. Мейсак не сдался. Научился ходить на протезах, фактически повторив судьбу летчика Маресьева, окончил Новосибирский педагогический институт, занялся журналистикой. Долгое время работал корреспондентом агентства печати «Новости». Писать Н. Мейсак начал еще в госпитале. Публиковался в местных газетах, принимал активное участие в популярной радиопередаче «Огонь по врагу». С очерками выступал в журнале «Сибирские огни». Там же была опубликована в 1943 году его автобиографическая повесть «62 дня», в которой он отразил перипетии своей военной судьбы. В 1954 году в Новосибирске вышла первая книга Н. Мейсака — очерки «Свет на полях». Автор книг «Сибирь — край большого будущего» (1961), «Сколько у нас Маресьевых» (1962 и еще три издания), «Три открытия Сибири» (1970), «Поговорим о жизни. Злободневная публицистика» (1986), изданных в Новосибирске. Книги Н. Маресьева выходили на английском, французском, испанском, арабском, японском языках и десяти языках Индии.

Самой известной книгой Н. Мейсака стал сборник очерков «Сколько у нас Маресьевых?». Герои их — люди мужественные, стойкие, победившие и недуги, и увечья, и саму смерть. Об этой книге высоко отзывался Алексей Маресьев. В 1977 году она была отмечена премией им. Н. Островского. Многие тысячи благодарных читательских откликов пришли в адрес автора на эту книгу. Писал Н. Мейсак также о сибирских ученых, строителях городов и заводов Сибири, выступал как острозлободневный публицист. Известен также и как автор разгромной статьи «Песня — это оружие» в «Вечернем Новосибирске», посвященной выступлению А. Галича на бардовском фестивале в Академгородке в 1968 году.

Николай Алексеевич Мейсак ушёл из жизни 14 июля 1984-го, когда ему было 63 года.

4. Большая тема война вбирает в себя множество более мелких тем, которые раскрывают в своих произведениях сибирские поэты.

Это решительные бои за Родину. В стихотворении Б. Богаткова «Девять ноль-ноль» читаем:

Дисков достаточно. С ревом идет,

Блеск штыков выставляя вперед,

Атакующих вал. [48]

В. Вихлянцев  прислал свои стихи, в том числе «Здесь дом стоял»,  прямо из действующей армии, с места сражения, написав их после едва утихшего боя:

Мы бьемся, полны гнева и отваги,

И вражьей крови черные ручьи,

Шипя, ползут в лощины и овраги.

Тема опустошенной, настрадавшейся земли в стихах Е. Стюарт «Ты лети, мое слово…», В. Вихлянцева «Иван Негада», «Здесь дом стоял», Арго «Два сонета», Н. Мейсака «В родном селе».

Арго:

Ночь. Затемненная глухая мгла.

Ночь перед вылазкой, перед налетом,

Над каждым домом и под каждым дотом,

Над каждым полем, выжженным дотла.

Н. Мейсак:

Сад вишневый порубили

И скворечни  шест,

И на дедовской могиле

Сбит снарядом крест.

Сибирь в годы войны - глубокий тыл. Но жизнь в тылу была направлена только на одно: помогать фронту. Старики, женщины, дети стали героями тыла. Они сеяли хлеб, шили обмундирование, производили оружие, приняли миллионы людей, сотни заводов, фабрик, учреждений культуры. Этому молчаливому подвигу посвящено, например, стихотворение Л. Мартынова «Глубокий тыл»:

Глубокого тыла

Могучая тишь –

Лес, горы и ясные воды,

И всюду, куда только ни поглядишь , -    

Заводы, заводы, заводы! [3]

Об этом пишет И. Мухачев в стихотворении «Фронтовику»:

Поселок был безлюдным. В поле

Я вышел. Около ручья там

Пшеницу, кажется, пололи

Подростки, женщины, девчата.

Тема женской доли в годы тяжелых испытаний звучит в стихотворениях Е. Стюарт, например, «Ты пишешь так, чтоб ничего не знал он…», перекликающееся со стихотворением М. Исаковского «Русской  женщине»:

Как одинок весенний светлый вечер,

Когда печаль, как пламя на ветру,

Как тяжко лег на узенькие плечи

И груз тревоги, и нелегкий труд.

Как много раз ты воли не давала

Своим слезам и горю своему…

Напишешь так, чтоб ничего не знал он,

Не угадал по твоему письму… [32]

Главная черта женщины – сила духа. И не только в том, чтобы уберечь любимого от лишних тревог, но и в том, чтобы пережить его гибель.

У Елизаветы  Стюарт в стихотворении «Больше в мире тебя не найти» читаем:

В сердце моем за тебя и себя

Нужно вместить, уберечь и умножить

Все, что ты, смертной тоскою объят,

Не долюбил, не допел и не дожил… [32]

В. Гринбаум «Песня»:

Томительны ночи, медлительны дни.

Рыбачка живет ожиданьем одним

И вдруг телеграмма.

И горе.

И мрак.

Домой никогда не вернется моряк…

Пожаром боев опален горизонт…

Рыбачка с бойцами уходит на фронт! [54]

И, конечно, тема будущей победы, в которой не сомневался весь советский народ (Е. Стюарт «Когда последний выстрел грянет»):

Когда последний выстрел грянет

Над затуманенной землей…

Тогда минутою молчанья

Почтите ранний их конец,

Тех, кто погиб на поле брани

За чаянье людских сердец.

А с ними тех, кто горем ранен

Страшнее смерти во сто крат,

И кто на пение всех желаний

Опять возделывает сад.

5.Стихи военных лет сибирских поэтов проникнуты единым пафосом – безоговорочной победы над врагом. Зачастую это оказывается в ущерб художественности, произведения приобретают некоторую лозунговость и прямолинейность, например, у Леонида Мартынова читаем в стихотворении «Глубокий тыл»:

Сибирь

В тот снаряд смертоносный заряд

Рукою могучей вложила.

Пускай, издыхая, почувствует гад

Дыханье глубокого тыла. [3]

Или у Александра  Смердова в «Тарасе Клинкове»:

Фрицев мы все крепче бьем,

Гоним, лупим в пух и прах,

И вперед – на всех парах,

Попытай, останови! [24]

В стихотворении Арго «Партизанская тихая»:

Бей врага –

Чем попало!

Бей врага –

Где попало! [52]

И,  тем не менее, авторы используют достаточно много изобразительно-выразительных средств.

Это метафоры: « бежит по напоенным кровью лугам», «пепел желаний», «вражьей крови черные ручьи», « чернокрестье смерти злой», « гневом закипает волна», « железная песня борьбы и отваги», « кипел бой», « срезанной пулями ржи», « авиабомб пронзительный визг», « трепетный зной», « пылающим взором», « родимый дом». Они встречаются у многих поэтов.

Разговорные слова: писарек, паренек, дружок, брехня, братцы.

«Писарек из штаба – Паша –

Побожился – будто сам

В списки без вести пропавших

Друга нашего вписал» [24]

Сниженная лексика по отношению к врагу: фрицы, фрицы-гады, погань, германец-гад.

Гиперболы:

«Немцы крепко в нем засели –

Пулеметы в каждой щели,

Что ни шаг – под снегом мина,

Заграждений паутина,

Что ни хата – вражий дот…» [25]

Эпитеты: «огненный дождь», «смертоносный заряд», «глушайшее место», «могучая  тишь».

Много обращений : рассказ от лица героя.

«- Эй, друг ситный, ты случаем

Не спустился ли с небес» [25]

«-Расскажи, Тарас, откуда

У тебя такое чудо?» [27]

6. На местах, в регионах нашей огромной страны, взаимная привязанность

журнала и писателя обусловлена еще больше любовью к родному краю,

неисчерпаемому отображению его своеобразной истории и современности.

На такой основе стоит и журнал «Сибирские огни», сыгравший огромную роль в жизни сибиряков в годы Великой Отечественной войны.

             Проанализируем подробнее некоторые стихотворения, напечатанные на страницах журнала.

             Елизавета  Стюарт во время войны работала корреспондентом ТАСС, что отразилось на тематике её стихов. Но даже в стихах сурового времени сквозит  женственность и лиричность голоса поэтессы.

В стихотворениях «Жестокое время», «Никто из нас забыть не сможет...» звучат явные ахматовские мотивы («Мужество», «Клятва», «In memoriam»).

А.Ахматова

Нас покориться никто не заставит…

Час мужества пробил на наших часах…

Не страшно под пулями мёртвыми лечь…

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой…

Е.Стюарт

Ничто в нас не сломит ни мужества мысли…

Мужество мысли…

Сраженьям горячую молодость отдал

И ,может быть, всё, что имеет, отдаст…

Никто из нас забыть не сможет…

«Здесь яблони не помнили о том…»

Автор в этом стихотворении размышляет о мире, расколотом надвое: до и во время войны,- пропуская через тему памяти. Вся природа: ласточки, яблони, соловей, звёзды – забыли о цвете, полёте, блеске, песне мирной жизни. Им противопоставляется сердце человека, помнящее обо всём, «что горело, трепетало, жило». Испытания «в эти баснословные года»  усиливают  любовь к жизни. Поэтесса переосмысляет тютчевский  эпитет. Это, хотя и чужое, слово – находка для определения тех страшных, но величественных лет.

Стихотворение построено на приёме антитезы. События «баснословных лет» вырастают до вселенских масштабов:

          Здесь чёрный прах под солнцем пролетал,

          И мрак гасил полдневное сверканье,

          А соловей о песне забывал,

          Звезда -  о блеске…  [ 66]

 С поэтессой (хотя, как и Ахматова, она называла себя – поэт) вполне солидарен Абрам Маркович Арго. В его «Двух сонетах» события военных лет осмысляются в пространстве космоса. В первом сонете «Земля» мы видим, как:

Там, в небесах, где звездные тела

Проходят по сферическим широтам,

Пропитанная порохом и потом,

Плывет Земля, как и всегда плыла.  [ 47]

Ужас происходящего на Земле описан с помощью эпитетов: «затемненная», «глухая», «затерянная», «чужая», «ледяном», «багровом» - а также словами «выжженная», «вздрагивая», «блуждая».

Отстраненность и объективность взгляда на эпоху автор передает через образ «марсианского астронома», наблюдающего за происходящим на Земле.

Второй сонет «Эфир» продолжает тему безмятежности космического пространства: «Даль небес прозрачна и светла». Действие переносится из пространства «глухого» и «ледяного» в пространство «звучащее» - эфир:

Гудит эфир клокочущею лавой

Про страшные и грозные дела!

В это «клокочущей лаве» - «хаос» и «бред», но сквозь него прорывается бой Кремлевских Курантов – «живой призыв к победам». Этот призыв обращен не только к живым людям, но к «звездам и созвездиям». Таким образом, автор заставляет космос быть не простым наблюдателем, а союзником правого дела.

И. Мухачев «Фронтовику».

Стихотворение  - обращение автора к фронтовику-алтайцу с сообщением о том, как живет его родной край, далекий от фронта. Но дыхание войны ощущается везде:  

Я побывал в твоей долине,

Тут песни мирные затихли,

Подернутые дымкой синей

Насторожились кедры, пихты.

А в небе, отдыха не зная,

Висит орел обрывком тучи.

Здесь говорят – он охраняет

Долину от врагов летучих.  [30]

Трудовые подвиги здесь заменяют боевые. Весь поселок в поле: «подростки, женщины, девчата». Все, кто остался в тылу, работают на победу, и самое главное и святое для них – воин-освободитель. Именно о нем поют песню работающие люди. Но не только они ждут на родину бойца, его ждет вся природа родного края:

Нет, не одни ту песню пели

Девчата, женщины, подростки –

 Ее подхватывали ели,

Босые горные березки… [30]

Ждали победы люди и затихшая природа:

И только человека думы

Сливались с думами природы

Все здесь предназначено ему, воину-победителю:

…Ты – их надежда и защита

И ждут они тебя с победой.

Это удивительно лиричное стихотворение, которое, действительно, звучит, как песня. Песенное звучание придают стихотворению облегченные строки пиррихия в четырехстопном ямбе, повторы: «имя твое в той песне поминалось», «девчата, женщины, подростки», «подростки, женщины, девчата», - анафора в строках стихотворения. Обилие инверсий: и  ветра шумы, и водопада тихие воды. Олицетворения («насторожились кедры, пихты»), метафоры («здесь все сердца тебе открыты»), сравнения («висит орел обрывком тучи»), эпитеты («врагов летучих», «высочайшим перевалам», «травами густыми»).

Все эти средства придают красоту, теплоту, задушевность образу самой родины, отчего дома, родной природы.

Интересна незаслуженно забытая поэма Александра Смердова «Сибиряк Тарас Клинков».

Первое издание поэмы вышло в 1942 году, время написания: август 1941 г. – январь 1942 г. Герой поэмы – сибиряк, охотник-таежник, простой человек из народа, отважный и веселый боец, чуткий друг,  бесстрашный смекалистый разведчик, пулеметчик и снайпер. Как и Василий Теркин, Тарас Клинков вырастает до былинного богатыря, не столько сильного, сколько хитрого, скорее похожего на Алешу Поповича, да и внешность у него совсем не богатырская. Первая глава «Письмо с дороги»:

Всем друзьям, знакомым многим,

Всей семье сибиряков,

Шлет приветствие с дороги

Всем известный ваш – Клинков.

Так что едем. Все в порядке.

Отдыхает мой «Максим».

Нет покоя лишь двухрядке –

С нею взвод мы веселим…

Так что – еду в эшелоне.

У окна весь день стою:

Я ж впервой, как на ладони,

Вижу всю страну мою.

Нету ей конца и края,

Молода и хороша!

Взглянешь – сердце замирает,

Загорается душа!

Поезд мчит в садах душистых,

Через села, города.

И чтоб все это – фашистам?!

Н-и-к-о-г-д-а!!!

Не дождусь, когда доеду,

Чтоб нещадно бить врагов

С полной верою в победу

Остаюсь –

Тарас Клинков. [4]

Следующая глава -  «Почему фашистов надо истреблять нас без пощады». В ней рассказывается о том, как Тарас впервые столкнулся со зверствами фашистов: сожженное дотла богатое село, убитые жители, сошедшая с ума старуха, качающая давно мертвого внука, уничтоженный прямо в поле хлеб.

- Эх, ребята,

Сколько горя видел я там,

Аж душа в крови, друзья!..

Кулаком в тылу грозя,

Произнес Тарас как клятву:

- В бой бы нам скорей, ребята! [22]

Клинков становится разведчиком. Он оправляется в тыл к немцам. Образ врага в поэме снижен. Это жестокая, но безумная и пьяная орда:

И, как водится, вояки

Заправляются к атаке:

Тянут шнапс, лакают ром,

Чтобы в бой переть дуром. [17]

У автора на протяжении поэмы встречаются такие определения фашистов: «психи», «вояки», «воры», «немчура», «шантрапа», «гады», «фрицы», «блиц-вояки», «фашистская зараза», «звери», «бледный герр», «пьяные эсэсы», «чумная мразь», «бандиты», «курощупы», «фашисты-живоглоты», «злодеи», «вражья шайка», «фон», «сволочи», «гадюки», «оккупанты», «фашистская орда», «вшивые фрицы». В эти слова вложен весь гнев, вся ненависть народа,

которая  и вдохновляет героя-сибиряка на подвиги. А  их немало: Тарас с десятком бойцов в тылу врага уничтожил батальон, оснащенный танками:

Немец лишь за танком лих

А без танка – плохо дело.

Значит, бей по танку смело. [20]

Однажды находчивый Тарас взял нескольких «языков». Но как доставить их к своим? Боец быстро сооружает плот, который превращается в линкор: столько на нем трофейного оружия.

Вдвоем с политруком они отбивают атаку на высотке:

Плечом к плечу с политруком

Готов он драться хоть с полком. [49]

Много трофеев взято Клинковым: пулемет «Максим» (это стоило гибели многим немцам), танкетку, грузовик. Этот грузовик вызывает  отвращение Тараса: в нем немцы везли награбленное добро:

Мародерский, словом, склад…

Мрачно думает Клинков:

«Хоть бы сдать куда скорее

Этот склад галантереи…»

Думалось Клинкову разве

Воевать с такою мразью. [57-58]

Но не только храбростью и находчивостью славен Тарас. Освободив в украинском селе из подожженного дома девушку с детсадовскими ребятишками и двумя ранеными красноармейцами, он влюбляется в нее, обещая после победы к ней вернуться. Так Смердов  вводит в поэму лирическую линию.

Заканчивается поэма тоже письмом героя к землякам, но привет уже не от него одного, а и его боевого друга, тамбовца Ивана Загвоздкина:

Мы сейчас на всех парах

Бьем фашистов в пух и прах,

Так что с воем, кто куда,

Мчит фашистская орда

От сибирских от полков,
От гвардейских земляков. [69]

Это письмо – «рапорт боевой» о количестве уничтоженных врагов, о благодарности командиров:

От полковника-Героя

Благодарность перед строем.

А вчера я срока ранее

Получил сержанта звание.

И клянется землякам:

Тут с Загвоздкиным Иваном

Мы свои имеем планы –

Впредь обоим без пощады

Истребить по сотне гадов –

Сто врагов на каждый штык! [73]

Но Клинков приобрел широкую популярность среди сибиряков –фронтовиков и в резервных сибирских частях. На его имя редакция газеты СибВо «Красноармейская звезда», на страницах которой глава за главой стали появляться стихотворные рассказы о боевых подвигах Тараса Клинкова, получала письма, запросы, поздравления. Поэтому А. Смердов вынужден был продолжить работу над поэмой. Например, в альманахе «Сибирские огни» в номере 3 за 1943 год напечатано 3 главы: «Встреча», «Подарок», «На побывке».

7.Заключение.

Повседневную поэтическую работу, в том числе и утилитарно-черновую работу в газетах первого периода войны, при всем том, что многое из нее не пережило своего времени, так и оставшись в старых газетных подшивках, нельзя недооценивать. Она была, во-первых, огромна по размаху, ее делали ежедневно и ежечасно тысячи литераторов на всех фронтах Великой Отечественной войны, делали самоотверженно и подвижнически в тяжелейших условиях изнурительной борьбы, они пронизали своим пропагандистским, агитационным партийным словом всю накаленную атмосферу военного времени; во-вторых, эти коллективные усилия поэтов, каждый из которых выполнял свою задачу, в совокупности образовали для сегодняшнего читателя своеобразную летопись своей героической эпохи; сама торопливость, незавершенность неотделанность той иди мной стихотворной строки приобретает в наши дни дополнительный документальный эффект — грубая, обугленная фактура стиха подчас свидетельствует нам о тяжести войны больше, чем это могли бы сказать отделанные во всех частностях, написанные на досуге произведения.

Железный гром, рождавшийся ненавистью, долгое время был слышнее музыки любви, он определял собою, озвучивал собою набатный язык агитационно-страстной плакатной поэзии. Должно было пройти хотя бы небольшое время, чтобы каждый художник мог слышать и передавать в слове самый разнообразный мир звуков войны, раскрывать различные стороны человеческой души, наиболее подвластные его поэтической индивидуальной природе. Тогда начали звучать потаённые струны суровой сибирской души.

Именно поэты – сибиряки показали, какая она, война, на передовой и  в  «тиши глубочайшего тыла».

Список источников

1. Горшенин А. В. Литература и писатели Сибири. Энциклопедическое издание. — Новосибирск: РИЦ НПО СП России, 2012.

2. Елизавета Стюарт. Стихи. Западно – Сибирское книжное издательство, 1966

3. Леонид Мартынов. Стихотворения и поэмы. Издательство «Художественная литература», Москва, 1965

4. Сибирские огни 1943, №3. Новосибирск.

5.А. И. Смердов. Сибиряк Тарас Клинков. Новосибирск,1942 г.

6. Н.Н. Яновский. Русские писатели Сибири ХХ века. Новосибирск, 1997.

7. dic.academic.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лирика сибирских поэтов в годы Великой Отечественной войны Емельяненко Алёна Юрьевна 9 Б класс МБОУ СОШ № 146 Руководитель Паршикова Елена Васильевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

Слайд 2

Целью данного исследования является изучение тематики и поэтики лирики сибирских поэтов, написанной в годы Великой Отечественной войны. Задачи исследования: 1.Знакомство с литературоведческой, художественной и справочной литературой по проблеме. 2.Знакомство с биографиями некоторых сибирских поэтов. 3.Знакомство с некоторыми произведениями сибирских поэтов, написанными в годы Великой Отечественной войны. 4. Анализ отдельных произведений, сибирских поэтов, написанных в годы Великой Отечественной войны.

Слайд 3

Леонид Мартынов Родился 9 (22) мая 1905 года в Омске в семье гидротехника путей сообщения Николая Ивановича Мартынова и дочери военного инженера, учительницы Марии Григорьевны Збарской в Омске. Дебютировал в печати в 1921 году заметками в омских газетах «Сигнал», «Гудок», «Рабочий путь». Первые стихотворения были напечатаны в сборнике «Футуристы » ». В 1942 году благодаря хлопотам писателя А. Калинченко был принят в Союз писателей СССР. В 1943 году К. М. Симонов предложил своё место фронтового корреспондента в «Красной Звезде».

Слайд 4

Александр Смердов В годы войны А. Смердов писал своеобразные стихотворные «письма с передовой», где глубоко личные переживания органично сочетались с гражданскими и патриотическими мотивами. С особой силой во фронтовых стихах А. Смердова звучала любовь к Сибири. Поэт гордится мужеством и стойкостью воинов-сибиряков, одно упоминание о которых «леденит врага». Поэт создал собирательный образ такого воина и его именем назвал свою фронтовую книгу стихов «Сибиряк Тарас Клинков» (1942). Фронтовые впечатления и опыт помогли А. Смердову создать одно из лучших своих произведений — поэму «Пушкинские горы» (1946), посвященную подвигу поэта-воина Бориса Богаткова . По силе художественного воздействия она стоит в ряду лучших образцов военной лирики и эпики.

Слайд 5

Илья Мухачёв Родился 18(30) июля 1896 года в городе Бийске Алтайского края, в семье лесоруба-плотогона. Работал лесорубом, землекопом, плотником, печником, кожевенником . Неиссякаемым источником творческого вдохновения стал для И. Мухачёва Горный Алтай. Ранняя лирика И. Мухачёва пронизана мотивами сыновней близости к его природе.

Слайд 6

Елизавета Стюарт Родилась 19(28) сентября 1906 г. В семье ж/д служащих. Учиться начинала в гимназии, а окончила советскую школу-семилетку. Работала машинисткой. В 1932 г. Переехала в Новосибирск, с которым будет связана вся ее творческая судьба. Трудилась лит. Редактором в Новосибирском радиокомитете. Судьба родной земли, народа своего «стала неотвратимою судьбою » самой Стюарт, источником ее духовного и творческого самочувствия, самосознания и самоутверждения

Слайд 7

Борис Богатков Родился 2 октября 1922 в г. Балахта (Красноярский край) в семье учителей. После смерти матери, с 8 лет, воспитывался у тётки в Новосибирске. В 1941 г. ушёл добровольцем на фронт, и осенью, получив тяжелую контузию, был демобилизован из армии и снят с воинского учета. Работал в Новосибирске, в «Окнах ТАСС», познакомился с новосибирскими писателями, поэтами, художниками. В 1942 г. снова уходит на фронт, несмотря на запреты медиков, в 22-ю Сибирскую добровольческую дивизию. Его стихи печатаются в дивизионной газете «Боевая красноармейская». Основные темы — любовь, молодость, вера в победу и счастье.

Слайд 8

Николай Мейсак Родился 18 мая 1921 года в Новосибирске, в семье железнодорожника. Сразу после школы был призван в армию. Осенью 1941 года его полк был переброшен под Москву.2 ноября 1941 года, вблизи Можайского шоссе, у деревни Копань , связист Николай Мейсак в маленьком блиндаже — передовом наблюдательном пункте — обеспечивал телефонную связь наших контратакующих батальонов с основным командным пунктом полка. Писать Н. Мейсак начал еще в госпитале. Публиковался в местных газетах, принимал активное участие в популярной радиопередаче «Огонь по врагу». С очерками выступал в журнале «Сибирские огни». Там же была опубликована в 1943 году его автобиографическая повесть «62 дня», в которой он отразил перипетии своей военной судьбы.

Слайд 9

Темы: 1. Р ешительные бои за Родину. 2. Тема опустошенной, настрадавшейся земли. 3. Сибирь в годы войны - глубокий тыл. Смысл жизни в тылу - помогать фронту. 4. Тема женской доли. 5. Будущая победа.

Слайд 10

Изобразительно-выразительные средства. 1. Лозунговость : «Бей врага –Чем попало !» 2. М етафоры : « бежит по напоенным кровью лугам», «пепел желаний ». 3. Разговорные слова: писарек , паренек, дружок, брехня . 4. Сниженная лексика по отношению к врагу: фрицы, фрицы-гады, погань. 5. Гиперболы: «Что ни хата – вражий дот…» 6. Эпитеты: «огненный дождь», «смертоносный заряд», « глушайшее место ». 7. Много обращений: рассказ от лица героя: «- Эй, друг ситный, ты случаем Не спустился ли с небес ».

Слайд 11

Елизавета Стюарт «Жестокое время», «Никто из нас забыть не сможет...» А.Ахматова Нас покориться никто не заставит… Час мужества пробил на наших часах… Не страшно под пулями мёртвыми лечь… Над вашей памятью не стыть плакучей ивой… Е.Стюарт Ничто в нас не сломит ни мужества мысли… Мужество мысли… Сраженьям горячую молодость отдал И ,может быть, всё, что имеет, отдаст… Никто из нас забыть не сможет…

Слайд 12

Абрам Маркович Арго «Два сонета» Там, в небесах, где звездные тела Проходят по сферическим широтам, Пропитанная порохом и потом, Плывет Земля, как и всегда плыла . ******* Гудит эфир клокочущею лавой Про страшные и грозные дела!

Слайд 13

И. Мухачев«Фронтовику ». Нет, не одни ту песню пели Девчата, женщины, подростки – Ее подхватывали ели, Босые горные березки… [30] ****** И только человека думы Сливались с думами природы

Слайд 14

Александра Смердова «Сибиряк Тарас Клинков». Я ж впервой, как на ладони, Вижу всю страну мою. Нету ей конца и края, Молода и хороша! Поезд мчит в садах душистых, Через села, города. И чтоб все это – фашистам?! Н-и-к-о-г-д-а!!!

Слайд 15

- Эх, ребята, Сколько горя видел я там, Аж душа в крови, друзья!.. Кулаком в тылу грозя, Произнес Тарас как клятву: - В бой бы нам скорей, ребята! [22] ********** И, как водится, вояки Заправляются к атаке: Тянут шнапс, лакают ром, Чтобы в бой переть дуром . [

Слайд 16

У автора на протяжении поэмы встречаются такие определения фашистов: «психи», «вояки», «воры», «немчура», «шантрапа», «гады», «фрицы», «блиц-вояки», «фашистская зараза», «звери», «бледный герр », «пьяные эсэсы », «чумная мразь», «бандиты», «курощупы», «фашисты-живоглоты», «злодеи», «вражья шайка», «фон», «сволочи», «гадюки», «оккупанты», «фашистская орда», «вшивые фрицы». В эти слова вложен весь гнев, вся ненависть народа, которая и вдохновляет героя-сибиряка на подвиги.

Слайд 17

Мы сейчас на всех парах Бьем фашистов в пух и прах, Так что с воем, кто куда, Мчит фашистская орда От сибирских от полков, От гвардейских земляков .

Слайд 18

!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны».

Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о поэтах, павших в годы Великой отечественной войны таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжи...

Сохранение памятников архитектуры и скульптуры в Ленинграде в годы Великой Отечественной войны"презентация

Презентация посвещена теме, как в годы блокады жители Ленинграда спасали памятники архитектуры и скульптуры....

Презентация на тему "Школа в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы"

Презентация, основанная на краеведческом материале,поможет подготовить внеклассное мероприятие "Тыл в годы войны"...

Советский тыл в годы Великой отечественной войны. Наш край в годы Великой Отечественной войны

Данный материал был составлен к уроку истории в 9 классе "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"...

Проект "Писатели и поэты в годы Великой Отечественной войны"

Цель пректа:   * Познакомить учащихся с фрагментами биографии  писателей и поэтов времён Великой Отечественной войны   *Привить учащимся интерес к истории нашей Родины, к...

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

«Борисоглебск в годы Великой Отечественной войны» Час Мужества к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (методическая разработка)

Методическая  разработка содержит  малоизвестный  материал о городе Борисоглебске и борисоглебцах в годы Великой Отечественной войны. И хотя в самом городе Борисоглебске боевых действий...