«Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны».
классный час по истории (6 класс) по теме
Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о поэтах, павших в годы Великой отечественной войны таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. Форма классного часа - презентация книги, составленной учащимися. Учащимся было предложено выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa_po_voyne.docx | 41.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 11
- Ф.И.О. автора – Косова Юлия Александровна
- Место работы, полный почтовый адрес учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Белгорода, г. Белгород, пер. Макаренко, 3. Тел. 21-15-55; 308013.
- Должность – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории.
- Название работы - «Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны».
- Аннотация к работе:
Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме рассказать о поэтах, павших в годы Великой отечественной войны таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны, желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. Форма классного часа - презентация книги, составленной учащимися. Учащимся было предложено выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки.
Область применения | Классный час |
Возраст обучающихся | 6 класс |
Цели и задачи | - обзор жизни и подвига поэтов, павших в годы ВОВ - формирование у учащихся представления о том, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя - приобретение навыков работы в группах и самостоятельно - развитие навыков работы с текстом, навыков связной речи, умения слушать, делать записи - содействие развитию у учащихся чувства гражданского долга и ответственности перед старшим поколением - содействие воспитанию чувства патриотизма и любви к своему Отечеству |
Ожидаемые результаты | - сформированность у учащихся представлений о поэзии как о самом оперативном жанре, соединявшем высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя - развитие основ у учащихся чувства гражданского долга и ответственности перед старшим поколением - воспитание дальнейших основ чувства патриотизма и любви к Родине - умение учащихся кратко излагать свои мысли, работать с текстом, навыков связной речи, умение слушать, делать записи, работать самостоятельно и в группе - желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени - желание выразить отношение к войне, к подвигу русских поэтов в годы войны - возможность выбрать для «издания своей редакции книги» наиболее интересный материал. - желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны. До мероприятия учащимся была предложена анкета с вопросами:
|
Формы и методы реализации | «Устный журнал» |
Перечень литературы для обучающихся и педагогов |
|
Основные умения и навыки, характеризую-щие результатив-ность усвоения материала |
|
Оборудование |
|
Необходимое техническое обеспечение | Компьютер Мультимедиапроектор Видеомагнитофон |
Содержательная часть.
Тема: | Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны |
Цели: | - обзор жизни и подвига поэтов, павших в годы ВОВ - формирование у учащихся представления о том, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. - приобретение навыков работы в группах и самостоятельно - развитие навыков работы с текстом, навыков связной речи, умения слушать, делать записи - содействие развитию у учащихся чувства гражданского долга и ответственности перед старшим поколением - содействие воспитанию чувства патриотизма и любви к своему Отечеству |
Форма проведения: | Устный журнал. |
Эпиграф | Люди! Покуда сердца стучатся, помните, Какою ценой завоёвано счастье, Пожалуйста, помните! Р.Рождественский |
Оборудование | Содержание книги «Поэзия Великой Отечественной войны». 7 страница. Подведение итогов |
Ход мероприятия: СЛАЙД № 1 | Первые кадры презентации 1 слайд. Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны. 2 слайд. Фото военных лет |
УЧИТЕЛЬ: СЛАЙД № 3 | 22 июня 1941 года началась война. В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость. В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины. Война унесла около 27 млн. жизней советских людей. 3 слайд Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины. Имена... Имена... Имена... Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь что ни фамилия, что ни строчка - то молодая, оборванная войной жизнь. 4 слайд Борис Богатков Павел Коган Борис Костров Николай Майоров Георгий Суворов Иосиф Уткин Елена Ширман Всеволод Багрицкий Муса Джалиль |
СЛАЙД 5 Ученик читает стихотворение | И всё ж, поэт не может умереть! |
СЛАЙД 6 | Фото советских поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны |
1 страница. Муса Джалиль Сообщение подготовленных учеников СЛАЙД 7-9
| Параллельно рассказу – слайды: Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров. Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос... 8 слайд. Муса Джалиль (1906-1966) 9 слайд. Муса Джалиль родился в 1906 году в деревне Мустафа, Оренбургской губернии. Начальное образование получил в деревенской школе, затем учился в медресе в Оренбурге. В 1931 году окончил Московский государственный университет. Опубликовал несколько поэтических сборников. Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавил Союз писателей Татарии. 10 слайд. В первый же день войны Муса Джалиль ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненый, был взят в плен. В концлагере он вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок - тюрьму Маобит. В тюрьме Муса Джалиль создал цикл стихотворений, слава о котором вышла далеко за пределы нашей Родины. В 1944 году маобитские палачи казнили поэта. Друзья по застенку сохранили его записные книжки. Одну из них передал советским представителям в Брюсселе бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, товарищ Джалиля по маобитскому застенку. Позднее Союз писателей получил и вторую записную книжку поэта. |
2 страница. Николай Майоров Сообщение подготовленных учеников СЛАЙД 12-13 | Николай Майоров родился в 1919 году. Стихи начал писать в школе. В 1939 и 1940 годах Майоров пишет поэмы "Ваятель" и "Семья". Сохранились лишь отрывки из них. Летом 1941 года Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена. Политрук пулеметной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине 8 февраля 1942 года. |
3 страница. Иосиф Уткин Сообщение подготовленных учеников СЛАЙД 14-15 | 14 слайд. Иосиф Уткин (1903-1944) 15 слайд. Иосиф Уткин родился в 1903 году в семье железнодорожного служащего в Хабаровском крае. В 1927 году окончил Московский институт журналистики. Первый крупный литературный успех принесла И. Уткину "Повесть о рыжем Мотеле" (1925 г). В 1927 году вышла первая книга стихов поэта. В 1941 году поэт уходит добровольцем на фронт. Осенью 1941 года был ранен. После излечения едет на фронт в качестве военного корреспондента. В 1944 году вышел последний поэтический сборник Уткина "О родине. О дружбе. О любви". Поэт погиб в 1944 году в авиационной катастрофе под Москвой, возвращаясь с Западного фронта. |
4 страница. Борис Богатков Сообщение подготовленных учеников СЛАЙД 16-17 | 16 слайд. Борис Богатков (1922-1943) 17 слайд. Борис Богатков родился в 1922 году в Ачинске (Красноярский край) в семье учителей. Он с детских лет увлекался поэзией и рисованием. В 1940 году Богатков приехал в Москву. Работал на строительстве метрополитена, а вечером учился в Литературном институте имени Горького. С начала войны он пошел в армию, был тяжело контужен и демобилизован по состоянию здоровья. В годы войны писал сатирические стихи для окон ТАСС и печатался в газетах. Он упорно добивался назначения в армию. Его зачислили в Сибирскую добровольческую дивизию. Он - старший лейтенант, командир взвода автоматчиков. 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск - Ельня) Богатков поднимает в атаку автоматчиков и во главе их врывается во вражеские окопы. В этом бою поэт пал смертью храбрых. |
5 страница. Всеволод Багрицкий Сообщение подготовленных учеников СЛАЙД 18-19 | 18слайд. Всеволод Багрицкий (1922-1942) 19 слайд. Всеволод Багрицкий родился в 1922 году в Одессе в семье известного советского поэта. Писать стихи начал в раннем детстве. С первых дней войны В. Багрицкий рвался на фронт. В канун 1942 года он получает назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осажденному Ленинграду. Он погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука. |
6 страница Подвиг советских поэтов бессмертен СЛАЙД 20-23 | Звучит военная музыка 20-22 слайд. 1 ученик. Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, писавшего даже в гитлеровском застенке. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это звание присвоено и Борису Котову,погибшему в боях при форсировании Днепра. Другие не удостоились этого звания, но они и без звания были Героями: под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убит в боях под Смоленском Борис Богатков, под Киевом погиб Борис Лапин, в боях под Смоленском убит Николай Майоров, в боях под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий. Погибли смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны Павел Коган и Георгий Суворов. 23 слайд. 2 ученик. При всех различиях, при всем несходстве творческого почерка их роднит одно, они были едины в главном: одинаково не мыслили своей жизни вне того, чем жил весь народ, своей судьбы - вне судьбы народной. И когда грянула война, на зов Родины они ответили одинаково.
|
7 страница. Итоговое слово. Опорные слова – вывод на доске СЛАЙД 24-27 | Итоговое слово. 24-26 слайд. Жизнь поэтов продолжается. В собственных биографиях, ставших легендами, в стихах о любви и верности Отечеству. Пусть им не поставлены памятники. Разве в этом дело? Главный памятник, главный обелиск им всем - это их поэзия: за ними живые, трепетные души тех, кто ушел "не долюбив, не докурив последней папиросы". Поэзия в годы войны – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы. 27-28 слайд. Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого «На братских могилах» |
Домашнее задание. | На выбор: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия на мемориальный Комплекс «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны».
Мемориал был сооружён на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие смертью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в Курских военных госпиталях....
Сценарий Слета часовых Поста № 1 Мемориального комплекса "Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны" города Комсомольска-на-Амуре
Ежегодно в сентябре в Городском Дворце творчества детей и молодежи проходит традиционный Слет часовых Поста №1 Мемориального комплекса «Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы ...
"Вспомним их поимённо" ( митинг к 9 мая, посвящённый героям-назаровцам, павшим в годы Великой Отечественной войны).
Наш город имеет богатую военную историю, каждая её страница вызывает у нас чувство гордости. Литературно-музыкальная композиция посвящена павшим в годы Великой Отечественной войны назаровцам. (Сценари...
Сценарий торжественной линейки "Памяти павших в годы Великой отечественной войны"
Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню Победы...
Обращение к павшим в годы Великой Отечественной войны.
Обращение к павшим солдатам. Переживания за мир, за настоящее и будущее России....
Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.
1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...
Вахта Памяти. Герои-прокопчане в годы Великой Отечественной войны. Мария Прохоровна Косогорова
Вахта памяти посвящена первой женщине - директору шахты "Зиминка" М.П. Косогоровой, работавшей в годы Великой Отечественной войны....