«Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны».
классный час по истории (6 класс) по теме

Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о поэтах, павших в годы Великой отечественной войны таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. Форма классного часа - презентация книги, составленной  учащимися. Учащимся было предложено выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_klassnogo_chasa_po_voyne.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 11

  1. Ф.И.О. автора – Косова Юлия Александровна
  2. Место работы, полный почтовый адрес учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 11 г. Белгорода, г. Белгород, пер. Макаренко, 3. Тел. 21-15-55; 308013.
  3. Должность – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории.
  4. Название работы - «Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны».
  5. Аннотация к работе:

Перед учителем стоит трудная задача: в сжатой форме  рассказать о поэтах, павших в годы Великой отечественной войны таким образом, чтобы пробудить интерес к истории страны,  желание продолжить изучение данного вопроса самостоятельно. Форма классного часа - презентация книги, составленной  учащимися. Учащимся было предложено выбрать круг вопросов, военных авторов, иллюстрации, стихотворные тексты, создание макета обложки.

Область применения

Классный час

Возраст обучающихся

6 класс

Цели и задачи

- обзор жизни и подвига поэтов, павших в годы ВОВ

- формирование у учащихся представления о том, что  поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

- приобретение навыков работы в группах и самостоятельно

- развитие навыков  работы с текстом, навыков связной речи, умения слушать, делать записи

- содействие развитию у учащихся чувства гражданского долга и ответственности перед старшим поколением

 - содействие воспитанию чувства патриотизма и любви к своему Отечеству

Ожидаемые результаты

- сформированность у учащихся представлений о поэзии как о самом оперативном жанре, соединявшем высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя

- развитие основ у учащихся чувства гражданского долга и ответственности перед старшим поколением

- воспитание дальнейших основ чувства патриотизма и любви к Родине

- умение учащихся кратко излагать свои мысли, работать с текстом, навыков связной речи, умение слушать, делать записи, работать самостоятельно и в группе

- желание изучать историю своей страны, историю Великой отечественной войны на материале русской литературы того времени

- желание  выразить отношение к войне, к подвигу русских поэтов в годы войны

- возможность выбрать для «издания своей редакции книги» наиболее интересный материал.

- желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны. До мероприятия учащимся была предложена анкета  с вопросами:

  1. Что я знаю о Великой Отечественной войне.
  2. Моё отношение к войне.
  3. Моя семья в трудную годину.
  4. Военные реликвии в моей семье.
  5. Из каких источников я узнаю об этих событиях?

Формы и методы реализации

«Устный журнал»

Перечень литературы для обучающихся и педагогов

  1. Алексеев Е.П. Советские ученые фронту. М., 1985.
  2. Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. М., 1985.
  3. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. «Венок славы». – Т. 1-5. – М.. 1987.
  4. Астафьев В.П. Военные страницы. Повести и рассказы. М., 1986.
  5. Барц К. Свастика в небе. Борьба и поражение германских военно-воздушных сил 1939-45 гг./ Пер. с англ. Зефирова М.В., М., 2006.
  6. Бешанов В.В. 10 сталинских ударов. М., 2005.
  7. Бешанов В.В. Танковый погром 1941 года. Мн., М., 2003.
  8. Бешанов В.В. Ленинградская оборона. М., 1994.
  9. Военный энциклопедический словарь. М., 1983.
  10. Великая отечественная война 1941-1945 гг. Уроки истории. Материалы научно-практической конференции 18 апреля 2000.
  11. Великая отечественная война в оценке молодых. Сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых. В., 1997.
  12. Великая отечественная война в произведениях советских художников. Живопись. Скульптура. Графика. М., 2002.
  13. Великая отечественная война в русской литературе. «Обелиск» (для общеобразовательных учреждений). В.В. Быков. М., 2003.
  14. Великая отечественная война: цифры и факты. Кн. для учащихся старших классов и студентов. М., 1995.
  15. Великая отечественная война 1941-1945 гг. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. Ржешевский О.А. М., 1990 г.
  16. Великая отечественная война 1941-1945 гг. Словарь – справочник. М., 1988 г.
  17. Головин Н. Военные усилия России в мировой войне. М., 2001.
  18. Гулаг: его строители, обитатели и герои: Россия по дорогам фанатизма и мученичества. Спб., 1998.
  19. Джонсон Э.Дж. Лучший английский ас./ пер. с англ. А. Больных. М.,2003.
  20. До последнего дыхания. Стихи советских поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.
  21. Локов К.К. Великая победа. Спб., 1998.
  22. Песков В. Война и люди. Р-н/Д., 1989.
  23. Петухова Н.Е. История России 19-20 вв. Учебное пособие.– М., 2003.
  24. Поэзия Великой Отечественной войны. – М., «Книга», 1988.
  25. Пыл огненной дуги. Доманк А.С. М.,1989.
  26. Ржешевский А.А. Война и дипломатия. Документы, комментарии (1941-1942 гг.). М., 1997.
  27. Российский архив. История отечества в свидетельствах и документах 18-20 вв. М., 1996.
  28. Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.

Основные умения и навыки, характеризую-щие результатив-ность усвоения материала

  1. Развивать навыки  работы с текстом,
  2. навыки связной речи,
  3. умение слушать,
  4. делать записи, выводы.

Оборудование

  1. Иллюстрации. Строки из стихотворений поэтов  военных лет.
  2. Портреты поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны
  3. Мемуары
  4. Исторические документы
  5. Презентация 
  6. Аудиозаписи – песни военных лет
  7. Выставка книг о Великой Отечественной войне.
  8. Мультимедиа  программа
  9. Песня в исполнении учащихся: В. Высоцкий «На братских могилах»

Необходимое техническое обеспечение

Компьютер

Мультимедиапроектор

Видеомагнитофон

Содержательная часть.

Тема:

Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны

Цели:

- обзор жизни и подвига поэтов, павших в годы ВОВ

- формирование у учащихся представления о том, что  поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

- приобретение навыков работы в группах и самостоятельно

- развитие навыков  работы с текстом, навыков связной речи, умения слушать, делать записи

- содействие развитию у учащихся чувства гражданского долга и ответственности перед старшим поколением

 - содействие воспитанию чувства патриотизма и любви к своему Отечеству

Форма проведения:

Устный журнал.

Эпиграф

Люди! Покуда сердца стучатся, помните,

Какою ценой завоёвано счастье,

 Пожалуйста, помните!      

                                        Р.Рождественский

Оборудование

 Содержание книги «Поэзия Великой Отечественной войны».
1 страница. Муса Джалиль
2 страница. Николай Майоров
3 страница. Иосиф Уткин
4 страница. Борис Богатков
5 страница. Всеволод Багрицкий
6 страница. Подвиг советских поэтов бессмертен

7 страница. Подведение итогов

Ход мероприятия:

СЛАЙД № 1
СЛАЙД № 2

Первые кадры презентации

1 слайд. Реквием памяти поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны.

2 слайд.  Фото военных лет

УЧИТЕЛЬ:
1. Вступительное слово

СЛАЙД № 3 
СЛАЙД № 4

22 июня 1941 года началась война.

В Великой Отечественной войне советский народ отстоял свою независимость.

В годы военных испытаний 1215 писателей  ушли воевать с врагом.

Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.

Война унесла около 27 млн. жизней советских людей.

3 слайд 

Но как мало мы знаем о людях, сражавшихся с фашистами и павших в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Знаем ли мы, помним ли мы о поэтах, талант которых убила фашистская пуля?..

  Имена... Имена... Имена... Все молодые, талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь что ни фамилия, что ни строчка - то молодая, оборванная  войной жизнь.

4 слайд

Борис Богатков

 Павел Коган

Борис Костров

 Николай Майоров  

Георгий Суворов

Иосиф Уткин

 Елена Ширман

Всеволод Багрицкий

Муса Джалиль

СЛАЙД 5

Ученик читает стихотворение

И всё ж, поэт не может умереть!
И не умрет народ, рождающий поэтов!
Воспрянет разум, чтобы обогреть
Исчезнет зло и ненависть в крови
И если жертвовать собою и придется
Погибнуть -  то духовно, от любви!

СЛАЙД 6

Фото советских поэтов, павших в годы Великой Отечественной войны

1 страница. Муса Джалиль

Сообщение подготовленных учеников

СЛАЙД 7-9

 

Параллельно рассказу – слайды:

Бессмертен подвиг Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия - поэтического слова  в гитлеровских застенках. Под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убиты в боях под Смоленском Борис Богатков, Николай Майоров.
Под Киевом погиб Борис Лапин. В боях под Сталинградом - Михаил Кульчицкий...    

Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей - все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы.

 Они пали, их нет, но они живут в поэтических сборниках, их чувства и мысли обрели голос...

8 слайд.    Муса Джалиль (1906-1966)

9 слайд. Муса Джалиль родился в 1906 году в деревне Мустафа, Оренбургской губернии. Начальное образование получил в деревенской школе, затем учился в медресе в Оренбурге. В 1931 году окончил   Московский государственный университет.     

       Опубликовал несколько поэтических сборников.  Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавил Союз писателей Татарии.

10 слайд. В первый же день войны Муса Джалиль ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненый, был взят в плен. В концлагере он вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок - тюрьму Маобит. В тюрьме Муса Джалиль создал цикл стихотворений, слава о котором вышла далеко за пределы нашей Родины.

В 1944 году маобитские палачи казнили поэта. Друзья по застенку сохранили его записные книжки. Одну из них передал советским представителям в Брюсселе бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, товарищ Джалиля по маобитскому застенку. Позднее Союз писателей получил и вторую записную книжку поэта.

2 страница. Николай Майоров

 Сообщение подготовленных учеников

СЛАЙД 12-13

Николай Майоров родился в 1919 году.

Стихи начал писать в школе. В 1939 и 1940 годах Майоров пишет поэмы "Ваятель" и "Семья". Сохранились лишь отрывки из них.

Летом 1941 года Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.

Политрук пулеметной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине 8 февраля 1942 года.

3 страница. Иосиф Уткин

Сообщение подготовленных учеников

СЛАЙД 14-15

14 слайд.  Иосиф Уткин (1903-1944)

15 слайд. Иосиф Уткин родился в 1903 году в семье железнодорожного служащего в Хабаровском крае. В 1927 году окончил Московский институт журналистики. Первый крупный литературный успех принесла  И. Уткину "Повесть о рыжем Мотеле" (1925 г). В 1927 году вышла первая книга стихов поэта.

В 1941 году поэт уходит добровольцем на фронт. Осенью 1941 года был ранен. После излечения едет на фронт в качестве военного корреспондента. В 1944 году вышел последний поэтический сборник Уткина "О родине. О дружбе. О любви". Поэт погиб в 1944 году в авиационной катастрофе под Москвой, возвращаясь с Западного фронта.

4 страница.  Борис Богатков

Сообщение подготовленных учеников

СЛАЙД 16-17

16 слайд. Борис Богатков (1922-1943)

17 слайд. Борис Богатков родился в 1922 году в Ачинске (Красноярский край) в семье учителей. Он с детских лет увлекался поэзией и рисованием. В 1940 году Богатков приехал в Москву. Работал на строительстве метрополитена, а вечером учился в Литературном институте имени Горького. С начала войны он пошел в армию, был тяжело контужен и демобилизован по состоянию здоровья. В годы войны писал сатирические стихи для окон ТАСС и печатался в газетах. Он упорно добивался назначения в армию. Его зачислили в Сибирскую добровольческую дивизию. Он - старший лейтенант, командир взвода автоматчиков.

11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск - Ельня) Богатков поднимает в атаку автоматчиков и во главе их врывается во вражеские окопы. В этом бою поэт пал смертью храбрых.

5 страница.  Всеволод Багрицкий

Сообщение подготовленных учеников

СЛАЙД 18-19

18слайд. Всеволод Багрицкий (1922-1942)

19 слайд. Всеволод Багрицкий родился в 1922 году в Одессе в семье известного советского поэта. Писать стихи начал в раннем детстве. С первых дней войны В. Багрицкий рвался на фронт. В канун 1942 года он получает назначение в газету Второй ударной армии, которая с юга шла на выручку осажденному Ленинграду.

Он погиб 26 февраля 1942 года в маленькой деревушке Дубовик Ленинградской области, записывая рассказ политрука.

6 страница

Подвиг советских поэтов бессмертен

СЛАЙД 20-23

Звучит военная музыка

20-22 слайд. 1 ученик. Бессмертен подвиг Мусы Джалиля,  писавшего даже в гитлеровском застенке. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Это звание присвоено и Борису Котову,погибшему в боях при форсировании Днепра.

Другие не удостоились этого звания, но они и без звания были Героями: под Ленинградом погиб Всеволод Багрицкий, убит в боях под Смоленском Борис Богатков, под Киевом погиб Борис Лапин, в боях под Смоленском убит Николай Майоров, в боях под Сталинградом погиб Михаил Кульчицкий.

Погибли смертью храбрых на фронтах  Великой Отечественной войны Павел Коган и Георгий Суворов.

23 слайд. 2 ученик. При всех различиях, при всем несходстве творческого почерка их роднит одно, они были едины в главном: одинаково не мыслили своей жизни вне того, чем жил весь народ, своей судьбы - вне судьбы народной. И когда грянула война, на зов Родины они ответили одинаково.

 

7 страница. Итоговое слово.

Опорные слова – вывод на доске

СЛАЙД 24-27

Итоговое слово.

24-26 слайд. Жизнь поэтов продолжается. В собственных биографиях, ставших легендами, в стихах о любви и верности Отечеству. 

Пусть им не поставлены памятники. Разве в этом дело?

Главный памятник, главный обелиск им всем - это их поэзия: за ними живые, трепетные души тех, кто ушел "не долюбив, не докурив последней папиросы".

Поэзия в годы войны –  оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы.

27-28 слайд. Учащиеся исполняют песню В. Высоцкого «На братских могилах»

Домашнее задание.

На выбор:
1.Творческий проект на тему
2. Отзыв о мероприятии
3. Вариант книги - эскиз

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия на мемориальный Комплекс «Памяти павших в годы Великой Отечественной войны».

Мемориал был сооружён на месте бывших офицерских и солдатских кладбищ. Здесь захоронены воины, павшие смертью храбрых в боях или скончавшиеся от ран в Курских военных госпиталях....

Сценарий Слета часовых Поста № 1 Мемориального комплекса "Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы Великой Отечественной войны" города Комсомольска-на-Амуре

Ежегодно в сентябре в Городском Дворце творчества детей и молодежи проходит традиционный Слет часовых Поста №1 Мемориального комплекса «Землякам-комсомольчанам, павшим в боях за Родину в суровые годы ...

"Вспомним их поимённо" ( митинг к 9 мая, посвящённый героям-назаровцам, павшим в годы Великой Отечественной войны).

Наш город имеет богатую военную историю, каждая её страница вызывает у нас чувство гордости. Литературно-музыкальная композиция посвящена павшим в годы Великой Отечественной войны назаровцам. (Сценари...

Сценарий торжественной линейки "Памяти павших в годы Великой отечественной войны"

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню Победы...

Обращение к павшим в годы Великой Отечественной войны.

Обращение к павшим солдатам. Переживания за мир, за настоящее и  будущее России....

Социальный проект «Над памятью время не властно.Узловая в годы Великой Отечественной войны», посвященный 70-летию Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.

1.Привлечь внимание общественности и органов местного управления к проблемам патриотического воспитания школьников. 2.Освоение и наследование учащими ценностей родного Отечества в процессе взаимо...

Вахта Памяти. Герои-прокопчане в годы Великой Отечественной войны. Мария Прохоровна Косогорова

Вахта памяти посвящена первой женщине - директору шахты "Зиминка" М.П. Косогоровой, работавшей в годы Великой Отечественной войны....