Рабочая программа по учебному курсу «Литература» для 10 класса (базовый уровень)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_2016_li_10.doc | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Утверждена
на педагогическом совете.
Протокол №___
от ___________2015года
Директор школы: Ромаева И.Н.
Рабочая программа
по учебному курсу
«Литература»
для 10 класса (базовый уровень)
учителя русского языка и литературы
Аминовой Тохтахан Шабаналиевны
Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
а.М.-Барханчак
2015г
Раздел I. Пояснительная записка
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Без знания шедевров русской классики и мировой литературы невозможно полноценное становление личности человека. Именно поэтому в процессе обучения литературе особое внимание будет уделено формированию у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей.
Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.
Статус документа
Примерная Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.
Цели и задачи программы
Изучение литературы на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей [1]:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературно процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора обучающихся;
- формирование умений соотносить нравственные идеалы произведений русской литературы, выявлять своеобразие художественных решений.
Образовательные задачи:
- формирование принципа преемственности в развитии литературы и литературных явлений, различного рода литературных взаимодействий; умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
- осознавать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах, развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
Основное содержание программы
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Преобладающие виды работы:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса по литературе
- умение воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение в прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в учебных планах для образовательных учреждений для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в X классе выделяется 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Календарно-тематическое планирование по литературе
для 10 класса по программе С.А. Зинина, В.А. Чалмаева
№ п/п | Дата | Тип урока | Тема урока | Цели и задачи | Основные понятия | Развитие речи | Домашнее задание | |
1.09 | Лекция | Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века). | Познакомить учащихся со структурой учебника; дать представление об особенностях русской литературы первой половины XIX века | Классицизм сентиментализм, романтизм, реализм | Конспект статьи учебника с.10-14, ответить на вопросы с.14. | |||
Из литературы 1-й половины XIX века | ||||||||
3.09 | Комбинированный урок | А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность». | Продолжить знакомство с художественным миром А.С.Пушкина | Ода, композиция, сюжет, лироэпическое произведение, вольнолюбивая поэзия | Выразительное чтение | Знать содержание статьи учебника с.15-27, отв. на вопросы 2,3 стр.50, подготовить сообщения «Лирика «южного» периода творчества А.С.Пушкина», «Пушкин в Михайловском» | ||
4.09 | Урок-практикум | Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю» и др. | Формировать навык публичного выступления; отрабатывать навык комплексного анализа текста | Послание, элегия, баллада, идиллия, романтическая поэма | Выразительное чтение | С.27-36, отв.на вопрос 4 с.50, анализ стихотворения | ||
8.09 | Урок-практикум | Р.к. А.С.Пушкин и Кавказ «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» и др.). | Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста | Философская тема в поэзии | Комплексный анализ текста | С.36-40, Выучить наизусть по выбору учащихся «Пророк» или «Поэт» | ||
10.09 | Урок-исследование | Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник». | Формировать навык исследовательской работы над текстом | Поэма, повесть | Чтение наизусть | читать «Медный всадник», статья учебника с.40-50, отв. на вопросы 6-7 с.51 | ||
11.09 | Лекция | М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. | Продолжить знакомство с художественным миром М.Ю. Лермонтова | Байронизм, богоборческая тема, «кольцевая композиция», | Статья учебника с.53-61, выделить основные темы творчества поэта (п), найти высказывания известных людей, характеризующих творчество поэта | |||
15.09 | Урок-практикум | Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт») | Сформировать навык сопоставительного анализа поэтического текста | лирическая исповедь, | Комплексный анализ текста | Статья учебника с.53-61, | ||
17.09 | Урок-беседа | «Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва» и др. | Дать представление об особенностях любовной и патриотической лирики М.Ю.Лермонтова | «интимный» патриотизм, | Мини-сочинение «Идеал, мо мнению Лермонтова…» | Статья учебника с.65-72, выучить наизусть стихотворение по выбору учащегося, прочитать поэму «Демон» | ||
18.09 | Урок-практикум | Р.к.. Лермонтов и Кавказ. Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон». | Формировать навык комплексного анализа текста | философская поэма | Комплексный анализ текста | Статья учебника с.72- 78 (чит.), отв. на вопр. 6,7 с.78-79 | ||
22.09 | Лекция | Художественный мир Н.В. Гоголя. | Продолжить знакомство с художественным миром Н.В.Гоголя | Ирония, гротеск, фантасмагория | Статья учебника с.80-84 (чит.), прочитать повесть «Невский проспект» | |||
24.09 | Урок-беседа | Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект». | Развивать представления учащихся о художественной манере Гоголя | Трагикомедия | Аспектный анализ текста | Статья учебника с.84- 79 (чит.), отв. на вопр. 1,2 с.106, прочитать повесть «Нос» | ||
25.09 | Лекция | Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос». | Развивать понятие о комическом | Гротеск | Самостоятельно изучить повесть «Шинель» (текст, критика), | |||
29.09 | Урок-обобщение | Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века». Тест | Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX века | Подготовиться к защите проектов «Быт русского дворянства нач.XIX века» | ||||
1.10 | Урок-зачет, урок-проект | Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века» | Способствовать развитию навыков публичного выступления. Обобщить знания учащихся по творчеству писателей 1-й половины XIX | Мини-сочинение-размышление | Подготовить сообщения «Социально-политическая ситуация в России 2-й пол. XIX века». «Крестьянский вопрос». «Лит-ра и журналистика 50-80х г.г. XIX века» | |||
Из литературы 2-й половины XIX века | ||||||||
2.10 | Лекция | Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос». Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века. | Создать условия для осуществления межпредметных связей. Развивать представления учащихся о роли и месте журналистики в литературно-историческом процессе, формировать аналитические навыки мышления | Славянофильство и западничество; нигилизм, народничество, «почвенничество» «физиологический очерк», «чистое искусство», «антинигилистический роман», | Уметь выделять основные мысли | Статьи учебника с.125-139 (чит.), отв. на вопр. 1 (у),2(п) с.139 прочитать комедию «Свои люди – сочтемся» А.Н.Островского | ||
6.10 | Комбинированный урок | А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтемся!». | Продолжить знакомство с художественным миром А.Н.Островского | Составить план | Статья учебника с.141-146 (чит.), с153-157(конспект), отв.на вопр.3-5 с.173-174 | |||
8.10 | Урок-практикум | Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы. | Развивать аналитические способности учащихся | Драма, система образов, семейно-бытовая драма | Комплексный анализ текста | Статья учебника с.158-162 (чит.), отв.на вопр.6 (п) с.174 | ||
9.10 | Урок-беседа | Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния. | Формировать навык сопоставительного анализа | Нравственная коллизия, речевая характеристика | Инсценировка | Статья учебника с.162-165 (чит.), выписать из текста высказывания героинь, характеризующие их | ||
13.10 | Урок-исследование | Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. | Формировать навык решения исследовательских задач | Проблемный анализ текста | Изучить критику (Добролюбов, Писарев) об образе Катерины, подготовиться к семинару. Подготовить компьютерный эскиз театральной афиши в формате Power Point, Publisher. | |||
15.10 | Урок-семинар | Образ Катерины в свете критики. | Формировать навык определения художественно-стилистических приемов создания образа героини | Портретная и речевая характеристика (описание) | Статья учебника с.165-171 (чит.), Составить цитатную характеристику Катерины | |||
16.10 | Урок-беседа | Роль второстепенных и внесценических персонажей в драме «Гроза» | Формировать аналитические умения и навыки | Аспектный анализ текста | ||||
20.10 | Лабораторная работа | Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». | Развивать умения работы со словарем; формировать аналитические навыки | «Говорящие» фамилии, имена | Выявление средств художественной выразительности | Статья учебника с.171-173 (чит.), Подготовиться к сочинению | ||
22.10 | Урок развития речи | РР Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» | Развивать навык написания сочинений разных жанров | Написание сочинения | Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» | |||
22.10 | Урок развития речи | РР Написание классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза» | Развивать навык написания сочинений разных жанров | Написание сочинения | Прочитать роман И.А.Гончарова «Обломов» | |||
27.10 | Урок-экскурсия | И.А. Гончаров. Личность и творчество. | Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова | Статья учебника с.176-184 (конспект.), | ||||
29.10 | Урок-беседа | Роман «Обломов». Утро Обломова. | Формировать навык | Социально-философский роман, типический характер, автобиографизм | Выявление средств художественной выразительности | Статья учебника с.184-186 (чит.), составить сценарий «фильма» «Один день из жизни И.И.Обломова»(п) | ||
30.10 | Урок-беседа | К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»). | Утопия | Комментированное чтение | Статья учебника с.187-190 | |||
10.11 | Урок-беседа | Р.к. К.Черный «Доброе сердце» | Аспектный анализ текста | |||||
12.11 | Урок-практикум | Обломов и Штольц: два вектора русской жизни. | Формировать навык сопоставительного анализа | Портретная и речевая характеристика | Статья учебника с.201-202 | |||
13.11 | Урок-проект | Защита творческих проектов «Один день из жизни И.И.Обломова» | Развивать творческое мышление, формировать навык проектной деятельности | Говорящая деталь | Публичное выступление | Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» | ||
17.11 | Заочная экскурсия | Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева. Цикл «Записки охотника» (обзор). | Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева | Очерк | Статьи учебника с.211-214 (конспект), с.215-222 (чит) | |||
19.11 | Лекция | Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети». | Развивать представления учащихся об эпохе, | Нигилизм, социально-психологический роман | Комплексный анализ текста | Статья учебника с.234-237, отв.на вопр.3 с.253, дать характеристику героев-«отцов» (п) | ||
20.11 | Урок-практикум | Мир «отцов» в романе. | Рассмотреть образ жизни русского дворянства на примере семьи Кирсановых | Аспектный анализ текста | Статья учебника с.237-239 (чит.), отв.на вопр.4 с.254 | |||
24.11 | Урок-исследование | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? | Создать условия для выявления проблем внешнего конфликта главного героя | Тайный психологизм | Портретная и речевая характеристика | Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5 с.254, составить хронологическую таблицу жизни Базарова | ||
26.11 | Урок-практикум | Евгений Базаров: протагонист или антигерой? | Создать условия для выявления проблем внутреннего конфликта главного героя | Тайный психологизм | Портретная и речевая характеристика | Статья учебника с.240-247 (чит.), отв.на вопр.5-6 с.254, закончить составление хронологической таблицы жизни Базарова | ||
27.11 | Урок-беседа | Р.к. И.Д.Сургучев. Обзор творчества | Помочь учащимся сформировать представление об актуальном философском значении романа в наше время | Вечные темы в литературе | Мини-сочинение «Почему роман Тургенева «Отцы и дети» так назван?» | Статья учебника 247-249 (чит.), выучить отрывок наизусть (по желанию) | ||
1.12 | Урок внеклассного чтения | Вн.чт. Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева. | Дать представление об особенностях жанра «стихотворения в прозе» | Стихотворение в прозе, лирическая проза | Чтение наизусть, комментированное чтение | Статья учебника с.250-253(чит.), подготовиться к сочинению (подбор цитатного материала, изучение критики и т.д.) | ||
3.12 | Урок развития речи | РР Подготовка к написанию классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева | Развивать навык написания сочинения | Написание сочинения | ||||
3.12 | Урок развития речи | РР Написание классного сочинения по творчеству И.С.Тургенева | Развивать навык написания сочинения | Написание сочинения | Познакомиться (обзорно) с романом Н.Г.Чернышевского «Что делать?» | |||
8.12 | Лекция | Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?» | Познакомить учащихся с основными положениями эстетической теории Чернышевского | Идеологический роман, научная фантастика | Составить вопросы к дискуссии | Статья учебника с.256-263 (конспект), подготовиться к дискуссии | ||
10.12 | Урок-дискуссия | Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?» | Развивать навык публичного выражения собственного мнения | Разумный эгоизм, пропагандистский пафос | Публичное выступление, диалогическая речь | Перечитать «Четвертый сон Веры Павловны» | ||
11.12 | Урок-практикум | Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны». | Формировать навык комплексного анализа | Литературная утопия | Комментированное чтение, комплексный анализ эпизода | Статья учебника 269-280 (читать), подготовить сообщение | ||
15.12 | Заочная экскурсия | Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества. | Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути поэта | Составление плана | Статья учебника 283-287 (читать), составить хронологическую таблицу жизненного и творческого пути Н.А.Некрасова | |||
17.12 | Урок-беседа | Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка» и др.). | Формировать представление учащихся о народном характере поэзии Н.А.Некрасова | Рефрен, лирический пафос | Выявление средств художественной выразительности | Статья учебника 289-294 (читать), | ||
18.12 | Урок-практикум | Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.) | Гражданская лирика | Выразительное чтение | Статья учебника с.303-310 (читать), выучит наизусть «Поэт и гражданин», Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо» | |||
22.12 | Урок-беседа | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика. | Познакомить учащихся с творческой историей поэмы; выявить особенности жанра, композиции, проблематики | Эпическая поэма | Чтение наизусть | Статья учебника с.311-313 (читать), составить маршрут поисков счастливого героями поэмы | ||
24.12 | Урок-практикум | Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав. | Формировать навык сопоставительного анализа произведения | Сопоставительный анализ | Статья учебника с.314-321 (читать), закончить составление таблицы «В чем счастье и несчастье господ и мужиков» | |||
25.12 | Лабораторная работа | Образы крестьянок в поэме. Женская доля на Руси. | Определить истоки сильного характера русской женщины | Речевая и цитатная характеристики | Подготовить презентации «Народные песни в поэме», «Пословицы и поговорки на страницах поэмы», «Элементы сказки в поэме» | |||
12.01 | Урок-проект | Защита творческих проектов на тему «Фольклорные мотивы в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | Формировать навыки проектной деятельности | Фольклорный образ, фольклорный мотив, песенно-лирическая снова | Выявление средств художественной выразительности | Написать мини-сочинение «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | ||
14.01 | Обзорный урок | Р.к. М.Усов. Обзор творчества | Определить значимость творчества Н.А.Некрасова для русской литературы | Написание тезисов | Статья учебника с.322-325 (читать), подготовиться к сочинению | |||
15.01 | Урок развития речи | РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Н.А. Некрасова. | Формировать навык написания сочинения | Написание сочинения | Написать сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (на одну из предложенных тем) | |||
19.01 | Лекция | Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия. | Продолжить знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева | Философская лирика, афористичность стиха | Статья учебника (II) с.3-7 (чит.), составить хронологическую таблицу жизни и творчества поэта | |||
21.01 | Урок-практикум | Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились» и др.). | Формировать у учащихся представления об особенностях пейзажной лирики | Стихотворная миниатюра | Устное словесное рисование, выразительное чтение | Статья учебника (II) с.7-17 (чит.), Подготовить творческие проекты «Женщины в жизни Ф.И.Тютчева» | ||
22.01 | Урок-проект | Личность и мироздание в лирике Тютчева («Silentium!», «Певучесть есть в морских волнах…» и др.). Защита творческих проектов «Женщины в жизни Ф.И. Тютчева» | Формировать навык проектной деятельности | Лирический цикл | Выразительное чтение, публичное выступление | Статья учебника (II) с.17-27(чит.), наизусть стихотворение по выбору учащегося | ||
26.01 | Урок-практикум | «Умом Россию не понять». Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева | Формировать навык критического мышления | Чтение наизусть | Статья учебника (II) с.28-30(чит.), подготовить сообщение о жизни и творчестве А.А.Фета | |||
28.01 | Урок-беседа | А.А. Фет. Жизнь и творчество. | Продолжить знакомство с творчеством А.А. Фета | Поэтическая «безглагольность», | Статья учебника (II) с.33-39(чит.), отв. на вопр. 1-3 с.50 | |||
29.01 | Урок-практикум | Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы…» и др.). | Сформировать у учащихся представление об основных темах поэзии Фета | Лирический этюд | Выразительное чтение, устное словесное рисование | Статья учебника (II) с.40-50(чит.), отв. на вопр. 4-6 с.50 | ||
2.02. | Урок-концерт | Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.). | Формировать у учащихся представление об особенностях любовной лирики А.А.Фета | Лирический восторг, музыкальность стиха, романс | Чтение наизусть | Подготовиться к зачетной работе по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | ||
4.02. | Обзорный урок | Р.к. В.И. Сляднева. Обзор творчества. | Формировать умения и навыки анализа поэтического текста | Написание тезисов Выявление средств художественной выразительности | ||||
5.02 | Урок развития речи | РР Подготовка к написанию сочинения по творчеству Ф.И.Тютчева и А.А.Фета | Развивать навык написания сочинений | Написание сочинения | Познакомиться с творчеством К.Хетагурова | |||
9.02 | Урок внеклассного чтения | Вн.чт. Коста Хетагуров | Формировать у учащихся представление о творчестве К.Хетагурова | Комментированное чтение | Прочитать повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» | |||
11.02 | Лекция | Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь. | Формировать у учащихся представление о жизненном и творческом пути Н.С.Лескова | Национальный колорит, стилизация | Статья учебника (II) с.52-57(чит.), | |||
12.02 | Урок-обзор | Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник». | Формировать у учащихся навык комплексного анализа | Выявление средств художественной выразительности | Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 | |||
16.02 | Лекция | От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика. | Продолжить знакомство с творчеством великого сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина | Сатира, гротеск | Статья учебника (II) с.78-83(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 | |||
18.02 | Урок-практикум | «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи. | Формировать навык критического мышления | Сатирический роман –хроника, | Портретные характеристики | |||
19.02 | Урок-дискуссия | Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа. | Формировать навык ведения диалога | Аллегория, абсурд | Диалог | Статья учебника (II) с.63-70(чит.), отв.на вопр.6-8 с.76 | ||
25.02 | Урок-практикум | Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»). | Продолжить изучение «Сказок для детей изрядного возраста» с позиции взрослой личности, сравнить впечатления от прочтений | Авторская сатирическая сказка | Выявление средств художественной выразительности | Статья учебника (II) с.97-105, 105-107(чит.), отв.на вопр.8,10 с.107-108, продумать сюжет сказку на современную тему в традициях Салтыкова-Щедрина | ||
26.02 | Урок развития речи | РР Подготовка к творческому домашнему сочинению «Сказка в традициях М.Е.Салтыкова-Щедрина» | Развивать навык творческого мышления | Написание авторской сказки | Подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого | |||
2.03. | Урок-беседа | Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» и др.). | Познакомить учащихся с основными этапами творческого пути А.К.Толстого | Романс, баллада, пародия | Выразительное чтение | Статья учебника (II) с.110-127, отв. на вопр. 1-2, выучить наизусть стихотворение по выбору | ||
4.03. | Урок-беседа | А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…» и др.). | Познакомить учащихся с творчеством А.К.Толстого | Притча-присказка | Чтение наизусть | Читать роман Л.Н.Толстого «Война и мир» | ||
5.03 | Заочная экскурсия | Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого. | Продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого | Статья учебника (II) с.129-140, подготовить сообщение об истории создания романа «Война и мир» | ||||
9.03 | Урок-практикум | История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир». | Формировать навык аналитической деятельности учащихся | Роман-эпопея, историзм | Статья учебника (II) с.146-15 (чит), | |||
11.03 | Урок-беседа | Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма. | Формировать у учащихся верные представления о патриотизме | Комментированное чтение | Статья учебника (II) с.146-151 (чит.) мини-сочинение-размышление «Что такое патриотизм» | |||
12.03 | Урок-практикум | «Мысль семейная» в романе. | Формировать у учащихся представление о романе «Война и мир» как о романе-семейной хронике | Комментированное чтение | Статья учебника (II) с.156-159, составить генеалогические списки семейств, упоминаемых в романе | |||
16.03 | Урок-практикум | Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав. | Формировать у учащихся навык сопоставительного анализа | Внутренний монолог | Речевая и портретная характеристики | Статья учебника (II) с.159-164, выучить отрывок наизусть (по желанию) | ||
18.03 | Семинар | Наташа Ростова и женские образы в романе. | Формировать у учащихся представление о роли женских образов в романе «Война и мир» | «Диалектика души», словесная пластика | Комментированное чтение | Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал» | ||
19.03 | Урок-практикум | Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов. | Формировать навык сопоставительного анализа | Антитеза | Сопоставительный анализ | Закончить сопоставительный анализ образов Кутузова и Наполеона | ||
23.03 | Урок-практикум | Уроки Бородина. Анализ сцен сражения. | Формировать навык комплексного анализа эпизода | Авторское отступление | Комментированное чтение, анализ эпизода | Статья учебника (II) с.176-183, (чит), | ||
1.04 | Урок-беседа | «Мысль народная» в романе. Анализ отдельных «военных» глав романа. | Формировать навык аспектного анализа | Аспектный ализ | Статья учебника (II) с.171-176, произвести анализ письменно | |||
2.04 | Урок-практикум | Платон Каратаев: русская картина мира. | Формировать у учащихся представление о мудрости русского народа | Цитатная, речевая характеристика | Мини-сочинение «Почему Платона Каратаева можно считать народным мудрецом?» | |||
6.04 | Урок-исследование | Философия вещей в романе «Война и мир» | Формировать исследовательские навыки учащихся, выявить сюжетообразующую функцию детали в романе | Деталь | Выявление средств выразительности | Подготовиться к семинару | ||
8.04 | Семинар | Нравственно-философские итоги романа. Подготовка к сочинению. | Познакомить учащихся с литературной критикой, отзывами о романе; формировать у них представление о значении романа для русской и мировой литературы | Цитата | Статья учебника (II) с.183-185, подготовиться к тестированию | |||
9.04 | Урок контроля | Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого | Выявить уровень усвоения программного материала | Подготовиться к классному сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.) | ||||
13.04 | Урок-обзор | Р.к С.Бойко «Загадки древних страниц» | Формировать навыки творческого мышления учащихся | Подбор цитат, выдержек из текста | ||||
15.04 | Урок развития речи | РР Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | Развивать навык написания сочинения | Написание сочинения | Подготовиться к защите проектов «Ах, этот бал…» | |||
16.04 | Урок-проект | Зашита творческих проектов «Ах, этот бал…» | Формировать навык проектной и исследовательской деятельности | Публичное выступление | Прочитать роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | |||
20.04 | Лекция | Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь. | Продолжить знакомство с творчеством Ф.М.Достоевского | Статья учебника с.203-214 (чит.), | ||||
22.04 | Урок-беседа | Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе. | Формировать представление у учащихся о своеобразии авторской идеи романа | Дететкивный роман, идеологический роман, философский роман | ||||
23.04 | Урок-практикум | Мир «униженных и оскорбленных» в романе. | Формировать навык критического мышления | Полифония | Составление тезисов | |||
27.04 | Урок-практикум | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | Формировать навык аналитической деятельности | Идея «сверхчеловека» | Комментированное чтение | Подготовиться к семинару «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова» | ||
29.04 | Семинар | Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова. | Формировать навык публичного выступления | Герой-двойник | Публичное выступление | |||
30.04 | Урок-портрет | Сонечка как нравственный идеал автора. | Формировать представление учащихся о нравственных идеалах автора | Устное словесное описание | Подготовиться к семинару «Роман «Преступление и наказание»: за и против» | |||
4.05 | Семинар | Роман «Преступление и наказание»: за и против | Формировать навык формулирования собственного мнения | Евангельские мотивы | Диалог, монолог | Подготовиться к сочинению (составление тезисов, работа с источниками и т.д.) | ||
6.05 | Урок развития речи | РР Подготовка к написанию домашнего сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление м наказание» | Формировать навык написания сочинений разных жанров | Написание сочинения | Написать сочинение по роману «Преступление и наказание» | |||
7.05 | Лекция | Жизнь и творчество А.П. Чехова. | Продолжить знакомство с творчеством А.П.Чехова | Прочитать рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник» | ||||
11.05 | Урок-практикум | Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник») | Развивать представления учащихся о теме»маленького человека» в творчестве А.П.Чехова | Чеховская деталь, лирическая проза, подтекст | Прочитать рассказ «Ионыч» | |||
13.05 | Лабораторная работа | Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»). | Выявить смысл заглавия рассказа | Работа со словарями | Прочитать комедию «Вишневый сад» | |||
14.05 | Урок-практикум | Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад». | Формировать навык комплексного анализа | Лирическая комедия, внутреннее действие, интрига | Чтение по ролям | Подготовить презентации «Спектакль по Чехову» об историях прижизненных постановок по мотивам произведений Чехова | ||
18.05 | Урок-практикум | Образ сада и философская проблематика пьесы. | Формировать речеведческие комппетенуии учащихся | Инсцерировка | Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев» | |||
18.05 | Урок- проект | Чехов и театр. Защита творческих проектов «Спектакль по Чехову» | Выявить значение творчества Чехова для русского театра | Публичное выступление | Прочитать Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | |||
Зарубежная литература 2-й половины XIX века | ||||||||
22.05 | Урок внеклассного чтения | Г. де Мопассан. Новелла «Ожерелье». Г. Ибсен. Драма «Кукольный дом». А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». | Познакомить учащихся с лучшими образцами зарубежной литературы XIX века | Новелла | Комментированное чтение, выразительное чтение | Повторить материал за весь курс литературы 10 класса, ответить на вопросы с.284-285 | ||
23.05 | Обобщающий урок | Обобщение материала историко-литературного курса. | Повторить и обобщить материал за курс литературы 10 класса | Подготовиться к зачетному уроку | ||||
27.05 | Урок контроля | Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. | Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта | Сочинение-отзыв | ||||
29.05 | Урок контроля | Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века. | Выявить уровень соответствия знаний, умений и навыков учащихся требованиям образовательного стандарта | Сочинение-размышление | Составить памятку «Как заставить себя читать летом» | |||
30.05 | Обобщающий урок | Итоговый урок. Что читать летом. | Подвести итоги работы за год | Список литературы | Программа летнего чтения |
Раздел IV. Содержание тем учебного курса
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С.ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил…», «Элегия», «Свободы сеятель пустынный…», «подражание Корану», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С.Пушкина. Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва», «Я не унижусь пред тобой…», «Сон», «выхожу один я на дорогу…». Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Н.В.ГОГОЛЬ
Повести: Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Литература второй половины XIX века
ВВЕДЕНИЕ
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860 годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Тостого, А.П.Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра. Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни. Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н.ОСТРОВСКИЙ
Пьесы: «Свои люди-сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди-сочтемся!». Конфликт между»старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка-три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике.
И.А.ГОНЧАРОВ
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами(Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике.
И.С.ТУРГЕНЕВ
Цикл Записки охотника»(2-3 рассказа по выбору), роман Отцы и дети», стихотворения в прозе: Порог», «памяти Ю.П.Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое.
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Роман «Что делать?»(обзор).
«Что делать?» Н.Г.Чернышевского как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г.Чернышевского.
Н.А.НЕКРАСОВ
Стихотворения: В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…»,»блажен незлобивый поэт…»,»Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Элегия», «О Муза! я у двери гроба…», «мы с тобой бестолковые люди…», поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А.Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотивы правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме(образы Оболта-Оболдуевича, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители(Яким Нагой, Ершил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов ив некрасовском повествовании(легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Ф.И.ТЮТЧЕВ
Стихотворения: Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «природа-сфинкс, и тем она верней…», «певучесть есть в морских волнах…», «Еще земли печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «нам не дано предугадать…» и др.
«Мыслящая поэзия» Ф.И.Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
А.А.ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…» и др.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. «Культ мгновения» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Н.С.ЛЕСКОВ
Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н.Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке. Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках. Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е Салтыкова-Щедрина.
А.К.ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…» и др.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Л.Н.ТОЛСТОЙ
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации(Берги, Друбецкие, Курагины). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Ф.М.ДОСТОЕВСКИЙ
Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя(Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
А.П.ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Раздел V. Формы и средства контроля
Виды контроля | В год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
Домашние сочинения Классные сочинения | 3 4 | 1 1 | 1 1 | - 1 | 1 1 |
Темы для творческих работ (сочинений)
Сочинение 1
1. Обломов и «обломовщина».
2. Созерцательство Обломова: трагедия или спасение от реалий бытия?
3. Обломов и Ольга Ильинская.
4. Обломов и Штольц
Сочинение 2
- В чем состоит трагедия Базарова?
- Базаров и Павел Петрович Кирсанов: две стороны одной медали?
- Любовная линия романа.
- Эпоха и ее отражение в романе.
Сочинение 3
- «Что нужно для счастья?..»- «мысль семейная» в романе-эпопеи «Война и мир».
- Женские образы в романе-эпопеи.
- Путь идейных исканий Андрея Болконского/Пьера Безухова.
- Особенности жанра произведения.
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_____________Абдурахманова З.Т.
_____________2015г.
Согласовано
Протокол заседания
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от______________2015года
№________
Руководитель МО _____________Кензина З.М.
Подготовка к ЕГЭ
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1 – B6 |
Скоро все разошлись по домам, различно толкуя о причудах Вулича и, вероятно, в один голос называя меня эгоистом, потому что я держал пари против человека, который хотел застрелиться; как будто он без меня не мог найти удобного случая!..
Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...
И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой молодости моей я был мечтателем; я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспокойное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смутное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.
Происшествие этого вечера произвело на меня довольно глубокое впечатление и раздражило мои нервы; не знаю наверное, верю ли я теперь предопределению или нет, но в этот вечер я ему твердо верил:
доказательство было разительно, и я, несмотря на то, что посмеялся над нашими предками и их услужливой астрологией, попал невольно в их колею; но я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону и стал смотреть под ноги.
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
При выполнении заданий В1 – В6 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. |
B1
Укажите название компонента художественного произведения, представляющего собой описание состояния природы («звезды спокойно сияли…»).
Ответ: ________________.
К какому приёму прибегает автор в следующем описании: «месяц, полный и красный, как зарево пожара…»?
B2
Ответ: ________________.
B3
Назовите средство художественной изобразительности, многократно использованное в приведённом фрагменте («на темно-голубом своде», «радужные образы» и т.п.).
Ответ: ________________.
B4
Укажите название художественного приема, основанного на противопоставлении различных явлений («люди премудрые» – «жалкие потомки».
Ответ: ________________.
B5
Как называется форма развернутого высказывания героя, обращенного к себе или к другим персонажам (размышления Печорина, идущего по ночной дороге)?
Ответ:________________ .
B6
Из начала фрагмента выпишите слово, явившееся для читателей важной характеристикой «печоринского» типа.
Ответ:________________ .
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B7 – B12; C2. |
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
(С.А. Есенин)
При выполнении заданий В7 – В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек. |
B7
Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» – «роща золотая отговорила милым языком»).
Ответ:___________________.
B8
Как называется прием одушевления образов природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?
Ответ: ____________________.
B9
Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костер рябины красной»).
Ответ:______________________.
B10
К какому приему, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4 строфы стихотворения?
Ответ: _____________________ .
Как называется фонетический прием, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность («отговорила роща золотая»)?
B11
Ответ: ______________________.
Определите размер, которым написано стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…».
B12
Ответ:_______________________.
Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 –10 предложений.
C2
Какие мотивы указывают на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Литература.
Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
Программа по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы./Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М., «Русское слово»,2010
Методические рекомендации к учебникам авторов программы.
Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. –М., 2007
Г.Г.Гранюк, С.М.Бондаренко. Литература. Учимся понимать художественный текст.-М..Астрель.АСТ,2001
О.Г.Черных. Практикум по литературе, 10 класс.- М.,ВАКО,2010
Мультимедийные пособия по литературе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 6 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 6 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «Т...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Литература» 7 класс (базовый уровень)
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 7 классов общеобразовательной школы / авт.Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское сл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.
Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» 10 класс (базовый уровень) 2017
Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения, Программы по химии для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян -7-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа, 2012, с.78 ,учебника по химии для 1...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Алгебра» 7 класс. Базовый уровень.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования....