Рабочая программа по литературе для 7 класса (базовый уровень) (индивидуальное обучение)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной рабочей программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2008г., а также на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_7_klass_po_uchebniku_v.ya_._korovinoy_aminova_tsh.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
Утверждена
на педагогическом совете.
Протокол №___
от ___________2015года
Директор школы: Ромаева И.Н.
Рабочая программа
по литературе
для 7 класса (базовый уровень)
(индивидуальное обучение)
учителя русского языка и литературы
Аминовой Тохтахан Шабаналиевны
составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы курса литературы к УМК «Литература» для 5-11классов общеобразовательных учреждений .
В.Я.Коровиной, Просвещение,2008.
2015 – 2016учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год), примерной рабочей программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов под редакцией Коровиной В.Я.- М.: «Просвещение», 2008г., а также на основе методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году.
Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности путём приобщения к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, зарубежной литературы
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Наряду с основными уроками, в программу включены уроки внеклассного чтения.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В рабочей программе выделено необходимое количество часов на развитие речи, в том числе и на написание классных сочинений.
Рабочая программа соответствует Госстандарту. В неё включены для изучения следующие произведения, не предусмотренные Госстандартом:
* А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), А. С. Пушкин «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре);
* Л.Н. Андреев «Кусака»;
* Д.С. Лихачёв «Земля родная»;
* Песни на слова русских поэтов 20 века
Вышеперечисленные произведения включены в рабочую программу для чтения и обсуждения в классе (кроме произведений Пушкина)
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебника-хрестоматию для 7 класса, обеспечивающие процесс обучения.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению;
Итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тестирование.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико – литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки; летопись; роды литературы; эпос ; повесть; литературный герой ; понятие о теме и идее произведения ; герой – повествователь ; портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение; ода; баллада; стихотворения в прозе; лирический герой ; поэма; трехсложные размеры стиха; тоническое стихосложение ; гипербола ; гротеск ; сатира и юмор как формы комического ; публицистика ; мемуары как публицистический жанр ; литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, лирических, драматических произведениях
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той лил иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- предавать динамику чувств в выразительном чтении лирического произведения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий, формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, пьесы, повести;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;
-стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
-написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Колво часов | Тема урока. Содержание образования | Виды деятельности | Домашнее задание | Знания, умения, навыки | Дата |
1 | 1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Вводный урок, беседа | Стр. 3-5. Решить ребусы, Прочитать предания (по вариантам) | Знать цели, задачи обучения литературе в 7 классе, роль статей о писателях, вопросов и заданий к текстам. Понимать природу художественного образа, уметь пользоваться справочным материалом | |
2 | 1 | Предания как поэтическая автобиография народа | Конспектирование, пересказ статьи учебника | Пересказ статьи учебника. Прочитать былину «Вольга и Микула Селянинович» | Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии русского народа; уметь пересказывать текст | |
3 | Р/К 1 | Пословицы и поговорки народов Кавказа. Тест | Сочинение- миниатюра по одной пословице | Знать отличие пословиц от поговорок; уметь объяснять прямой и переносный смысл | ||
4 | 1 | «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси | Рассказ учителя, беседа | Прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Знать особенности поучения как жанра литературы; понимать смысл поучения Владимира Мономаха | |
5 | 1 | М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…» | Вырази- тельное чтение оды, чтение статьи учебника | Стр. 64-68, ответить на вопросы 5,6. Выучить отрывок наизусть | Знать факты биографии и творческого пути М.В. Ломоносова, «теорию трёх штилей»; уметь выразительно читать и анализировать поэтический текст | |
6 | 1 | А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Особенности композиции, своеобразие языка | Сообщение о жизни и творчестве поэта. | Выучить отрывок наизусть. Прочитать повесть «Станционный смотритель» | Знать историческую основу «Песни…», особенности содержания, формы и композиции, своеобразие языка; уметь давать сравнительную характеристику героев, находить средства художественной изобразительности | |
7 | 1 | М.Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта. Стихотворения «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворения «Молитва» | Выучить стихотворение наизусть, индивидуальное задание, прочитать «Песню про царя…» | Понимать тему стихотворения; уметь анализировать лирическое произведение | |
8 | 1 | Контрольная работа | Выучить отрывок наизусть. | Знать историю создания «Песни…», особенности сюжета; понимать содержание и форму произведения в соответствии с жанром; | ||
9 | 1 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести | Чтение статьи учебника, сообщение, устное словесное рисование | Составить характеристики главных героев. Выразительное чтение эпизода «Описание степи» | Знать биографию писателя; место повести в творчестве Н.В. Гоголя; понимать роль исторического фона в повествовании; уметь составлять план, выделять главное | |
10 | 1 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас и его сыновья | Выборочный пересказ эпизодов | Подготовить сообщение «Нравы и обычаи Запорожской Сечи». | Знать содержание повести; понимать мотивы поведения героев; уметь отбирать материал для сравнительной характеристики героев | |
11 | 1 | И.С.Тургенев «Записки охотника». | Чтение, пересказ, ответы на вопросы | Подготовить устный рассказ «Моё отношение к рассказу «Бирюк». | Знать историю появления сборника «Записки охотника», содержание рассказа «Бирюк»; уметь определять основную тему, идею рассказа, его конфликт | |
12 | 1 | И.С.Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». | Выразительное и комментированное чтение | Выучить стихотворение наизусть. Подготовить сообщение о Н.А. Некрасове. | Знать жанровые особенности стихотворения в прозе; понимать нравственный смысл; уметь анализировать стихотворение в прозе | |
13 | 1 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» | Чтение I части поэмы, ответы на вопросы | Написать характеристику героини. Чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» | Знать историческую основу поэмы, её содержание; уметь определять тему и идею поэмы | |
14 | Р/к 1 | Л.Н. Туренская «Снова цветут каштаны» | Конспектирование, беседа | Индивидуальные задания | Знать содержание; уметь определять проблему произведения, находить художественно- изобразительные средства | |
15 | 1 | А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» | Выразительное чтение | Прочитать роман А.К. Толстого «Князь Серебряный» | Знать/понимать жанровое своеобразие исторических баллад; уметь анализировать поэтический текст | |
16 | Вн/чт. 1 | А.К. Толстой «Князь Серебряный». Трагедия героя, сохранившего честь и верность | Чтение отдельных эпизодов | Подготовить сообщение о М.Е. Салтыкове-Щедрине | Знать содержание романа; уметь выделять сюжетные линии, жанровые особенности | |
17 | 1 | М.Е.Салтыков- Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Беседа, выразительное чтение сказки по ролям | Ответить на вопросы, прочитать сказку «Дикий помещик» | Знать биографию и творчество писателя, содержание произведения; уметь анализировать текст с учётом специфики жанра | |
18 | 1 | Контрольное тестирование | ||||
19 | 1 | Л.Н.Толстой «Детство». Сложность взаимоотношений взрослых и детей | Выборочный пересказ, ответы на вопросы | Читать главы: «Наталья Саввишна», «Детство», «Классы» | Написать сочинение- миниатюру «Поступок, за который мне стыдно» или «Поступок, которым я горжусь» | |
20 | 1 р/к | Тема родной природы в лирике И.Кашпурова | Лекция учителя, конспектирование | Выучить стихотворение наизусть. | Знать биографию и творчество писателя; понимать тему; уметь анализировать | |
21 | 1 | А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения | Чтение статей в учебнике о писателе, ответы на вопросы. | Выразительное чтение рассказа »Злоумышленник | Знать оценки творчества А.П.Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа; понимать тему и идею произведения; уметь оценивать действия героев | |
22 | 1 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | Чтение и восприятие рассказа. | Чтение рассказов А.П.Чехова | Понимать и уметь объяснять особенности композиции рассказа и её смысл; понимать идейно-тематическую направленность произведения; | |
23 | Вн/чт. 1 | Смех и слезы в «маленьких» рассказах А.П.Чехова | Написать мини-сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова» | Знать содержание рассказов, позицию автора; | ||
24 | Р/К 1 | Тема «малой» Родины в лирике И. Кашпурова | Выразит. чтение и анализ стихотворений, | Выучить наизусть (по выбору) | Знать биографию писателя; понимать тему стихотворений; уметь анализировать, находить художественно-изобразительные средства | |
25 | 1 | И.А Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых | Чтение статьи о писателе, составление плана | Подготовить чтение по ролям рассказа «Цифры», читать рассказ «Лапти» | Знать/понимать сведения о жизни И.А.Бунина, его литературной судьбе; содержание рассказа, его проблематику; уметь составлять план рассказа, оценивать героев по их поступкам, определять отношение рассказчика к героями описываемым событиям | |
26 | В\Ч 1 | Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Бессердечие героев | Чтение очерка о писателе «Люди и книги» | Написать отзыв о рассказе, читать рассказ А.Платонова «Юшка» | Знать сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения, нравственную проблематику; уметь сформулировать собственное отношение к событиям и героям | |
27 | 1 | А.Платонов «Юшка». Ценность человеческой жизни, призыв к состраданию | Чтение диалогов Юшки с детьми и взрослыми, рассказ о Юшке | Написать сочинение - миниатюру | Уметь анализировать текст по вопросам, давать оценку действиям героев | |
28 | В/Ч 1 | А.Платонов. В прекрасном и яростном мире» | Выборочное чтение | Подготовиться к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? | Знать особенности языка писателя; понимать идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании | |
29 | 1 | Урок развития речи Сочинение «Нужны ли нам в жизни сочувствие и сострадание?» | Сочинение- рассуждение | Выразительное чтение стихотворений о войне | Знать содержание прочитанных произведений, уметь определять основную мысль сочинения | |
30 | Р/К 1 | Тема ВОВ в творчестве поэтов Ставропольского края | Лекция учителя, беседа, выразительное чтение | Выучить стихотворение (по выбору) | Понимать тему стихотворений, уметь анализировать | |
31 | 1 | Ф.А.Абрамов. Проблемы рассказа «О чем плачут лошади» | Ответы на вопросы, комментированное чтение | Прочитать рассказ Н.Носова «Кукла» | Знать факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа; | |
32 | 1 | Н.Носов «Кукла». Протест против равнодушия | Чтение описания пейзажа, выборочный пересказ | Прочитать рассказ «Тихое утро», ответить на вопросы | Сведения о писателе, содержание рассказа, понятия «тема» и «идея», план анализа эпического произведения; уметь сравнивать тексты, находя сходство и различие | |
33 | 1 | Ю.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | чтение статьи учебника | Подготовить сообщение о М.Зощенко. Прочитать рассказ «Беда» | Знать сведения из жизни писателя, план характеристики героев; понимать нравственную проблематику рассказа; | |
34 | Обобщающий урок | |||||
35 | Итоговая контрольная работа |
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
- Коровина В.Я. Литература :7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений .вВ2 ч.- М.: Просвещение, 2008
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе 7 класс.- М.: Просвещение», 2006
- Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И Коровин. - М.: Просвещение, 2008
- Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах.- М.: Просвещение, 2000
- Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В.. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. -М.:Просвещение, 2004
- Русский фольклор: Словарь- справочник / Сост. Т.В Зуева.- М.: Просвещение, 1999
- Читательский дневник. Иду в 7 класс.- Саратов: Лицей ,2008
- И.О.Шайтанов, М.И. Свердлов .Зарубежная литература: Учебник- хрестоматия: 5-7 классы.- М.: Просвещение, 2004
Для учителя:
- С.М. Аникина, И.В.Золотарев. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002
- И.И.Аркин. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. М.:Просвещение, 2007
- Е. Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.:ДРОФА, 2007
- Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.: ВАКО, 2006
- А.О. Ишимова. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000
- В.Я.Коровина. Литература: Методические советы: 7 класс.- М.: Просвещение, 2003
- Н.Е.Кутейникова. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2008
- А.М.Марченко. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
- Русское народное поэтическое творчеств / Под редакцией проф. Н.И. Кравцова.- М.: Просвещение, 1971
Согласовано
Заместитель директора по УВР:
_____________Абдурахманова З.Т.
_____________2015г.
Согласовано
Протокол заседания
методического объединения
учителей гуманитарного цикла
от______________2015года
№________
Руководитель МО _____________Кензина З.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов
Рабочая программа по литературе для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004г.), Примерной программы основн...
Рабочая программа по литературе 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе для обучающихся 11 класса создана на основе примерной учебной программы среднего (полного) ...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень.
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень....
Рабочая программа по литературе (9 класс, базовый уровень)
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном уче...
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г...
Рабочая программа по литературе 11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе создана на основе авторской программы по литературе для 10-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной....
Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов
Рабочая программа по литературе (6 класс, базовый уровень) для детей-инвалидов...