Олимпиадные задания для 9 класса с ответами
олимпиадные задания по истории (9 класс)

методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiadnye_zadaniya_dlya_9_klassa_s_otvetami.docx603.77 КБ

Предварительный просмотр:

1. В эпоху становления Русского централизованного государства возникла новая форма землевладения: 1 балл

А) соседская община;
Б) хутор и отруб;
В) поместье;
Г) вотчина.

2. Крепостное право в России окончательно было оформлено: 1 балл

А) Судебником Ивана III;
Б) Судебником Ивана IV;
В) первым Земским собором;
Г) Соборным уложением 1649 г.

3.
Перед вами репродукция картины Кившенко А. Д. «Петр I принимает капитуляцию шведов». Рассмотрите репродукцию, ответьте на вопросы: 4 балла

https://hist.reshuolymp.ru/get_file?id=454

1)  Укажите дату события, которое изображено на картине.

2)  Назовите исторических деятелей, которые изображены на картине.

3)  Опишите последствия изображенных событий для истории России.

Ответ: 1)  1721 год; 2)  Петр I; 3)  возникла Российская империя с выходом к Балтийскому морю, но уступившая Швеции Финляндию.

4. По какому принципу образованы ряды? Дайте правильный ответ. 3 балла

1. Новгород, Псков, Флоренция, Пиза в средние века.
Республиканские формы правления
2. Ограничение власти наместников, ограничение местничества, создание стрелецкого войска, отмена кормлений. Реформы Избранной рады
3. Соха, двор, дым, душа.
Единицы податного обложения


5.
Что является лишним в ряду? 4 балла

А) Категории зависимого крестьянства в Древнерусском государстве:
холоп,
тысяцкий, закуп, рядович.
Б) Техника ювелирного искусства Древней Руси:
скань, зернь, финифть,
фреска.
В) Должностные лица Новгородской республики:
тысяцкий, посадник, колчанский староста,
фендрик.
Г) Вооружение стрелецкого войска:
бердыш, пищаль,
арбалет.

6.
Соотнесите представленные ниже фрагменты исторических источников и имена правителей, при которых они появились. Ответ внесите в таблицу (5 баллов, по 1 б за каждый правильный ответ).

https://hist.reshuolymp.ru/get_file?id=612

https://hist.reshuolymp.ru/get_file?id=613

 

Ответ:

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Е

Г

Д

Б

A


7.
Расположите в хронологической последовательности:   2 балла, 1 ошибка – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов
А) Указ о вольных хлебопашцах
Б) Указ о единонаследии
В) Указ об учреждении Сената
Г) Указ об обмене выкупных платежей с крестьян.

В Б А Г


8.
Соотнесите описание российских флагов, времени их появления и названия:  5 баллов по 1 б за каждый правильный ответ

1. Бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом в середине
2. Бело- сине-красный флаг
3. Синие полосы крестом на белом фоне
4. На желтом поле коричневый орел
5. Коричнево-желто-белый

А) Императорский дворцовый штандарт
Б) Национальный и торгового флота
В) Государственных гербовых цветов 1858-1917 гг.
Г) Андреевский военно-морской
Д) Флаг царя Московского 1693 г.

1 - Д,    2 - Б,    3 - Г,    4 - А,    5 - В.


9. Из предложенного списка событий и имен составьте таблицу, расположив события в хронологической последовательности:

Сражение

Война

Русский полководец

Противник



Петр I. Русско-турецкая война. Сражение у Кунерсдорфа. Гассан-паша. Северная война. Семилетняя война.
П.С. Салтыков. Сражение на р. Рымник. Фридрих II. Карл XII. Бой у мыса Гангут. А.В. Суворов.

Бой у мыса Гангут



   Северная



   Петр I



   Карл XII



Сражение у Кунерсдорфа



   Семилетняя



   П.С. Салтыков



   Фридрих II



   Сражение на р. Рымник



   Русско-турецкая



   А.В. Суворов



   Гассан-паша


10.
Определите, о ком идет речь: 1 балл

Происходил из рода мелкопоместных дворян Курляндии, позднее стал герцогом и кавалером всех российских орденов. Он обладал красивой внешностью, но был фаворитом самой некрасивой императрицы. Одни современники обращали внимание его блестящие светские манеры, скромность и приветливость, другие писали о нем, что он груб и высокомерен…Он не входил ни в один орган государственного управления, не имел склонности заниматься государственными делами вообще. Его подлинной страстью были лошади и охота. Тем не менее его считают исчадием зла. Правда, А.С. Пушкин писал, что этот человек «имел несчастье родиться немцем», на него свалили весь ужас…царствования, которое впрочем, было совсем в духе времени»

Ответ: Эрнст Бирон

11.
Дайте ответы на следующие вопросы: 3 балла

1. До назначения М.И. Кутузова в армии не было официальной должности главнокомандующего. Кто выполнял его обязанности?
2. В русской армии долгое время были так называемые иррегулярные (т.е. непостоянные) части. Одни из них особенно прославились в войне 1812г., а в 1814 г. они удивили Париж.
3. Драгуны, уланы, кавалергарды, кирасиры – что объединяет эти группы войск?

  1. Командующий 1-й армией М.Б. Барклай-де-Толли.
    2. Это казачьи части.
    3. Все они относятся к кавалерийским войскам.

12. Внимательно прочитайте отрывок из «Записок» Л. Фабрициуса, голландца, находившегося на военной службе в России с 1660 по 1678 г., и ответьте на вопросы. 6 баллов

«…Через несколько недель все скопище появилось под Астраханью. Стенька сразу послал трубача и одного слугу генерала Львова потребовать сдачи города. Правитель города велел отрубить головы обоим. Это вызвало большое ожесточение среди астраханских каналий, они сразу начали роптать и открыто говорить, что власти бояр скоро наступит конец и тогда уже они смогут отмстить за невинно пролитую кровь.
Тем временем Стенька приблизился к городским валам. Отсюда изменившие нам стрельцы и солдаты стали кричать, что если даже их братья, их отцы или дети надумают обороняться они не пощадят своих собственных родителей, жен и детей, а всех порубят в куски; пусть они откроют ворота и выйдут навстречу своему отцу-избавителю Стеньке и с радостью его примут, бояр же, всех больших и малых начальных людей схватят и порубят в куски. Тогда их отец и спаситель Стенька примет их как друзей и братьев.

А) О каком событии идет речь?
Б) Чем закончилось это событие?
В) Когда происходило это событие?
Г) Кто был в тот момент правителем города (должность и фамилия)?
Д) К какому лагерю принадлежал автор записок?
Е) Изложите аргументы, извлеченные из текста, в пользу вашего последнего
 утверждения.

А) Речь идет о штурме Астрахани войсками Степана Разина.
Б) Это событие закончилось взятием Астрахани сторонниками Разина.
В) Это событие происходило 22 июня 1670 г.
Г) Правителем города в то время был воевода И.С. Прозоровский.
Д) Автор записок принадлежал к правительственному лагерю.
Е) О том, что автор принадлежал к правительственному лагерю, свидетельствуют негативные отзывы о разинцах: «канальи», «изменившие нам стрельцы и солдаты».

13. Перед вами текст мирного договора. Прочитайте и ответьте на вопросы. 4 балла

 

Е.  к. в. свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского е. ц. в. и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, чрез е. ц. в. оружия от короны свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена, который ниже сего в артикуле разграничении означен и описан, с городами и крепостями: Ригой, Дюнаминдом, Пернавой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, Кексгольмом и всеми прочими к помянутым провинциям надлежащими городами, крепостями, гавенами, местами, дистриктами, берегами, с островами Эзель, Даго и Меном и всеми другими от курляндской границы по лифляндским, эстляндским и ингерманландским берегам и на стороне Оста от Ревеля в фарватере к Выборгу на стороне Зюйда и Оста лежащими островами, со всеми так на сих островах, как в вышепомянутых провинциях, городах и местах обретающимися жителями и поселениями и генерально со всеми принадлежностями, и что ко оным зависит высочествами, правами и прибытками во всем ничего в том не исключая, и как оными корона свейская владела, пользовалась и употребляла.

 

1)  Укажите название и год подписания договора.

2)  Почему этот договор называют крупным достижением русской дипломатии? Сформулируйте два положения.

3)  Какие компенсации/права получала Швеция за утраченные по договору территории? Сформулируйте два положения.

4)  Какая страна была вписана в договор как союзница Швеции?

Ответ:

1.  Ништадский мир, 1721.

2.  Россия вернула себе захваченные ранее Швецией земли, закрепила выход к Балтийскому морю.

3.  Возврат большей части Финляндии, занятой русскими войсками, уплата Россией в качестве компенсации 2 миллиона ефимков, предоставление Швеции права ежегодно беспошлинно закупать в России хлеб на 50 тысяч рублей.

4.  Англия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиадные задания 7 класс

задания можно применять на олимпиадах и  на контрольных работах по обществознанию...

олимпиадные задания 6 класс

Данные задания можно использовать для проведения олимпиад школьного тура...

Олимпиадные задания 6 класс

Олимпиадные задания 6 класс для школьного этапа...

Олимпиадные задания 10 класс

олимпиада ввиде теста с разноуровневыми заданиями...