Презентация "Поэма "Мертвые души"
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гоголь о замысле: «Если совершу это творение…вся Русь явится в нем!» Композиция поэмы: главы о помещиках; главы о губернских чиновниках; вставная главка «Повесть о капитане Копейкине»; жизнеописание Чичикова . Чем обусловлена авторская логика построения книги?
Поэма. 1.Соединение лирической и иронической стихий. 2.Метафоричность и символика образов. 3.Детализация бытовых описаний. Жанровое своеобразие.
Описание деревни Пейзаж Дом (интерьер) Обед Предложение о продаже Торг Композиция каждой главы.
Прием сближения человека с миром вещей, насекомых, животных. Ирония Алогизм Пародирование Приемы создания образов.
Образная система. Мертвые души Умершие крестьяне Помещики и чиновники Павел Иванович Чичиков физическая смерть нет души , духовная смерть души мертвые но живые души но могут обрести душу. но возможно перерождение (апостол Петр)
«Город никак не уступал другим губернским городам».
Город N.
С какой целью Гоголь дает коллективный портрет чиновников? Что составляет основу жизни «толстых» и «тонких»? Как они относятся к службе? Сюжетно-композиционная роль вставной главки о Копейкине? Воровство,взяточничество, круговая порука как основа бюрократического чиновничьего механизма. Сатирические приемы изображения чиновников: шарж,карикатура, подмена вещью, гротеск,прием карнавального начала.
«Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».
Почему галерею помещиков писатель открывает Маниловым? Что говорят о хозяине следующие детали: кресла в чехлах,дом на юру, мечта построить мост через…пруд, беседка «Храм … размышлений»? Манилов и маниловщина.
Дубинноголовая Коробочка.
Где герой выглядел отцом родным: дома или на псарне? Почему персонаж,несмотря на «неугомонную юркость и бойкость характера,- «мертвая душа»? В чем типичность Ноздрева? Как понимаете слова Гоголя: «Он везде между нами и,может быть, только ходит в другом кафтане»? Ноздрев-прожигатель жизни, олицетворение разрушительной суеты.
«Казалось, в этом теле совсем не было души». Доминирующая черта героя? Как фамилия, портрет,интерьер, обед подчеркивают отсутствие души? Кулак, да и еще бестия впридачу.
Почему Плюшкин «венчает» галерею помещиков? Чем он объединяет в себе всех помещиков? (От Манилова___,отКоробочки__, от Собакевича___,от Ноздрева__) Набор:разрушительная суета, пустота,скопидомство,кулак). Какие детали портрета, интерьера подчеркивают духовную гибель паука? Смешон,жалок или страшен он? "Прореха на теле человечества".
Основной конфликт поэмы. «Удалая,полная сил национальность» несовместима с отупляющей неволей, нищетой,умертвляющим существованием, разрушительным господством «мертвых душ».
1.Милушкин, кирпичник 2.Пробка Степан, плотник. 3.Телятников, сапожник. 4.Елизавета Воробей. 5.Неуважай-Корыто. 6.Григорий Доезжай-не-Доедешь . РЕЕСТРЪ "Позади мертвых душ - души живые".
«Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким щеголем блеснет и разлетится слово француза; затейливо придумает умно-худощавое слово немец, но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
«Кто же он? Стало быть, подлец?»
Докажите, что Чичиков – синтетический персонаж,соединивший в себе многие образы. Какие детали ярко высвечивают характер и жизненные интересы героя? Почему героем времени Гоголь избрал именно его? Смысл неожиданной параллели: Чичиков и Наполеон? Почему историей жизни Чичикова завершается последний круг «гоголевского ада»? Рыцарь копейки.
Чичиков- синтетический персонаж От Ноздрева – суетливость , не созидание,а разрушение. От Коробочки- мешочки, шкатулочки. От Собакевича – вкусно поесть. От Плюшкина- скупость, рыцарь копейки. Расчетливый делец,авантюрист, приспособленец, цель: богатство, деньги. Ноздрев Собакевич Плюшкин Коробочка
По какому принципу Гоголь разделил героев на 2 типа? Характеры каких помещиков даны в статике, а каких в развитии? У каких героев есть прошлое? Связано ли различие двух типов с центральным мотивом опустошенности, неподвижности,мертвеннос- ти человека? Два типа характеров в поэме. 1 тип 2 тип Манилов Плюшкин Коробочка Чичиков Ноздрев Собакевич
Лирические отступления. "Русь!Русь! Вижу тебя из моего чудного, прекрасного далека. Какая непостижимая тайна влечет к тебе..."
« Не так ли и ты, Русь, что необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобой дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Русь, куда ж ты несешься? Дай ответ. Не дает ответа».
Гоголь и Пушкин Гоголь о Пушкине: «Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его пред собою». Пушкин о Гоголе: «Я не написал бы лучше ( «Мертвые души»). У Гоголя бездна юмора и наблюдательности , которых во мне нет».
1.Жанр? 2.Сатирические приемы создания образов? 3.Какие пороки бичуются в чиновниках ? 4.Чем опасны помещики? 5.Конфликт поэмы? 6.Почему Чичиков - синтетический персонаж? 7.Чем отличается от помещиков? 8.Какие два типа характеров представлены в поэме? Тест
2 .Сближение с миром насекомых, животных,вещей,ирония,алогизм. 3 .Взяточничество,воровство, круговая порука. 4 .Манилов-бесхозяйственностью, Коробочка-духовной убогостью, Ноздрев –разрушительной суетливостью, Собакевич – бездушием,жадностью, Плюшкин –деградацией личности . 5 .Между «мертвыми душами» помещиков и народом. 6 .В Чичикове от Ноздрева – разрушающая суета,от Плюшкина скопидомство,от Коробочки- мелочность. 7 .В отличие от вялых, бездеятельных помещиков герой практичен, предприимчив, энергичен. 8 .1 тип -характеры статичные,у них нет прошлого. 2 тип- у них есть прошлое, они показаны в развитии (Чичиков и Плюшкин) Ответы 1.Поэма
Презентацию подготовила Сыскова Т.И., учитель литературы МОУ «СОШ №23» г.Калуги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")
Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...
«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")
Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...
Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»
Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...
Урок-мастерская «Воспитание души. Труд души» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»)
Урок составлен в соответствии с новыми ФГОСами...
“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)
Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.
«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....
Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")
Урок - мастерская по стихотворению Николая Заболоцкого...