методическая разработка урока по сказке А.Погорельского "Черная курица или подземные жители"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Федорова Екатерина Геннадьевна

материалы к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materialy_k_uroku_po_skazke_a.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы к уроку по сказке А.Погорельского
«Черная курица или подземные жители»

Цель урока: проанализировать сказку, проследить изменение характера Алеши, выявить особенности жанра.

Вид урока: урок- беседа

Ход урока

  1. Сведения о писателе

Настоящее имя Алексей Алексеевич Перовский. Он был старше А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Сказка была впервые напечатана в 1829 году.

Псевдоним взял в честь села Погорельцы, в котором жил. Он был образованнейшим человеком России, участником войны 1812 года. Сказку написал для своего племянника Алеши, который  впоследствии стал замечательным русским поэтом.

Сказка волшебная.

  1. Беседа по вопросам

А) Прочитаем начало.

Васильевский остров – район Петербурга. Линия – название каждой улицы на Васильевском острове.

Пансион – школа с общежитием  для учеников.

Это все правда. А что же здесь сказочного: только «жил-был».

Описание старого Петербурга.

- Кто главный герой сказки?

- Кто его родители?

- Почему ему часто бывает скучно, грустно?

- Что помогает Алеше? Что скрашивает его одиночество?

Книги, рыцарские романы, волшебные повести

Дырочки в заборе, а особенно куры, в частности Чернушка, черная, хохлатая курица.

- Как Алеша спас курицу от неминуемой смерти?

- Описание праздничного обеда

Что вас поразило? Какие особеннос ти жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?

Описание одежды и причесок

Убранство стола, но Алеше все это неинтересно. Ему казалось, что черная курочка звала его человеческим голосом. Весь вечер просидел в классной комнате, а ночью…

Б) Расскажите о путешествии Алеши с Чернушкой в подземное царство и об условии, которое ставит Чернушка:

Быть скромным, иначе погубит и Чернушку, и всех подземных жителей.

Скромность – умение хранить тайну.

Алеша перед подземным королем.

- Какое желание он просит исполнить?

В чем неправ Алеша?

Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает усилий?

Он забыл о самом главном: все на свете  дается человеку трудом.

 Вывод: Нужен труд, чтобы сделать одежду, приготовить пищу, построить дом, нужен труд, чтобы получить знания. Только те знания, которые даются трудом, остаются  крепко в голове, только их никто не может отнять у человека, только они ему на пользу!

Почему стал изменяться характер Алеши?

Он становится плохим товарищем, капризничает, бездельничает, когда другие учатся.

Он присваивает себе то, что ему не принадлежит.

Все похвалы, успехи – не его, а волшебного семечка.

Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

Он оказался в дураках.

Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки?

Предал ли он подземных жителей?

Да, иначе он ничего не мог объяснить учителю?

Но когда он стал объяснять, ему все равно никто не поверил.

Почему пострадал именно министр Черная Курица?

Упрекает ли, обвиняет, ругает Алешу Черная курица?

- Нет. Он плачет, прощает Алешу и уходит навсегда.

Единственное, о чем просит, чтобы Алеша исправился и стал опять добрым мальчиком.

- Как заканчивается сказка? Болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни, к себе самому, прежнему.

В чем мудрость этой сказки? Все достается только собственным трудом. Тогда это ценится, приносит счастье и радость.

Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь?

Волшебный помощник – семечко, помощник  даритель – Черная курица, подземное царство, жители.

А какие несказочные законы? Безделье, гордыня, предательство, мудрость Черной курицы в том, что он (министр) умеет быть благодарным, умеет прощать. И это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители».Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание...

Учебно-методическая разработка урока "Истоки сказки. Характеристика героев" по произведению А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Учебно-методическая разработка урока литературы в 5 классе по учебнику "Литература" под ред В.Я.Коровиной М. "Просвещение", 2013 на основе ТРКМЧП и проблемно-диалогического обучения....

Методическая разработка урока в 5 классе по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Урок закрепления, повторения и обобщения знаний с разнообразными методами и приемами...

Разработка урока литературы в 5 классе «А. Погорельский. Сказка "Черная курица, или Подземные жители.» Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

Урок способствует формированию нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского "Черная курица или Подземные жители"; развитие навыков выразительно...

Методическая разработка для урока литературы в 5 классе по теме "А.Погорельский "Чёрная курица, или Подземные жители"

Предложенный материал поможет учителю литературы организовать рефлексию при изучении сказочной повести в 5 классе....