Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для профильного 10 класса (5 часов в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_profil_10.docx | 94.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цели литературного образования в средней (полной) школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:
— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
— развитие представлений о специфике литературы( в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
— совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
«Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учитывается историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливаются межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умение обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой» («Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень»).
Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного, более определенно и обстоятельно), представления сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мир произведения, его поэтике и стилистике.
Недостаточно дать в учебнике информацию обо все этих понятиях и явлениях, — необходимо, чтобы ученик понял, уяснил, освоил их в процессе самостоятельной аналитической деятельности, выполняя задания, отвечая на вопросы, работая над рефератами и школьным литературоведческими исследованиями. Поэтому в программу для филологических классов авторы внесли коррективы в критерии отбора произведений: круг изучаемых произведений расширен с целью, дать более полное представление о творческом диапазоне писателя, о его эволюции, больше внимания уделено литературной критике, журнальной полемике, дискуссиям, публицистическим выступлениям писателей, оценке их творчества современниками. С той же целью включен материал, необходимый для организации самостоятельной, творческой работы ученика, изучающего художественное произведение.
Нововведения, характерные для программы, помогут подготовить грамотного читателя, способного самостоятельно эстетически оценивать новые литературные произведения, фиксируя их специфические особенности, а также судить об основных закономерностях литературного процесса в прошлом и настоящем. Выполнение творческих заданий, предлагаемых программой, поможет сформировать у школьников навыки самостоятельной филологической исследовательской деятельности.
В центре изучения литературы в профильных классах по-прежнему остается художественное произведение и его анализ. Поэтому, с одной стороны, привлекается большее число произведений русской литературы по сравнению с базовым уровнем. С другой стороны, художественные произведения русской литературы сопоставляются с произведениями зарубежной литературы. Следовательно, художественные произведения русской литературы рассматриваются в историко-литературном контексте, который складывается в первую очередь из
произведений русских писателей и произведений писателей зарубежных.
Контекст русской литературы, в который входит то или иное изучаемое произведение, расширяет историко-литературную опору изучаемого текста, давая возможность более глубокого его истолкования.
Таким образом, контекст русской литературы и контекст мировой литературы помогают расширению и углублению историко-литературных и теоретико-литературных знаний. Однако главной задачей остается именно конкретное и глубокое усвоение отечественной
литературы.
Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсах 10 и 11 классов. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература».
Структура и содержание программы.
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры
Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала) Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Языковая реформа Карамзина. Полемика «Беседы любителей русского слова» и «Арзамаса». Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Ведущие журналы («Современник», «Отечественные записки»). Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Последователи реализма: Мельников-Печерский, Мамин-Сибиряк, Короленко. Господство малой формы (рассказа) в творчестве Чехова. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века Гавриил Романович Державин — величайший лирик XVIII — начала XIX века. Жизнь и творческий путь (обзор). Стихотворения: «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Соловей», «Бог». Жанр оды в творчестве Державина, его разнообразие и преображение. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Сентиментализм
Сентиментализм и его жанры. Сентименталисты как критики классицизма. Н. М. Карамзин как писатель-сентименталист.
Романтизм Романтизм в Европе и Америке (обзор). Иенские романтики (Фридрих и Август Шлегели, Вильгельм Генрих Вакенродер, Людвиг Тик, Новалис). Гейдельбергские романтики (Клеменс Брентано, Людвиг Ахим фон Арним, братья Якоб и Вильгельм Гримм), Эрнст Теодор Амадей Гофман. Романтизм в Англии. «Озерная школа». Вордсворт. Колридж. Саути. Байрон. Шелли. Ките. Вальтер Скотт. Романтизм во Франции. Шатобриан. Бенжамен Констан. Гюго. Жорж Санд. Сент-Бев. Романтизм в Америке. Фенимор Купер. Вашингтон Ирвинг. Эдгар По. Мелвилл. ЛьюисГ Кэрролл.
Русский романтизм. Споры о языке.
Василий Андреевич Жуковский — первый поэт-романтик XIX века. Жизнь и творческий путь поэта (обзор). Стихотворения: «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море». Баллады: «Светлана», «Эолова арфа» и др. Основные лирические жанры (элегия, песня, романс) и их своеобразие. Теория литературы. Баллада (закрепление понятия). Элегия, песня как жанры лирики (развитие понятий).
Константин Николаевич Батюшков — младший со-1 временник Жуковского. Жизнь и творческий путь поэта (обзор). Романтизм Батюшкова и его отличие от романтизма Жуковского.
Стихотворения: «Радость», «Вакханка», «Мои пенаты», «К другу», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции».
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Я пережил свои желанья...», «Если жизнь тебя обманет...», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственную смену поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность — основа реализма Пушкина. «Борис Годунов». Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Углубление реализма в драматургии («Маленькие трагедии»), в прозе («Повести Белкина»).
Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине. Повторение романа «Евгений Онегин».
Примерные темы исследовательских работ Проблема власти и самовластия в творчестве Пушкина. Своеобразие изображения «маленького человека» в творчестве Пушкина. Проблема историзма в трагедии «Борис Годунов». Символика поэмы «Медный всадник».
Традиции жанра «готической» новеллы в повести Пушкина «Пиковая дама». «Станционный смотритель» и традиция сентиментальной повести. Стихотворный и прозаический цикл в творчестве Пушкина.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Стихотворения и поэмы: «Я не унижусь пред тобою...», «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Мой демон», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Есть речи — значенье...», «Благодарность», «Завещание». Поэма «Демон». Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. «Маскарад» как романтическая драма. Психологизм. Арбенин — «демон», спущенный на землю. Гибель «гордого ума».
Повторение романа «Герой нашего времени». Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Примерные темы исследовательских работ Образы Москвы и Петербурга в творчестве Лермонтова. Символика игры и маскарада в драме «Маскарад». Структура конфликта в поэме «Демон». Дисгармонический стиль на фоне гармонии: стиль Пушкина и стиль Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект», «Портрет». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. Повторение поэмы «Мертвые души».
В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя». Теория литературы. Художественная условность. Образ-символ (развитие понятий).
Примерные темы исследовательских работ
Какова роль мотива «конца света» в творчестве Гоголя? Какую роль отводит Гоголь искусству и религии в пробуждении души? Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Идейные, общественные и нравственные проблемы, вставшие перед русским обществом во второй половине XIX века, имели своим истоком предшествующую русскую историю, основные конфликты которой были
обозначены Пушкиным в «Евгении Онегине» («А счастье было так возможно, так близко!..»), Лермонтовым в романе «Герой нашего времени» (всецело ли подчинен человек обстоятельствам, является ли он заложником судьбы или у него есть свободная воля, возлагающая на него всю полноту ответственности за общественно-моральное поведение) и Гоголем (на каких началах — положительных, исконно русских или отрицательных, западных — основывать дальнейшее развитие России и каково место и роль критики, комизма, сатиры в правдивом изображении действительности). Характеристика литературы второй половины XIX века предполагает повторение великих романов Пушкина, Лермонтова и Гоголя и центральных проблем, поставленных в них. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина.
Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Поздний романтизм
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество (обзор). Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим...», «Полдень», «Цицерон», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «День и ночь», «Слезы людские...», «Последняя любовь». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Примерные темы исследовательских работ «Тютчев и Пушкин» как исследовательская проблема. Тютчев и декабристы. Тютчев и славянство. «Денисьевский цикл» и поэтика русского социально-психологического романа второй половины XIX века. Тютчев и поэтическое наследие XVIII века. Судьба лирических жанров в творчестве Тютчева. Ритмические «сбои» в стихотворениях Тютчева. Опыт реконструкции поэтического мифа, воплощенного в лирике Тютчева. Образность Тютчева.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Утонченно-чувственный психологизм любовной лирики. Отказ от социальной лирики. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Кот поет, глаза прищура...», «Облаком волнистым...», «Сосны», «Еще одно забывчивое слово...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Импрессионизм в поэзии (начальные представления).
Примерные темы исследовательских работ Романтические клише и свежие поэтические образы в поэзии Фета.
Был ли Фет импрессионистом? Тема поэтического вдохновения в лирике Фета.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», «Двух станов не боец, а только гость случайный...».
Примерные темы исследовательских работ
Прошлое и настоящее России в сочинениях А. К. Толстого. Трагедия А. С. Пушкина «Борис Годунов» и драматическая трилогия А. К. Толстого. Любовная лирика А. К. Толстого. Образ поэта в лирике А. К. Толстого.
Реализм
Реализм в Европе и Америке (обзор).
Реализм в Англии. Диккенс. Теккерей. Реализм во Франции. Стендаль. Бальзак. Мериме. Флобер. Мопассан. Натурализм Золя. Генрик Ибсен («Кукольный дом»). Реализм в Америке. Марк Твен.
Русский реализм
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество (обзор). Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева, «„Обломов" роман И. А. Гончарова» А. В. Дружинина). И. А. Гончаров как литературный критик («Мильон терзаний»).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Примерные темы исследовательских работ Образ Штольца и традиция изображения «русского немца» в отечественной литературе. Тип «идеального разночинца» в романе И. А. Гончарова «Обломов». Тема «утраченных иллюзий» в романах «Утраченные иллюзии» О. де Бальзака и «Обыкновенная история» И. А. Гончарова. «Вещный мир» романов И. А. Гончарова. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и И. А. Гончарова.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество (обзор). Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Ранние произведения («Свои люди — сочтемся»). Драматургия славянофильского периода. Разрыв с журналом «Москвитянин». Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова, «После „Грозы" Островского» А. А. Григорьева) и на сцене. Малый театр как «Дом Островского».
Комедия «Лес». Широкая картина социальных процессов, происходивших в пореформенной России. Дворянская усадьба, ее обитатели. Разрушение и созидание семьи. Деклассирование дворянства. Проблема «высокого» героя. От мелодрамы к жизненной высоте. Поражение в «комедианстве» и нравственная победа в жизни. Конфликт, композиция и система образов. Символика комедии.
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).
Примерные темы исследовательских, работ
От А. Н. Островского к А. П. Чехову: проблема формирования жанра психологической драмы. «Гроза» и «Бесприданница» на «языке» кино (проблема литературной экранизации). Гоголевские традиции в комедиях А. Н. Островского. Поэтика драматургии А. Н. Островского и фольклор.
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (обзор). «Записки охотника» как этап в развитии русской прозы и веха в творчестве Тургенева. Романы Тургенева — художественная летопись жизни русского общества, их злободневность и поэтичность. «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Произведения Тургенева последних лет («Таинственные повести», «Песнь торжествующей любви», «После смерти»), цикл стихотворений в прозе («Порог», «Сон», «Как хороши, как свежи были розы...» и др.) (обзор). Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. Писарева, «„Отцы и дети" И. С. Тургенева» Н. Страхова).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Герой-идеолог. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Примерные темы исследовательских работ
Философская проблематика романа «Отцы и дети». Проблема «лишнего человека» в романе «Рудин». Художественная деталь в тургеневских романах. Пейзажи И. С. Тургенева и их место в структуре художественного повествования. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника». Роль финала в романах И. С. Тургенева.
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Религиозные мотивы и их социальная огласовка. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...», «Праздник жизни — молодости годы...», «Забытая деревня», «Под жестокой рукой человека...», «Сеятелям».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Стиль как выражение художественной мысли писателя.
Примерные темы исследовательских работ
Н. А. Некрасов — пародист. Новые формы стиха в лирике Н. А. Некрасова. Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и в цикле Н. А. Некрасова «О погоде». Споры о композиции поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в отечественном литературоведении.
Николай Гаврилович Чернышевский. Жизнь и творчество (обзор). Эстетические взгляды Чернышевского. Критическая деятельность Чернышевского. «Что делать?». Роман о «новых» людях и об «особенном» человеке. Идеал будущего общества в представлении писателя. Система образов. Сны Веры Павловны и их роль в идейно-художественном содержании романа. Иллюзии и утопии Чернышевского, сильные и слабые стороны романов и эстетики Чернышевского.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Примерные темы исследовательских работ
Приемы стилизации и пародирования в «Истории одного города». Повествовательные «маски» автора в «Истории одного города». Приемы художественной сатирической обрисовки градоначальников и глуповцев в «Истории одного города». Библейские мотивы в поэтике романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Гипербола и гротеск в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии. Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля: гармония философского, исторического и психологического мотивов, сочетание эпической манеры с летописным стилем, сатирой и глубоким лиризмом. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Чередование картин войны и мира. 1870-е годы — период кризиса в творчестве Л. Н. Толстого. Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Повести последних лет и образ жизненного пути. Обличение социально-нравственных основ современной жизни. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятие о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Примерные темы исследовательских работ
Пушкинская традиция в романах «Война и мир» и «Анна Каренина». Метод «диалектики души» в романе «Война и мир». Проблема нравственного прозрения в поздних произведениях Л. Н. Толстого.
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике. Речь Достоевского о Пушкине. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского. Полифонизм литературного произведения.
Примерные темы исследовательских работ
Эволюция героев Ф. М. Достоевского от «маленького человека» к человеку «подпольному». Библейские мотивы в идейном строе и композиции романа «Преступление и наказание». Образ князя Мышкина в свете идей Достоевского об идеале «положительно прекрасного человека». Сон в художественном мире произведений Ф. М. Достоевского. Тип христианского праведника в творчестве Ф. М. Достоевского.
Идейный смысл, стилевое своеобразие и композиционное место легенды о Великом инквизиторе в романе «Братья Карамазовы». Черты детектива, водевиля, анекдота и других «периферийных» жанров в структуре романов Ф. М. Достоевского. Площадь и трактир в художественном пространстве романов Ф. М. Достоевского. Символическая деталь в художественном мире романов Ф. М. Достоевского.
Хронотоп в одном из романов Ф. М. Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество (обзор). Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа («Человек на часах», «Запечатленный ангел», «Левша»). «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость -основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
Теория литературы. Формы повествования. Проблема «сказа». Понятие о стилизации.
Примерные темы исследовательских работ
Идея «праведничества» в творчестве Н. С. Лескова. Духовенство в произведениях Н. С. Лескова. Жанр «святочного» рассказа в творчестве Н. С. Лескова. Женские характеры в произведениях Н. С. Лескова.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество (обзор). Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.)- Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата № 6»), конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль форсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой
литературы.
Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Подтекст (начальные представления).
Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880—1890-х годов. Поэзия Вл. Соловьева. Журнал «Северный вестник».
Примерные темы исследовательских работ «Психологическая деталь» в прозе Чехова (по рассказам «Дом с мезонином», или «Случай из практики», или «Дама с собачкой»). Пейзаж настроения в творчестве Чехова (по рассказам «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста»).
Идея «прекрасного будущего» в прозе («Случай из практики», «Невеста») и драматургии («Три сестры», «Вишневый сад»)
Чехова. Образы-символы в драматургии Чехова.
Из литературы народов России
Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Зарубежная литература второй половины XIX века (обзор)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Эдгар По. Слово о писателе. «Падение дома Ашеров». Причудливость, таинственность и трагичность сюжета новеллы. Роль фантазии. Угасание старых дворянских родов и мрачная романтика прошлого. Тема страха перед жизнью. Психологизм и символика новеллы.
Генрих Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и прав женщины Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закоснелым. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по литературе
В результате освоения обязательного минимума содержания образовательной области «Литература» обучающиеся должны:
чтение и восприятие
прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события), дать оценку героям и событиям:
чтение, истолкование и оценка
анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов (сцен); средства изображения образов-персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речь действующих лиц); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображенному;
давать оценку изученных лирических произведений на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей;
применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей;
объяснять связь произведений со временем написания и нашей современностью;
объяснять сходство и различие произведений разных писателей, близких по тематике;
соотносить изученное произведение с литературным направлением эпохи (классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); называть основные черты этих направлений;
чтение и речевая деятельность
владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи;
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений, руководствуясь заданием (для характеристики образа-персонажа, основной проблемы, особенностей композиции);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой, устанавливать значение в произведении;
составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему;
писать сочинения —на литературную тему (о героях, художественном своеобразии и проблематике литературных произведений); истолкование эпизода (сцены) небольшого прозаического произведения; истолкование небольшого стихотворения; рецензия на изученное произведение; на свободную тему, близкую учащимся, в разных жанрах;
выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть (в соответствии с программой).
Проверка и оценка достижения обучающимися обязательного уровня подготовки по литературе
- Обязательный уровень учебных достижений обучающихся старшей школы определяется на основе документов «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе» и «Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе».
В первом из них называются литературные произведения, предназначенные для чтения и изучения, а также сведения по теории и истории литературы, которые должны быть освоены в процессе изучения художественных текстов. При этом предполагается, что часть литературных произведений изучается текстуально, а часть — без детального углубления в текст.
Во втором документе конкретизируются виды деятельности, которыми должны овладеть учащиеся. Это - восприятие, истолкование, оценка литературных произведений, а также различные типы речевых высказываний, овладение которыми способствует развитию читательских умений учащихся (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзыв и рецензия на прочитанного произведение и др.). Все названные виды деятельности неразрывно связаны с чтением литературных произведений, обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста и предполагают свободное речевое высказывание.
Этим объясняется тесная взаимосвязь требований к различным сторонам подготовки учащихся по литературе и комплексный характер проверки их учебных достижений. Целью является выявление качества школьников и восприятия прочитанного, способность почувствовать и понять изображенное.
Эти особенности проверки знаний по литературе должны быть учтены при составлении проверочных работ и разработке заданий, ориентированных на выявление обязательного уровня подготовки выпускников средней школы по литературе.
- Общими показателями учебных достижений школьников являются:
начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);
глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок);
уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них при анализе и оценке художественных произведений);
устойчивость речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).
3. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:
- работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);
- работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний о литературе;
- работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы. Назначение работ — оценить достижение учащимися обязательного уровня подготовки по литературе. Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему: либо — в зависимости от цели проверки — раздельно, либо последовательно через определенный промежуток времени.
Основные виды устных и письменных работ (10—11 классы)
Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.
Устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.
Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.
Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного. Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.
Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.
Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).
Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.
Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.
Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.
Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка — на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.
Создание рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.
Запланировано:
Контрольных работ | Сочинений на основе предложенного текста | Сочинений на литературную тему |
4 | 8 | 8 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе.
Дата | № п/п | Тема урока | Содержание | Основные виды деятельности учителя и учащихся | |
План | Факт | ||||
01.09 02.09 | 1-2 | Введение. Основные темы и проблемы русской литературы XIXв. | Выявление уровня литературного развития учащихся | Лекция. Тестирование | |
03.09 | 3 | Г. Р.Державин. Жизнь и творческий путь. | Темы и мотивы творчества. «Ключ», «Бог», «Русские девушки». Поиски новой поэтической манеры. Мысль о божественной сущности человека. Гимн радостям, веселью в сборнике «Анакреонтические песни» | Лекция. Беседа | |
05.09 | 4 | Традиции и новаторство в творчестве Г. Р. Державина. | «Фелица», «Соловей». Лирика и сатира в одах Державина. Разнообразие и преображение жанра оды | Беседа | |
06.09 08.09 | 5-6 | Романтизм в Европе и Америке | Уроки внеклассного чтения | ||
09.09 | 7 | В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь. | Основные лирические жанры (элегия, песня, романс) и их своеобразие в лирике В. А. Жуковского. «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море». Изображение сложных состояний души человека | Лекция. Беседа | |
10.09 | 8 | «Светлана», «Эолова арфа». Романтический характер баллад. | Романтический характер баллад. | Практикум | |
12.09 | 9 | К. Н. Батюшков. Жизнь и творческий путь. | Анакреонтические мотивы в лирике К. Н. Батюшкова. «Мои пенаты», «Радость», «Вакханка». Изящество и мелодичность языка Батюшкова | Лекция. Беседа | |
13.09 | 10 | Философские элегии К. Н. Батюшкова. | Драматизм мировосприятия. Тема жизни и смерти. Мотив дружбы, воспоминаний об ушедших друзьях. «К другу», «Тень друга». Романтизм Батюшкова и романтизм Жуковского | Семинар | |
15.09 | 11 | Художественный мир русской романтической поэзии. | Подготовка к домашнему сочинению по лирике поэтов пушкинской поры | Семинар | |
16.09 | 12 | А. С. П у ш к и н. Жизнь и основные этапы творческого пути. | Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Историческая концепция пушкинского творчества. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине | Лекция | |
17.09 19.09 | 13-14 | Романтическая лирика А. С. Пушкина периода южной и Михайловской ссылки | «Я пережил свои желанья...», «Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон», «Если жизнь тебя обманет...». Трагизм мировосприятия и его преодоление | Беседа | |
20.09 | 15 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина | «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Поэт», «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...») | Практикум | |
22.09 | 16 | Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина. | «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти» | Практикум | |
23.09 24.09 | 17-18 | Философская лирика А. С. Пушкина. | Тема жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит...», «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынн и жены...» | Практикум | |
26.09 | 19 | Тема дороги в лирике А. С. Пушкина. | Философский характер образа дороги. Подготовка к домашнему сочинению по лирике А. С. Пушкина | Урок внеклассного чтения | |
27.09 | 20 | Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». | Человек и история в поэме | Лекция. Беседа | |
29.09 | 21 | Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник» | Беседа | |
30.09 | 22 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России | Беседа | |
01.10 02.10 | 23-24 | «Борис Годунов» А. С. Пушкина как историческая драма | «Борис Годунов» А. С. Пушкина как историческая драма | Беседа. Практикум | |
03.10 06.10 | 25-26 | Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А. С. Пушкина «Маленькие трагедии» | Вечные вопросы бытия в драматическом цикле А. С. Пушкина «Маленькие трагедии» | Практикум | |
07.10 08.10 | 27-28 | «Евгений Онегин» | Повторение идейно-тематического содержания романа «Евгений Онегин» | Беседа | |
10.10 | 29 | «Повести Белкина» как прозаический цикл | Развитие реализма в прозе Пушкина 30-х годов. | Беседа | |
13.10 14.10 | 30-31 | Классное сочинение по творчеству А. С. Пушкина | Уроки контроля | ||
15.10 | 32 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. | Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Есть речи — значенье...». Романтизм и реализм в творчестве поэта | Лекция. Беседа | |
17.10 | 33 | Молитва как жанр в лирике М.ЮЛермонтова | «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Благодарность» | Беседа. Практикум. | |
18.10 | 34 | Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. | Анализ стихотворений «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Завещание» | Практикум. | |
20.10 | 35 | Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова | Трагическая судьба человека и поэта в бездуховном мире. «Как часто, пестрою толпою окружен...» как выражение мироощущения поэта. Мечта о гармоничном и прекрасном мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу...» | Беседа. Практикум. | |
21.10 | 36 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова | «Я не унижусь пред тобою...» и др. стихотворения | Урок внеклассного чтения | |
22.10 | 37 | Своеобразие художественного мира М. Ю. Лермонтова. | Подготовка к домашнему сочинению по анализу одного стихотворения | Семинар | |
24.10 25.10 | 38-39 | М. Ю. Лермонтов. «Демон»: замысел, особенности сюжета и композиции. | Герои поэмы. Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова. «Демон», «Мой Демон». Проблематика и поэтика поэмы «Демон». Анализ эпизода из поэмы | Беседа. Практикум. | |
27.10 28.10 | 40-41 | «Маскарад» как романтическая драма. | Проблема гордости и одиночества. Конфликт героя со светским обществом. Психологизм драмы | Беседа | |
29.10 30.10 | 42-43 | «Герой нашего времени» | Повторение идейно-тематического содержания романа | Беседа | |
05.11 07.11 | 44-45 | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова | Урок контроля | ||
08.11 | 46 | Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество | Народная фантастика в ранних романтических произведениях. Героическое и комическое в сборнике «Миргород». Проблематика и поэтика повести «Шинель», комедии «Ревизор» | Лекция. Беседа | |
10.11 | 47 | «Петербургские повести» Н. В. Гоголя | Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | Семинар | |
11.11 12.11 | 48, 49 | Н.В.Гоголь «Невский проспект». Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект» | Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода | Практикум | |
14.11 | 50 | Н.В.Гоголь «Портрет». | Проблематика и поэтика повести | Беседа | |
15.11 | 51 | Место повести Н. В. Гоголя «Портрет» в сборнике «Петербургские повести». | В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя» | Практикум | |
17.11 | 52 | Повторение поэмы «Мертвые души» | Повторение поэмы «Мертвые души» | Беседа | |
18.11 | 53 | «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя. | В. Г. Белинский. «Письмо к Гоголю» | Урок внеклассного чтения | |
19.11 21.11 | 54-55 | Сочинение на основе текста по творчеству Н. В. Гоголя | Уроки контроля | ||
22.11 | 56 | Обзор русской литературы второй половины XIX века. | Ее основные проблемы. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики. Традиции и новаторство русской поэзии. Эволюция национального театра. Мировое значение русской классической литературы | Лекция | |
24.11 25.11 | 57-58 | Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. | Единство мира и философия природы в его лирике. «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа — Сфинкс...», «Полдень», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «День и ночь» | Лекция. Беседа. | |
26.11 | 59 | Политические и историко-философские взгляды Ф. И. Тютчева. | Тема России в его творчестве. Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Цицерон», «Слезы людские...» | Беседа. Практикум. | |
28.11 | Любовная лирика Ф. И. Тютчева. | Любовь как стихийная сила и как «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Я помню время золотое...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»). Обучение сопоставительному анализу стихотворений | Практикум | ||
29.11 01.12 | 61-62 | А. А. Фет. Жизнь и творчество. | Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др. | Лекция. Беседа | |
02.12 | 63 | Размышления о поэтическом даре в лирике Фета. | «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...» | Практикум | |
03.12 | 64 | Любовная лирика А. А. Фета и ее утонченно-чувственный психологизм. | «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Певице», «Еще одно забывчивое слово...» «На качелях» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. Домашнее сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | Беседа | |
05.12 | 65 | Сопоставительный анализ стихов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. | Особенности поэтического стиля Ф. И. Тютчева и А. А. Фета | Беседа. Практикум. | |
06.12 | 66 | А. К. Толстой. Жизнь и творчество. | Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...» | Лекция. Беседа | |
08.12 | 67 | Любовная лирика А. К. Толстого. | «Средь шумного бала, случайно...», «Острою секирой ранена береза...». Романсы на стихи А. К. Толстого | Урок внеклассного чтения | |
09.12 | 68 | Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века (по выбору учащихся) | Урок контроля | ||
10.12 | 69 | Реализм в литературе Европы и Америки | Лекция | ||
12.12 | 70 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. | Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» — «Обломов» — «Обрыв». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика | Лекция. Беседа | |
13.12 | 71 | Обломов — «коренной, народный наш тип». | Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову | Беседа | |
15.12 | 72 | «Обломов» как роман о любви. | Авторская позиция и способы ее выражения в романе | Беседа | |
16.12 17.12 | 73-74 | Роман «Обломов» в русской критике | Роман «Обломов» в русской критике: оценка романа Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. «Обломовщина» как общественное явление. И.А.Гончаров как литературный критик. | Семинар | |
19.12 | 75 | А. Н. Островский. Жизнь и творчество. | Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра» | Лекция. Беседа | |
20.12 | 76 | Драма «Гроза». | История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия | Практикум | |
22.12 | 77 | Город Калинов и его обитатели. | Изображение «жестоких нравов» «темного царства. | Беседа | |
23.12 | 78 | Протест Катерины против «темного царства». | Духовное самосознание Катерины. Нравственная проблематика пьесы. Обучение анализу эпизода | Практикум | |
24.12 26.12 | 79-80 | Споры критиков вокруг драмы «Гроза». | Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза» | Семинар | |
27.12 29.12 | 81-82 | Зачетная работа за первое полугодие | Уроки контроля | ||
30.12 16.01 | 83-84 | Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница» | Любовь в пьесах А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница» | Уроки внеклассного чтения | |
17.01 19.01 | 85-86 | А.Н.Островский «Лес». | Проблематика, конфликт, композиция, система образов. Нравственный смысл и символика комедии | Уроки внеклассного чтения | |
20.01 | 87 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество | «Записки охотника» и их место в русской литературе | Лекция | |
21.01 | 88 | И. С. Тургенев — создатель русского романа. | Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа «Отцы и дети» | Беседа | |
23.01 | 89 | Базаров — герой своего времени | Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе «Отцы и дети». | Беседа | |
24.01 | 90 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». | Сторонники и противники Базарова | Беседа | |
26.01 | 91 | Любовь в романе «Отцы и дети» | Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров и Одинцова | Беседа | |
27.01 | 92 | Анализ эпизода «Смерть Базарова» | Практикум | ||
28.01 30.01 | 93-94 | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». | Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Произведения Тургенева последних лет. Подготовка к домашнему сочинению | Семинар | |
31.01 | 95 | Н. А. Н е к р а с о в. Жизнь и творчество | Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...». Сатира Некрасова. «Современная ода», «Забытая деревня» и др | Лекция | |
02.02 | 96 | Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. | «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др. | Практикум | |
03.02 | 97 | Н. А. Некрасов о поэтическом труде. | Поэтическое творчество как служение народу. «Поэт и Гражданин», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Сеятелям», «Праздник жизни — молодости годы...» и др. | Практикум | |
04.02 | 98 | Особенности поэтических интонаций в лирике Некрасова. | «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Под жестокой рукой человека...» | Беседа | |
06.02 | 99 | Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. | Ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др. | Беседа | |
07.02 | 100 | Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | «Кому на Руси жить хорошо» : замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка» | Лекция. Беседа | |
09.02 10.02 | 101-102 | Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Проблемы осмысления Н. А. Некрасовым народного бунта. Образы помещиков и их идейный смысл. Дореформенная и пореформенная Россия. Тема социального и духовного рабства | Практикум | |
11.02 | 103 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | Гриша Добросклонов | Беседа | |
13.02 | 104 | Фольклорные традиции и народнопоэтическая стилистика поэмы «Кому на Руси жить хорошо». | Особенности языка поэмы. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н. А. Некрасова | Практикум | |
14.02 16.02 | 105-106 | Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. «Что делать?». | Система образов романа. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа | Уроки внеклассного чтения | |
17.02 18.02 | 107-108 | М. Е. Салтыков -Щедрин. Жизнь и творчество. | Проблематика и поэтика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина | Лекция. Беседа | |
20.02 21.02 | 109-110 | М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». | Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градонач. | Беседа. Практикум | |
23.02 | 111 | Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Особенности стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода | Практикум | |
24.02 | 112 | Л. Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. | Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека | Лекция. Беседа | |
25.02 27.02 | 113-114 | Правда о войне в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого | Уроки внеклассного чтения | ||
28.02 | 115 | История создания романа «Война и мир». | Особенности жанра. Образ автора в романе | Лекция. Беседа | |
02.03 03.03 | 116-117 | Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова | Беседа | |
04.03 | 118 | Женские образы в романе «Война и мир» | Образы Наташи Ростовой, Элен Безуховой, Марьи Болконской | Практикум | |
06.03 | 119 | Семья Болконских и семья Ростовых | Семья Болконских и семья Ростовых | Беседа | |
07.03 09.03 | 120-121 | Тема народа в романе «Война и мир». | Философский смысл образа Платона Каратаева | Беседа. Практикум | |
10.03 | 122 | Кутузов и Наполеон. | Сопоставительный анализ образов | Практикум | |
11.03 13.03 | 123-124 | Проблема истинного и ложного патриотизма в романе «Война и мир» | Семинар | ||
14.03 16.03 | 125-126 | Художественные особенности романа «Война и мир» | Художественные особенности романа «Война и мир» | Практикум | |
17.03 18.03 | 127-128 | Духовные искания Л. Н. Толстого и их отражение в позднем творчестве писателя. | Обзор романов «Анна Каренина», «Воскресение», повести «Хаджи-Мурат» | Лекция. Беседа | |
20.03 21.03 | 129-130 | Классное сочинение по творчеству Л. Н. Толстого | Уроки контроля | ||
01.04 | 131 | Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. | Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | Лекция. Беседа | |
03.04 | 132 | Петербург Ф. М. Достоевского | Образ Петербурга в русской литературе. | Семинар | |
04.04 06.04 | 133-134 | История создания романа «Преступление и наказание». | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя | Беседа | |
07.04 08.04 | 135-136 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. | Теория Раскольникова. Истоки его бунта | Беседа | |
10.04 | 137 | «Двойники» Раскольникова | «Двойники» Раскольникова | Беседа | |
11.04 | 138 | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» | Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» | Беседа | |
13.04 | 139 | Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание» | Композиционная роль эпилога в романе «Преступление и наказание» | Практикум | |
14.04 15.04 | 140-141 | Мастерство Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». | Полифонизм романа. Оценка романа в статье Н. Н. Страхова «Преступление и наказание». Подготовка к домашнему сочинению | Семинар | |
17.04 18.04 | 142-143 | Обзор романа Ф. М. Достоевского «Идиот». | Проблемы и герои романа | Уроки внеклассного чтения | |
20.04 | 144 | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество | Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество | Лекция. Беседа | |
21.04 | 145 | Н.С.Лесков «Очарованный странник». | Жизнь Ивана Флягина и его духовный мир | Практикум | |
22.04 | 146 | Поэтика названия сказа «Очарованный странник». | Особенности жанра и композиции | Лекция. Беседа | |
24.04 | 147 | Н. С. Лесков. «Тупейный художник». | Самобытный характер и необычная судьба русского человека | Урок внеклассного чтения | |
25.04 | 148 | «Две Катерины» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | Сопоставительный анализ по пьесе А. Н. Островского «Гроза» и рассказу Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» | Урок внеклассного чтения | |
27.04 | 149 | А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. | Особенности рассказов начала 80-х годов | Лекция. Беседа | |
28.04 | 150 | Проблемы рассказов А. П. Чехова 90-х годов. | Анализ рассказов «Палата № 6», «Студент» | Беседа. Практикум | |
29.04 | 151 | Проблемы рассказов А. П. Чехова 90-х годов. | Анализ рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья» | Беседа. Практикум | |
04.05 | 152 | Многообразие философско-психоло-гической проблематики в рассказах зрелого Чехова. | «Скучная история», «Случай из практики», «Черный монах» | Беседа | |
05.05 | 153 | А. П. Чехов. Проблематика и поэтика цикла рассказов «Маленькая трилогия» | «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | Беседа | |
06.05 | 154 | Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» | Душевная деградация человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» | Практикум | |
07.05 | 155 | Особенности драматургии А. П. Чехова | Практикум | ||
08.05 11.05 | 156-157 | А. П. Чехов. «Вишневый сад» | А. П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда | Беседа. Практикум | |
12.05 | 158 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». | Подготовка к домашнему сочинению | Беседа | |
13.05 | 159 | Своеобразие чеховского стиля | Своеобразие чеховского стиля | Практикум | |
14.05 15.05 | 160-161 | Зачетная работа за второе полугодие. Сочинение на основе предложенного текста по творчеству писателей 19 в. | Зачетные уроки | ||
16.05 18.05 | 162-163 | К. Хетагуров. Жизнь и творчество | Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. Специфика художественной образности | Уроки внеклассного чтения | |
19.05 20.05 21.05 | 164-167 | Вечные вопросы бытия в зарубежной литературе. | Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы. Гиде Мопассан. «Ожерелье», Э. П о. «Падение дома Ашеров», Г. Ибсен. «Кукольный дом», А. Рембо. «Пьяный корабль». (По выбору) | Уроки внеклассного чтения | |
22.05 23.05 | 168-169 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX века | Семинар | ||
25.05- 29.05 | 170-174 | Сочинения разных жанров. | Методика написания выпускного сочинения. | Лекция. Практикум. | |
30.05 | 175 | Итоги года. Рекомендации на лето. | Обзор списка художественной литературы для чтения на лето. | Беседа. |
Учебно-методическое обеспечение преподавания курса литературы в 10 классе.
Преподавание литературы в 10 классе ведется по программе:
Программа по литературе. 10-11 классы (профильный уровень) .Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин /Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 (Базовый уровень). 10-11 (профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. 12-е издание. Допущено МО и науки РФ. М.: «Просвещение» - 2011 г.
Преподавание литературы в 10 классе ведется по учебникам:
Лебедев Ю.В. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч.- 14-е изд.- М.: Просвещение, 2012
Дополнительная литература для учителя:
- Айзерман, Л.С. Время понимать: проблемы русской литературы советского периода. – М..: Школа-Пресс, 1997.
- Беленький, Г.И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературе в школе [Текст]. / Г.И.Беленький. - М: Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русского языка и литературы).
- Белов, С.В. Федор Михайлович Достоевский [Текст]: кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 206 с.
- Войтушенко, В.Д. Н.А.Некрасов – редактор Л.Н.Толстого [Текст] / В.Д.Войтушенко// Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М.И. Бойко. – Киев, 1972. – С. 88-95.
- Есин, А.Б. Русская литература 19 века: задачи, тесты, полезные игры. – М.1997.
- Каплан, И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964.
- Шинина. А.В. Изучение биографии писателя// Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ под ред. Е.Н.Колокольцева. – М., 1990. – С.65-82.
Дополнительная литература для учащихся:
- Азбукин, В.Н. Русская литература 19 века. Хрестоматия литературных материалов: книга для учителя / В.Н.Азбукин, В.Н. Коновалов. – М.: Просвещение, 1984.
- А.С.Пушкин: школьный энциклопедический словарь/ сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин; под ред. Коровина В.И. – М.: Просвещение, 1999
- Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1998.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И.Новиков, Г.А.Шкловский. – М.: Педагогика-Пресс, 1998.
- Энциклопедия литературных героев. – М.: Агроф,1997.
- Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. — М., 1982.
- Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976.
- Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе: проблемы поэтики. — М., 2002.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988.
- Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. — М., 1995.
- Маркович В. М. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. — Л., 1989.
- Николаев Д. П. Сатира Гоголя. — М., 1984.
- Пигарев К. В. Жизнь и творчество Тютчева. — М., 1962.
- Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета// Боткин В. П. Литературная критика, публицистика, письма. — М., 1984.
- Журавлева А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский. — М., 1997.
- Лебедев Ю. В. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». —М., 1982.
- Аникин В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». — М., 1973.
- Николаева Е. В. Художественный мир Льва Толстого. 1880—1900-е годы. — М., 2000.
- Опульская Л. Д. Роман-эпопея Л. Н.Толстого «Война и мир». — М., 1987.
- Кожинов В. В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. — М., 1971.
- Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. —Л., 1987.
Образовательные диски.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 10 класс.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 9 класс.
- Русская литература. 8-11 класс. Мультимедийная энциклопедия.
- Литература. Мультимедийный курс. 5-11 классы.
- Золотой фонд поэзии. Россия, ХIХ век. Романтизм.
- «Пушкин в зеркале 2-х столетий»
Электронные образовательные ресурсы:
Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». http://lit.1september.ru
Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского образовательного портала. http://litera/edu.ru
BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. http://www.bibliogid.ru
Kidsbook: библиотека детской литературы. http://kidsbook.narod.ru
Виртуальный музей литературных героев. http://www.likt590.ru/museum/
Методика преподавания литературы. http://metlit.nm.ru
Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru
Слова: поэзия Серебряного века. http://slova.org.ru
Электронная версия журнала «Вопросы литературы». http://www.rol.ru
Гончаров Иван Александрович. http://www. goncharov.spb.ru
Достоевский Федор Михайлович. http://www.dostoevskiy.net.ru
Лев Толстой и «Ясная Поляна». http://www.tolstoy.ru
Островский Александр Николаевич. http://www.ostrovskiy.org.ru
Некрасов Николай Алексеевич. http://www.nekrasov.org.ru
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович. http://saltykov.net.ru
Толстой Лев Николаевич. http://www.levtolstoy.org.ru
Тургенев Иван Сергеевич. http:/turgenev.org.ru
Тютчев Фёдор Иванович. http://www.tutchev.net.ru
Чернышевский Николай Гаврилович. http://www.chernishevskiy.net.ru
Чехов Антон Павлович. http://www.antonchehov.org.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...