Нравственное воспитание на примерах русской классической литературы
статья по литературе на тему
Автор данной статьи предлагает осмыслить влияние русской литературы на современного человека и пытается рассуждать о том, как ввести ученика в мир культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_na_primerah_russkoy_klassicheskoy_literatury.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание на примерах русской классической литературы
Автор: Дмитриева Оксана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: МКОУ ШР "ООШ №11" с. Введенщина Иркутской области.
«Нравственность есть Правда. Не просто правда, а Правда. Ибо это мужество, честность, это значит – жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду.»
Василий Шукшин.
« Но очень уж трудна, очень сложна наша жизнь. То, что мы сделали, то, что мы повидали за тридцать – сорок лет, иным поколениям и в триста не уложить»
В.П. Астафьев
« Без совести никакой литературы нет…Нравственный закон универсален, и он один на всех. В преемственности нравственной традиции заключается неубывающий духовный капитал человечества, его уникальное достоинство. Но в отдельном человеке нравственность созидается заново, и никто не пройдет за нас путь, назначенный нам.».
В.Белов.
«Литература может многое, это не раз доказывалось отечественной литературой. Может – худшее, может – лучшее, в зависимости от того, в чьих руках она находится. Но у национальной литературы нет и не может быть другого выбора, как до конца служить той земле, которой она взращена.»
Валентин Распутин.
«Давайте взглянем прямо в лицо нашей жизни: обшарпанные подъезды , железные двери , решетки на окнах, озабоченные лица, маты, пьянство, тоска безденежья и это продолжается не один год . Молодым людям зачастую некуда пойти: нет бесплатных секций, кружков, а если и есть, то находятся другие причины, чтобы остаться в подъезде и попить пиво.
И порой очень трудно достучаться до сердца наших детей, с какой-то там нравственностью.
Как решить эту проблему в наших конкретных условиях? По мнению известного педагога Л.В.Суровой, педагогика существует не в безвоздушном пространстве, и отвечает на вопросы: чему учим, как учим и, когда учим?
Под нравственностью понимается исторически проверенная и не потерявшая своего гуманистического значения система этических норм и ориентиров. Духовность же - это способность бескорыстного, самоценного стремления к абсолютной истине, добру, красоте.
Важным является воспитание у учащихся определенных качеств личности (не только знаний, умений и навыков), обладающей гражданским, национальным и духовным самосознанием; возрождение утраченных критериев нравственности, «безусловных условностей поведения», утверждения вечных общечеловеческих представлений о совести, чести, понятиях добра и зла в конкретных исторически сложившихся формах, приобщение учащихся ко всем сферам духовного опыта и образования.
Основные направления работы
- Воспитание качеств личности, дающее возможность ее полноценной духовной и практической деятельности в современных условиях( с опорой на духовный опыт народа, переданный нам русской литературой)
- Утверждение основ духовно- гражданского национального самосознания, патриотического сознания личности.
- Освоение на основах духовного опыта учащихся установленного государственным стандартом объема знаний по литературе.
- Создание предпосылки развития корректного мышления, развитие способности триединого сознания действительности ( рационального, образно- эмоционального, религиозного).
- Формирование верного отношения к труду, как служению людям, противоположному образу мыслей «общества потребления»
- Содействие здоровому, духовному психическому и гармоническому развитию учащегося, укреплению сознательного отношения к своему здоровью, стремление к здоровому, активному образу жизни и эстетическому отношению к нему.
Первоочередные технологические задачи:
- Осознание значения литературы в системе культуры, овладение основами науки через приобретение минимальных об истории ее развития.
- Овладение языком предмета и умения мыслить в русле его закономерностей.
- Овладение началами творческого мышления, творческого отношения к предмету, умение самостоятельно совершенствоваться во владении предметом.
Средство решения задач – поурочное изучение предмета и расширение форм внеурочной деятельности учащихся.
« Как ввести ученика в мир культуры, - пишет кандидат педагогических наук В.А. Лазарева в статье «Принципы и технология литературного образования школьников», - помочь ему освоиться в нем, сделать своими культурные ценности? Как это сделать в сегодняшних условиях, при таких могучих конкурентах: мутной телевизионной волны, льющей на детей совсем иные ценности…; кошмара «первоначального накопления капитала», в котором должны «крутиться» их родители, да и сами они нередко в этом принимают участие. Что может противостоять этому? Культура.»
Массовым представителем культуры сегодня является образование.
Именно в нем есть все – науки, литература, искусство, к которым преподаватель может и должен открыть дорогу. Это и будет образованием человека. Литература как часть культуры, и содержит в себе вечные нравственные и духовные ценности. Для их освоения учащимися преподавателю литературы необходимо выработать свою технологию, свою систему пошаговых действий, которая приведет к желаемому результату: формированию духовно и нравственно развитой личности
Литература существует не в безвоздушном пространстве и несет на себе печать времени. Она - та связующая нить, что соединяет поколения, передает эстафету духовных поисков и идеалов народа. И хотя литература не является прямой иллюстрацией истории, историческая энергия в ней проявляется даже в том, как писатель видит мир. Поэтому началом всех начал на уроках литературы становятся экскурсы в историческое прошлое. При этом необходимо наполнить такие обзорные уроки живым трепетом ушедшей жизни, с ее духовными поисками, победами, поражениями, трагедиями.
Учебник по литературе Ю.В.Лебедева дает такую возможность. Разделы о творчестве отдельных писателей предваряются обобщающими главами, которые дают целостную картину развития литературы 1860-х, 1870-х, 1890-х. годов. Автор показывает непростую взаимосвязь литературного процесса с движущейся историей, существующий между ними напряженный диалог. Прослеживается духовное преображение русского общества на переломных, судьбоносных этапах его истории во всей полноте конкурирующих друг с другом умственных движений, оказавших на литературу сложное влияние и по- своему преломившихся в ней. Поэтому рядом с революционерами – демократами в учебнике представлены либерально-западническая и либерально- славянофильская мысль, религиозно-философские течения. Учебник становится важным подспорьем в решении задачи осознания учащимися причастности литературы к проблемам истории русского народа, дает возможность строить уроки в проблемно-диалогическом плане, что вызывает интерес учащихся.
Например: литература 60-70х годов 19 века - диалог с жизнью.
Цели урока:
- дать учащимся представление о влиянии истории на литературный процесс и о своеобразном преломлении общественной мысли в литературных произведениях.
- продолжить работу по воспитанию исторической памяти.
- познакомить учащихся с западниками, славянофилами, революционерами- демократами, сравнить их программы преобразования России и связать борьбу демократии и либерализма с проблемами сегодняшнего дня.
Оформление доски: Слово, слово – великое дело.
План урока:
1.Россия на переломе. Размежевание сил.
А) борьба вокруг конституции
Б) покушение на царя.
2. Вокруг «Современника»
3.Путем реформ.
Тезисы из лекции: 60 годы, история Александра 2, борьба за отмену крепостного права, две силы-социал-демократы, и либералы. Одни хотели перемен путем революции, другие- путем реформ. Свои идеи проводили через книги, критику, журналы. Взгляды революционеров- демократов в «Современнике». Идеологи – Чернышевский и Добролюбов звали Россию к топору.
Либералы делились на две группы: западники и славянофилы.
Первые считали: от Петра Россия должна идти путем запада. Вторые –за самобытность, общинное землепользование. Земский Собор.
В дальнейшем этот обзорный урок станет основополагающим в определении позиций того или иного писателя, его общественных взглядов и мировоззрения. Понятным станет тогда, какую роль сыграл московский период жизни и творчества А.Н.Островского в создании им русского национального театра или почему у И.С.Тургенева произошел разрыв с «Современником».
Знакомство с личностью и биографией писателя, поэта становится вторым важным шагом литературного образования учащихся. И здесь преподавателю важно показать ту питательную среду, истоки, из которых берет начало любое творчество.
Живыми и яркими получаются уроки по творчеству А.Н.Островского с использованием фильма «Дом-музей Островского в Москве», где передана атмосфера народного быта, уют замоскворецких усадеб. С интересом слушают учащиеся рассказ о Ярославско- Костромской дороге, вблизи которой прошло детство Н.А.Некрасова, а потом охотно пишут сочинения миниатюры о первом знакомстве поэта с народом.
Журнал « Литература в школе» для подготовки таких уроков. Вот, например, в каком ключе можно построить рассказ об Есенине, опираясь на статью Н.Зуева «Народные истоки поэзии Сергея Есенина»
«Первые мои воспоминания,- относятся к тому времени, когда мне было три года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который в 40 –ка верстах от нас. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу ноги, а бабушка приговаривает: «Иди, иди ягодка, Бог счастье дает».
Важно донести до учеников, что обретение народной верой, народных основ нарождающейся личности будущего поэта способствовало все его воспитание, весь быт в семье деда по матери Федора Андреевича Титова.
Живые, конкретные детали делают урок по биографии интересным. Из сегодняшнего дня можно и нужно стараться перебросить мостик в прошлое. Так удачно вписался в уроки рассказ о приезде Иркутск праправнука Л.Н.Толстого – Владимира Толстого, ныне директора музея «Ясная Поляна» в1999 году на встрече, с которым я была в областной библиотеке и он рассказывал о трудностях и радостях, которые переживает музей, где работало на тот момент 270 сотрудников.
Насколько дороги эти живые островки литературной истории - должны ощутить наши ученики. Не пустым звуком должны стать для них Спасское – Лутовиново, Щелыково, Шахматово, «атмосфера особой духовности этих спрятавшихся в российском захолустье старых «дворянских гнезд», где нерасторжимо слились природа, музыка, живопись, поэзия, народное искусство, охота, простодушная приветливая архитектура провинциальных поместий с их старинными библиотеками и домашними театрами…». Для этого с помощью учеников накапливается большой иллюстративный материал.
Третьим важным шагом в преподавании литературы становится работа со словом. Без конкретного освоения как литературоведческих понятий, так и значения новых слов, невозможно глубокое постижение художественного произведения. Учащиеся сами должны определить корневую основу, например такого слова, как «народ»,прежде всего ищут однокоренные слова и делают открытия , что в этот ряд входят и «Родина», и «родник», и «родня». И понятным тогда становятся принадлежность к одному роду, к одному истоку. Приставка «на» подсказывает им , что само понятие народ существует, как преемственно сменяющие друг друга поколения, передающие свои главные ценности- родную землю и язык, культуру. Стоит изменить приставку, поставить «вы» или «от» и совершенно меняется смысл слова – перед нами «выродок» или «отродье», тот кто предал свой род , отошел от него . Продолжением начатой работы со словом становится задание – нарисовать, проследить генеалогическое древо своего рода. Такое «путешествие» помогает понять и поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и роман Толстого «Война и мир» и пьесы Островского, и произведения Платонова, рассказы и пьесы Чехова и даже повесть Булгакова «Собачье сердце»
Рассматриваются произведения Н.С.Лескова, Г.И.Успенского. « Очарованный странник». На уроке провожу словарную работу: Очарованный, странник; работаю с толковым словарем, рассказываю о времени, которое описано в произведении, зачитываю отрывки, чтобы передать атмосферу 19 века. Обсуждаем главного героя, выясняем, почему автор дал такое название рассказу.
Именно такая словарная работа духовно обогащает внутренний мир учащегося, помогает ему в дальнейшем ориентироваться как в проблематике произведения, так и жизни.
Следующим важным этапом преподавания литературы становится постижение идейного содержания произведения постижение идейного содержания произведения.
Можно выделить две сквозные идеи на первом и втором курсах училища: любовь к Родине как неприемлемая основа, питающая истоки жизни человека; смысл его жизни, к осознанию которого на определенном этапе подходит молодой человек. Патриотическая идея выражена в ряде произведений в прямой форме, особенно когда речь идет о защите Родины от внешних врагов. Благодатную пищу для воспитания патриотического чувства дает роман Л.Н.Толстого «Война и мир». При многообразии поставленных автором проблем, центральной остается «Мысль народная».
По-разному можно относиться к вопросам веры. Но нельзя отрицать тот исторический факт, что основой культуры, собирающей воедино различные сферы духа, было православие. Не случайно в наше время проводятся международные рождественские чтения, где решаются вопросы, посвященные сотрудничеству светских и духовных образовательных учреждений. По – новому сейчас звучат произведения тех писателей, которые размышляя о вере, видели в ней «священные колодцы духа», воспитавшие в русском человеке долготерпение и жертвенность, тягу к добру, красоте и жизни по совести в соответствии с христианскими заповедями А.П.Чехов «Студент», В.П.Распутин «Мать Ивана, дочь Ивана». «Прощание с Матерой», И.Шмелев «Лето Господне».
Во все времена остается злободневным творчество нашего земляка В.Распутина. в его произведениях звучит мысль о трагических последствиях для человека разрыва с духовными, трудовыми , нравственными традициями родной земли. Нарушение «цепочки человеческой памяти» не может бесследно пройти для людей, живущих на земле. В повести «Прощание с Матерой» автор говорит, что можно построить новые дома и поселки, но нельзя построить новую жизнь, где нет любви и уважения к людям, к их духовным традициям. Итог такой деятельности писатель красноречиво показал в своей повести «Пожар»
Русский характер, русское представление о добре и зле, святости домашнего очага, совести, любви к Родине, жизни в минуты испытаний одним миром, вере, надежде, любви… По- прежнему наши великие классики и современники, по – прежнему наш народ, через свои традиции, говорят с нами об этом. И надо научиться сердцем, слышать их, тогда и дети наши услышат. Тогда не будет проиграна эта борьба за будущее, передовая линия которой, хотим мы этого или не хотим, проходит через наши школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы
Одной из главных задач современной школы является нравственное воспитание учащихся. Сегодня нравственное вопитание предполагает системное формирование нравстенной культуры школьника. Это накопле...
Духовность русской классической литературы(на примере творчества Г.Р.Державина)
Цель: 1) углубление понятия «духовность» в русской литературе;2) углубление знаний о классицизме как о художественном методе; 3)проникновение в авторский замысел;4) углубление понятий о преемственност...
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения путём приобщения к великой русской классической литературе
Опыт работы...
Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс
Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...
Тема воспитания в произведениях русской классической литературы
В работе проводится исследование по теме воспитания поколений в разные эпохи на примере произведений литературы. Цель работы- рассказать о возможных проблемах воспитания детей и пути решен...
Статья Роль русской классической литературы в повышении уровня воспитанности студентов
Уроки литературы или уроки духовности жизненно важны, т.к. именно здесь трудится душа, происходит открытие нравственных истин, добываются знания о мире, о жизни в нем, прежде всего, человека, о ...