Рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Солонецкая средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Солонецкой СОШ
Приказ от______________№______
__________Е.В.Григорьева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе курс филология
Общее среднее образование, 7класс
Количество часов _____70___
Учитель __Саранцева Валентина Николаевна ___
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009г.), федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.
Авторская программа соответствует основным задачам современного литературного образования, в основном учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования (его федеральному компоненту), в неё также включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом: русские народные песни (как один из жанров устного народного творчества); «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; М.В.Ломоносов, отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке»; А.С.Пушкин «Полтава»; Л.Н.Толстой «Севастополь в декабре»; М.Горький «Легенда о Данко»; И.С.Шмелёв «Русская песня»; М.М.Пришвин «Москва-река»; К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона» (отдельные главы); Б.Л.Васильев «Экспонат №…»; Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ»; стихотворения Мацуо Басё; стихотворения Я.Купала.
В рабочую программу также включены для изучения следующие произведения: стихотворения местных поэтов о ВОв, рассказ Ю.Дружникова «Уроки молчания», стихотворения Расула Гамзатова.
Цели и задачи программы:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Учебник « Литература. 7 класс» (автор-составитель: Г.С. Меркин. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 г) соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Литература» отводится 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Виды контроля:
-промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
- итоговый: тест; сочинение на основе литературного эпизода или анализа эпизода; задания, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий; проверка техники чтения; защита проекта.
Формы организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, групповая, исследовательская, проектная.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | В том числе развитие речи |
Введение. | 1 | |
Из устного народного творчества | 4 | |
Из древнерусской литературы | 2 | 2 |
Из литературы ХVIII века |
| |
М.В. Ломоносов | 2 | |
Г.Р. Державин | 1 | |
Д.И.Фонвизин | 3 | 1 |
Из русской литературы ХIХ века | ||
А.С.Пушкин | 4 | |
М.Ю.Лермонтов | 4 | |
А.К.Толстой | 2 | |
Н.В.Гоголь | 2 | |
И.С.Тургенев | 2 | 1 |
Н.А.Некрасов | 1 | |
М.Е. Салтыков-Щедрин | 3 | |
Л.Н.Толстой | 1 | |
Н.С.Лесков | 3 | |
Произведения русских поэтов XIX века о России | 1 | |
А.П.Чехов | 2 | |
Из литературы ХХ века. | ||
М.Горький | 3 | |
И.А. Бунин | 2 | |
А.И. Куприн | 1 | |
В.В.Маяковский | 1 | |
И.С.Шмелев, М.М.Пришвин | 1 | |
К.Г.Паустовский | 1 | |
Н.А.Заболоцкий | 1 | |
А.Т.Твардовский | 3 | |
Лирика поэтов- участников ВОв | 1 | |
Б. Л. Васильев | 1 | |
Ю. Дружников | 1 | |
В.М.Шукшин | 2 | |
Русские поэты XX века о России | 1 | |
Из литературы народов России (Р.Гамзатов) | 1 | |
Из зарубежной литературы | 4 | 1 |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого | 70 | 5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.
Из устного народного творчества
Былины
«Святогор и Микула Селянмнович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).
Русские народные песни
Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лироэпические песни («Солдатская»), Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.
Из древнерусской литературы
Из «Повести временных лет » («И вспомнил Олег коня своего »), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.
Из литературы XVIII века
М.В. ЛОМОНОСОВ
Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает...» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.
Г.Р. ДЕРЖАВИН
Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.
Д.И. ФОНВИЗИН
Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...». Человек и природа {«Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича...». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».
А.К. ТОЛСТОЙ
«Князь Серебряный».. Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого.
Н.В. ГОГОЛЬ
Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калинин» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.
Н.А. НЕКРАСОВ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце». Человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.
Н.С. ЛЕСКОВ
Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков — писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.
Произведения русских поэтов XIX века о России
А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...», Н.М. Языков. «Песня », И.С. Никитин. «Русь», А.Н. Майков. «Нива», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...»
А П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Хамелеон». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»), Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.
И.А. БУНИН
Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...», рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.
А.И. КУПРИН
Рассказ «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
И.С. ШМЕЛЕВ
Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.
М.М. ПРИШВИН
Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.
К.Г. ПАУСТОВСКИЙ
Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» — по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.
Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны
(Урок-встреча в литературной гостиной):
Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; Bс. H. Лобода. «Начало». Местные поэты.
Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.
Б.Л. ВАСИЛЬЕВ
Рассказ «Экспонат №...». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.
Ю. ДРУЖНИКОВ
Рассказ «Уроки молчания».. Тема войны в творчестве писателя. Тема запоздалого, прямо не высказанного, но переживаемого раскаяния автора рассказа в том, что в числе других обидел хорошего человека и замечательную учительницу.
В.М. ШУКШИН
Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. Рассказы, «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.
Русские поэты XX века о России
А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно... »
М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...»
С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...».
Я.В. Смеляков. «История».
А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...»
А.Я. Я ш и н. «Не разучился ль...»
А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».
А.Д.Дементьев. «Волга».
Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века.
Из литературы народов России
РАСУЛ ГАМЗАТОВ
Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» Особенности художественной образности дагестанского поэта. Размышления поэта об истоках и основах жизни.
Из зарубежной литературы
У. ШЕКСПИР
Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...». Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.
МАЦУО БАСЁ.
Поэт-странник. Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя.
Р.Л. СТИВЕНСОН
Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.
Я. КУПАЛА.
Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Важнейшими умениями в 7 классе являются следующие:
--- умение видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
- Меркин Г.С. Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО»ТИД «Русское слово- РС», 2009.
- Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение,2006.
- Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2004.
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М: Просвещение, 2001.
- Миронова Н.А. Тесты по литературе: 7 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Примерное тематическое планирование
№ | Тип урока | Тема урока | Элементы содержания нового материала | Теория литературы | Развитие речи | Связь с другими искусствами | |
Введение | |||||||
1 | Рассказ учителя Беседа | Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). | Знакомство со структурой и особенностями учебника. Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. | литературные роды. | |||
Из устного народного творчества | |||||||
2 | Урок изучения нового материала | Былины. Понятие былины как эпического фольклорного жанра. Своеобразие художественного мира былин. | Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). | Эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием). | Отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы. | работа с иллюстрациями. | |
3 | Урок изучения нового материала | «Святогор и Микула Селянинович». Художественные особенности былины. | |||||
4 | Урок-исследова-ние | «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Своеобразие характера и речи персонажа, конфликт. | |||||
5 | Урок-концерт с элементами викторины и театрализации | Русские народные песни. | Обрядовая поэзия {«Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая…», «Говорили — сваты на конях будут »); лирические песни («Подушечка моя пуховая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне. | Песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня. | |||
Из древнерусской литературы | |||||||
6 | Комбиниро-ванный урок | Древнерусская литература. «Повесть временных лет» | «И вспомнил Олег коня своего». Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. | Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть). | Подробный пересказ, анализ отдельных эпизодов | ||
7 | Урок-размышле-ние | Поучительный характер древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». | Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. | подробный пересказ, анализ отдельных эпизодов | иконопись, оформление памятников древнерусской литературы. | ||
8 | Урок развития речи | Нравственный облик человека в древнерусской литературе. | Поучительный характер древнерусской литературы: мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. | Устное сочинение. | |||
9 | Урок развития речи | Контроль техники чтения | Проверка техники чтения | ||||
Из литературы XVIII века | |||||||
10 | Урок-открытие поэта | М.В. ЛОМОНОСОВ Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает... » (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). Особенности поэтического языка оды. | «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. | Ода; тема и мотив. | сочинение с элементами рассуждения; выразительное чтение наизусть. | работа с репродукциями (портреты М.В. Ломоносова). | |
11 | Урок-практикум | Теория Ломоносова о «трех штилях» (отрывки). Основные положения и значение теории. | Выразительное чтение и анализ статьи учебника «Об учении М.В.Ломоносова о «трех штилях». Выполнение заданий учебника. | Словарная работа с непонятными словами | |||
12 | Урок-открытие поэта Беседа | Г.Р. ДЕРЖАВИН «Властителям и судиям». Тема поэта и власти в стихотворении. | Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. | лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики. | Чтение наизусть. | ||
13 | Комбиниро-ванный урок | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика. | Краткие сведения о писателе. Позиция писателя в комедии. Драматический конфликт. Особенности композиции | юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм. | чтение по ролям, устное сочинение. | театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник). | |
14 | Урок-практикум | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Образы комедии (портрет и характер, поступки, мысли, язык). | Основные характеры. Способы создания комического эффекта. Образы комедии. Обличие невежества и самодурства помещиков. Образы главных героев. | ||||
15 | Урок-размышление | Образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | Отражение драматургом идей XVIII века в комедии. Конфликт между невежеством и корыстным миром поместного дворянства и просвещёнными служителями государственности. Значение комедии для современников и последующих поколений. | ||||
16 | Урок развития речи | Р/р. Классное обучающее сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Обучение написанию сочинения по литературному произведению | ||||
Из литературы XIX века | |||||||
17 | Комбинированный урок | А.С. ПУШКИН. Лицей в жизни поэта. Свободолюбивые мотивы в стихотворении поэта: «К Чаадаеву» | Тема воинской славы и свободы в стихотворениях. | Дружеское послание. Поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора) | различные виды чтения, в том числе наизусть | работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. | |
18 | Урок-размышление | Свободолюбивые мотивы в стихотворении А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд». Человек и природа («Туча»). | Величие жизни, отданной борьбе за свободу. Философское осмысление поэтом темы свободы. Дружба и тема долга. Тема природы в лирике поэта. | ||||
19 | Урок-исследование | Исторический и легендарный материал «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина | Судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы — предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. | ||||
20 | Урок-исследование | А.С.Пушкин поэма «Полтава», образ Петра I в ней. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. | «Полтава» - героическая поэма о петровской эпохе. Интерес поэта к истории России. Гражданский пафос поэмы. Творческая история создания поэмы. Своеобразие художественного видения Пушкина. | образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип | различные виды чтения, в том числе наизусть отрывка из поэмы | работа с иллюстрациями | |
21 | Комбинированный урок | М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». | Личность и судьба поэта. Одаренность натуры и одиночество. Основные мотивы лирики. Анализ стихотворения «Родина». | углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения | Выразительное чтение, чтение наизусть | ||
22-23 | Урок-исследование | М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича...». Проблематика и основные мотивы «Песни...» | проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. | стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде | Выразительное чтение, анализ эпизодов | устное рисование, работа с иллюстрациями. | |
24 | Урок-игра | Художественные особенности «Песни про царя Ивана Васильевича…» | центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...» | фольклорные элементы в авторском произведении | устное рисование, работа с иллюстрациями. | ||
25-26 | Уроки внеклассного чтения | Внеклассное чтение. А.К. Толстой. «Князь Серебряный» | Историческая тематика в творчестве Толстого. Художественная концепция Иоанна Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности. Нравственная проблематика произведений Толстого. | Исторический роман | Выборочное чтение, пересказ эпизодов | устное рисование, работа с иллюстрациями. | |
27-28 | Комбинированный урок | Н.В. Гоголь в Петербурге. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Повесть «Шинель» | Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. | сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии. | различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету. | «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация). | |
29 | Творческая мастерская | И.С.Тургенев. Художественные особенности рассказа «Хорь и Калиныч» | Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева) | портрет и характер | различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажей | Заочная экскурсия «Тургеневские места» | |
30 | Урок развития речи | Контроль техники чтения | Проверка техники чтения | ||||
31 | Урок-исследование | Талант и достоинство крестьян в рассказе И.С.Тургенева «Певцы». Стихотворение в прозе «Нищий» | Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям. Мастерство писателя в изображении характеров персонажей. Тематика; художественное богатство стихотворения. Авторские критерии нравственности в стихотворении тематика; художественное богатство стихотворения. | портрет и характер стихотворение в прозе (углубление представлений) | различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажей Выразительное чтение | ||
32 | Комбиниро-ванный урок | Н.А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о поэте. Стихотворения. | Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом…», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе. | Диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы. | Чтение наизусть, выписки для характеристики героев. | Н.А. Некрасов и художники-передвижники | |
33 | Урок-открытие писателя | М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Краткие сведения о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | Рассказ о писателе. Иносказательный смысл сказки. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение рабской покорности народа. | сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория). | различные виды пересказа, аргументированный ответ на проблемный вопрос. | работа с иллюстрациями. | |
34 | Урок-размышление | Изображение нравственных пороков общества в сказке «Дикий помещик». | Социальная острота проблематики и художественные особенности сказки. Смысл названия сказки. Приемы создания образа помещика. Позиция писателя. | ||||
35 | Урок-игра Урок-обобщение | Внеклассное чтение. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина («Премудрый пискарь» и др.) | Своеобразие сказок писателя, их иносказательный смысл. Авторское отношение к персонажам. | ||||
36 | Изучение нового материала | Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». «Севастополь в декабре месяце». Основные темы рассказа. | А.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям. | рассказ, книга рассказов (развитие представлений). | подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение. | работа с иллюстрациями. | |
37 | Изучение нового материала | Н.С. Лесков. Краткие сведения о биографии писателя. «Левша». Своеобразие стиля произведения. | Краткие сведения о писателе. «Лесков – писатель будущего». Особенность проблематики и центральная идея сказа. | своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы. | образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация). | ||
38-39 | Урок-исследование | Сказ «Левша». Образный мир произведения. | Изображение лучших качеств русского народа в сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти. Авторское отношение к героям. Фольклорные элементы в повести. | ||||
40 | Интегриро-ванный урок литературы, музыки, изобрази-тельного искусства | Произведения русских поэтов XIX века о России | А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам...» Н.М. Языков. «Песня ». И.С. Никитин. «Русь». А.Н. Майков. «Нива». А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» | Тропы и фигуры | Выразительное чтение; частичный анализ поэтического текста; прослушивание музыкальных произведений; словесное рисование | Выставка репродукций картин; музыкальный ряд | |
41 | Изучение нового материала | А.П. ЧЕХОВ. Человек и чин в творчестве писателя.
| Краткие сведения о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя. Средство создания комического. | психологический портрет, сюжет (развитие представлений) | пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа. | работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. | |
42 | Урок-размышление | Живая картина нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». | Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа; позиция писателя. | ||||
Из литературы XX века | |||||||
43 | Изучение нового материала | М. ГОРЬКИЙ. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» (по повести «Детство») | Основные сюжетные линии в автобиографической прозе; изображение быта и характера персонажей. | развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи | различные виды пересказа, цитатный план. | работа с иллюстрациями. | |
44 | Урок-размышление | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в повести «Детство» | становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, покорность, гордость, жалость) | ||||
45 | Урок-диспут | «Легенда о Данко» М.Горького как утверждение подвига во имя людей. | Основные сюжетные линии в рассказе и его проблематика (жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, гордость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла. | Герой-романтик, прием контраста. | различные виды пересказа, цитатный план. | работа с иллюстрациями. | |
46 | Урок-исследование поэтического текста | Человек и природа в стихах И. Бунина. Размышления о поэзии. | Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу». | Темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте. | Выразительное чтение | Заочная экскурсия «Дом-музей И.А.Бунина» | |
47 | Урок-исследование прозаичес-кого текста | И.А. БУНИН Рассказ «Кукушка». | Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа. | подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа. | |||
48 | Урок-дискуссия | «Что есть доброта?» (по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени»). | Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея. | рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе. | подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа. | ||
49 | Урок-открытие поэта | В.В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения. | автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения). | выразительное чтение. | ||
50 | Изучение нового материала | И.С. ШМЕЛЕВ Рассказ «Русская песня». М.М. ПРИШВИН Рассказ «Москва-река». | Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика. | рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза. | устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями. | ||
51 | Изучение нового материала | К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. Человек и природа в художественном мире писателя. | Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие»). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении. | лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразующий фактор. | отзыв на эпизод, составление плана | ||
52 | Изучение нового материала | Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Стихотворение «Не позволяй душе лениться...». | Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд — основное нравственное достоинство человека. | выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений). | чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике. | ||
53-55 | Комбиниро-ванные уроки | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Картины фронтовой жизни в поэме «Василий Тёркин» | Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского. История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”. | композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры). | различные виды чтения, чтение наизусть. | ||
56 | Урок-встреча в литератур-ной гостиной | Лирика поэтов — участников Великой Отечественной войны | Н.П. Майоров. «Творчество»; Б.А. Богатков. «Повестка»; М. Джалиль. «Последняя песня»; Bс. H. Лобода. «Начало». Местные поэты. Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны. | различные виды чтения | |||
57 | Урок-размышление | Б.Л. ВАСИЛЬЕВ Рассказ «Экспонат №...». | Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия. | рассказчик и его роль в повествовании. | подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода. | ||
58 | Урок внеклассного чтения | Ю. Дружников. «Уроки молчания». | Слово о писателе. Тема войны в творчестве писателя. Тема запоздалого, прямо не высказанного, но переживаемого раскаяния автора рассказа в том, что в числе других обидел хорошего человека и замечательную учительницу. | различные виды комментирования эпизода | |||
59-60 | Уроки-открытие писателя | «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. | Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказы «Чудик», «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя. | способы создания характера. | составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение. | деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер). | |
61 | Урок-встреча в литератур-ной гостиной | Русские поэты XX века о России | А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...» М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...» С.А. Есенин. Стихотворения: «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были...» А.Я. Яшин. «Не разучился ль...» А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д.Дементьев. «Волга». Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов XX века. | Чтение наизусть | |||
Из литературы народов России | |||||||
62 | Урок внеклассного чтения Уроки-открытие поэта | Расул Гамзатов. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | Рассказ о поэте. «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» Особенности художественной образности дагестанского поэта. Размышления поэта об истоках и основах жизни. | Сообщение о поэте; выразительное чтение; анализ текста | |||
Из зарубежной литературы | |||||||
63 | Урок-открытие поэта | У. Шекспир. Сонеты. | Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. | Сонет | Выразительное чтение | ||
64 | Уроки-открытие поэта | Мацуо Басё. Поэт-странник. | Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой и особенностями поэтических образов. Находчивость, любознательность – наиболее привлекательные качества героя. | Хокку | Попытка сочинительства | ||
65 | Изучение нового материала | Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ» (часть третья). | Р.Л. Стивенсон. Краткие сведения об авторе. «Остров сокровищ» (часть третья). Приемы создания образов. | Приключенческая литература | Выразительное чтение; различные виды комментирования эпизода | ||
66 | Урок развития речи | Контроль техники чтения | Проверка техники чтения | ||||
67 | Изучение нового материала | Я. КУПАЛА. Стихотворения «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». | Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы. | сопоставительная характеристика оригинала и переводов. | |||
68 | Урок подведения итогов | «Вот и стали мы на год взрослей» | Подведение итогов; обобщение и систематизация знаний; задание на лето |
Для заучивания наизусть:
- М.В.Ломоносов. Из «Оды на день восшествия на всероссийский престол…» (отрывок).
- Г.Р.Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).
- А.С.Пушкин. 1-2 стихотворения – по выбору.
- М.Ю.Лермонтов. «Родина».
- Н.А.Некрасов. «Железная дорога» (отрывок).
- Из стихотворений поэтов XX века, пишущих о войне. Стихотворение – по выбору.
- Из стихотворений русских поэтов XX века о России. Стихотворение – по выбору.
- Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться».
- А.Т.Твардовский. Из поэмы «Василий Тёркин» (отрывок).
- У.Шекспир. Один сонет – по выбору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....