Самоанализ
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Самоанализ "Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektno-issledovatelskoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx | 49.74 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 153
Соловьевой Натальи Викторовны
Я, Соловьёва Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, в МБОУ СОШ №153 работаю с 01.09. 2013 года. До этого времени 17 лет работала преподавателем педагогики в Новокузнецком педагогическом колледже №1.
В течение 1,5 лет работаю над формированием исследовательских компетенций учащихся через использование технологии проектной деятельности на уроках русского языка.
В соответствии с положениями ФГОС принципиально новым является системно-деятельностный подход, который способствует овладению в комплексе универсальными учебными действиями и опытом самостоятельной деятельности. Постановка данной задачи предполагают применение новых технологий. Одной из таковых технологий является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая формирует качества необходимые любому современному человеку.
В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями.
Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников. Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, навыки анализа и обобщения - проблемы, с которыми сталкиваются на своих уроках учителя-словесники.
Цель моей педагогической деятельности - формирование умений и навыков исследовательской деятельности у учащихся среднего школьного возраста, развитие познавательной активности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- своевременно выявлять уровень развития умений и навыков исследовательской деятельности у учащихся;
- учитывать возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;
- на уроках и во внеурочной деятельности использовать разнообразные задания и упражнения для развития исследовательских компетенций обучающихся.
Данные задачи решаю, используя следующие учебники и методические пособия:
Т.А. Ладыженская, Баранов, М.Т. Русский язык. 5-7 класс [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.
Линия УМК «Русский язык. Русская словесность. 5–9 классы» Р. И. Альбетковой.
Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку [Текст] / В.Ф. Греков. - М.: Просвещение, 2008. – 110с.
Савчук, Л.О. Донскова О.В. Русский язык. 6 класс [Текст]: Проектирование учебного курса / Л.О. Савчук. - Издательство: Вентана-Граф, 2014. - 160 с.
Челышева, И.Л. Русский язык. 6 класс [Текст]: Планы-конспекты /И.Л. Челышева. – М.: Издательство: Феникс, 2015. – 228с.
Шелякин, М.А. Функциональная грамматика. Морфология [Текст] / М.А. Шелякин. – М.: Дрофа, 2010. – 360 с.
Названные учебники составлены на основе Федерального компонента Государственного стандарта, входят в Федеральный перечень, имеют статус «Рекомендовано». 5-9 классы – завершённая предметная линия.
Выбирая эти учебники, руководствуюсь следующими принципами:
- Соответствие учебников обязательному минимуму содержания образования.
- Соответствие учебников требованиям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку и литературе, прописанным в Примерной программе.
- Соответствие стратегической цели: свободное владение русским языком.
- Соответствие общепредметным задачам: формирование коммуникативной компетенции, развитие логического мышления учащихся, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой и др.), воспитание учащихся.
Преподавание осуществляется на базе кабинета русского языка и литературы, соответствующего современным санитарно - гигиеническим и методическим требованиям.
Кабинет представляет собой мультимедийно-информационный центр, где создана предметная электронная база данных. Медиатека кабинета насчитывает более сотни лицензированных электронных томов: материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «1С: Репетитор. Тесты орфографии», «1С: Репетитор. Тесты пунктуации», «1С: Репетитор. Русский язык», программа «Фраза», комплекты дисков по подготовке к ЕГЭ, комплект дисков «Школа Кирилла и Мефодия» и др. В кабинете имеется доступ к сети Интернет, который обеспечивает возможность использования образовательных интернет-ресурсов участниками образовательного процесса.
Применение ИКТ позволяет проводить различные виды уроков: урок-семинар, урок-практикум, урок-экскурсия и т.д. А использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
В сентябре 2013 года мной был выявлен уровень развития навыков исследовательской деятельности у учащихся 5-х классов МБОУ СОШ №153 (всего опрошено 63 ученика).
Для этого были использованы 3 методики:
1) выявление уровня умения выдвигать гипотезы, делать предположения (Приложение 13);
2) выявление уровня умения ставить исследовательскую задачу, определять проблему (Приложение 14);
3) выявление уровня умения находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи (Приложение 15).
Были получены следующие результаты: лишь 28% учащихся показали высокий уровень сформированности навыков исследовательской деятельности. Их ответы отличались оригинальностью, грамотностью формулировок, развернутостью, не повторялись. 43% детей смогли выполнить часть заданий или нуждались в дополнительном инструктаже. Остальные 29% испытывали большие затруднения при работе, затрачивали на выполнение задания времени больше, чем отводилось по инструкции.
Таким образом, можно было сделать вывод о невысоком уровне сформированности навыков исследовательской деятельности у учащихся 5-х классов и необходимости повышения этого уровня.
Исследовательская компетентность школьника – это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов. Для формирования этой компетенции может быть использована технология проектирования.
Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.
Возможна классификация проектов по тематическим областям, масштабам деятельности, срокам реализации; количеству исполнителей; важности результатов.
Задачей первого этапа стало формирование интереса учеников к созданию проекта. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию школьников. Они должны отчетливо представлять не только задачу, но и пути ее решения. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Для этого были представлены образцы проектов, приведены примеры интересных фактов из развития русского языка и предложены возможные темы проектов.
На следующем этапе была организована работа по поиску, обработке и оформлению информации учащимися. На уроках русского языка мною были использованы разнообразные виды проектов:
- комплексное исследование словарного слова;
- лингвистический анализ текста;
- этимологическое исследование фразеологизма и пр.
Например, в 5 классе при изучении раздела «Лексикология» исследование словарного слова проводится в несколько этапов.
Первый этап – подготовительный:
- выбор темы;
- формулирование целей;
- составление плана исследования.
Второй этап – основной:
- сбор материала;
- обобщение полученных данных.
Третий этап – заключительный:
- представление результатов исследования;
- обмен мнениями.
На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формулируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова - анализ его значения и происхождения, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи.
Вот другие виды учебных задач на уроках русского языка.
1. Составление рассказа по предложению.
2. Эпиграф. Осмыслить текст и придумать, как он может быть связан с новой темой урока.
3. Отсроченная отгадка. Предлагается загадка, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.
При выполнении упражнения «Задай вопрос о прочитанном» ребята выступают в роли учителя, задающего вопросы по содержанию текста. На первых порах мы использовали таблицу-опору с вопросительными словами (Приложение 12).
И уточняющие, и восполняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы содержат одну конкретную мысль, предполагают развернутый, точный и ясный ответ, подтверждающий или опровергающий высказывание. Сложные вопросы содержат 2-3 пункта, для правильного ответа необходимо общий вопрос расчленить на конкретные 2-3 вопроса, ответить сначала на них, а в конце – ответить на общий сложный вопрос. Такие вопросы направлены на умение размышлять, анализировать, аргументировать, обосновывать, а также на генерирование новой информации. Предлагать их формулировать можно «сильным» учащимся, собирая в один несколько простых вопросов.
В 6 классе при изучении темы «Текст» учащиеся получают задание «О чем расскажет заголовок?» Заголовок – это входная дверь в текст. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к пониманию текста. Заголовок актуализирует прошлые знания по этому вопросу, дает установку на определенное ожидание. Знакомясь с ним, дети высказывают предположения, о чем пойдет речь в тексте, который им предстоит прочитать. Затем после прочтения предположения сверяются с содержанием и анализируются.
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого на разных уроках мы выполняли следующие упражнения:
• продолжи неоконченный рассказ;
• составь рассказ от имени другого персонажа;
• опиши один день вашей воображаемой жизни, используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски);
• определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
• назови как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
На третьем этапе проектирования главная задача – научить школьников представлять результаты своей работы. Была проведена конференция «Я - исследователь», где каждый ребенок выступал с докладом или презентацией своего исследования. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты ученики учатся излагать добытую информацию. Кроме того, отмечались работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.
Темы работ учащихся: «Русский язык среди других языков мира», «Основные формулы речевого этикета», «Литературное произношение» и пр. Презентация работ стала праздником для школьников, на котором они получили оценку своего труда. Учащиеся говорили о том, что в этот момент чувствуют себя настоящими учёными.
Классные часы («Удивительное рядом», «Путешествие в прошлое») стали дополнением к той исследовательской работе, которая проводилась в урочное время. Ученики подготовили доклады о развитии русского языка, обсуждали интересные факты, а к предметной неделе исследовали материал на тему: «Кирилл и Мефодий – основоположники русского алфавита».
Четвертый этап — оценочно-рефлексивный, где школьники учатся анализировать результаты своей работы, определять достоинства и недостатки.
В декабре 2014 года было вновь проведено исследование с целью выявить изменения в уровне развития умений и навыков исследовательской деятельность у учащихся 6-х классов (Приложение 16,17,18).
Полученные результаты показали изменения в лучшую сторону. Уже 32% учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности навыков исследовательской деятельности, 45% - средний уровень, а низкий - 23% учащихся. В ходе работы была отмечена заитересованность школьников в исследовательской деятельности, они часто задавали вопросы, с огромным желанием делились найденной информацией, сами предлагали темы для исследования. Но, к сожалению, остались еще те ученики, которые с большим трудом справляются с заданиями, т.к. более всего склонны к репродуктивной деятельности (Рис. 1).
Рис.1 Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся 6 класса
В дальнейшем считаю необходимым продолжить начатую работу, чтобы добиться более высоких результатов.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, они уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Для повышения уровня своего профессионального мастерства, в целях педагогического самообразования я участвую в очных и заочных научно-практических конференциях, семинарах и конкурсах, в рамках методических недель провожу открытые уроки и занятия. В 2010 году была участником полуфинала областного конкурса «Преподаватель года» в Кемеровской области. В течение 3 лет занимала должность председателя предметно-цикловой комиссии педагогики, психологии и музыкально-теоретических дисциплин, в данный момент руковожу школьным самоуправлением.
Разрабатывала учебные программы и КОС по учебным дисциплинам и МДК для педагогических колледжей: педагогика, основы педагогического мастерства, теоретические основы обучения. Была руководителем разных видов практики студентов, курсовых и дипломных работ, участвовала в подготовке к Интернет-экзаменам, областным конкурсам и олимпиадам.
В 2011 году сдала кандидатские экзамены по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. В данный момент работаю над диссертацией «Профессиональное самоопределение учащихся».
За добросовестный труд в деле подготовки специалистов педагогического образования награждена грамотами и благодарственными письмами администрации Новокузнецкого педагогического колледжа №1, медалью «За вклад в развитие СПО Кузбасса».
На протяжении многих лет являюсь классным руководителем.
Мои материалы можно посмотреть на страницах сайта по адресу: http://nsportal.ru/soloveva-nv.
Приложение 17
Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся 6 класса «Б»
№ | Имя учащегося | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год |
1 | Милена Б. | средний | высокий |
2 | Наташа Б. | средний | средний |
3 | Александр Г. | низкий | низкий |
4 | Геворг Г. | низкий | низкий |
5 | Борис Е. | средний | средний |
6 | Александр К. | высокий | высокий |
7 | Кирилл К. | высокий | высокий |
8 | Ангелина Л. | низкий | низкий |
9 | Вадим Л. | низкий | низкий |
10 | Иван Л. | средний | средний |
11 | Вадим М. | низкий | низкий |
12 | Наталья Н. | высокий | высокий |
13 | Алина П. | высокий | высокий |
14 | Анна П. | средний | средний |
15 | Алексей Р. | средний | средний |
16 | Никита С. | средний | средний |
17 | Полина Ч. | высокий | высокий |
18 | Леон Ш. | низкий | средний |
19 | Елена Ш. | низкий | низкий |
Приложение 16
Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся 6 класса «А»
№ | Имя учащегося | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год |
1 | Анна Б. | высокий | высокий |
2 | Елизавета В. | средний | средний |
3 | Семен В. | высокий | высокий |
4 | Никита Г. | высокий | высокий |
5 | Данил Г. | средний | средний |
6 | Мария Д. | высокий | высокий |
7 | Анна Д. | высокий | высокий |
8 | Юлия Е. | низкий | средний |
9 | Виталий Е. | средний | средний |
10 | Максим Е. | средний | высокий |
11 | Ирина З. | высокий | высокий |
12 | Дмитрий К. | высокий | высокий |
13 | Юлия К. | низкий | низкий |
14 | Дмитрий К. | высокий | высокий |
15 | Данил К. | низкий | низкий |
16 | Анастасия Л. | средний | средний |
17 | Александра М. | средний | средний |
18 | Софья М. | высокий | высокий |
19 | Денис Н. | высокий | высокий |
20 | Кирилл С. | высокий | высокий |
21 | Дарья С. | средний | средний |
22 | Алексей Ф. | средний | средний |
23 | Иван Ш. | низкий | низкий |
Приложение 18
Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся 6 класса «В»
№ | Имя учащегося | 2013-2014 уч.год | 2014-2015 уч.год |
1 | Зарина А. | средний | средний |
2 | Анастасия Б. | средний | средний |
3 | Анна В. | высокий | высокий |
4 | Григорий Г. | низкий | низкий |
5 | Данил Г. | низкий | низкий |
6 | Анастасия Г. | низкий | низкий |
7 | Тимур Г. | средний | средний |
8 | Злата Г. | средний | средний |
9 | Виктория Д. | средний | средний |
10 | Вячеслав Ж. | средний | средний |
11 | Егор З. | низкий | средний |
12 | Ангелина К. | средний | средний |
13 | Александр К. | низкий | низкий |
14 | Владимир Л. | средний | средний |
15 | Александр М. | высокий | высокий |
16 | Софья М. | низкий | средний |
17 | Владимир П. | высокий | высокий |
18 | Артем П. | средний | средний |
19 | Екатерина С. | низкий | средний |
20 | Александр С. | средний | средний |
21 | Андрей С. | низкий | низкий |
Приложение 12
Опорная схема «Задай вопрос о прочитанном»
1. Простые вопросы.
Как звали…
Куда отправился…
2. Уточняющие вопросы.
Правда ли, что...
Если я правильно понял, то...
3. Объясняющие (интерпретационные) вопросы.
Почему...
Как вы думаете…
4. Творческие вопросы.
Что бы произошло, если бы...
Что бы изменилось, если бы…
5. Оценочные вопросы.
Как вы относитесь к ...
Что лучше…
Правильно ли поступил ...
6. Практические вопросы.
Как бы я поступил на месте…
Что бы ты посоветовал…
Приложение 13
1 методика
Цель: выявить уровень развития у учащихся умения выдвигать гипотезы, делать предположения.
Описание: ученикам предлагается письменно ответить вопросы, которые требуют выдвижения предположения. Вариантов ответа должно быть более одного, и версии могут быть самыми разнообразными. На выполнение отводится 10 минут. Вопросы:
- Почему некоторые слова русского языка выходят из активного словаря?
- Почему новичков называют «чайниками»?
- Почему предлоги называют «словечками отношений»?
Критерии:
Высокий уровень (4-5 баллов)
Ученик высказал несколько предположений, которые отличаются друг от друга, проявил при этом нестандартный подход, грамотно сформулировал предложения, не испытывал затруднений и уложился по времени.
Средний уровень (2-3 балла)
Школьник сформулировал по одному предположению к каждому вопросу или несколько к одному. Ответы не отличаются оригинальностью, однотипны. Справился за отведенное время.
Низкий уровень (0-1 балл)
Учащийся не смог ответить на предложенные вопросы, выдвинул только одно-два предположения. Испытывал большие затруднения.
Приложение 14
2 методика
Цель: выявить уровень развития у учащихся умения задавать вопросы.
Описание: ученикам предлагается иллюстрация, на которой изображены герои рассказа или сказки. Необходимо в письменной форме задать как можно больше вопросов этому герою. Вопросы должны быть отличными друг от друга. На выполнение задание отводится 15 минут.
Критерии:
Высокий уровень (4-5 баллов)
За указанное время ученик задал более 8 вопросов герою. Вопросы сформулированы грамотно, они интересны и разнообразны. Ученик не испытывал затруднений, проявлял активность.
Средний уровень (2-3 балла)
Школьник задал 4-5 разнообразных вопросов, справился за отведенное для этого задания время.
Низкий уровень (0-1 балл)
Ученик с трудом выполнил задание, долго сосредотачивался и не мог приступить к работе. После дополнительных инструкций смог задать 2-3 вопроса.
Приложение 15
3 методика
Цель: выявление уровня умения находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
Описание: школьникам предлагается в течение 10 минут, пользуясь учебником и словарем, ответить на поставленный вопрос. Например, что такое лексическое значение, и какие слова имеют более 5 лексических значений?
Критерии:
Высокий уровень (4-5 баллов)
За отведенное на это задание время ученик дал определение лексическому значению слов и привел пример 5 многозначных слов. Задание не вызвало затруднений. Учащийся был активен и заинтересован.
Средний уровень (2-3 балла)
Школьник нашёл 2-3 слова, затруднялся с поиском, обращался с уточняющими вопросами. Задание не вызвало интереса.
Низкий уровень (0-1 балла)
Учащийся не смог объяснить, что такое лексическое значение слова и назвал только 1 многозначное слово или не справился с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя математики.
Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...
Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...
Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности
Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога
Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...
Самоанализ педагогической работы
Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...
самоанализ педагогической деятельности 2011 г
Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...
Методическая разработка по самоанализу урока (Коррекционная педагогика) - Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету
Вписывая свои данные по уроку возможно использовать при самоанализе по любому предмету....