Самоанализ
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Соловьева Наталья Викторовна

Самоанализ "Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 153

Соловьевой Натальи Викторовны

Я, Соловьёва Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, в МБОУ СОШ №153 работаю с 01.09. 2013 года. До этого времени 17 лет работала преподавателем педагогики в Новокузнецком педагогическом колледже №1.

В течение 1,5 лет работаю над формированием исследовательских компетенций учащихся через использование технологии проектной деятельности на уроках русского языка.

В соответствии с положениями ФГОС принципиально новым является системно-деятельностный подход, который способствует овладению в комплексе универсальными учебными действиями и опытом самостоятельной деятельности. Постановка данной задачи предполагают применение новых технологий. Одной из таковых технологий является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая формирует качества необходимые любому современному человеку.

В своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путём «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями.

Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников. Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, навыки анализа и обобщения - проблемы, с которыми сталкиваются на своих уроках учителя-словесники.

Цель моей педагогической деятельности - формирование умений и навыков исследовательской деятельности у учащихся среднего школьного возраста, развитие познавательной активности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. своевременно выявлять уровень развития умений и навыков исследовательской деятельности у учащихся;
  2.  учитывать возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста;
  3. на уроках и во внеурочной деятельности использовать разнообразные задания и упражнения для развития исследовательских компетенций обучающихся.

Данные задачи решаю, используя следующие учебники и методические пособия:

Т.А. Ладыженская, Баранов, М.Т. Русский язык. 5-7 класс [Текст]: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2013.

Линия УМК «Русский язык. Русская словесность. 5–9 классы» Р. И. Альбетковой.

Греков, В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку [Текст] / В.Ф. Греков. - М.: Просвещение, 2008. – 110с.

Савчук, Л.О. Донскова О.В. Русский язык. 6 класс [Текст]: Проектирование учебного курса / Л.О. Савчук. - Издательство: Вентана-Граф, 2014. - 160 с.

Челышева, И.Л. Русский язык. 6 класс [Текст]:  Планы-конспекты /И.Л. Челышева. – М.: Издательство: Феникс, 2015. – 228с.

Шелякин, М.А. Функциональная грамматика. Морфология [Текст] / М.А. Шелякин. – М.: Дрофа, 2010. – 360 с.

Названные учебники составлены на основе Федерального компонента Государственного стандарта, входят в Федеральный перечень, имеют статус «Рекомендовано». 5-9 классы – завершённая предметная линия.

Выбирая эти учебники, руководствуюсь следующими принципами:

  1. Соответствие учебников обязательному минимуму содержания образования.
  2.  Соответствие учебников требованиям к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по русскому языку и литературе, прописанным в Примерной программе.
  3. Соответствие стратегической цели: свободное владение русским языком.
  4. Соответствие общепредметным задачам: формирование коммуникативной компетенции, развитие логического мышления учащихся, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой и др.), воспитание учащихся.

Преподавание осуществляется на базе кабинета русского языка и литературы, соответствующего современным санитарно - гигиеническим и методическим требованиям.

Кабинет представляет собой мультимедийно-информационный центр, где создана предметная электронная база данных. Медиатека кабинета насчитывает более сотни лицензированных электронных томов: материалы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «1С: Репетитор. Тесты орфографии», «1С: Репетитор. Тесты пунктуации», «1С: Репетитор. Русский язык», программа «Фраза», комплекты дисков по подготовке к ЕГЭ, комплект дисков «Школа Кирилла и Мефодия» и др. В кабинете имеется доступ к сети Интернет, который обеспечивает возможность использования образовательных интернет-ресурсов участниками образовательного процесса.

Применение ИКТ позволяет проводить различные виды уроков: урок-семинар, урок-практикум, урок-экскурсия и т.д. А использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.

В сентябре 2013 года мной был выявлен уровень развития навыков исследовательской деятельности у учащихся 5-х классов МБОУ СОШ №153 (всего опрошено 63 ученика).

Для этого были использованы 3 методики:

1) выявление уровня умения выдвигать гипотезы, делать предположения (Приложение 13);

2) выявление уровня умения ставить исследовательскую задачу, определять проблему (Приложение 14);

3) выявление уровня умения находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи (Приложение 15).

Были получены следующие результаты: лишь 28% учащихся показали высокий уровень сформированности навыков исследовательской деятельности. Их ответы отличались оригинальностью, грамотностью формулировок, развернутостью, не повторялись. 43% детей смогли выполнить часть заданий или нуждались в дополнительном инструктаже. Остальные 29% испытывали большие затруднения при работе, затрачивали на выполнение задания времени больше, чем отводилось по инструкции.

Таким образом, можно было сделать вывод о невысоком уровне сформированности навыков исследовательской деятельности у учащихся 5-х классов и необходимости повышения этого уровня.

Исследовательская компетентность школьника – это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов. Для формирования этой компетенции может быть использована технология проектирования.

Ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Возможна классификация проектов по тематическим областям, масштабам деятельности, срокам реализации; количеству исполнителей; важности результатов.

Задачей первого этапа стало формирование интереса учеников к созданию проекта. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию школьников. Они должны отчетливо представлять не только задачу, но и пути ее решения. Важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Для этого были представлены образцы проектов, приведены примеры интересных фактов из развития русского языка и предложены возможные темы проектов.

На следующем этапе была организована работа по поиску, обработке и оформлению информации учащимися. На уроках русского языка мною были использованы разнообразные виды проектов:

 - комплексное исследование словарного слова;

 - лингвистический анализ текста;

 - этимологическое исследование фразеологизма и пр.

 Например, в 5 классе при изучении раздела «Лексикология» исследование словарного слова проводится в несколько этапов.

 Первый этап – подготовительный:

 - выбор темы;

 - формулирование целей;

 - составление плана исследования.

 Второй этап – основной:

 - сбор материала;

 - обобщение полученных данных.

 Третий этап – заключительный:

 - представление результатов исследования;

 - обмен мнениями.

 На первом этапе определяется область исследования, например, словарное слово, формулируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова - анализ его значения и происхождения, наблюдение над единообразным написанием в различных формах, над функционированием слова в речи и т.д. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи.

Вот другие виды учебных задач на уроках русского языка.

1. Составление рассказа по предложению.

2. Эпиграф. Осмыслить текст и придумать, как он может быть связан с новой темой урока.

3. Отсроченная отгадка. Предлагается загадка, отгадка которой будет открыта в процессе работы над новой темой.

При выполнении упражнения «Задай вопрос о прочитанном» ребята выступают в роли учителя, задающего вопросы по содержанию текста. На первых порах мы использовали таблицу-опору с вопросительными словами (Приложение 12).

И уточняющие, и восполняющие вопросы могут быть простыми или сложными.         Простые вопросы содержат одну конкретную мысль, предполагают развернутый, точный и ясный ответ, подтверждающий или опровергающий высказывание. Сложные вопросы содержат 2-3 пункта, для правильного ответа необходимо общий вопрос расчленить на конкретные 2-3 вопроса, ответить сначала на них, а в конце – ответить на общий сложный вопрос. Такие вопросы направлены на умение размышлять, анализировать, аргументировать, обосновывать, а также на генерирование новой информации. Предлагать их формулировать можно «сильным» учащимся, собирая в один несколько простых вопросов.

В 6 классе при изучении темы «Текст» учащиеся получают задание «О чем расскажет заголовок?» Заголовок – это входная дверь в текст. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к пониманию текста. Заголовок актуализирует прошлые знания по этому вопросу, дает установку на определенное ожидание. Знакомясь с ним, дети высказывают предположения, о чем пойдет речь в тексте, который им предстоит прочитать. Затем после прочтения предположения сверяются с содержанием и анализируются.

Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого на разных уроках мы выполняли следующие упражнения:

• продолжи неоконченный рассказ;

• составь рассказ от имени другого персонажа;

• опиши один день вашей воображаемой жизни, используя данную концовку (…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски);

• определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);

• назови как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

На третьем этапе проектирования главная задача – научить школьников представлять результаты своей работы. Была проведена конференция «Я - исследователь», где каждый ребенок выступал с докладом или презентацией своего исследования. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.

Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты ученики учатся излагать добытую информацию. Кроме того, отмечались работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.

Темы работ учащихся: «Русский язык среди других языков мира», «Основные формулы речевого этикета»,  «Литературное произношение» и пр. Презентация работ стала праздником для школьников, на котором они получили оценку своего труда. Учащиеся говорили о том, что в этот момент чувствуют себя настоящими учёными.

Классные часы («Удивительное рядом», «Путешествие в прошлое») стали дополнением к той исследовательской работе, которая проводилась в урочное время. Ученики подготовили доклады о развитии русского языка, обсуждали интересные факты, а к предметной неделе исследовали материал на тему: «Кирилл и Мефодий – основоположники русского алфавита».

Четвертый этап — оценочно-рефлексивный, где школьники учатся анализировать результаты своей работы, определять достоинства и недостатки.

В декабре 2014 года было вновь проведено исследование с целью выявить изменения в уровне развития умений и навыков исследовательской деятельность у учащихся 6-х классов (Приложение 16,17,18).

Полученные результаты показали изменения в лучшую сторону. Уже 32% учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности навыков исследовательской деятельности, 45% - средний уровень, а низкий - 23% учащихся. В ходе работы была отмечена заитересованность школьников в исследовательской деятельности, они часто задавали вопросы, с огромным желанием делились найденной информацией, сами предлагали темы для исследования. Но, к сожалению, остались еще те ученики, которые с большим трудом справляются с заданиями, т.к. более всего склонны к репродуктивной деятельности (Рис. 1).

Рис.1 Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся 6 класса

В дальнейшем считаю необходимым продолжить начатую работу, чтобы добиться более высоких результатов.

Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, они уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Для повышения уровня своего профессионального мастерства, в целях педагогического самообразования я участвую в очных и заочных научно-практических конференциях, семинарах и конкурсах, в рамках методических недель провожу открытые уроки и занятия. В 2010 году была участником полуфинала областного конкурса «Преподаватель года» в Кемеровской области. В течение 3 лет занимала должность председателя предметно-цикловой комиссии педагогики, психологии и музыкально-теоретических дисциплин, в данный момент руковожу школьным самоуправлением.

Разрабатывала учебные программы и КОС по учебным дисциплинам и МДК для педагогических колледжей: педагогика, основы педагогического мастерства, теоретические основы обучения. Была руководителем разных видов практики студентов, курсовых и дипломных работ, участвовала в подготовке к Интернет-экзаменам, областным конкурсам и олимпиадам.

В 2011 году сдала кандидатские экзамены по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. В данный момент работаю над диссертацией «Профессиональное самоопределение учащихся».

За добросовестный труд в деле подготовки специалистов педагогического образования награждена грамотами и благодарственными письмами администрации Новокузнецкого педагогического колледжа №1, медалью «За вклад в развитие СПО Кузбасса».

На протяжении многих лет являюсь классным руководителем.

Мои материалы можно посмотреть на страницах сайта по адресу: http://nsportal.ru/soloveva-nv.


Приложение 17

Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся 6 класса «Б»

Имя учащегося

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

1

Милена Б.

средний

высокий

2

Наташа Б.

средний

средний

3

Александр Г.

низкий

низкий

4

Геворг Г.

низкий

низкий

5

Борис Е.

средний

средний

6

Александр К.

высокий

высокий

7

Кирилл К.

высокий

высокий

8

Ангелина Л.

низкий

низкий

9

Вадим Л.

низкий

низкий

10

Иван Л.

средний

средний

11

Вадим М.

низкий

низкий

12

Наталья Н.

высокий

высокий

13

Алина П.

высокий

высокий

14

Анна П.

средний

средний

15

Алексей Р.

средний

средний

16

Никита С.

средний

средний

17

Полина Ч.

высокий

высокий

18

Леон Ш.

низкий

средний

19

Елена Ш.

низкий

низкий


Приложение 16

Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся 6 класса «А»

Имя учащегося

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

1

Анна Б.

высокий

высокий

2

Елизавета В.

средний

средний

3

Семен В.

высокий

высокий

4

Никита Г.

высокий

высокий

5

Данил Г.

средний

средний

6

Мария Д.

высокий

высокий

7

Анна Д.

высокий

высокий

8

Юлия Е.

низкий

средний

9

Виталий Е.

средний

средний

10

Максим Е.

средний

высокий

11

Ирина З.

высокий

высокий

12

Дмитрий К.

высокий

высокий

13

Юлия К.

низкий

низкий

14

Дмитрий К.

высокий

высокий

15

Данил К.

низкий

низкий

16

Анастасия Л.

средний

средний

17

Александра М.

средний

средний

18

Софья М.

высокий

высокий

19

Денис Н.

высокий

высокий

20

Кирилл С.

высокий

высокий

21

Дарья С.

средний

средний

22

Алексей Ф.

средний

средний

23

Иван Ш.

низкий

низкий


Приложение 18

Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся 6 класса «В»

Имя учащегося

2013-2014 уч.год

2014-2015 уч.год

1

Зарина А.

средний

средний

2

Анастасия Б.

средний

средний

3

Анна В.

высокий

высокий

4

Григорий Г.

низкий

низкий

5

Данил Г.

низкий

низкий

6

Анастасия Г.

низкий

низкий

7

Тимур Г.

средний

средний

8

Злата Г.

средний

средний

9

Виктория Д.

средний

средний

10

Вячеслав Ж.

средний

средний

11

Егор З.

низкий

средний

12

Ангелина К.

средний

средний

13

Александр К.

низкий

низкий

14

Владимир Л.

средний

средний

15

Александр М.

высокий

высокий

16

Софья М.

низкий

средний

17

Владимир П.

высокий

высокий

18

Артем П.

средний

средний

19

Екатерина С.

низкий

средний

20

Александр С.

средний

средний

21

Андрей С.

низкий

низкий


Приложение 12

Опорная схема «Задай вопрос о прочитанном»

1. Простые вопросы.

Как звали…

Куда отправился…

2. Уточняющие вопросы.

Правда ли, что...

Если я правильно понял, то...

3. Объясняющие (интерпретационные) вопросы.

Почему...

Как  вы думаете…

4. Творческие вопросы.

Что бы произошло, если бы...

Что бы изменилось, если бы…

5. Оценочные вопросы.

Как вы относитесь к ...

Что лучше…

Правильно ли поступил ...

6. Практические вопросы.

Как бы я поступил на месте…

Что бы ты посоветовал…


Приложение 13

1 методика

Цель: выявить уровень развития у учащихся умения выдвигать гипотезы, делать предположения.

Описание: ученикам предлагается письменно ответить вопросы, которые требуют выдвижения предположения. Вариантов ответа должно быть более одного, и версии могут быть самыми разнообразными. На выполнение отводится 10 минут. Вопросы:

- Почему некоторые слова русского языка выходят из активного словаря?

- Почему новичков называют «чайниками»?

- Почему предлоги называют «словечками отношений»?

Критерии:

Высокий уровень (4-5 баллов)

Ученик высказал несколько предположений, которые отличаются друг от друга, проявил при этом нестандартный подход, грамотно сформулировал предложения, не испытывал затруднений и уложился по времени.

Средний уровень (2-3 балла)

Школьник сформулировал по одному предположению к каждому вопросу или несколько к одному. Ответы не отличаются оригинальностью, однотипны. Справился за отведенное время.

Низкий уровень (0-1 балл)

Учащийся не смог ответить на предложенные вопросы, выдвинул только одно-два предположения. Испытывал большие затруднения.


Приложение 14

2 методика

Цель: выявить уровень развития у учащихся умения задавать вопросы.

Описание: ученикам предлагается иллюстрация, на которой изображены герои рассказа или сказки. Необходимо в письменной форме задать как можно больше вопросов этому герою. Вопросы должны быть отличными друг от друга. На выполнение задание отводится 15 минут.

Критерии:

Высокий уровень (4-5 баллов)

За указанное время ученик задал более 8 вопросов герою. Вопросы сформулированы грамотно, они интересны и разнообразны. Ученик не испытывал затруднений, проявлял активность.

Средний уровень (2-3 балла)

Школьник задал 4-5 разнообразных вопросов, справился за отведенное для этого задания время.

Низкий уровень (0-1 балл)

Ученик с трудом выполнил задание, долго сосредотачивался и не мог приступить к работе. После дополнительных инструкций смог задать 2-3 вопроса.


Приложение 15

3 методика

Цель:  выявление уровня умения находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Описание: школьникам предлагается в течение 10 минут, пользуясь учебником и словарем, ответить на поставленный вопрос. Например, что такое лексическое значение, и какие слова имеют более 5 лексических значений?

Критерии:

Высокий уровень (4-5 баллов)

За отведенное на это задание время ученик дал определение лексическому значению слов и привел пример 5 многозначных слов. Задание не вызвало затруднений. Учащийся был активен и заинтересован.

Средний уровень (2-3 балла)

Школьник нашёл 2-3 слова, затруднялся с поиском, обращался с уточняющими вопросами. Задание не вызвало интереса.

Низкий уровень (0-1 балла)

Учащийся не смог объяснить, что такое лексическое значение слова и назвал только 1 многозначное слово или не справился с заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя математики.

Цель моей работы повысить уровень математической подготовки выпускников к экзамену и осуществлять педагогическую поддержку индивидуальной траектории ученика. Задачи моей работы формирование математи...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога

Форма самоанализа профессиональных достижений педагога...

Самоанализ педагогической работы

Метод проектов на уроках культуры родного края и во внеурочной деятельности...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...