урок по литературе "Тема родины в творчестве Ахматовой"
видеоурок по литературе (11 класс) на тему

Любивая Елена Анатольевна

Видеоурок по литературе в 11 классе на тему" Тема родины в творчестве Ахматовой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.27 КБ
Файл prezentatsiya_a.a._ahmatova.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:

                Урок литературы: « Тема Родины в творчестве Ахматовой.»

Цели урока:

Образовательные: дать представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией и русской культурой;

Развивающие: развить навыки анализа лирического произведения, эстетический вкус; расширить навыки владения литературоведческой терминологией;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма,  гордости за  русскую культуру;

Оборудование: сборники стихов Ахматовой, презентация « А.А. Ахматова »

                                            Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Чтение стихотворения « Молитва» учащимися наизусть.
  2. Чтение 2-3 вариантов письменного анализа стихотворения «Молитва», обсуждение.
  1. Слово учителя.

       На предыдущем уроке в числе других стихотворений прозвучало стихотворение из сборника «Белая стая» « Молитва». Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы.  «Отыми и ребенка , и друга //И таинственный песенный дар») ради того,  «Чтобы туча над темной Россией // Стала облаком в славе лучей» (слайд 2).

     Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

    Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось, а часто и противопоставлялось именам поэтов революционной России. В 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре был арестован и вскоре расстрелян ее муж, поэт Николай Гумилев. (слайд 3).

    В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Арестовали ее единственного сына, Льва Гумилева. Вскоре освобожденный, он снова был арестован. Во время ВОВ воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в 3 раз, и лишь в мае 1956 года он оказался на свободе .(слайд 4).

     Анна Андреевна во время войны оставалась в блокадном Ленинграде, затем ее больную эвакуировали в Ташкент, и уже в 1944 году Ахматова вернулась в освобожденный  Ленинград.( слайды 5-6 ).

                    В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля :  в выступлении А. Жданова и последовавшим за этим Постановлением ЦК ВКП(б) « О журналах «Звезда» и «Ленинград» поэзия Ахматовой была признана чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс попал и М. Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране. Тираж уже напечатанного в 1946 году сборника стихов поэтессы был уничтожен.( слайд 7).

     Только  в годы «оттепели» , с середины 50-х годов, на страницах периодики стали появляться стихи Ахматовой, вышло несколько ее сборников.

 В последние годы жизни поэзия Ахматовой получила мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии «Этна- Таормина» в Италии, в 1956г.- почетным доктором Оксфордского университета в Англии.  В 1966 г.  А.А. Ахматова умерла. (слайд8)

  На родине творчество поэтессы снова стало широко известно только в 80-е годы 20 века, когда вышел , наконец, из забвения ее «Реквием».

  1. Чтение и анализ стихотворения « Не с теми я, кто бросил землю».

Для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора- уехать из России или остаться. Она считала бегство предательством:

«Не с теми я, кто бросил землю…»

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью па́хнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей безслёзней,
Надменнее и проще нас.

- В чем особенность лексики этого стихотворения?  ( слайд  9)

- В каком стиле выдержано стихотворение? ( ответы учеников)

( Стихотворение  выдержано в высоком стиле: старославянизм «не внемлю»; слова высокого стиля «растерзание», «изгнанник», «странник», «ни единого»; « песен …не дам» в значении «не буду посвящать стихов».  Много отрицаний: «не с теми я..», « не внемлю», « не дам», «не отклонили»,, « нет людей  безслезней». Отрицательно окрашенная лексика: «бросил», «растерзание», « грубой лести», «заключенный», « жалок.. изгнанник», « в глухом чаду пожара», «губя»)

- Какие противопоставления мы видим в этом произведении? (ответы учеников)

Комментарий учителя.

     Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. «Бросившие землю» ( первая фраза)  и  « изгнанники» ( вторая фраза) –разные люди, и  отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. «Но вечно жалок мне изгнанник
Как заключённый, как больной.»  
Можно предположить, что имеются в виду, литераторы и философы, высланные из Советской России в 1922 г. в качестве враждебного элемента ( позднейшая дата « июль 1922», вероятно,- маскировочная : высылка состоялась в августе). Однако судьба оставшихся, жалеющих тех, кто изгнан «Темна твоя дорога, странник,
Полынью па́хнет хлеб чужой.»,
не лучше «Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.»
Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически « оправдан будет каждый час» мученической жизни.

      Два десятилетия  спустя Ахматова восприняла ВОВ как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Ее патриотические стихи тех лет- вполне в духе советской поэзии, но ничего неорганичного для Ахматовой  в этом не  было.

  1. Чтение и анализ стихотворения « Мне голос был. ОН звал утешно».

Прочитайте стихотворение   и  ответьте на вопросы:

       -  Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? (« Край,  глухой и грешный»,  окровавленный и покрытый «черным стыдом», « болью поражений и обид».)

       - Каким образом  и  в каком четверостишии выражена нравственная позиция автора?

(слайд 10)

(Авторская позиция проявляется в композиционно выделенном  катрене : готовность к худшему, невозможность поступить по-другому, потому «равнодушно и спокойно» лирический герой отстраняется от «Речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражение , и обиды, и кровь, и скорбь)

        -Какими художественными средствами создается тональность произведения?( В первой части стихотворения стиль библейский, пророческий, размеренный, он создается неторопливым, торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой( единоначатием строк), синтаксическим параллелизмом, настойчиво диктующим волю «голоса». Последнее четверостишие передает одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущения, ни прямого обличения нет- недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.)

        - В критической литературе жанр этого произведения определяется как инвектива- резко обличительное по характеру произведение. Подтвердите ил опровергните это мнение.( Обсуждение. )

VI.Чтение и анализ стихотворения «Все расхищено, предано, продано…»

   Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

     - Как рисуется образ родины? (Картина разрушения, «черной смерти»,  « голодной тоски»  в первых трех строчках противопоставлена всему остальному стихотворению,  его светлой интонации, настроению надежды. «Чудесное» преображение и «развалившиеся грязные дома».)

      - Каково настроение этого произведения? ( Настроение стихотворения создается высокой лексикой : «светло», «небывалый», «созвездьями», « прозрачных», « небес», « чудесное», « желанное»,  риторическим вопросом.)

       -От какого лица идет речь? ( Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени поколения.)

VII. Слово учителя.

    В годы ВОВ Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделив судьбу своей страны.

   Выразительное чтение стихотворения «Мужество» подготовленным учеником.

     - Как решается образ родины в стихотворении? ( Родина в этом стихотворении отождествляется с русской речью, с русским словом, с самым дорогим , за что стоит бороться, что надо мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «мы» -это голос всего народа, объединенного Словом) (Слайд 11)

Комментарий учителя.

Точкой опоры для Ахматовой всегда оставалась родная земля. Всей жизнью она была связана с Петербургом. Каждая черточка его облика- это деталь, подробность ее судьбы. В 1961 г. она пишет стихотворение «Петербург в 1913 году», как бы связывая нить времен (слайд 12)

 Совсем не просты были отношения поэтессы с родиной. Любовь к родине замешана  на горечи («город, горькой любовью любимый», « обряды наших горьких встреч»+ 2горькие годы недуга») Ахматова с достоинством переносила страдания и муки, разделяла боль с народом, голосом которого по праву стала.

VIII. Домашнее задание.

  1. Перечитать поэму «Реквием».
  2. Ответить на вопросы:

- Какие мотивы произведения представляются вам основными?

- В  чем гражданское мужество поэтессы?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по литературе «Тема родины в творчестве Ахматовой» Презентация составлена преподавателем русского языка и литературы СПб ГБ ПОУ «Колледжа « ПетроСтрой Сервис»

Слайд 2

Сборник «Белая стая», стихотворение «Молитва» Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар — Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

Слайд 3

Николай Гумилев (1886-1921) 1 сентября 1921 года в газете "Петроградская правда" было помещено сообщение ВЧК "О раскрытом в Петрограде заговоре против Советской власти" и список расстрелянных участников заговора в количестве 61 человека. Среди них тринадцатым в списке значился "Гумилев, Николай Степанович, 33 лет, бывший дворянин, филолог, поэт, член коллегии "Издательства Всемирной литературы", беспартийный, бывший офицер .

Слайд 4

Лев Гумилев (1912-1992) Четырежды арестовывался, причём в первый раз — в декабре 1933 года — через 9 дней был отпущен без предъявления обвинения. В 1935 году подвергся второму аресту, но благодаря заступничеству многих деятелей литературы был отпущен на свободу и восстановлен в университете. В 1938 году подвергся третьему аресту и получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года; был осуждён на 10 лет лагерей, наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. .

Слайд 5

Великая Отечественная война

Слайд 6

Ахматова возвращается в Ленинград в 1944 году

Слайд 7

1946 год открыта кампания против Ахматовой, поэтесса исключена из Союза писателей, т ираж уже напечатанного сборника стихов уничтожен .

Слайд 8

В последние годы жизни творчество Ахматовой получает мировое признание.

Слайд 9

Старославянизм «не внемлю» С лова высокого стиля: « растерзание», «изгнанник», «странник», «ни единого»; « песен …не дам» в значении «не буду посвящать стихов». Отрицания: «не с теми я..», « не внемлю», « не дам», «не отклонили»,, « нет людей бесслезней Отрицательно окрашенная лексика: «бросил», «растерзание», « грубой лести», «заключенный», « жалок.. изгнанник», « в глухом чаду пожара», «губя»)

Слайд 10

Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Слайд 11

Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово . Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки .

Слайд 12

Петербург в 1913 году За заставой воет шарманка, Водят мишку, пляшет цыганка На заплеванной мостовой. Паровозик идет до Скорбящей, И гудочек его щемящий Откликается над Невой. В черном ветре злоба и воля. Тут уже до Горячего Поля, Вероятно, рукой подать. Тут мой голос смолкает вещий, Тут еще чудеса похлеще, Но уйдем - мне некогда ждать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-проект "Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского

Технологическая карта урока   Учитель: Ерахтина Альбина Львовна. Предмет: литература. Класс: 11. Тема урока: «Тема Родины в творчестве В.В.Маяковского»  ( «Вот она, Россия, моя любимая ...

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Урок литературы "Тема любви в творчестве А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой"

Поэты не рождаются случайно,Они летят на землю с высоты,Их жизнь окружена глубокой тайной,Хотя они открыты и просты... Давайте попробуем остановить время и повернуть его вспять... Хотя бы сегодня...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....

Урок по творчеству Ахматовой А.А.

Цель данной методической разработки – показать важность изучаемой темы не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Поэзия Ахматовой, ее судьба, ее облик - прекрасный и величест...