Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов
статья по литературе на тему

Жабуева Туяна Александровна

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novoe_ponimanie_metoda_proektov_na_urokah_literatury.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Жабуева Туяна Александровна,

учитель русского языка и

литературы высшей категории,

МАОУ СОШ №8 г.Улан-Удэ.

Адрес эл.почты: satu27@yandex.ru

Сот.телефон: 89149852342

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Общеизвестно, что для любого учителя самым важным в работе является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует непрерывного поиска решений, которые смогут оптимизировать учебный процесс. Как же учитель сможет сформировать положительную мотивацию учащихся к изучению учебного материала, создать условия полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала школьников, развития их познавательных интересов? Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.

Из истории.

    Метод возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952). Условиями успешности обучения согласно теории Д. Дьюи являются: проблематизация учебного материала; познавательная активность ребенка; связь обучения с жизненным опытом ребенка; организация обучения как деятельности (игровой, трудовой). Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30-ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике. Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором Евгенией Семеновной Полат. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов она подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий  — проектов.

Применение метода проектов в моей практике

В своей практике использую метод проектов очень давно. С 2004 года. Методом проб и ошибок применяла данный метод в своей практике. Изучала литературу. Колоссальная работа предстояла именно в изучении литературы, статей и тд. Также мной выпущена методическая рекомендация  по выполнению и оцениванию проектной работы. Написаны статьи: «Метод проектов на уроках литературы». Данные статьи размещены на моём сайте:  http://nsportal.ru/zhabueva-tuyana-aleksandrovna

Новое понимание метода проектов в образовании

Автор: Валерий Семенович Лазарев (отрывки из статьи автора)

Аннотация. Обсуждается проблема эффективного включения учащихся в проектную деятельность. Обосновывается необходимость и возможность, опираясь на достижения педагогики, психологии и проектирования, по-новому осмыслить назначение метода проектов и строить его применение на современной теоретической базе.

    Развитие педагогики, психологии и проектирования позволяет по-новому понять метод проектирования в образовании и строить его на современной теоретической базе.

   Проектировочная деятельность в образовании, в зависимости от того, как она строится, может быть развивающей и не развивающей. Включение учащихся в разработку проектов еще не гарантирует того, что будет достигнут развивающий эффект. Это может произойти только при определенных условиях. Эти условия сегодня раскрываются в психологических исследованиях, и их результаты должны быть положены в основания современной редакции метода проектирования.

   Если мы хотим, чтобы включение учащихся в проектирование приводило к развитию их мышления, то нужно обеспечивать, чтобы, разрабатывая проект, учащиеся одновременно решали учебные задачи, связанные с освоением способов этой деятельности. Ни познавательные, ни практические способности человека не разовьются, если он не будет осваивать культуру соответствующей деятельности. Сколько бы проектов ни разработали учащиеся, если они не смогут отличать хорошего проекта от плохого, т.е. не будут владеть способами оценки качества проектов, если они не смогут рефлексировать свой способ проектирования, у них не будет развиваться исследовательский и практический интеллект.

  Для развития практического мышления учащихся и формирования у них соответствующих умственных действий необходимо обеспечить освоение ими комплекса метапредметных понятий. Не претендуя на полноту, назовем те, которые считаем основными: проект; проблема, проблемная ситуация; решения проблемы; поиск решения проблемы; измерение, измерительная шкала; оценка; критерий; принятие решения; цель и целеполагание; план и планирование; результативность и эффективность решения проблемы; условия эффективной командной работы.

    Формирование каждого понятия - это особая учебная задача, которая должна решаться в процессе решения практических задач проектировочной деятельности. В ходе проектировочной деятельности на каждой стадии жизненного цикла проекта должны происходить переходы от решения практических задач к решению учебных задач.

Необходимым условием освоения учащимися культурных способов проектировочной деятельности является рефлексия ими своих действий, обсуждение, что, как и почему они делали, анализ ошибок и корректировка способа действий.

Исходной формой развивающей проектировочной деятельности учащихся должна быть коллективная форма. Именно в этой форме создаются необходимые условия для полноценного развития индивидуального мышления.

Как я применяю в своей практике данный современный подход  метода проектов.

В своей практике эту проблему решила пересмотреть, взглянуть по-иному.

Стала планировать работу коворкингов.

    Коворкинг (от англ. Co-working, «совместная работа») в широком смысле — подход к организации труда людей с разной занятостью в общем пространстве; в узком — подобное пространство, коллективный офис (англ. coworking space). Коворкинги характеризует гибкая организация рабочего пространства и стремление к формированию сообществ резидентов и внутренней культуры.

    Здесь в определении слова говорится, что это совместная работа людей с разной занятостью. А я же в своей работе решила сделать совместную работу, то бишь  коворкинг, людей с разными интересами. То есть, имея уже проблему для решения через проект, предлагаю ребятам провести коворкинг: спрашиваю – кому и как удобно реализовывать проект. Здесь-то ребята и выбирают форму работы над своим шедевром: кто-то желает проект реализовать через выполнение обыкновенной презентации, кто-то желает показать при реализации проекта свое актерское мастерство, кто-то ораторское искусство, кто-то решает сделать буктрейлер и мн.другие формы работы над проектом.

Этим самым у ребят появляется своя сфера деятельности для реализации общего проекта.

Своя команда создается, которая работает уже им интересным делом.

Заключительный урок постаралась построить исходя из требований ФГОС, хотя в 8 классе новые стандарты ещё необязательны. Урок строился в необычном формате. На уроке представлен конечный результат литературного коворкинга, где ребята показали как групповую работу, так и индивидуальную работу.  В связи с этим, урок состоял из этапов: организационный момент, целевая установка, актуализация знаний, защита проектов, обобщение – вывод урока, рефлексия, домашняя работа, оценивание.

На этапе актуализации знаний повторили содержание комедии, а защита проектов представляла собой дружную работу учащихся как итоговый, конечный результат их деятельности (исследовали материал, анализировали, систематизировали, представляли в различной форме).

Результатом урока стал  конечный итог их работы как коворкинга, у всех тот или иной продукт (буктрейлер, афиша, монолог Хлестакова, ораторское искусство и т.д.).

   Использование проектной технологии помогло нам увидеть конечный результат деятельности учащихся. Реализован метапредметный результат обучения, т.е. результаты деятельности на уроке, применяемые учащимися  в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность (то есть чему научился на уроке, он смело может использовать в жизни).  Также ребята выполнили такую сложную задачу, как вызвать интерес к чтению произведения – через изготовление буктрейлеров, афиш, подготовки вопросов по тексту, пробуя себя в актерском и ораторском мастерстве.

 Было сделано обобщение пройденного, рефлексия, которые были направлены на развитие устной связной речи, а также на выяснение того, насколько они поняли пройденную тему.  На данных этапах учащиеся высказывали своё отношение к уроку, к пройденной теме, оценили свою деятельность.

Оценивание проводилось, может быть, не так конкретно, были названы лишь имена активных участников урока, но за свои проекты они получат оценки обязательно, потому что на каждом этапе работы над проектом каждый учащийся проявлял себя.

В конце урока предложила  домашнее задание (сочинение), что поможет ученикам обобщить тему урока.

В ходе урока рабочая обстановка поддерживалась через основную форму работы – учебный диалог как коллективную форму организации познавательной деятельности.

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала, что соответствует требованиям ФГОС.

     Таким образом, мною была запланирована, организована, проведена, а точнее реализована работа над проектом под названием «Мы читаем «Ревизор» Н.В.Гоголя». Тема называлась «Литературный коворкинг по обобщению комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Также хочется отметить, что метод проектов, который я перестроила, позволил по-иному взглянуть на данный метод. Думается, что у меня получилось увлечь ребят, взглянуть по-новому на метод проектов и, соответственно, увидеть первые результаты. Сделала определённые выводы: где-то получилось, а где-то может и не получилось, что мне позволит дальше планировать работу над методом проектов.

Использованная литература:

  1. Лазарев  В. С. Понятия умственного действия и его формирования в теориях П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова // Вопросы психологии. 2010. N 4.
  2. Лазарев  В.С.  Проектная  и  псевдопроектная  деятельность  в  школе  //  Народное  образование.  —  2014.  —  №  8.  —  С.  130—136.
  3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М. Академия. — 1999.
  5. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся// Литература в школе - 2002.- №7 – С.35-36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Научно- исследовательская деятельность учащихся на уроках географии через интеграцию предметов

С чего начинается исследование? С удивления…Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а ...

Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы

Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Методика организации групповой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к ре...

Выступление по теме самообразования: "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы"

Кратко представлены примеры использования исследовательской деятельности на уроках литературы....