Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 29.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленным в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Настоящая программа составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного общего образования) на базовом уровне.
- Обязательного минимума содержания образования.
- Программы «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (5-11). Москва, «Просвещение», 2013 г.
- Учебника литературы – Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. В двух частях. Под редакцией Лебедева Ю. В. – М.: Просвещение, 2013 г.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс «литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература представляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт подростков.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как важнейшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе сознания функции языка и художественной образности литературного текста.
В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в 19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идёт речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и её роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук.
Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даёт представление о судьбах литературы и родной культуры.
Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» даёт возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.
Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумья над ним – основа литературного образования.
В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология». Всего на изучение литературы в 10 классе отводится 102 часа, три часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и познавательных задач;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведению;
- владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах, образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Формы, методы, технологии обучения
Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание рабочей программы реализуется через системно-деятельностный подход.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 веков;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Виды контроля
Промежуточный:
- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;
- выразительное чтение текста художественного произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- устный или письменный ответ на вопрос;
- устное словесное рисование;
- комментированное чтение;
- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;
- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду или жанру;
- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение поступков мотивов героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;
- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге.
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- контрольная работа;
- защита проектов.
Учебно-тематический план по литературе в 10 классе
№ п/п | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
Всего | Развитие речи | Контроль | ||
1 | Введение | 4 | 0 | 0 |
2 | Творчество писателей первой половины 19 века: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь | 11 | 0 | 2 |
Русская литература второй половины XIX века | ||||
3 | Творчество А. Н. Островского и И. А. Гончарова | 12 | 0 | 2 |
4 | Творчество И. С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского | 12 | 0 | 2 |
5 | Поэзия второй половины XIX века | 7 | 1 | 1 |
6 | Творческий мир Н. А. Некрасова | 10 | 1 | 1 |
7 | Творчество М. Е. Салтыков-Щедрина и Ф. М. Достоевского | 12 | 2 | 1 |
8 | Творчество Н. С. Лескова и Л. Н. Толстого | 18 | 2 | 1 |
9 | Творчество А. П. Чехова | 16 | 2 | 2 |
ИТОГО | 102 | 8 | 12 |
Учебно-методический комплект:
- Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова «Литература» 10 класс: Поурочные разработки. –М.: Просвещение, 2006.
- И. М. Скоркина «Литература» 10 класс: Поурочное планирование. Издательство «Учитель – АСАР», г. Волгоград, 2002.
- И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 10 класс. В двух частях. –М.: «Вако», 2004
- Л. И. Косивцова. Литература 10 класс. Поурочные планы по учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература. 19 век. В двух частях. 10 класс». Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2007.
- Т. М. Фадеева. Дидактические материалы по литературе. 10 класс. К учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература. 19 век. В двух частях. 10 класс». Издательство «Экзамен», Москва, 2007.
- Н. А. Миронова. Тесты по литературе. 10 класс. К учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература. 19 век. В двух частях. 10 класс». Издательство «Экзамен», Москва, 2007.
- Русская литература. 19 век. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю. И. Лыссого. –М.: Просвещение, 2001.
- И. А. Фогельсон. Литература учит. 10 класс. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
Произведения для заучивания наизусть
А. С. Пушкин «Поэту» (1830)
А. С. Пушкин «Элегия» (1830)
А. С. Пушкин «Медный всадник» (эпизод)
М. Ю. Лермонтов «Завещание» («Наедине с тобою, брат…», 1840)
М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» (1841)
А. Н. Островский «Гроза» (отрывок)
Ф. И. Тютчев «Я встретил вас – и всё былое…»
Ф. И. Тютчев «Фонтан»
А. А. Фет «На заре ты её не буди…»
А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»
Н. А. Некрасов «Поэт и гражданин» (отрывок)
Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)
Темы сочинений
Сочинение №1 по творчеству писателей первой половины 19 века
- Тема дружества в лирике А. С. Пушкина.
- Любовная лирика А. С. Пушкина.
- Анализ стихотворения «Родина».
- Анализ стихотворения «Нищий».
- Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…»
Сочинение №2 по пьесе А. Н. Островского «Гроза»
- Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
- Быт и нравы города Калинова
- Обитатели «темного царства»: Дикой и Кабаниха
Сочинение №3 по роману Гончарова «Обломов»
- Ольга Ильинская и её роль в жизни Обломова.
- Андрей Штольц – антипод Обломова.
- Женские образы в романе Гончарова «Обломов»
Сочинение №4 по роману Тургенева «Отцы и дети»
- Конфликт теории и жизни в романе Тургенева «Отцы и дети».
- Дружба Базарова и Аркадия.
- Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети.
- Трагедия Базарова в романе «Отцы и дети».
- Базаров и Павел Петрович. Доказательства правоты каждого из них.
Сочинение №5 по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Народ в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
- Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
- «Хозяева жизни» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Сочинение №6 по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
- «Их воскресила любовь…»
- «Я хотел сделаться Наполеоном, оттого и убил…»
- Двойники Раскольникова
Сочинение №7 по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- «Мысль семейная» в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской
- В чем секрет обаяния В чем секрет обаяния Наташи Ростовой?
- Добро и зло в романе-эпопее «Война и мир»
- Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»
Сочинение №8 по творчеству А. П. Чехова
- Тема любви в рассказе «Дама с собачкой»
- Почему доктор Старцев стал «Ионычем»?
- Образы «футлярных» людей в «Маленькой трилогии» Чехова
- «Вишневый сад» - драма, комедия или трагедия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....