Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Котова Юлия Леонидовна

Пояснительная записка к рабочей программе по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для основной общеобразовательной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленным в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Настоящая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного общего образования) на базовом уровне.
  2. Обязательного минимума содержания образования.
  3. Программы «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (5-11). Москва, «Просвещение», 2013 г.
  4. Учебника литературы – Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровень. В двух частях. Под редакцией Лебедева Ю. В. – М.: Просвещение, 2013 г.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс «литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии её моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература представляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как важнейшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в её лучших образцах, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе сознания функции языка и художественной образности литературного текста.

В 10 классе формируется представление об историко-литературном процессе в 19 веке. В его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох идёт речь о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и её роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы, осуществляется интенсивное овладение разнообразными материалами из области гуманистических наук.

Содержание курса на историко-литературной основе предполагает знакомство с вершинными произведениями родной литературы, которое даёт представление о судьбах литературы и родной культуры.

Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» даёт возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумья над ним – основа литературного образования.

В рабочей программе отведены часы на проведение уроков внеклассного чтения, которые имеют целью не только расширение круга чтения, но и формирование читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет «Литература» входит в образовательную область «Филология». Всего на изучение литературы в 10 классе отводится 102 часа, три часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  3. готовность к служению Отечеству, его защите;
  4. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  5. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  6. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  7. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  9. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
  11. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек;
  12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
  13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  14. сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
  15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;  способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и познавательных задач;
  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведению;
  7. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  8. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

  1. владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  2. владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  3. владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  4. знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы;
  5. сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
  6. сформированность умений учитывать исторический,  историко-культурный контекст и контекст  творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  7. способность выявлять в художественных текстах, образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  8. владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  9. сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Формы, методы, технологии обучения

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание рабочей программы реализуется через системно-деятельностный подход.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 веков;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Виды контроля

Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

 - комментированное чтение;

 - характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду или жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение поступков мотивов героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

 - работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге.

Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- контрольная работа;

- защита проектов.

Учебно-тематический план по литературе в 10 классе

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

Всего

Развитие речи

Контроль

1

Введение

4

0

0

2

Творчество писателей первой половины 19 века: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь

11

0

2

Русская литература второй половины XIX века

3

Творчество А. Н. Островского и И. А. Гончарова

12

0

2

4

Творчество И. С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского

12

0

2

5

Поэзия второй половины XIX века

7

1

1

6

Творческий мир Н. А. Некрасова

10

1

1

7

Творчество М. Е. Салтыков-Щедрина и Ф. М. Достоевского

12

2

1

8

Творчество Н. С. Лескова и Л. Н. Толстого

18

2

1

9

Творчество А. П. Чехова

16

2

2

ИТОГО

102

8

12

Учебно-методический комплект:

  1. Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова «Литература» 10 класс: Поурочные разработки. –М.: Просвещение, 2006.
  2. И. М. Скоркина «Литература» 10 класс: Поурочное планирование. Издательство «Учитель – АСАР», г. Волгоград, 2002.
  3. И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 10 класс. В двух частях. –М.: «Вако», 2004
  4. Л. И. Косивцова. Литература 10 класс. Поурочные планы по учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература. 19 век. В двух частях. 10 класс». Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2007.
  5. Т. М. Фадеева. Дидактические материалы по литературе. 10 класс. К учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература. 19 век. В двух частях. 10 класс». Издательство «Экзамен», Москва, 2007.
  6. Н. А. Миронова. Тесты по литературе. 10 класс. К учебнику Ю. В. Лебедева «Русская литература. 19 век. В двух частях. 10 класс». Издательство «Экзамен», Москва, 2007.
  7. Русская литература. 19 век. Практикум. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией Ю. И. Лыссого. –М.: Просвещение, 2001.
  8. И. А. Фогельсон. Литература учит. 10 класс. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.

Произведения для заучивания наизусть

А. С. Пушкин «Поэту» (1830)

А. С. Пушкин «Элегия» (1830)

А. С. Пушкин «Медный всадник» (эпизод)

М. Ю. Лермонтов «Завещание» («Наедине с тобою, брат…», 1840)

М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…» (1841)

А. Н. Островский «Гроза» (отрывок)

Ф. И. Тютчев «Я встретил вас – и всё былое…»

Ф. И. Тютчев «Фонтан»

А. А. Фет «На заре ты её не буди…»

А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу…»

Н. А. Некрасов «Поэт и гражданин» (отрывок)

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)

Темы сочинений

Сочинение №1 по творчеству писателей первой половины 19 века

  1. Тема дружества в лирике А. С. Пушкина.
  2. Любовная лирика А. С. Пушкина.
  3. Анализ стихотворения «Родина».
  4. Анализ стихотворения «Нищий».
  5. Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…»

Сочинение №2 по пьесе А. Н. Островского «Гроза»

  1. Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»
  2. Быт и нравы города Калинова
  3. Обитатели «темного царства»: Дикой и Кабаниха

Сочинение №3 по роману Гончарова «Обломов»

  1. Ольга Ильинская и её роль в жизни Обломова.
  2. Андрей Штольц – антипод Обломова.
  3. Женские образы в романе Гончарова «Обломов»

Сочинение №4 по роману Тургенева «Отцы и дети»

  1. Конфликт теории и жизни в романе Тургенева «Отцы и дети».
  2. Дружба Базарова и Аркадия.
  3. Женские образы в романе Тургенева «Отцы и дети.
  4. Трагедия Базарова в романе «Отцы и дети».
  5. Базаров и Павел Петрович. Доказательства правоты каждого из них.

Сочинение №5 по поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  1. Народ в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  2. Народные заступники в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  3. «Хозяева жизни» в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение №6 по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

  1. «Их воскресила любовь…»
  2. «Я хотел сделаться Наполеоном, оттого и убил…»
  3. Двойники Раскольникова

Сочинение №7 по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»

  1. «Мысль семейная» в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской
  2. В чем секрет обаяния В чем секрет обаяния Наташи Ростовой?
  3. Добро и зло в романе-эпопее «Война и мир»
  4. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Сочинение №8 по творчеству А. П. Чехова

  1. Тема любви в рассказе «Дама с собачкой»
  2. Почему доктор Старцев стал «Ионычем»?
  3. Образы «футлярных» людей в «Маленькой трилогии» Чехова
  4. «Вишневый сад» - драма, комедия или трагедия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....