М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Глава "Княжна Мери".
материал по литературе (9 класс) на тему
Задания типа "узнай героя" очень распространены в моей педагогической практике. Они позволяют и контролировать процесс чтения к уроку ( не секрет, что дети часто прибегают к краткому содержанию), и акцентировать внимание на портрете персонажа, и тренировать память и наблюдательность ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.lermontov._knyazhna_meri._uznay_geroya.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени». Глава «Княжна Мери».
Узнай героя
1. «Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него
георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль».
2. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии».
3. «… страсть (его) была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы оказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи».
4. «Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель».
5. «У нее такие бархатные глаза - именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят...».
6. «…человек замечательный по многим причинам. Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки»!
7. «Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шага: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чей другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника».
8. «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой».
9. «…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем».
10. «…в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо».
11. «личико ее расцвело; она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки».
12. «Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться... и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь! По крайней мере я хочу сберечь свою репутацию... не для себя: ты это знаешь очень хорошо!.. О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомненьями и притворной холодностью: я, может! быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день... и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе... Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки... а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его».
13. « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».
14. « Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".
Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...
Анализ эпизода. Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)
Анализ эпизода.Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)...
Исследовательская работа «Герой нашего времени» - «грустная дума о нашем времени»
Выяснить, что позволилоВ.Г. Белинскому назвать романМ.Ю. Лермонтова «грустной думой о нашем времени»...
Конспект урока литературы "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"«Княжна Мери». Кто побеждает в поединке: Печорин или общество? Печорин и водяное общество. Картины природы» (урок 1).
В данной разработке представлен анализ повести "Княжна Мери" (первый урок) с применением проблемной технологии....
9 класс Тестовые задания по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» «Княжна Мери».
Работа содержит 20 вопросов с вариантами ответов, ее можно использовать как зачетную после изучения главы "Княжна Мери"....
Примерная программа элективного курса по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени»
Элективный курс по истории «Зодчество России с древнейших времен до нашего времени» ориентирован на проведение в 10-11 классах средней школы. В основе данного курса лежит знакомство учащих...
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»
Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...