РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Сидоренкова Ирина Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature.odt64.81 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Сафоново Смоленской области

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Д.И. Мазкова

Протокол №1

от 28   августа 2015г.

«Согласовано»

Зам. руководителя по

УВР МБОУ «СОШ №1»

И.А. Антонова

от 28 августа 2015г.

«Утверждено»

Рук-ль МБОУ «СОШ №1»

И.В. Сидоренкова

Приказ № 107

от 28 августа 2015г.

Рабочая программа

по литературе

5 класс

Составитель программы:          

                                                                       И.В. Сидоренкова,

                                                                    учитель русского

                                                                         языка и литературы                

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

     Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 8-е издание, М.: Просвещение,2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Количество учебных часов

     По программе под редакцией В.Я. Коровиной — 102 часа

     По рабочей программе — 102 часа

     В неделю — 3 часа

     Количество работ контрольного характера — 3 часа

Учебно-методический комплекс

     Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / автор-составитель В.Я. Коровина [и др.]. М.: Просвещение, 2013.

Общая характеристика учебного предмета

     Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

     Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.           Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

     Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Цели обучения

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Место учебного предмета в учебном плане ОУ

     Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

     Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

     Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

     Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

     Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

     Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

     

     Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

     Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

    Формы организации образовательного процесса:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

Литература, 5 класс

п/п

Наименование

 разделов

Всего

часов

Кол-во часов, отводимых на работы контрольного характера

Кол-во часов, отводимых на работы по развитию речи

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

2

1

3

Русские народные сказки

8

1

4

Из древнерусской литературы

2

5

Из русской литературы XVIII века

3

6

Из русской литературы XIX века

15

1

2

7

Русская литературная сказка

24

1

3

8

Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе

4

1

9

Из литературы XX века

29

1

5

10

Из зарубежной литературы

14

2

Итого

102

3

15

Календарно-тематическое планирование

уроков литературы в 5 классе


п/п



К-во уроков



Тема уроков и основное содержание



Дата



Дата провед.



Контроль


 


 


Введение (1ч.)


 


 


 


 1


 1ч.


Беседа. Знакомимся с учебником. Книга в жизни человека


 


 


 


 


 


Устное народное творчество  (2 ч.)


 


 


 


 2


 1 ч.


Беседа. Рассказ учителя.


Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни.


 


 


Наизусть


 3


 1 ч.


Р/р. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.


 


 


 


 


 


Русские народные сказки


(8 ч.)


 


 


 


 4


 1 ч.


Обучение чтению. Беседа.


Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. “Царевна-лягушка”. Высокий нравственный облик волшебницы – Василисы Премудрой.


 


 


 


 5


 1 ч.


Обучение чтению. Беседа. Художественный мир сказки “Царевна-лягушка”. Иван Царевич, его помощники, противники.


 


 


 


 6


 1 ч.


Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Фантастика.


 


 


 


 7


 1 ч.


Обучение чтению. Беседа. “Иван-крестьянский сын и чудо-юдо” – волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки


 


 


 


 8


 1 ч.


Образ главного героя. Особенности сюжета сказки в оценке автора – народа.


 


 


 


 9


 1 ч.


Обучение чтению. Беседа. Сказки о животных. “Журавль и цапля”. Народное представление о справедливости.


 


 


 


 10


 1 ч.


Бытовые сказки. “Солдатская шинель”. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.


 


 


 


 11


 1 ч.


Р/р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению. “Мой любимый герой русской народной сказки”, “Почему я люблю читать народные сказки?”, “Добро и зло в народных сказках”.


 


 


Сочин-е


 12


 1 ч.


Из древнерусской литературы. Обучение чтению. Беседа. (2ч.) Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. Повесть временных леткак литературный памятник.


 


 


 


 13


 1 ч.


Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича”. Герой летописного сказания. Фольклор и летописи.


 


 


 


 


 


Из литературы XVIII века


(3 ч.)


 


 


 


14


 1 ч.


Обучение чтению. Беседа. М.В. Ломоносов. “Случились вместе два астронома в пиру” как юмористическое произведение.


 


 


 


15


1 ч.


Роды и жанры литературы.





 16


 1 ч.


Внеклассное чтение. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра. (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 в.)


 


 


 


 


 


Из литературы XIX века


(15 ч.)


 


 


 


 17


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. “Волк и ягненок” (наизусть). Понятие об аллегории и морали.


 


 


Наизусть басню


 18


 1 ч.


Беседа. Обучение чтению. И.А. Крылов. “Ворона и лисица”, “Свинья под дубом”. Понятие об аллегории и морали.


 


 


Наизусть (по выбору)


 19


  1 ч.


Рассказ учителя. Беседа. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. “Волк на псарне” как басня о войне 1812 г. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.


 


 


 


 20


 1 ч.


Урок-концерт. Конкурс инсценированной басни.


 


 


 


21


 1 ч.


Рассказ учителя. Беседа. Обучение чтению. В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка “Спящая царевна”.


 


 


Отрывок наизусть


22


1 ч.


Сюжет и герои сказки «Спящая царевна». Черты литературной и народной сказки.





 23


 1 ч.


Беседа. В.А. Жуковский. “Кубок”. Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.


 


 


 


 24


 1 ч.


Рассказ учителя. Беседа. А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. Няне(наизусть) как поэтизация образа Арины Родионовны.


 


 


Наизусть


 25


 1 ч.


Беседа. Обучение чтению. Пролог к поэме “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок.


 


 


Отрывок ”У Лукоморья” наизусть


 II-я четв.


 26


 1 ч.


Урок контроля. Тестирование по теме “Литература 18 и 19 веков”.


 


 


Тестирова-ние


27


 1 ч.


Беседа. А.С. Пушкин. ”Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”. Истоки рождения сюжета сказки.


 


 


 


28


1 ч.


Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.





29


 1 ч.


Р/р. Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.



 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Домашнее сочин-е


30


1 ч.


Р/р. Обучение домашнему сочинению: “В чем превосходство царевны над царицей в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина?”, “Что помогло Елисею в поисках невесты в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина?”, “Спящая царевна” В.А. Жуковского и  “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина: общность и различие”.





 31


 1 ч.


Вн/чт. “Дела давно минувших дней/Преданья старины глубокой”. (По поэме  А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”).


 


 


 


 


 


Русская литературная сказка


(24 ч.)


 


 


 


32


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Антоний Погорельский. “Черная курица, или Подземные жители” как литературная сказка.


 


 


 


33


1 ч.


Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.





 34


 1 ч.


Обучение чтению. Беседа. В.М. Гаршин. “Attalea Princeps. Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.


 


 


 


 35


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. “Бородино”(наизусть). Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.


 


 


Наизусть


 36


 1 ч.


Беседа. Обучение чтению. Из образительно-выразительные средства языка в стихотворении “Бородино”. Особенности поэтических интонаций стихотворения.


 


 


 


 37


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Заколдованное место”. Поэтизация народной жизни в повести.


 


 


 


 38


 1 ч.


Беседа. Реальность и фантастика в повести “Заколдованное место”. Понятие о фантастике, юмор.


 


 


 


 39


 1 ч.


Вн/чт. Моя любимая повесть из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”.


 


 


 


 40


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. Н.А. Некрасов. Слово о поэте. “На Волге”. Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.


 


 


 


41


 1 ч.


Беседа. Обучение чтению. Н.А. Некрасов. “Есть женщины в русских селеньях” –отрывок из поэмы “Мороз, Красный нос”. Поэтический образ русской женщины.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Наизусть


42


1 ч.


Мир детства в стихотворении “Крестьянские дети”. (наизусть). Речевая характеристика персонажей.





43


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению .И.С. Тургенев. Слово о писателе. “Муму”. Жизнь в доме барыни.


 


 


 


44


1 ч.


Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.





45


 1 ч.


Беседа. Практикум. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.


 


 


 


46


1 ч.


Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.





 47


 1 ч.


Р/р. Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие об литературном герое. Подготовка к дом. сочинению по рассказу И.С.Тургенева “Муму”: “Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?”, “Друзья и враги Герасима”, “В чем вина и беда барыни?”.


 


 


Домашнее сочин-е


 48


 1 ч.


Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева (Письменные ответы на вопросы или тестирование).


 


 


Контрол. работа


 49


 1 ч.


Рассказ учителя. Практикум. А.А. Фет. Слово о поэте. “Весенний дождь” (наизусть). Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.


 


 


Наизусть


 50


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. Л.Н. Толстой. Слово о писателе. “Кавказский пленник” как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.


 


 


 


 51


 1 ч.


Р/р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.


 


 


 


 52


 1 ч.


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого “Кавказский пленник”: «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина».


 


 


Домашнее чтение


53


 1 ч.


Рассказ учителя. Практикум. А.П. Чехов. Слово о писателе.


 


 


 


54


1 ч.


Хирургиякак юмористический рассказ.





 55


 1 ч.


Вн/чт. Рассказы Антоши Чехонте.


 


 


 


 


 


Русские поэты XIX века о Родине, родной природе (4 ч.)


 


 


 


56


 1 ч.


Практикум. Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева “Зима недаром злится…”, “Как весел грохот летних бурь”, “Есть в осени первоначальной”, “Весенние воды”.


 


 


Наизусть одно из стих-ий


57


1 ч.


Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.





 58


 1 ч.


Лирика И.С. Никитина (“Утро”, “Зимняя ночь в деревне”), А.Н. Плещеева (“Весна”), А.Н. Майкова (“Ласточки”), И.З. Сурикова ( “Зима”), А.В. Кольцова (“В степи”).


 


 


Наизусть одно из стих-й


 59


 1 ч.


Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века).


 


 


Сочинение


 


 


Из литературы XX века (29 ч.)


 


 


 


 60


 1 ч.


И.А. Бунин. Слово о писателе. “Косцы”. Восприятие прекрасного героями рассказа.


 


 


 


 61


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. В.Г. Короленко. Слово о писателе. “В дурном обществе”. Вася и его отец. Развитие их отношений.


 


 


 


62


 1 ч.


Беседа. Практикум. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.


 


 


 


63


1 ч.


Портрет как средство изображения героя.





64


 1 ч.


Изображение города и его обитателей в повести  В.Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.



 


 



65


1 ч.


Р/р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?», «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию», «Маруся и Соня: два детства», «Путь Васи к правде и добру».




Домашнее сочинение


 66


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях “Я покинул родимый дом”, “Низкий дом с голубыми ставнями”. Своеобразие языка стихотворений.


 


 


Наизусть одно из стих-ий


 67


 1 ч.


Рассказ учителя. Беседа. П.П. Бажов. Слово о писателе. “Медной горы Хозяйка”. Трудолюбие и талант Данилы – мастера.


 


 


 


 68


 1 ч.


Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.


 


 


 


 69


 1ч.


Рассказ учителя. Беседа. К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке “Теплый хлеб”.


 


 


 


 70


 1 ч.


Практикум. Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.


 


 


 


 71


 1 ч.


К.Г. Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского.


 


 


 


72


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. С.Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я. Маршака. Пьеса-сказка “Двенадцать месяцев”. Драма как род литературы.


 


 


 


73


1 ч.


Положительные и отрицательные герои пьесы “Двенадцать месяцев”. Столкновение добра и зла.





 74


 1 ч.


Р/р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака.


 


 


 


 75


 1 ч.


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».


«Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака».


«Добро и зло в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»».


 


 


Домашнее сочинение


 76


 1 ч.


А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.


 


 


 


 77


 1 ч.


А.А. Платонов. Душевный мир главного героя рассказа «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.


 


 


 


 78


 1 ч.


Контрольная работа.


 


 


 К/р.


 79


 1 ч.


Рассказ учителя. Обучение чтению. В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.


 


 


 


 80


 1 ч.


Беседа. «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.


 


 


 


 81


 1 ч.


Р/р. Классное сочинение: «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение? (По произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, ВП. Астафьева)»


 


 


Сочинение


 82


 1 ч.


Русские поэты XX в. О Родине и родной природе: И.А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.


 


 


 


 83


 1 ч.


Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.


 


 


 


 84


 1 ч.


Р/р. Практикум. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века).


 


 


Домашнее сочинение


 85


 1 ч.


Рассказ учителя. Беседа. Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».


 


 


 


 86


 1 ч.


Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.


 


 


 


 87


 1 ч.


Рассказ учителя. Беседа. К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети.


 


 


 


 88


 1 ч.


Рассказ учителя. Беседа.  Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.


 


 


 




Из зарубежной литературы (14 ч.)





 89


 1 ч.


Рассказ учителя. Беседа. Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.


 


 


 


90


 1 ч.


Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа.


 


 


 


91


1 ч.


Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя.





 92


 1 ч.


Рассказ учителя. Беседа. Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.


 


 


 


 93


 1 ч.


Обучение чтению. Беседа. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.


 


 


 


94


 1 ч.


 Вн/чт. Наши любимые сказки Х.К.Андерсена.


 


 


 


95


1 ч.


Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена: «Герда против Снежной Королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?», «Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными».




Сочинение


 96


 1 ч.


Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.


 


 


 


 97


 1 ч.


М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.


 


 


 


 98


 1 ч.


Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена.


 


 


 


 99


 1 ч.


Д. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.


 


 


 


100


 1 ч.


Становление характера героя. Мастерство Джека Лондона в изображении жизни северного народа.


 


 


 


101


 1 ч.


Р/р. Итоговый урок. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».


 


 


 


102


 1 ч.


Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.


 


 


 


Учебно-методическое обеспечение

  1. И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. Издание 3-е. 5 класс. Москва «Вако». 2005 г.
  2.  О.А. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 5 класс. Москва. Издательство «Экзамен».
  3. Г.С. Меркин, Т.М. Зыбина и др. Развитие речи: Художественная речь. 5 класс.
  4. Е.Л. Демиденко. Новые контрольные и проверочные работы по литературе, 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006 г.
  5. Л.Е. Тумина. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007 г.

Средства контроля

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;
  • итоговый: анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся; знание теоретико-литературных понятий.

Планируемые результаты изучения

     Устно:

  • правильное, беглое и выразительное вслух художественных текстов, в том числе и чтение наизусть;
  • устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
  • развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев;
  • отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений.

     Письменно:

  • развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;
  • создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев;
  • создание плана будущего сочинения, доклада;
  • свободное владение письменной речью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....