Разработка урока литературы "Романтик казачества" (по творчеству Ф.Крюкова)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Ельчанинова Светлана Николаевна

Урок литературы в 8 классе для казачьих кадетских корпусов позволит расширить представление о писателях "белого движения" начала XX столетия о казачестве. На занятии кадеты познакомятся с биографией писателя, его творчеством. Образ казачки в представленном рассказе позволит раскрыть характер отношений в казачьих станицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

ФИО учителя: Ельчанинова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы

Предмет: Казачество в литературе

Тема урока: «Романтик казачества» Фёдор Дмитриевич Крюков. Рассказ «Казачка».

Класс: 8 класс.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: 

познакомить кадет с одним из ярких представителей казачьей культуры Области Войска Донского писателем Фёдором Дмитриевичем Крюковым, его рассказом «Казачка».

Задачи:

- обучающие: обобщить и закрепить знания о казачестве, образе их жизни; научить выявлять заложенные автором произведения проблемы и размышлять над ними; научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения.

- развивающие: развивать умение анализировать текст, развивать критическое мышление учащихся. Совершенствовать навыки анализа текста, развитие умения подтверждать свои ответы цитатами из текста, развитие исследовательских способностей учащихся, развитие речевой культуры; развитие творческих способностей учащихся.

- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; воспитание доброго, чуткого отношения к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: добру, труду, семье как основе человеческого бытия.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: любовь и уважение к большой и малой Родине, её населению, его языку и традициям; эффективное накопление своего личностного опыта: умение сопереживать героям, развитие этических чувств, понимание общечеловеческих ценностей;

научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними; научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения; уметь делать философские, общечеловеческие, нравственные выводы..

Метапредметные:

1. Познавательные: понять смысл названия произведения; соотнести личность автора и героев повести; уметь анализировать поступки героев, видеть их связь с особенностями жизни казачьего сословия в определённую эпоху.

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности.

4. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности.

Оборудование и материалы к уроку: проектор, компьютер, презентация.
Основные понятия: личность

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Особенности урока: интегративный (литература, русский язык, история).

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Самоопределение к деятельности – 1 мин.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.

Приветственное слово учителя.

Приветственное слово обучающихся.

Личностные: формирование положительного отношения к учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками .

Принцип психологической комфортности.

II. Мотивационный этап - 3 мин.

Цель: проверка усвоения и запоминания изученного материала.

Создание учебной ситуации: необходимо предположить наличие знаний у обучающихся о казаке Федоре Крюкове. 

Дают устные ответы.

Высказывают предположения, анализируя предложенный учителем материал.

Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (в процессе анализа учебного действия).

III.  Постановка учебной задачи - 2 мин.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Учитель предлагает учащимся с опорой на имеющейся опыт в изучении творчества казачьих писателей и поэтов выделить основные задачи учебного занятия.

Высказывают предположения, совместно с учителем заполняют схему «Определяем цели и задачи».

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий». 

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений .

IV. Изучение нового материала - 10 мин.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Объяснение нового материала с использованием презентативного материала.

Помогает анализировать и делать выводы.

Презентация — доклад «Романтик казачества» Фёдор Дмитриевич Крюков. Рассказ «Казачка».

Изучение и анализ текстового материала, работа с произведением для решения поставленных задач и вопросов.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

V. Гимнастика для глаз «Стреляем глазами» - 1 мин.

Подает команды.

Выполнение команд.

VI. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Анализ эпизодов – 10 мин.

Предлагает заполнить таблицу «Основные вехи жизни и творчества Ф.Крюкова».

Предлагает проанализировать  эпизоды жизни жалмерки казачки Натальи.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы, делают выводы, характеризуют поступки героев.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание анализируемых слов и выражений.

VII. Первичное закрепление.

Словарная работа. Анализ эпизодов - 10 мин.

Цель: знакомство с казачьей лексикой.

Словарная работа: жалмерка, жировой ребенок, напущают тоску", "моя раздушка", "прибегли", "да ну тебя, холера", "побожись детьми","купырик", "дюже", "запеснячивать вздумала", "вашбродь".

На основе контекста предлагает объяснить значения казачьих диалектов.

Предлагает выполнить анализ эпизодов рассказа

Анализируют поступки героев, высказывают мнения.

Работа в тетрадях.

Объясняют значения слов и выражений.

Анализируют кулачный бой. Высказывают предположения о его цели в рассказе.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Доброжелательное отношение друг к другу.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

VIII. Подведение итогов - 2 мин 

Подводит итоги урока, предлагает оценить уровень освоения нового материала.

Оценивают понимание нового материала, выполняя задание- самоанализ.

Познавательные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Регулятивные: умение решать проблему.

Личностные: способность самооценки своих действий и действий одноклассников

IX. Рефлексия — 3 мин

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Применяет приём «Незаконченное предложение»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Больше всего мне понравилось….

Меня удивило…

Хочу предложить…

Заканчивают предложения.

В листе обратной связи выставляют оценки участникам группы.

Осуществление рефлексии: что получилось, что не удалось.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

X. Домашнее задание — 3 мин.

Предлагает задание на выбор:

анализ эпизодов рассказа:

- встреча на Троицын день Ермакова и «односумки»;

- описание весеннего вечера;

- описание праздничного вечера;

- смерть Натальи.

---

Осуществляют выбор домашнего задания.

Формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по творчеству Д.В.Давыдова "Певец вина, любви и славы...". 7 класс.

Ресурс включает в себя конспект урока, презентацию к уроку  , текстовый документ с текстами стихов поэта, ссылки на интернет-ресурсы, использованные при разработке материала. Форма проведени...

Разработка урока по технологии "Прикладное творчество. Кусудамы"

Описывается история создания кусудам. Даются азы по их созданию. Предполагается проведение коллективной работы по изготовлению  творческого проекта....

Методическая разработка урока башкирской литературы посвященного творчеству М.Карима "Это правда - любовь!"

Башҡортостан РеспубликаһыБорай районы муниципаль районыныңдөйөм урта белем биреү муниципаль бюджет учреждениеһы«Оло Баҙраҡ ауылы дөйөм урта белем биреү мәктәбе»  Башҡортостандың халыҡ шағиры...

Методическая разработка урока башкирской литературы посвященной творчеству Б.Бикбая "Все на нашей совести"

Башҡортостан РеспубликаһыБорай районы муниципаль районыныңдөйөм урта белем биреү муниципаль бюджет учреждениеһы«Оло Баҙраҡ ауылы дөйөм урта белем биреү мәктәбе»  Башҡортостандың халыҡ шағиры...

Методическая разработка урока по теме "Природа творчества. История и современность народных художественных промыслов".

Данная методическая разработка включает в себя разработку урока.  Будет полезна учителям трудового обучения и технологии....