Интегрированный урок "Физика в стихах"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Урок-обобщение для 10-11 классов c целью углубления межпредметных связей физики и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fizika_v_stihah.docx40.74 КБ
Office presentation icon fizika_v_stihah.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ                                          ПО ТЕМЕ  «ФИЗИКА В СТИХАХ»                                                 

Бабушкина Елена Владимировна,  учитель русского языка и литературы

Интеграция предметов:  физика – литература

Цели урока:

  • углубление межпредметных связей физики и литературы;
  • формирование научного мировоззрения;
  • анализ и обобщение различных понятий и явлений из области физики и литературы, используя различные приемы сравнения и сопоставления;
  • формирование нравственных качеств личности;
  • развитие творческих способностей обучающихся на основе применения ИКТ.

На доске:                                                                                                                                                         

Наука без литературы бездушна...    А. Франс

Ход урока

Учитель литературы:   

«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…»
         Эти знаменитые строки написал гениальный поэт Александр Сергеевич  Пушкин.                                                                                                            

А  Лев Николаевич Толстой однажды сказал: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце».  А у поэта Ада́ма Бернарда Мицкевича есть такие строки:                                

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических полей?

Учитель физики: Вы привели верные примеры, подходящие к нашему сегодняшнему уроку. Ведь это так и есть – наука и искусство неотделимы.              

Презентация (слайды 1-3)

Учитель литературы:  Ученые проявляют огромный интерес к литературе и искусству, а музыкантов, писателей, художников интересуют тайны мироздания. Леонардо да Винчи, Михаил Васильевич Ломоносов внесли огромный  вклад как в науку, так и в искусство. М.В. Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, физик, химик занимался реформами в сфере литературного языка,  писал оды в стихах. Леонардо да Винчи – ученый, анатом, естествоиспытатель, изобретатель является одним  из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Ученые мирового значения, физики  Эйнштейн,  Планк,  Гейзенберг увлекались музыкой, а Максвелл и Вавилов – поэзией.

Известны литературные переводы Винера, основателя кибернетики. Серьезно занимался живописью астроном Коперник.

Как видите, даже великие ученые находили время заниматься наукой и играть на скрипке или писать стихи.

Учитель литературы: Известны случаи, когда писатели в своих художественных произведениях опережали некоторые научные выводы. Например, римский поэт, живший в начале I в. до н.э.,  Лукрецкий Кар высказал в своем знаменитом произведении  «О природе вещей» мысли, которые нашли свое подтверждение лишь в современной науке. Вот послушайте:

     Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;

Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает;

                                    Да и не видно того, как она исчезает от зноя.

   Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,

    Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Или вот эти строки:          Так как есть предельная некая точка

                    Тела того, что уже недоступно для нашего чувства,

                                            То, несомненно, она совсем неделима на части,

                                            Будучи меньше всего по природе своей…

Учитель физики: Здорово! Более 2000 лет назад поэт предвосхищал некоторые выводы науки об мельчайших частицах мироздания.

Учитель литературы: (слайд 4-5)  А поэт Валерий Яковлевич Брюсов, ярчайший представитель «Серебряного века» русской поэзии,  в 1922 году в одном из своих творений представил сложную структуру электрона:

                                             Быть может, эти электроны –

     Миры, где пять материков,

                Искусство, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

               Еще быть может, каждый атом –

     Вселенная, где сто планет;

                   Там все, что есть в объеме сжатом,

         Но так же то, чего здесь нет.

Учитель физики: Дорогие старшеклассники, сегодня мы поговорим о физике в стихах. Ведь во многих произведениях поэтов можно прочесть описание того или иного физического закона или явления. Интересно подметить это явление, объяснить его физическую сущность. Итак, физика в стихах!

Учитель литературы: (слайд 6)  Юрий Поликарпович  Кузнецов в стихотворении  «Отцепленный вагон» пишет:

Усыпил нас большой перегон,

Проводник и кондуктор исчезли.

Говорят, отцепили вагон,

На каком-то безвестном разъезде.

Мы, не зная, из окон глядим.

Только поезд пройдет вдоль разъезда,

Нам покажется – мы не стоим,

А безмолвно срываемся с места.

Только он промелькнет – обнажится

То же зданьице, поле окрест.

     То умчится, то снова примчится

         Наш вагон на пустынный разъезд.

Учитель физики: Какой физический принцип иллюстрируют эти поэтические строки? (слайд 7)

Ученики:   Принцип относительности движения.

Учитель литературы: (слайд8) Алексей Тимофеевич  Прасолов в стихотворении   «Вознесенье железного духа…» пишет строки:

                                       А под крыльями – пыльное буйство,

Травы сами прогнуться спешат.

   И внезапно – просторно и пусто.

Только кровь напирает в ушах.

Учитель физики: Почему в самолете «закладывает уши»? (слайд 9)

Ученики:   Закладывает уши, так как при взлете самолета сказывается разность давлений: с высотой давление падает.

Учитель литературы: (слайд 10)  Валерий Яковлевич  Брюсов  «В море»:

                                              Ночью светлой, ночью белой

                                              Любо волнам ликовать,

       Извиваться влажным телом,

Косы пенные взметать;

        Хороводом в плавной пляске

Парус старый обходить,

    За кормой, играя в прятки,

Вить серебряную нить…

Учитель физики: Почему изменяется характер движения волн за кормой судна? (слайды 11)

Ученики:   На судно действует сила сопротивления воды, и за кормой образуется турбулентное движение.

Учитель литературы:  (слайд 12)  Афанасий Афанасьевич  Фет  «Осень»:              

                                                   Выйдешь – поневоле

     Тяжело – хоть плачь!

         Смотришь – через поле

                                                   Перекати-поле

Прыгает, как мяч.

Учитель физики:   Почему перекати-поле «прыгает, как мяч»? (слайд 13)

Ученики:   Подъемная сила возникает вследствие несимметричности обтекания тела потоком воздуха.

Учитель литературы:  (слайд 14) Алексей Тимофеевич Прасолов:

                                         В тяжких волнах наружного гула

       И в прозрачном дрожанье стекла

       Та же боль, что на время уснула,

И опять, отдохнув, проняла.

Учитель физики: Почему стекла в окнах иногда дрожат? (слайд 15)

Ученики: При совпадении собственной частоты колебаний оконных стекол с частотой колебания наружного воздуха наступает резонанс. При этом амплитуда стекла возрастает.

Учитель литературы:  (слайд 16) Игорь  Северянин (1887-1941, русский  поэт «Серебряного века») «Идиллия»:

        Разведи костер у брода,

 Где ковровые поля;

                 Пусть потрескивает хворост,

Согревается земля.

Учитель физики: Почему потрескивает хворост? (слайд 17)

Ученики: Воздух и водяные пары, содержащиеся в дереве, при нагревании расширяются и разрывают волокна дерева, поэтому слышен треск.

Учитель литературы: (слайд 18) в стихотворении  Ивана Алексеевича  Бунина  «Бушует талая вода…»  есть такие строки:

                                                 Дымятся черные бугры

              И утром в воздухе нагретом

Густые белые пары

                Наполнены теплом и светом.

Учитель физики:   Почему весной «дымятся черные бугры»? (слайды 19)

Ученики: Черные бугры солнцем нагреваются сильнее, чем окружающая почва, и начинается интенсивное испарение. В утреннем, еще холодном воздухе пары конденсируются.

Учитель литературы:  (слайд 20)  Юрий Поликарпович  Кузнецов  «Родство»:

                                            Ребенок соломинку взял,

         Увлекся простым подражаньем.

И радужный шар воссиял,

          Наполненный чистым дыханьем.

Учитель физики: Почему «радужный шар воссиял?»  (слайд 21)

Ученики: Наблюдается интерференция света в тонких пленках.

Учитель литературы:  (слайд 22) Федор Иванович  Тютчев   «Успокоение»:

   Гроза прошла – еще курясь, лежал

                                     Высокий дуб, перунами сражённый,

И сизый дым с ветвей его бежал

По зелени, грозою освежённый.

Учитель физики: Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

Ученики: Дуб имеет корни, глубоко уходящие в почву (слайд 23)

Учитель литературы: (слайд 24) Николай Cтепанович  Гумилев  «Капитаны»:

                   Там волны с блестками и вплесками

Непрекращаемого танца,

          И там летит скачками редкими

         Корабль Летучего Голландца.

                  Ни риф, ни мель ему не встретятся,

       Но, знак печали и несчастий,

        Огни святого Эльма светятся,

Усеяв борт его и снасти.

Учитель физики:    Как объяснить возникновение огней святого Эльма на кораблях? (слайды 25)

Ученики: Огни святого Эльма  - коронный разряд, возникающий в неоднородном электростатическом поле острия, провода и т.д. В этих зонах происходит ионизация, в результате вокруг острия возникает свечение.

Учитель литературы:  (слайд 26)  Иван Алексеевич  Бунин «Компас»:

                                       Но откуда б, в ветре и тумане,

Ни швыряло пеной через борт,

Верю – он опять поймает Nord,

    Крепко сплю, мотаясь на диване.

Не собьет с пути меня никто,

     Некий  Nord моей душою правит,

  Он меня в скитаньях не оставит,

Он мне скажет, если что: не то!

Учитель физики: Почему стрелка компаса все время показывает на север?

Ученики: Стрелка компаса направлена вдоль силовой линии магнитного поля Земли, и северный полюс стрелки направлен на север географический, так как вблизи него южный магнитный полюс.

Учитель литературы: (слайд27) Федор Иванович Тютчев:

                                             День вечереет, ночь близка,

          Длинней с горы ложится тень,

 На небе гаснут облака…

   Уж поздно, вечереет день.

Учитель физики: Почему вечером тени удлиняются? (слайд 28)

Ученики: Так как Солнце низко над горизонтом и угол падения световых лучей увеличивается, то тени удлиняются.

Учитель литературы: (слайд 29) Федор Иванович  Тютчев «В небе тают облака…»:

                                                  В небе тают облака,

И лучистая на зное

      В искрах катится река,

            Словно зеркало стальное.

Учитель физики: Почему поверхность воды искрится? (слайд 30)

Ученики: На поверхности воды всегда есть рябь. Водную поверхность можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые поверхности фокусируют солнечные лучи.

Учитель литературы: (слайд31) Леонид Николаевич Мартынов (русский поэт 1905-1980)  «Гиперболы»:

          И нефть, попав из бака в водоем,

                   Павлиний хвост внезапно распустила.

 Она об органическом своем

            Происхожденье снова загрустила.

Учитель физики: Почему нефть на поверхности воды окрашивается в радужные цвета? (слайд32)

Ученики: Наблюдается интерференция света. От обеих поверхностей пленки происходит отражение света. В результате возникают когерентные волны, вследствие их наложения происходит гашение одних цветов спектра и усиление других, поэтому места пленки, обладающие разной толщиной, будут иметь различные цвета.

Учитель литературы:  (слайд33) Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (1749-1832 немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель)   «Фауст»:

                                                А светящиеся мушки

Вьются на его опушке

          Кучами, несметным скопом,

        Огненным калейдоскопом.

Учитель физики: Какой вид излучения у насекомых наблюдается? (слайд 34)

Ученики: Хемилюминесценция. Светящееся пятно на спинке насекомого имеет температуру почти ту же, что и окружающая среда. Химические реакции, идущие в биоклетках этих насекомых, проходят с выделением энергии в виде света.

Учитель литературы: (слайд 35) Федор Иванович Тютчев «Да, вы сдержали ваше слово…»:

    Счастлив в наш век,  кому победа

Далась не кровью, а умом,

Счастлив, кто точку Архимеда

Умел сыскать в себе самом.

Учитель физики: Что поэт подразумевает под «точкой Архимеда»?

Учитель литературы:  Подразумевает поэт то, что наука и искусство – веление сегодняшнего дня. Сегодня мы вместе сделали попытку «навести мосты» между физикой и художественным словом. Сбываются слова Флобера, великого французского романиста XIX века, который предсказывал: «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине».

В заключение хочу сказать: тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством. 

Спасибо всем за участие в уроке, я надеюсь, что вам  понравилось.                                     Вы узнали много нового и интересного.

Домашнее задание: Найти в литературных произведениях описания физических явлений: грозы и радуги.

Использованная литература:

  1. «Интегрированные уроки физики 7-11 классах». Л.А. Горлова, М., «Вако», 2010
  2. Задачи по физике с использованием стихотворных текстов – приложение к газете «1 сентября» «Физика» №43, 1994.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Физика в стихах» … Интегрированный урок

Слайд 2

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

Слайд 3

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765)

Слайд 4

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924)

Слайд 6

Отцепленный вагон Усыпил нас большой перегон, Проводник и кондуктор исчезли. Говорят, отцепили вагон На каком-то безвестном разъезде. Мы, не зная, из окон глядим. Только поезд пройдёт вдоль разъезда, Нам покажется – мы не стоим, А безмолвно срываемся с места. Только он промелькнёт – обнажится То же зданьице, поле окрест. Юрий Поликарпович Кузнецов (1941 - 2003)

Слайд 8

Алексей Тимофеевич Прасолов (1930 - 1972) Вознесенье железного духа А под крыльями – пыльное буйство, Травы сами прогнуться спешат. И внезапно – просторно и пусто. Только кровь напирает в ушах.

Слайд 10

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924) В море Ночью светлой, ночью белой Любо волнам ликовать, Извиваться влажным телом, Косы пенные взметать; Хороводом в плавной пляске Парус старый обходить, За кормой, играя в прятки, Вить серебряную нить…

Слайд 12

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892) Осень Выйдешь – поневоле Тяжело – хоть плачь! Смотришь – через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

Слайд 14

Алексей Тимофеевич Прасолов (1930 - 1972) В тяжких волнах наружного гула В тяжких волнах наружного гула И в прозрачном дрожанье стекла Та же боль, что на время уснула, И опять, отдохнув, проняла.

Слайд 16

Игорь Васильевич Северянин (1887 - 1941) Идиллия Разведи костёр у брода, Где ковровые поля; Пусть потрескивает хворост, Согревается земля.

Слайд 18

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953) Бушует талая вода… Дымятся чёрные бугры И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Наполнены теплом и светом.

Слайд 20

Юрий Поликарпович Кузнецов (1941 - 2003) Родство Ребёнок соломинку взял, Увлёкся простым подражаньем. И радужный шар воссиял, Наполненный чистым дыханьем.

Слайд 22

Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) Успокоение Гроза прошла – ещё курясь, лежал Высокий дуб, перунами сражённый, И сизый дым с ветвей его бежал По зелени, грозою освежённый.

Слайд 24

Николай Степанович Гумилёв (1886 - 1921) Капитаны Там волны с блёстками и всплесками Непрекращаемого танца, И там летит скачками редкими Корабль Летучего Голландца. Ни риф, ни мель ему не встретятся, Но, знак печали и несчастий, Огни святого Эльма светятся, Усеяв борт его и снасти.

Слайд 26

Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953) Компас Но откуда б, в ветре и тумане, Ни швыряло пеной через борт, Верю – он опять поймает Nord , Крепко сплю, мотаясь на диване. Не собьёт с пути меня никто, Некий Nord моей душою правит, Он мне скажет, если что: не то!

Слайд 27

Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) День вечереет, ночь близка… День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака… Уж поздно, вечереет день.

Слайд 29

Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) В небе тают облака… В небе тают облака, И лучистая на зное В искрах катится река, Словно зеркало стальное.

Слайд 31

Леонид Николаевич Мартынов (1905 - 1980) Гиперболоиды И нефть, попав из бака в водоём, Павлиний хвост внезапно распустила. Она об органическом своём Происхождении снова загрустила.

Слайд 33

Иоган Вольфганг фон Гёте (1749 - 1832) Фауст А светящиеся мушки Вьются на его опушке Кучами, несметным скопом, Огненным калейдоскопом.

Слайд 34

Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) Да, вы сдержали ваше слово… Счастлив в наш век, кому победа Далась не кровью, а умом, Счастлив, кто точку Архимеда Умел сыскать в себе самом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курс...

Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.

В  настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курса. Реб...

Интегрированное мероприятие Маршак и детские английские стихи «NURSERY RHYMES».

Знакомство с поэтическим творчеством фольклёра  С.Я. Маршака...

Интегрированный урок по теме Стихи С.Я.Маршака

Совместная работа учителей литературы и учителя английского языка...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....