Интегрированный урок "Физика в стихах"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок-обобщение для 10-11 классов c целью углубления межпредметных связей физики и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fizika_v_stihah.docx | 40.74 КБ |
fizika_v_stihah.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ «ФИЗИКА В СТИХАХ»
Бабушкина Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы
Интеграция предметов: физика – литература
Цели урока:
- углубление межпредметных связей физики и литературы;
- формирование научного мировоззрения;
- анализ и обобщение различных понятий и явлений из области физики и литературы, используя различные приемы сравнения и сопоставления;
- формирование нравственных качеств личности;
- развитие творческих способностей обучающихся на основе применения ИКТ.
На доске:
Наука без литературы бездушна... А. Франс
Ход урока
Учитель литературы:
«О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…»
Эти знаменитые строки написал гениальный поэт Александр Сергеевич Пушкин.
А Лев Николаевич Толстой однажды сказал: «Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце». А у поэта Ада́ма Бернарда Мицкевича есть такие строки:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических полей?
Учитель физики: Вы привели верные примеры, подходящие к нашему сегодняшнему уроку. Ведь это так и есть – наука и искусство неотделимы.
Презентация (слайды 1-3)
Учитель литературы: Ученые проявляют огромный интерес к литературе и искусству, а музыкантов, писателей, художников интересуют тайны мироздания. Леонардо да Винчи, Михаил Васильевич Ломоносов внесли огромный вклад как в науку, так и в искусство. М.В. Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, физик, химик занимался реформами в сфере литературного языка, писал оды в стихах. Леонардо да Винчи – ученый, анатом, естествоиспытатель, изобретатель является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.
Ученые мирового значения, физики Эйнштейн, Планк, Гейзенберг увлекались музыкой, а Максвелл и Вавилов – поэзией.
Известны литературные переводы Винера, основателя кибернетики. Серьезно занимался живописью астроном Коперник.
Как видите, даже великие ученые находили время заниматься наукой и играть на скрипке или писать стихи.
Учитель литературы: Известны случаи, когда писатели в своих художественных произведениях опережали некоторые научные выводы. Например, римский поэт, живший в начале I в. до н.э., Лукрецкий Кар высказал в своем знаменитом произведении «О природе вещей» мысли, которые нашли свое подтверждение лишь в современной науке. Вот послушайте:
Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает;
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробится вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.
Или вот эти строки: Так как есть предельная некая точка
Тела того, что уже недоступно для нашего чувства,
То, несомненно, она совсем неделима на части,
Будучи меньше всего по природе своей…
Учитель физики: Здорово! Более 2000 лет назад поэт предвосхищал некоторые выводы науки об мельчайших частицах мироздания.
Учитель литературы: (слайд 4-5) А поэт Валерий Яковлевич Брюсов, ярчайший представитель «Серебряного века» русской поэзии, в 1922 году в одном из своих творений представил сложную структуру электрона:
Быть может, эти электроны –
Миры, где пять материков,
Искусство, знанья, войны, троны
И память сорока веков!
Еще быть может, каждый атом –
Вселенная, где сто планет;
Там все, что есть в объеме сжатом,
Но так же то, чего здесь нет.
Учитель физики: Дорогие старшеклассники, сегодня мы поговорим о физике в стихах. Ведь во многих произведениях поэтов можно прочесть описание того или иного физического закона или явления. Интересно подметить это явление, объяснить его физическую сущность. Итак, физика в стихах!
Учитель литературы: (слайд 6) Юрий Поликарпович Кузнецов в стихотворении «Отцепленный вагон» пишет:
Усыпил нас большой перегон,
Проводник и кондуктор исчезли.
Говорят, отцепили вагон,
На каком-то безвестном разъезде.
Мы, не зная, из окон глядим.
Только поезд пройдет вдоль разъезда,
Нам покажется – мы не стоим,
А безмолвно срываемся с места.
Только он промелькнет – обнажится
То же зданьице, поле окрест.
То умчится, то снова примчится
Наш вагон на пустынный разъезд.
Учитель физики: Какой физический принцип иллюстрируют эти поэтические строки? (слайд 7)
Ученики: Принцип относительности движения.
Учитель литературы: (слайд8) Алексей Тимофеевич Прасолов в стихотворении «Вознесенье железного духа…» пишет строки:
А под крыльями – пыльное буйство,
Травы сами прогнуться спешат.
И внезапно – просторно и пусто.
Только кровь напирает в ушах.
Учитель физики: Почему в самолете «закладывает уши»? (слайд 9)
Ученики: Закладывает уши, так как при взлете самолета сказывается разность давлений: с высотой давление падает.
Учитель литературы: (слайд 10) Валерий Яковлевич Брюсов «В море»:
Ночью светлой, ночью белой
Любо волнам ликовать,
Извиваться влажным телом,
Косы пенные взметать;
Хороводом в плавной пляске
Парус старый обходить,
За кормой, играя в прятки,
Вить серебряную нить…
Учитель физики: Почему изменяется характер движения волн за кормой судна? (слайды 11)
Ученики: На судно действует сила сопротивления воды, и за кормой образуется турбулентное движение.
Учитель литературы: (слайд 12) Афанасий Афанасьевич Фет «Осень»:
Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плачь!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Учитель физики: Почему перекати-поле «прыгает, как мяч»? (слайд 13)
Ученики: Подъемная сила возникает вследствие несимметричности обтекания тела потоком воздуха.
Учитель литературы: (слайд 14) Алексей Тимофеевич Прасолов:
В тяжких волнах наружного гула
И в прозрачном дрожанье стекла
Та же боль, что на время уснула,
И опять, отдохнув, проняла.
Учитель физики: Почему стекла в окнах иногда дрожат? (слайд 15)
Ученики: При совпадении собственной частоты колебаний оконных стекол с частотой колебания наружного воздуха наступает резонанс. При этом амплитуда стекла возрастает.
Учитель литературы: (слайд 16) Игорь Северянин (1887-1941, русский поэт «Серебряного века») «Идиллия»:
Разведи костер у брода,
Где ковровые поля;
Пусть потрескивает хворост,
Согревается земля.
Учитель физики: Почему потрескивает хворост? (слайд 17)
Ученики: Воздух и водяные пары, содержащиеся в дереве, при нагревании расширяются и разрывают волокна дерева, поэтому слышен треск.
Учитель литературы: (слайд 18) в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Бушует талая вода…» есть такие строки:
Дымятся черные бугры
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Наполнены теплом и светом.
Учитель физики: Почему весной «дымятся черные бугры»? (слайды 19)
Ученики: Черные бугры солнцем нагреваются сильнее, чем окружающая почва, и начинается интенсивное испарение. В утреннем, еще холодном воздухе пары конденсируются.
Учитель литературы: (слайд 20) Юрий Поликарпович Кузнецов «Родство»:
Ребенок соломинку взял,
Увлекся простым подражаньем.
И радужный шар воссиял,
Наполненный чистым дыханьем.
Учитель физики: Почему «радужный шар воссиял?» (слайд 21)
Ученики: Наблюдается интерференция света в тонких пленках.
Учитель литературы: (слайд 22) Федор Иванович Тютчев «Успокоение»:
Гроза прошла – еще курясь, лежал
Высокий дуб, перунами сражённый,
И сизый дым с ветвей его бежал
По зелени, грозою освежённый.
Учитель физики: Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?
Ученики: Дуб имеет корни, глубоко уходящие в почву (слайд 23)
Учитель литературы: (слайд 24) Николай Cтепанович Гумилев «Капитаны»:
Там волны с блестками и вплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками редкими
Корабль Летучего Голландца.
Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
Учитель физики: Как объяснить возникновение огней святого Эльма на кораблях? (слайды 25)
Ученики: Огни святого Эльма - коронный разряд, возникающий в неоднородном электростатическом поле острия, провода и т.д. В этих зонах происходит ионизация, в результате вокруг острия возникает свечение.
Учитель литературы: (слайд 26) Иван Алексеевич Бунин «Компас»:
Но откуда б, в ветре и тумане,
Ни швыряло пеной через борт,
Верю – он опять поймает Nord,
Крепко сплю, мотаясь на диване.
Не собьет с пути меня никто,
Некий Nord моей душою правит,
Он меня в скитаньях не оставит,
Он мне скажет, если что: не то!
Учитель физики: Почему стрелка компаса все время показывает на север?
Ученики: Стрелка компаса направлена вдоль силовой линии магнитного поля Земли, и северный полюс стрелки направлен на север географический, так как вблизи него южный магнитный полюс.
Учитель литературы: (слайд27) Федор Иванович Тютчев:
День вечереет, ночь близка,
Длинней с горы ложится тень,
На небе гаснут облака…
Уж поздно, вечереет день.
Учитель физики: Почему вечером тени удлиняются? (слайд 28)
Ученики: Так как Солнце низко над горизонтом и угол падения световых лучей увеличивается, то тени удлиняются.
Учитель литературы: (слайд 29) Федор Иванович Тютчев «В небе тают облака…»:
В небе тают облака,
И лучистая на зное
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
Учитель физики: Почему поверхность воды искрится? (слайд 30)
Ученики: На поверхности воды всегда есть рябь. Водную поверхность можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые поверхности фокусируют солнечные лучи.
Учитель литературы: (слайд31) Леонид Николаевич Мартынов (русский поэт 1905-1980) «Гиперболы»:
И нефть, попав из бака в водоем,
Павлиний хвост внезапно распустила.
Она об органическом своем
Происхожденье снова загрустила.
Учитель физики: Почему нефть на поверхности воды окрашивается в радужные цвета? (слайд32)
Ученики: Наблюдается интерференция света. От обеих поверхностей пленки происходит отражение света. В результате возникают когерентные волны, вследствие их наложения происходит гашение одних цветов спектра и усиление других, поэтому места пленки, обладающие разной толщиной, будут иметь различные цвета.
Учитель литературы: (слайд33) Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (1749-1832 немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель) «Фауст»:
А светящиеся мушки
Вьются на его опушке
Кучами, несметным скопом,
Огненным калейдоскопом.
Учитель физики: Какой вид излучения у насекомых наблюдается? (слайд 34)
Ученики: Хемилюминесценция. Светящееся пятно на спинке насекомого имеет температуру почти ту же, что и окружающая среда. Химические реакции, идущие в биоклетках этих насекомых, проходят с выделением энергии в виде света.
Учитель литературы: (слайд 35) Федор Иванович Тютчев «Да, вы сдержали ваше слово…»:
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом.
Учитель физики: Что поэт подразумевает под «точкой Архимеда»?
Учитель литературы: Подразумевает поэт то, что наука и искусство – веление сегодняшнего дня. Сегодня мы вместе сделали попытку «навести мосты» между физикой и художественным словом. Сбываются слова Флобера, великого французского романиста XIX века, который предсказывал: «Чем дальше, тем Искусство становится более научным, а наука более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине».
В заключение хочу сказать: тот, кто по-настоящему увлечен физикой, должен развиваться эстетически, дружить с литературой и искусством.
Спасибо всем за участие в уроке, я надеюсь, что вам понравилось. Вы узнали много нового и интересного.
Домашнее задание: Найти в литературных произведениях описания физических явлений: грозы и радуги.
Использованная литература:
- «Интегрированные уроки физики 7-11 классах». Л.А. Горлова, М., «Вако», 2010
- Задачи по физике с использованием стихотворных текстов – приложение к газете «1 сентября» «Физика» №43, 1994.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Леонардо да Винчи (1452 - 1519)
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 - 1765)
Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924)
Отцепленный вагон Усыпил нас большой перегон, Проводник и кондуктор исчезли. Говорят, отцепили вагон На каком-то безвестном разъезде. Мы, не зная, из окон глядим. Только поезд пройдёт вдоль разъезда, Нам покажется – мы не стоим, А безмолвно срываемся с места. Только он промелькнёт – обнажится То же зданьице, поле окрест. Юрий Поликарпович Кузнецов (1941 - 2003)
Алексей Тимофеевич Прасолов (1930 - 1972) Вознесенье железного духа А под крыльями – пыльное буйство, Травы сами прогнуться спешат. И внезапно – просторно и пусто. Только кровь напирает в ушах.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924) В море Ночью светлой, ночью белой Любо волнам ликовать, Извиваться влажным телом, Косы пенные взметать; Хороводом в плавной пляске Парус старый обходить, За кормой, играя в прятки, Вить серебряную нить…
Афанасий Афанасьевич Фет (1820 - 1892) Осень Выйдешь – поневоле Тяжело – хоть плачь! Смотришь – через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.
Алексей Тимофеевич Прасолов (1930 - 1972) В тяжких волнах наружного гула В тяжких волнах наружного гула И в прозрачном дрожанье стекла Та же боль, что на время уснула, И опять, отдохнув, проняла.
Игорь Васильевич Северянин (1887 - 1941) Идиллия Разведи костёр у брода, Где ковровые поля; Пусть потрескивает хворост, Согревается земля.
Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953) Бушует талая вода… Дымятся чёрные бугры И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Наполнены теплом и светом.
Юрий Поликарпович Кузнецов (1941 - 2003) Родство Ребёнок соломинку взял, Увлёкся простым подражаньем. И радужный шар воссиял, Наполненный чистым дыханьем.
Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) Успокоение Гроза прошла – ещё курясь, лежал Высокий дуб, перунами сражённый, И сизый дым с ветвей его бежал По зелени, грозою освежённый.
Николай Степанович Гумилёв (1886 - 1921) Капитаны Там волны с блёстками и всплесками Непрекращаемого танца, И там летит скачками редкими Корабль Летучего Голландца. Ни риф, ни мель ему не встретятся, Но, знак печали и несчастий, Огни святого Эльма светятся, Усеяв борт его и снасти.
Иван Алексеевич Бунин (1870 - 1953) Компас Но откуда б, в ветре и тумане, Ни швыряло пеной через борт, Верю – он опять поймает Nord , Крепко сплю, мотаясь на диване. Не собьёт с пути меня никто, Некий Nord моей душою правит, Он мне скажет, если что: не то!
Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) День вечереет, ночь близка… День вечереет, ночь близка, Длинней с горы ложится тень, На небе гаснут облака… Уж поздно, вечереет день.
Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) В небе тают облака… В небе тают облака, И лучистая на зное В искрах катится река, Словно зеркало стальное.
Леонид Николаевич Мартынов (1905 - 1980) Гиперболоиды И нефть, попав из бака в водоём, Павлиний хвост внезапно распустила. Она об органическом своём Происхождении снова загрустила.
Иоган Вольфганг фон Гёте (1749 - 1832) Фауст А светящиеся мушки Вьются на его опушке Кучами, несметным скопом, Огненным калейдоскопом.
Фёдор Иванович Тютчев (1803 - 1873) Да, вы сдержали ваше слово… Счастлив в наш век, кому победа Далась не кровью, а умом, Счастлив, кто точку Архимеда Умел сыскать в себе самом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».
Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...
Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.
В настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курс...
Интегрированные уроки географии с использованием стихов кубанских поэтов.
В настоящее время у школьников преобладает потребительское отношение к природе. Поэтому важно, чтобы у учащихся складывалось целостное восприятие мира при изучении предметов школьного курса. Реб...
Интегрированное мероприятие Маршак и детские английские стихи «NURSERY RHYMES».
Знакомство с поэтическим творчеством фольклёра С.Я. Маршака...
Интегрированный урок по теме Стихи С.Я.Маршака
Совместная работа учителей литературы и учителя английского языка...
Интегрированный урок-мастерская по литературе в 5 классе "Образ родины в стихах Кедрина, Прокофьева"
Урок-мастерская с применением презентации....
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....