Урок литературы в 8 классе Поэты пушкинской плеяды.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Егорова Владлена Владимировна

Урок литературы в 8 классе    "Поэты пушкинской плеяды"

Урок открывает цикл занятий, посвящённых «золотому  веку» русской поэзии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_8_klasse.rar29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Поэты пушкинской плеяды.

Тип урока:     урок внеклассного чтения.

Место урока в системе уроков:   урок открывает цикл занятий, посвящённых «золотому  веку» русской поэзии.

Форма урока:       урок - устный журнал

Задачи урока:

обучающие

  • Познакомить школьников с поэтическими индивидуальностями «золотого века».
  • Формировать умение составлять самостоятельно монологическое высказывание на заданную тему.
  • Начать работу над формированием  навыков литературного анализа художественного произведения.
  • Продолжить работу по формированию навыков выразительного чтения.

развивающие

  • Развивать у подростков художественный вкус, память, познавательные способности, эстетические эмоции.
  • Развивать творческую активность, формировать творческий подход к изучению литературы.
  • Развивать коммуникативные качества учащихся, умение работать в творческой группе в поисковом режиме.

воспитательные

  • Воспитывать интерес и уважение к классическому наследию русской литературы
  • Воспитывать  этические и эстетические основы взаимоотношений (умение слушать, сопереживать).

здоровьесберегающие

  • В течение урока проводить профилактику умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

Методы и приёмы работы на уроке.

  • Методический приём «погружения в поэзию».

            Хотя биографические сведения и важны для учащихся, но здесь они даются      фрагментарно, тщательно отбираются, причём критерием отбора информации становится  то, объясняют ли эти факты биографии сущность процесса творчества поэта.

            Критерием отбора художественных текстов стала задача показать на примере одного стихотворения общие особенности поэтической манеры автора. Нужно было найти стихотворение, которое могло бы стать своеобразной  «визитной карточкой» поэта. Текст также должен был стать неожиданным для учащихся, должен был их удивить или обрадовать.

  • Выразительное чтение.

       Лирический текст наиболее полно воспринимается в его звучащем варианте. Высокое мастерство чтения вызывает ответную эмоциональную реакцию слушателя, ускоряет процесс понимания, вхождения в поэтический мир. Исполнительское мастерство детей служит для учителя своего рода  «контрольным срезом» уровня понимания текста.

  • Интерпретация текста.

        Интерпретация текста позволяет развивать воображение уч-ся, ведущее к творчеству. Такая деятельность является лучшей подготовкой к написанию сочинения по анализу стихотворения.

  • Дифференцированный подход.

         Коллектив класса неоднороден по уровню развития и обученности. При подготовке к уроку учитывался этот факт, а также интересы и склонности учащихся (актёрское перевоплощение, поисковая, аналитическая деятельность).

  • Работа в творческих группах на этапе подготовки к уроку.

Проведению урока предшествовала подготовительная работа: ученики были разделены на 6 группы, каждая получила творческое задание – создать страничку устного журнала по темам:

1 группа – Е. А. Баратынский в пушкинском круге поэтов

Цель: рассмотреть личные и творческие связи Баратынского в пушкинском круге поэтов; проанализировать его основные произведения на фоне творческих поисков «пушкинской плеяды».

2 группа – Жизнь и творчество Д. В. Веневитинова

Цель: проследить основные вехи творческого пути Д. В. Веневитинова; изучить общие закономерности  поэзии и художественное своеобразие современника А.С.Пушкина.

3 группа Жизнь и творчество П. А. Вяземского.

Цель: проследить основные вехи творческого пути П.А. Вяземского; изучить общие закономерности  поэзии и художественное своеобразие старшего современника А.С.Пушкина.

4 группа – Жизнь и творчество поэта Д. В. Давыдова

Цель: выявить влияние особой судьбы Давыдова на его поэзию: показать основные черты характера героя лирики поэта

5 группа А. А. Дельвиг – поэт пушкинской поры.

Цель:  раскрыть жизненный путь А.А.Дельвига (творческая дружба с А.С.Пушкиным), проанализировать художественно - поэтическое своеобразие «русских песен» и идиллий поэта.

6  группа – Н. М. Языков в пушкинском круге поэтов

Цель: рассмотреть творческие связи Н. М. Языкова в пушкинском круге поэтов; проанализировать его основные произведения на фоне творческих поисков «пушкинской плеяды».

В процессе подготовки к уроку участники групп занимались исследовательской деятельностью: работали с дополнительной литературой, энциклопедиями, осуществляли контекстный поиск фактологической информации, связанной с жизнью и творчеством поэтов, используя доступ в Интернет;  подбирали биографический материал о поэтах пушкинского круга, самостоятельно анализировали предложенные стихотворения.  Учитель консультировал учащихся и оказывал помощь в написании анализа стихотворения, а также в отборе материала для художественного оформления.

Ход урока

I.      Организационный момент.

II.      Вступительное слово учителя. (слайды №1,№2)

Первая треть XIX века - период расцвета русской поэзии. Именно она, а не проза (это произойдет позднее) определяла развитие русской литературы. Вместе с А.С. Пушкиным творили его современники - поэты пушкинской поры. Но прежде чем говорить о них, необходимо уяснить само понятие «пушкинская пора». Если границы определять формально, то все поэты, писавшие в период жизни А.С. Пушкина, 1799 - 1837, включаются в этот круг.

Но логика подсказывает, что период следует ограничивать тем временем, когда пушкинская поэзия стала известна читателям. Литературный дебют Пушкина состоялся в 1814 году. Стихи до последних дней жизни поэта были неотъемлемой частью его творчества. Таким образом, границы поэзии пушкинской поры определяются 1814 -1837 годами. Старшие современники - В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д. В. Давыдов, - сформировавшиеся как поэты в более раннюю эпоху, оказывали влияние на молодого Пушкина. Ровесники и младшее поколение современников, напротив, усваивали пушкинский поэтический опыт, развивая его в своем творчестве.

Поэтов пушкинского круга по традиции называют поэтами «Пушкинской плеяды». Откуда такое название? В древнегреческой мифологии Плеяды – дочери титана Атланта, превращённые Зевсом в небесное созвездие. В античном мире «Плеядой» называли группу из семи знаменитых трагических поэтов.

Пушкинское окружение – это целое созвездие прославленных писателей- современников. В «Пушкинскую плеяду», помимо самого Пушкина, традиционно включаются

Е. А. Баратынский (1800-1844)     Д. В. Веневитинов (1805-1827)  П. А. Вяземский (1792-1878)

Д. В. Давыдов (1784-1839)    А. А. Дельвиг (1798-1831)    Н. М. Языков (1803-1847)

И дело тут не только во внешнем признаке – совпадении числа 7. Нельзя воспринимать творчество этих поэтов только как  выигрышный фон, на котором рельефнее выступало пушкинское величие. Каждое имя тут – заметная веха в истории русской культуры. Это были люди удивительного поэтического дарования и не менее удивительных судеб, которых связывала с Пушкиным не только личная дружба, но и какое-то новое по своим формам литературное сообщество. Это удивительное содружество умов и талантов, которое Пушкин назовёт «аристократией талантов». Пушкин оказался ведущим поэтом, но кто у кого и в какой мере «учился», кто чьи успехи и как определял – это ещё далеко не прояснённый вопрос.  

Начнём наш урок «Поэты пушкинской поры».    Мы проведём этот т урок в форме устного журнала. Станем его первыми читателями и создателями, критиками и редакторами. Вам предстоит не только ознакомиться с материалом, но и вносить свои поправки, а кому-то озвучить страницы.

1. Итак, открываем первую страничку. (слайды №3-4)

Видео Баратынский «Я не любил ее, я знал»

 Баратынский Евгений Абрамович  (1800 - 1844)

  Евгений Абрамович появился на свет 19 февраля 1800 г. в семье дворянского сословия. Имение Мара, где жили Баратынские, находилось в Тамбовской губернии. Дав мальчику традиционное в дворянских семьях домашнее воспитание и образование, в 1812 г. ему пришлось ехать в Петербург, т.к. родители отдали его в Пажеский корпус – элитное военное училище. Преподавали в Пажеском корпусе не особенно старательно, да и с нравственным воспитанием дело обстояло слабовато. В 1816 г. Евгений попал под влияние дурной компании и стал участником серьезного преступления – кражи. В результате его исключили из корпуса, лишив права поступать на службу, за исключением простой солдатской. Эти события надломили Баратынского и сильно повлияли на формирование его характера. Три года родные хлопотали о прощении в то время, как сам он бездействовал. Но был один вариант – начать с нуля, став рядовым военным, и продвигаться по службе к офицерскому чину. И вот в 1818 г. он приехал в Петербург, и его зачислили в царскую гвардию.

   Баратынский, еще с детства полюбивший поэзию и сам сочинявший стихи, в эти годы службы познакомился с несколькими людьми из литературной среды, в частности с Дельвигом, который в свою очередь познакомил нового друга с Пушкиным и стал наставником и покровителем Баратынского в литературных делах. Вскоре в печати появились и первые стихи Е. Баратынского, встреченные вполне одобрительно. В частности Пушкин написал вполне похвальные слова о «стройности и зрелости» его элегий. И если в творчестве Евгения Абрамовича появились определенные успехи, то военная служба не продвигалась. В 1820 г. его произвели в чин унтер-офицера и перевели в Финляндию. Там он провел больше пяти лет, но имел возможность приезжать в Петербург, часто и надолго. Служба его не особенно обременяла, поэтому он много времени посвящал литературе. Росла его писательская известность. А друзья в это время усиленно хлопотали, чтобы Баратынский получил офицерский чин. Наконец, в 1825 г. он получил чин прапорщика, после чего сразу вышел в отставку и уехал в Москву. Он вращался в кругах передовой литературной молодежи, близкой к декабристам, и это тоже повлияло на его становление. И все же Баратынский не был одержим злободневными политическими темами. Он замыкался на чисто художественных интересах.

  В середине 20-ых Баратынский находился в поиске новых творческих путей. Он пытался по-новому представить романтическую поэму при помощи реалистической манеры изложения. А. С. Пушкин одобрительно отозвался о его творчестве.

  В 30-ые годы Баратынский, наконец, находит свой путь в философской поэзии. Именно жанр философской лирики взрастил в нем крупного поэта. И достижения Баратынского в «поэзии мысли» снова отметил Пушкин, говоря о независимости его мысли, о глубоких и сильных чувствах, о поэтической оригинальности.

  Главная тема поздней лирики – трагическая участь поэта. В 1842 г. вышел последний поэтический сборник Баратынского с «говорящим» названием «Сумерки». В 1843 г. Евгений Баратынский уехал жить за границу. В течение года он жил и в Германии, и во Франции, а потом – в Италии. В Неаполе 29 июля 1844 г. Баратынский скоропостижно скончался.

Чтение стихотворения    Разуверение

Не искушай меня без нужды

Возвратом нежности твоей:

Разочарованному чужды

Все обольщенья прежних дней!

Уж я не верю увереньям,

Уж я не верую в любовь,

И не могу предаться вновь

Раз изменившим сновиденьям!

Слепой тоски моей не множь,

Не заводи о прежнем слова,

И, друг заботливый, больного

В его дремоте не тревожь!

Я сплю, мне сладко усыпленье;

Забудь бывалые мечты:

В душе моей одно волненье,

А не любовь пробудишь ты

2. Открываем вторую страничку (слайд № 5-6)

Видео Веневитинов Д.В. «Элегия»

                                      Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805 - 1827).
Веневитинов Дмитрий Владимирович - поэт-философ, критик. Родился 14 сентября (26 сентября) 1805 года в Москве, в богатой семье дворянского происхождения. Начальное образование он получал дома. Прекрасно изучил французский, латинский, немецкие языки, серьезно занимался живописью, музыкой.
В 1822 - 24 как вольнослушатель посещал лекции в Московском университете. Увлекался не только историей, философией и теорией словесности, но и математикой и естественными науками. Сдав экзамены за курс университета, поступает на службу в Московский архив Коллегии иностранных дел, но главным его занятием была литература. В университете он активно занимается переводом Вергилия и Горацио.

В 1826 г. по своему желанию переводится в Петербург, где продолжает свою деятельность в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел. В этом же году его арестовывают за подозрение в причастности к заговору декабристов. Трое суток, проведенных под стражей в сыром и холодном помещении, постоянные допросы потрясли его физически и нравственно.

Веневитинов прожил очень мало - не полных 22 года, но за свою короткую жизнь он стал представителем философского течения русской поэзии, перевел десятки произведений, написал несколько критических и философских статей.
В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи, переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана. Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Дмитрий Владимирович всегда придерживался либеральных точек зрения в политике, за что многие его почитали. Высшей целю человека и человечества поэт считает самопознание, которое для него есть путь к гармонии мира и личности. Свобода отражалась в его стихах. В 1826 году группа славянофилов начинает работу над созданием журнала "Московский вестник". Веневитонов принимал в этом самое активное участие.

2 марта 1927 Дмитрий Владимирович сильно простудился. И 15 марта (27 марта) 1927 скончался от пневмонии в Петербурге. Похороны проходили в Москве, куда отдать последнюю дань памяти молодому таланту приехали А. Пушкин и А. Мицкевич.

С Пушкиным Веневитинова связывали дальние родственные связи и крепкие дружеские отношения. И Пушкин посещал веневитиновский дом, и Веневитинов бывал у Пушкина. По предложению Пушкина Веневитинов стал одним из организаторов нового литературного журнала «Московский вестник». Современники вспоминали: Пушкин с болью воспринял смерть молодого поэта-философа, так и не успевшего до конца раскрыть свои дарования... А среди дарований, к слову сказать, было и музыкальное; есть свидетельство, что Дмитрий к пушкинскому стихотворению «Ночной зефир» написал музыку, –  ноты давно и бесследно утеряны...

Чтение стихотворения

Оставь меня, забудь меня!
Тебя одну любил я в мире,
Но я любил тебя как друг,
Как любят звездочку в эфире,
Как любят светлый идеал
Иль ясный сон воображенья.
Я много в жизни распознал,
В одной любви не знал мученья,
И я хочу сойти во гроб,
Как очарованный невежда.

3. Открываем третью страницу. (Слайд №7-8)

Видео П.А.Вяземский «Ты светлая звезда»

                                  Вяземский Пётр Андреевич (1792— 1878), поэт, критик, мемуарист.

Родился 23 июля 1792 г. в Москве. Принадлежал к старинному знатному роду. Большую роль в воспитании юного князя сыграл писатель и историк Н. М. Карамзин, ставший его опекуном после смерти родителей (1807 г.). Благодаря Карамзину Вяземский рано сблизился с кругом литераторов.

В 1815 г. он стал одним из создателей  литературного кружка «Арзамас», объединившего в своих рядах В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, Д. В. Давыдова,  и других стихотворцев, где Вяземского в шутку нарекли Асмодеем (князь демонов). Раньше многих Вяземский угадал гениальное дарование в самом юном «арзамасце» — А. С. Пушкине. Их дружба длилась двадцать лет, до смерти поэта.

В стихах Вяземского конца 10-х гг. XIX в. преобладали жанры элегии и дружеского послания, характерные для поэзии пушкинского круга. Отличительной особенностью его поэтической индивидуальности явилось стремление к точности и афористичности мысли, в жертву которому подчас приносились гармония и лёгкость слога.

С началом Отечественной войны 1812 г. Вяземский вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. С 1918 по 1921 г. служил в Варшаве чиновником дипломатического ведомства. Был отстранён от службы за оппозиционные взгляды, однако в тайные организации революционеров никогда не входил. Один из литературоведов назвал этого писателя «декабристом без декабря». Глубоко скептическое настроение Вяземского после расправы над декабристами выразилось в сатирическом стихотворении «Русский бог» (1828 г.), распространявшемся в списках.

Поворотным моментом в жизни Вяземского стала гибель Пушкина, явившаяся для него глубоким потрясением (стихотворение «На память», 1837 г.).

В конце 50-х гг., с началом царствования Александра II, Вяземский значительно продвинулся по служебной лестнице. Товарищ министра просвещения, глава цензурного ведомства, член Государственного совета, сенатор, он вращался в придворных кругах, был вхож в царскую семью. Однако всегда сохранял внутреннюю независимость.

Несмотря на успешную карьеру, в нём нарастал внутренний разлад с современностью. С годами он всё больше идеализировал эпоху своей молодости, всё острее чувствовал связь с ушедшим поколением (стихотворения «Поминки», «Все сверстники мои давно уж на покое…», «Друзьям».).

На склоне лет Пётр Андреевич признался в одном из писем: «…Я создан как-то поштучно, и вся жизнь моя шла отрывочно». Большое место в позднем творчестве Вяземского заняли воспоминания — об известных деятелях русской культуры, о «грибоедовской» Москве.

 «Записная книжка», которую он вёл с 1813 г. до самой смерти, — бесценная летопись эпохи, зафиксировавшая анекдоты, шутки, свидетельства неименитых современников.

С 1863 г. в основном жил за границей и умер в Баден-Бадене (Германия) 22 ноября 1878 г. Похоронен в Петербурге, в Александро-Невской лавре.

Чтение стихотворения

На людской стороне,

На жилом берегу,

Грустно мне, тошно мне

И сказать не могу.

Убежал бы я прочь

Под дремучую тень,

Где в зеленую ночь

Потонул яркий день.

Там деревья сплелись

Изумрудным шатром,

Там цветы разрослись

Благовонным ковром.

От житейских тревог

Я бы там отдохнул,

На цветы бы прилег

И беспечно заснул.              Апрель 1847

4. Открываем четвертую страницу. (Слайд №9-10)

Видео Д.Давыдов «Ради бога, трубку дай…»

Давыдов Денис Васильевич, (1784 – 1839), русский поэт, герой Отечественной войны 1812 года

Денис Васильевич Давыдов родился в семье военного в 1784г, отец его имел большое воинское звание и командовал полком.

Однажды на обеде, компанию Давыдову старшему составил Великий русский полководец Суворов, который осматривал полк его отца. Увидев Дениса, спросил у мальчика, любит ли он солдат? Мальчик же ответил, что любит Суворова, заявив, что в Александре Васильевич всё: и солдаты, и победы и слава.  Суворов был в восторге от ответа, и сказал, что быть мальчику военным человеком, причем незаурядным. Денис Давыдов, конечно же выполнил настояние. Он действительно стал военным и, причем, незаурядным. Стал Героем Отечественной Войны 1812 года.

   Давыдов с детства увлекался военным делом, изучал военную науку, историю сражений, брал уроки воинского дела у одного майора французской армии, ныне находившимся на русской службе. С детства Дениса тянуло не только к военным подвигам, но и поэзии. Его многие стихи умели определенный успех и известность. За свое творчество, порою дерзкое, был в немилости у своих начальников.

  В 1806 году он стал адъютантом у Багратиона. В январе 1807 года участвовал в первом своем сражение, удачно себя проявил, чуть не попал в плен, но был очень храбр. За свои действия Давыдов был награжден орденом святого Владимира 4-ой степени. Он участвовал во многих сражениях с французами и удостоился нескольких памятных орденов и наград.

   Начало Отечественной Войны 1812 года он встретил в чине подполковника и командовал одним из батальонов во второй армии Багратиона. Давыдов участвовал в оборонительных боях на русских границах, вместе с армией отступал вглубь страны и переживал горечь поражений, настигших русское воинство. Вскоре, незадолго до Бородинского сражения, обратил к Багратиону с просьбой разрешить ему начать формирование партизанских отрядов. Он, по сути, являлся автором проекта народной войны против французских интервентов.

  Первый рейд партизан Давыдова датирован 1 сентября, когда партизаны разгромили одну из тыловых групп Наполеона, отбив обоз с ценностями, транспорт, военное снаряжение, успех был очевиден. Оружие, захваченное у французов, раздавалось крестьянам. Форма русских и французских гусар была похожа. Зачастую случались казусы, когда русские крестьяне принимали своих воинов за чужих. Тогда Давыдов облачил своих партизан – гусар в крестьянские одежды, сам командир тоже сменил облик. В армии над их видом подшучивали, однако за Дениса Васильевича вступился сам Кутузов, заявив, что в народной войне такие меры необходимы.

  Давыдову сопутствовала удача. Его отряд рос, нанося французам все более сильные и тяжелые удары. Ни днем, ни ночью, партизаны не давали покоя неприятелю. 4 ноября он взял в плен французских генералов. За участие в Отечественной Войне 1812 года народный герой Денис Давыдов получил орден Святого Георгия, а так же был произведен в полковники.

   В 1823 году он вышел в отставку, появилось время для творчества. Генерал выпустил несколько сочинений и книг. Водил дружбу с Пушкиным и другими известными поэтами. В 1826 году Давыдов снова вернулся  в действующую  армию. Он принимает участие в русско-иранской войне. После отставки Ермолова, уезжает с Кавказа и несколько лет жил в деревне. За свои успехи он получил звание генерал – лейтенанта и новые ордена. Умер в возрасте 54 лет, в 1839 году. Имя Дениса Васильевича Давыдова навсегда останется в памяти благодарных потомков.

Чтение стихотворения    РОМАНС

Не пробуждай, не пробуждай

Моих безумств и исступлений

И мимолетных сновидений

Не возвращай, не возвращай!

Не повторяй мне имя той,

Которой память - мука жизни,

Как на чужбине песнь отчизны

Изгнаннику земли родной.

Не воскрешай, не воскрешай

Меня забывшие напасти,

Дай отдохнуть тревогам страсти

И ран живых не раздражай.

Иль нет! Сорви покров долой!..

Мне легче горя своеволье,

Чем ложное холоднокровье,

Чем мой обманчивый покой.  1834

5.Открываем пятую страницу. (Слайд № 11-12)

Видео А.А. Дельвиг  «Романс» (Не говори любовь пройдет...)

Антон Антонович Дельвиг (1797-1831)

А. А. Дельвиг –поэт, по происхождению – немецкий барон. Родился 6 августа 1798 г., воспитывался в Царскосельском лицее. Здесь знакомится с Пушкиным, дружба с которым сохраняется на всю жизнь.
Особое внимание уделяет русской литературе и поэзии, начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, соперничая с Пушкиным.
Свое первое произведение оду “На взятие Парижа” опубликовал в “Вестнике Европы” в 1814 г. Окончив лицей в 1817 г., служил при министерстве финансов, затем – под началом И.А. Крылова, в публичной библиотеке, а с 1825 г. – в министерстве внутренних дел.

 В 1818 был избран в "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств", много пишет.
Все это время Дельвиг продолжал писать и печатал свои стихи в популярных, на то время, российских литературных журналах. С 1825 г. начал издавать свой альманах “Северные Цветы”, в нем печатались лучшие литераторы того времени, в том числе и А.С. Пушкин. В этом же году Дельвиг женился и сделал свой дом одним из центров литературы.

В 1829 и 1830 г.г. выпустил две книги альманаха “Подснежник”. По инициативе Дельвига в январе 1830 г. начал издаваться противостоящий правительству еженедельник “Литературная Газета”, душой которой был Пушкин. “Литературная Газета” в конце этого же года была запрещена. Неприятности и гонения, предшествовавшие закрытию газеты, сломили Дельвига. И вскоре, 14 января 1831 г, после последовавшей за этим событием болезни, он умер.

После его смерти “Литературная Газета” пришла в упадок. Но Пушкин перенес ее лучшие традиции в свой “Современник”. Дельвиг писал мало и обладал небольшим талантом, тем не менее, его считают принадлежащим к лучшим представителям “пушкинской плеяды”. Его перу принадлежит поэзия различных стилей и направлений – это песни, оды, идиллии, элегии, личная лирика, послания, а также первые в русской поэзии сонеты.

Немца по происхождению, Дельвига, за его любовь к русской народной поэзии и песне можно назвать одним из первых русских поэтов-народников. Пушкин любил его за безмятежную созерцательность и по-детски ясную душу, спокойствие и солидность. Идиллический тон его поэзии и любимые темы – тишина, лень, покой, создавали его внешний “эллинизм” с примесью романтической меланхолии и немецкой сентиментальности.

Чтение стихотворения    Романс (Только узнал я тебя...)

Только узнал я тебя -

И трепетом сладким впервые

Сердце забилось во мне.

Сжала ты руку мою -

И жизнь и все радости жизни

В жертву тебе я принес.

Ты мне сказала "люблю" -

И чистая радость слетела

В мрачную душу мою.

Молча гляжу на тебя,-

Нет слова все муки, всё счастье

Выразить страсти моей.

Каждую светлую мысль,

Высокое каждое чувство

Ты зарождаешь в душе.  1823

6. Открываем следующую страницу. (Слайд № 13-14)

Видео Н. М. Языков  «Подражание Псалму 136»

                                Николай Михайлович Языков (1803-1847).

Н. М. Языков – один из талантливых русских поэтов пушкинской поры.

     4 марта 1803 в семье богатого волжского помещика родился сын Николай. Родители были образованными людьми, поэтому и сыну с самого его младенчества прививали любовь к знаниям. Воспитание в семье было блестящим. Лучшие учителя давали мальчику домашнее образование. В раннем возрасте он увлекся литературой и начал сочинять стихи..

   Когда пришла пора получать специальное образование родители определили сына в Петербургский горный кадетский корпус, где он успешно, но неохотно учился, потому что не чувствовал в себе влечения к точным наукам. Затем, опять же по настоянию родителей, несколько лет был студентом Института инженеров путей сообщения. Но и тут не нашел своего призвания. В результате Языков бросил институт и поступил в Дерптский университет на факультет философии. К этому времени юноша уже определился в своих приоритетах, имел литературные знакомства, публикации и одобрительную критику.

   Этот период жизни Языкова – самый яркий и плодотворный. Он с увлечением изучал историю, философию, политэкономию, безупречно овладел немецким языком. Кроме того, в университете царили свободолюбивые нравы. Языков наслаждался студенческой жизнью: участвовал в вечеринках, сочинял вольнолюбивые и озорные стихи, которые сокурсники знали наизусть и даже перекладывали на музыку, распевая хором полюбившиеся песни. Здесь, в Дерпте, и сформировалось вольнодумство и патриотизм поэта. В кружке, который он организовал в университете, молодежь обсуждала философские и политические вопросы, будущее России. Вдохновленный идеями кружковцев, он написал свои знаменитые стихи, ставшие песнями: «Из страны, страны далекой…» и «Нелюдимо наше море…». Эти песни еще долгое время сопровождали демократически настроенную молодежь нескольких поколений.

    Неудивительно, что в обстановке «вольной жизни», сформировалась незаурядная личность с передовыми общественными и политическими позициями. Стихи молодого Языкова блистали смелыми мыслями о самодержавии. Он гордостью страны считал Пушкина и Рылеева. Он прославлял героическую историю своего народа. Стихи Языкова быстро приобрели широкую популярность в молодежных и литературных кругах. О нем с восторгом говорил Гоголь и Пушкин.

   Так случилось, что в летнюю пору 1826 г. Языков приехал погостить к своему товарищу Вульфу в село Тригорское. В это время в соседнем Михайловском находился в ссылке Пушкин, друживший с обитателями имения Тригорского и часто их навещавший. Там и познакомились два поэта. Эта дружба обогатила обоих. Пушкин в своих стихах много раз обращался к Языкову, восхищался его талантом, а что касается Языкова, то он был просто пленен творчеством великого Пушкина и очень гордился дружбой с ним.

   В 1829 г. в жизни поэта наступил тяжелый период: настигла мучительная болезнь. Временами он жил на родине, но в основном в Москве. Здесь он познакомился с Аксаковым, Баратынским и другими.

    Его болезнь все прогрессировала. В 1837 г. Языков отправился на лечение за границу. Европейские курорты, однако, не облегчили участь больного. Он возвратился в Москву полным инвалидом и оставшиеся три года жизни провел в страшных физических и моральных муках.

      В 1844 и 1845 годах Языков выпустил два своих последних сборника. Языков умер 26 декабря  1846.

Чтение стихотворения        Буря

Громадные тучи нависли широко

Над морем и скрыли блистательный день.

И в синюю бездну спустилась глубоко

И в ней улеглася тяжелая тень;

Но бездна морская уже негодует,

Ей хочется света, и ропщет она,

И скоро, могучая, встанет, грозна,

Пространно и громко она забушует.

Великую силу уже подымая,

Полки она строит из водных громад,

И вал-великан, головою качая,

Становится в ряд, и ряды говорят;

И вот, свои смуглые лица нахмуря

И белые гребни колебля, они

Идут. В черных тучах блеснули огни,

И гром загудел. Начинается буря.  15 декабря 1839

III.      Подведение итогов. Слово учителя.

Сегодня мы говорили о поэтах, которым по праву называют «звёздами пушкинской плеяды». Своим творчеством они способствовали развитию национальной литературы: усовершенствовали стихосложение, внесли много новых тем – социальных, исторических, личных, приблизили поэзию к народу. Но главная их заслуга в том, что они чутко откликались на нужды и интересы своего народа, пропагандировали идеи патриотизма, выступали в защиту прав и достоинства человека.

Почему же стихи, написанные так давно сегодня мы вновь и вновь перечитываем их? Ответ прост. Вопросы, которые волновали поэтов пушкинской поры: любовь, красота природы, интересы народа, война, права и достоинства человека, - продолжают волновать и нас, жителей 21 века. Эти вопросы будут актуальны всегда, сколько бы времени ни прошло.

В своём последнем спектакле «Поминальная панихида» прекрасный актёр Евгений Леонов, так рано ушедший от нас, но сумевший своим творчеством подарить нам тепло, свет, радость жизни, сказал замечательные слова, которыми мне хочется закончить наш урок: «Нет поколений бывших и настоящих, мы все современники».

Домашнее задание: проанализировать понравившееся стихотворение

ПРИЛОЖЕНИЕ

Гусарский пир. ДЕНИС ДАВЫДОВ        

Ради Бога, трубку дай!

Ставь бутылки перед нами!

Всех наездников сзывай

С закручёнными усами!

Чтобы хором здесь гремел

Эскадрон гусар летучих;

Чтоб до неба возлетел

Я на их руках могучих;

Чтобы стены от ура

И тряслись, и трепетали!..

Лучше б в поле закричали…

Но другие горло драли:

«И до нас придёт пора!»

Бурцов, брат! Что за раздолье!

Пунш жестокий!.. Хор гремит!

Бурцов, пью твоё здоровье:

Будь, гусар, век пьян и сыт!

Понтируй, как понтируешь,

Фланкируй, как фланкируешь;

В мирных днях не унывай

И в боях качай-валяй!

Жизнь летит: не осрамися,

Не проспи её полёт.

Пей, люби да веселися!

Вот мой дружеский совет.                                          (1804)

         Это одно из первых стихотворений Дениса Давыдова. Оно написано в 1804 году, во время его службы в Белорусском гусарском полку, опубликовано много позднее  и разошлось среди современников поэта в рукописных списках, быстро завоевав всеобщую любовь. Как позже заметит сам автор, подобное стихотворение «не могло тогда и показаться на имперский смотр цензурного комитета». Но запрещённый товар, как запрещённый плод: цена его удваивается от запрещения.

         Вот оно бытовое геройство, соединённое с непременной гусарской чаркой! Грубость и удальство армейского быта противопоставлено здесь этикету и нормативной скуке светской жизни. Напряжение чувств – на войне или за «мирною бутылью» -  не покидает лирического героя.        

    Имя лихого буяна Александра Петровича Бурцова, старшего сослуживца автора, пьяницы и гуляки, к которому обращается  лирический герой, давно бы кануло в вечность, если бы не это стихотворение.

     Стихи свои поэт сам называл «крутыми», что проявлялось в особой «взбалмошности» языка и стиля. Профессиональная лексика («понтировать» - карточный термин, «фланкировать» - кавалерийский термин) лихо соединяется в стихотворении с просторечным возгласом «качай-валяй». Мы сейчас смутно понимаем и значение этих терминов, и смысл этого возгласа, - но это не мешает восприятию самого главного: особой лёгкости поэтического настроения, житейской бравады.        

К моему перстню. ДМИТРИЙ ВЕНЕВИТИНОВ

Ты был отрыт в могиле пыльной,

Любви глашатай вековой,

И снова пыли ты могильной

Завещан будешь, перстень мой.

Но не любовь теперь тобой

Благословила пламень вечной

И над тобой, в тоске сердечной,

Святой обет произнесла;

Нет! Дружба в горький час прощанья

Любви рыдающей дала

Тебя залогом состраданья.

О, будь мой верный талисман!

Храни меня от тяжких ран

И света, и толпы ничтожной,

От едкой жажды славы ложной,

От обольстительной мечты

И от душевной пустоты.

В часы холодного сомненья

Надеждой сердце оживи,

И если в скорбях заточенья,

Вдали от ангела любви,

Оно замыслит преступленье, -

Ты дивной силой укроти

Порывы страсти безнадёжной

И от груди моей мятежной

Свинец безумства отврати,

Когда же я в час смерти буду

Прощаться с тем, что здесь люблю,

Тогда я друга умолю.

Чтоб он с моей руки холодной

Тебя, мой перстень, не снимал,

Чтоб нас и гроб не разлучал,

И просьба будет не бесплодна:

Он подтвердит обет мне свой

Словами клятвы роковой.

Века промчатся, и быть может,

Что кто-нибудь мой прах встревожит

И в нём тебя отроет вновь;

И снова робкая любовь

Тебе прошепчет суеверно

Слова мучительных страстей,

И вновь ты другом будешь ей,

Как был и мне, мой перстень верной. (1827)

        Лирический герой стихотворения – влюблённый романтик, страдающий оттого, что на его страстное чувство  «ангел любви» отвечает лишь дружеским состраданием. «Порывы страсти» навевают ему трагические мысли о самоубийстве.

        В стихотворении речь идёт о перстне - подарке Зинаиды Волконской, который она вручила Веневитинову перед его отъездом из Москвы в октябре 1826 года. По преданию, он был найден в Геркулануме во время раскопок. Этот перстень, бережно хранимый поэтом, становится в его стихах неким волшебным талисманом, который оберегает владельца от сердечных ран и «душевной пустоты». Образ перстня-талисмана будет позже переосмыслен в пушкинском стихотворении «Храни меня, мой талисман…». Перед кончиной Веневитинова друзья выполнили просьбу, высказанную в стихотворении, и надели перстень, с которым поэт не расставался при жизни, на палец умирающего. При перезахоронении поэта в 1930 году во время разрушения Симонова монастыря перстень был снят с его руки и передан в Литературный музей, таким образом, стихотворение, написанное поэтом накануне смерти, оказалось пророческим.

Ропот. ЕВГЕНИЙ БАРАТЫНСКИЙ

Он близок, близок день свиданья,

Тебя, мой друг, увижу я!

Скажи: восторгом ожиданья

Что ж не трепещет грудь моя?

Не мне роптать, но дни печали,

Быть может, поздно миновали:

С тоской на радость я гляжу, -

Не для меня её сиянье,

И я напрасно упованье

В больной душе моей бужу.

Судьбы ласкающей улыбкой

Я наслаждаюсь не вполне:

Всё мнится, счастлив я ошибкой,

И не к лицу веселье мне.                                              (1820)

         Типичное для поэта-романтика стихотворение в элегическом тоне. Это стихотворение рождено желанием поэта как можно пристальней всмотреться во внутренний мир человека, в тончайшие оттенки и движения его чувств и мыслей. Это психологическая и философская элегия, в которой поэт стремится воссоздать характер молодого человека своего времени, уставшего от жизни, разочарованного. Он скептик и индивидуалист. Почему в радостный миг ожидания свидания лирический герой печален, почему ему «не к лицу веселье»? Его душа охладела, она больна «байроновским разочарованием».

        Известно знаменитое высказывание Пушкина о Баратынском: «Он у нас оригинален, ибо мыслит». Явлением афористичности мысли предстают последние «ударные» строчки стихотворения. Кажется, что эффектная концовка возникла у поэта  сначала, и уже ради мысли, выраженной в ней, было сочинено всё предшествующее. Это строчка-формула, запечатлевшая общее состояние души человека.

Пловец.  НИКОЛАЙ ЯЗЫКОВ

Нелюдимо наше море.

День и ночь шумит оно;

В роковом его просторе

Много бед погребено.

      Смело, братья! Ветром полный,

       Парус мой направил я:

       Полетит на скользки волны

      Быстрокрылая ладья!

Облака бегут над морем,

Крепнет ветер, зыбь черней, -

Будет буря: мы поспорим

И помужествуем с ней.

     Смело, братья! Туча грянет,

     Закипит громада вод,

     Выше вал сердитый встанет,

     Глубже бездна упадёт!

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина.

    Но туда выносят волны

    Только смелого душой!..

    Смело, братья, бурей полный,

   Прям и крепок парус мой.                                          (1829)

      «Какой избыток сил,  какое буйство молодое!»- так высказался об этом стихотворении Пушкин.  «Не для элегий…, но для дифирамба и гимна родился он», - говорил о поэте Гоголь. И действительно, в стихотворении поэт открыт, порывист и простодушен. В нём разлит свет, удалая сила, непосредственность. Оно завораживает напором, темпераментом и чрезвычайной бойкостью слова.

      Всё, что вызывает в юноше отвагу – море, волны, буря, твёрдая вера в будущее – выражается в стихотворении с силой неестественной. В нём отчётливо слышно глубокое внутренне убеждение поэта в том, что к счастью «выносят волны только сильного душой». Этот мужественный пловец, ищущий бури и срытой за нею блаженной страны, - конечно, символ жизни самого Языкова. Вместе с тем, это общезначимый художественный образ, поэтому это стихотворение уже давно стало любимой народной песней, хотя многие любители песни «Нелюдимо наше море» и не ведают, что поют слова языковского стихотворения.

     В некотором смысле «Пловец» стал также и революционным гимном, выражающим вольнолюбивые настроения передовой дворянской молодёжи эпохи декабристов. Идеи вольности и борьбы носились тогда в воздухе, и молодой поэт-романтик воспринимает их непосредственно, эмоционально.

     Вся поэзия Языкова – романтический порыв, сильное, непосредственное движение чувств.

Русская песня.  АНТОН ДЕЛЬВИГ

Что, красотка молодая,                                             Не слыхали ль злые люди

Что ты, светик плачешь?                                          Наших разговоров?

Что головушку, вздыхая,                                          Не спросили ль злые люди

К белой ручке клонишь?                                          У отца родного;

Или словом, или взором                                           Не спросили ль сопостаты

Я тебя обидел?                                                           У твоей родимой:

Иль нескромным разговором                                    «Чей у ней на ручке перстень?

Ввёл при людях в краску?                                         Чья в повязке лента,

Нет, лежит тоска иная                                                Лента, ленточка цветная,

У тебя на сердце!                                                        С золотой каймою;

Нет, кручинушку другую                                           Перстень с чернью расписною,

Ты вложила в мысли!                                                 С чистым изумрудом?»

Ты не хочешь, не желаешь

Молодцу открыться,                                                  

Ты боишься милу другу                                             Не томи, открой причину

Заповедать тайну!                                                       Слёз твоих горючих!

                                                                                      Перелей в моё ты сердце

                                                                                      Всю тоску-кручину,

                                                                                      Перелей тоску-кручину

                                                                                      Сладким поцелуем:

                                                                                      Мы вдвоём тоску-кручину

                                                                                      Легче  растолкуем.                 (1823)

      Наполовину немец, Дельвиг поразительно верно угадал строй и дух русской народной песни. Его песня очень тонко и точно воспроизводит фольклорную поэтику, живой народный язык. В стихотворении много постоянных эпитетов, характерных для народной поэзии: «бела ручка», «милый друг», «горючие слёзы», - повторов: «тоска-кручинушка». Перед читателем вновь любимые фольклорные герои: красна девица и её возлюбленный, которые скрывают свои чувства от посторонних. Удивительна простота и  напевность стихотворения. Оно было положено, как и многие другие стихотворения поэта, на музыку М. И. Глинкой, В. Волковым, В. Т. Соколовым.

Леса.   ПЁТР ВЯЗЕМСКИЙ:

Хотите ль вы в душе проведать думы,

Которым нет ни образов, ни слов, -

Там,   где кругом густеет мрак угрюмый,

Прислушайтесь к молчанию лесов;

Там в тишине перебегают шумы,

Невнятный гул беззвучных голосов.

В сих голосах мелодии пустыни;

Я слушал их, заслушивался их,

Я трепетал, как пред лицом святыни,

Я полон был созвучий, но немых,

И из груди, как узник из твердыни,

Вотще кипел, вотще мой рвался стих.                                                  (1830)

      Небольшое стихотворение «Леса» не разделено на строфы и состоит из двух больших предложений. Лирический герой здесь прямо и недвусмысленно отождествлен с автором («вотще мой рвался стих»). Текст построен как обращение к собеседникам. Поэт словно торопится высказать нечто очень для него существенное. Так спешат поделиться важным событием в жизни. Оказывается, речь идет о думах, которые невозможно высказать словами и образами.

       Почему автора привлекает «мрак угрюмый»? прислушаемся вместе с ним к молчанию и приглядимся к мраку. «В тишине перебегают шумы…», а за шумом различаются голоса. От мрака к звуку, от шума к голосу – вот путь к духовной гармонии. Поэт заканчивает стихотворение жалобой на невозможность создать совершенное произведение. Завершающие строки , безусловно, говорят о скромности Вяземского, который был уже в 20-е годы Х1Х столетия широко известным поэтом, и у него не было причин для творческой неуверенности. Но последней строкой автор как бы напоминает читателю, что его талант – лишь божий дар, а созданные стихи – божья милость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "Поэты пушкинской поры"

Урок литературы в 9 классе "Поэты пушкинской поры" с применением ИКТ-технологий включает в себя: презентацию №1 для объяснения новой темы, презентацию №2 "Интеллектуальная игра "Современники поэта", в...

Презентация к уроку литературы "Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке".

Данный видеоролик разработан совместно с ученицей (размещен здесь)....

П.А.Вяземский. Последний из пушкинской плеяды

Учитель может познакомить своих учеников с жизнью и творчеством яркого поэта с необычной судьбой....

Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".

Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...

Урок литературы с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока.. Поэты пушкинского круга.

Урок литературы в 8 классе с использованием технологии сотрудничества, ИКТ, ТРКМ (смысловое чтение), здоровьесберегающей технологии. Технологическая карта урока. Учитель: Шапинская И. А...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Сочиню свою загадку» Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Задачи:Образовательные: научиться создавать загадкиФормировать УУД:Коммуникативные: представлять результаты своего труда, строить продуктивное общение в паре, излагать свою точку зрения.Познавате...