Презентация "Устное народное творчество"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Презентация к уроку литературы в 5 классе. Дано определение термина "Фольклор". Рассмотрены основные жанры фольклора: загадки,пословицы и поговрки, сказки. Даны характеристики каждого жанра и описаны всеего особенности. Приводится игра "Знактоки сказок", игра "Закончи пословицу. " Все сопросождается красочными иллюстрациями. В окнце приводится кроссворд поданной теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_unt.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Познакомить с термином «фольклор». Познакомить с жанрами фольклора: Происхождение и природа загадок Мудрость, поучительный смысл и совершенство форм пословиц и поговорок . Их сходство и различие между собой. Группы, сюжет, герои и события сказок .
(англ. folk . – «народ», lore – «знание») – народная мудрость. 1845 г. – англ. учёный У. Дж. Томс
Народное Автор - народ Устное Из уст в уста Творчество Жанры : Песни сказки загадки пословицы былины Контакт исполнителя со слушателем Опора на традиции Сочетание с элементами других видов искусств
Традиционные зачины и концовки Единоначалие Повтор слов, строк, эпизодов Использование фольклорных символов Постоянные эпитеты
Метафора. Меж двух светил Я в середине один. 2. Олицетворение. Кланяется, кланяется - Придет домой – растянется. 3. Звуковой образ, Зубастый зверёк звукоподражание. Грызёт с визгом дубок. 4. Прямое сравнение. Пять ларчиков – Пять чуланчиков.
5. Отрицательное сравнение. Чёрен, да не ворон Рогат, да не бык Шесть ног без копыт, Летит – воет, Падёт – землю роет. 6. Образное описание признаков неназванного предмета (по внешнему виду или действию). Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. 7. Прямой вопрос. Кто бежит без провода?
Сильнее солнца, Слабее ветра Ног нет, а идёт, Глаз нет, а плачет. Посмотри на колобок, Он румян и краснобок. Но не рви его до срока- От него не будет прока.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл (любишь кататься – люби и саночки возить). Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку (как кур вощи).
Семь раз отмерь … один раз отрежь Поспешишь ... людей насмешишь Ум хорошо … а два лучше Дело мастера … боится Друзья познаются … в беде
волшебные О животных бытовые
Вымысел, занимательность, поучительность Основная мысль Борьба добра со злом. Борьба ума с глупостью. Борьба справедливости с подлостью.
Присказка . Её цель – привлечь внимание слушателей. Зачин (переносит нас в сказочный мир). Концовка (в ней заключён вывод). Использование устойчивых сочетаний (формул): Обращения («Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом…» Повторы («жили - жили»). Постоянные эпитеты (образные определения). Гиперболы (преувеличения). Помощь чудесных помощников (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы).
положительные отрицательные
Рассказывай медленно, плавно. Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формулы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три». Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей. Начинай с присказки, завершай концовкой.
Задание: вспомните название сказок по их началу и определите жанр. 1. «Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…»
2. «Жили были старик со старухой. А у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезём…»
3. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь таково слово: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите их в разные стороны…»
Б Ч П З А А Определите названия жанров устного народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.
Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...
ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи
Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...
«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО
Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1. Обучать...
Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....
Иллюстрации к исследовательской работе "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".
Иллюстрации к проекту (1 часть)...
Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»
Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...