рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Мацкевич Мария Васильевна

Рабочая программа по литературе 7 класс составлена на основе программы под ред. В. Я. Коровиной, 70 часов в год , 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_7_klass.docx53.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2010г.).

На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

     Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество  часов

1.

Литература как искусство слова.

1

2.

Устное народное творчество

4

3.

Древнерусская литература.

3

4.

Литература  18  века.

2

5.

Литература  19  века.  

30

6.

Литература  20  века.

23

7.

Литература народов России.

1

8.

Зарубежная литература.

5

9.

Итоговый  урок

1

Вн.чт.-10ч; РР – 10ч.

70 часов

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:

Авторов и содержание изученных художественных произведений.

Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).

Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).

Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.

Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.

Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.

Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Учащиеся должны уметь:

Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.

Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

Различать эпические, драматические и лирические произведения.

Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.

Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.

Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.

Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Для учителя:

1.  «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.

2.  Литература. 6 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. –Волгоград: Учитель,2007.

3. Липина  Е.Ю.  Литература.  Тесты  к  учебникам-хрестоматиям  под  ред.  Т.Ф.  Курдюмовой.5-9  классы

4. Мультимедиа энциклопедия.  

5. Литература.5-10 классы.  Изучение  творчества  Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

6. Уроки  литературы  №6/2003,№4/2003.

Для учащихся:

1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.

6. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

7. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

Произведения для заучивания наизусть:

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко  (отрывок на выбор).

Пословицы поговорки на выбор.

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел. (на выбор).

Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С. Тургенев. Русский язык.

Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок на выбор).

В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой  «Край та мой, родимый край…» или Благовест. И.А. Бунин Родина (на выбор).

В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор)

По теме «ВОВ»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е.М. Винокуров. Москвичи.)

С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…»

Произведения для самостоятельного чтения

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся).

Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.        П. Сумароков. Эпиграмма.

B.        В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику.

К. Ф. Р ы л е е в. Петр Великий в Острогожске.

А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.

Н.М.Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.

H.A. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я.П.Полонский. Дорога.

Л. Н.Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

A.И. Куприн. Изумруд.

B.Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C.А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A.Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.

Дон-Аминадо. Четыре времени года.

Н. С. Гумилев. Леопард.

М. А. Осоргин. Земля.

М. И. Цветаева. Стихи о Москве.

Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B.П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.

В. М. Шукшин. Критики.

A.В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

B.С. Высоцкий. Песня о друге.

A.Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B.С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы

Японские трехстишия (хокку или хайку)

Г.У. Лонгфелло. Песнь о Гайвате.

Э.По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.

Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.

Р. Брэдбери. Все лето в один день.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 7 КЛАСС

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел»

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе ■

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий  Сергеевич Лихачев.   «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский.   «Доченьки»;   И. Гофф.   «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Учебно-методический комплекс.

ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-11 класс. Под ред. В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2006

УЧЕБНИК: Литература .7 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2009.

И. В. Золотарева, С. М. Аникина «Поурочные разработки по литературе». Издательство «Москва», «ВАКО» 2004г.

УМК «Вокруг тебя – мир…»: Методические рекомендации к книге для ученика. 7 класс./ К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. Н. Кубышкина, Т. Н. Пискунова.-М.:ООО «Гендальф», 2000.

Дидактические материалы для 7 кл. «Читаем, ду-маем, спорим…»

Учебно-методическое обеспечение для учащихся.

Литература .7 кл. Учеб.- хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2003

УМК Вокруг тебя- мир.: Книга для ученика.7 класс./ К. Сухарев – Дериваз, В. Ю. Выборнова, Ю. Ф. Гуголев, Н. Н. Кубышкина, Т. Н. Пискунова.-М.:ООО «Гендальф», 2000.

Календарно-тематическое планирование  

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

I

 Введение.

1

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

II

 Устное народное творчество.

4

2

Предания как поэтическая автобиография народа.

Исторические события в преданиях.

1

3

Понятие о былине.  «Вольга и Микула Селянинович»

Прославление мирного труда.

1

4

Новгородский цикл былин. Былина «Садко». Своеобразие былины.   Калевала.

1

5

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц.

1

II

Древнерусская литература.

3

6

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»).

1

7

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы.

1

8

Подготовка к письменной работе  «Нравственный облик человека в древнерусской литературе» или «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси».  Классное сочинение.

1

III

 Из русской литературы 18 века.

2

9

М.В.Ломоносов. Поэт и учёный.  «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

10

Г. Р.Державин.   «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».

1

IV

Из русской литературы 19 века.

30

11

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава»

1

12

А.С. Пушкин «Медный всадник».  Выражение чувства любви к Родине

1

13

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

1

14

А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

1

15

А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».

1

16

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

1

17

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича…» Картины быта16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

1

18

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

19

М.Ю Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».

1

20

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческаяя основа повести.

1

21

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.  

1

22

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

1

23

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1

24

Подготовка к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба».

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Записки охотника». «Бирюк».

1

25

И.С.Тургенев.  Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк»

1

26

Стихотворения в прозе. «Русский язык».

Попытка создания стихотворения в прозе.

1

27

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча Княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»..

1

28

  Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения о судьбе русского народа. Боль поэта за судьбу народа. Обучение выразительному чтению.

1

29

А.К Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

30

М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

31

М.Е.Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению по сказке.  

1

32

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

33

Главный герой повести Толстого «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир.

1

34

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопони-мания детей и взрослых

1

35

И.А.Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»

1

36

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.

1

37

Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон».

1

38

Два лица России в рассказе Чехова «Злоумышленник».

1

39

Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня»

1

40

Стихи русских поэтов XIXвека о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны»; Ф.И.Тютчев «Весенние воды», «Умом Россию не понять»; А.А.Фет «Вечер», «Это утро…»; А.К.Толстой, И.Бунин. Обучение анализу лирического текста

1

V

Из русской литературы 20 века

23

41

М. Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

1

42

М. Горький «Детство». Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

Понятие о теме и идее произведения.

1

43

Обучение анализу эпизода из повести Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

1

44

«Легенда о Данко» из рассказа Горького «Старуха Изергиль».  Романтический характер легенды.

1

45

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение….». Анализ текста. Обучение выразительному чтению.

1

46

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

1

47

Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

1

48

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя.

1

49

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.

1

50

Подготовка к домашнему сочинению. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»?

1

51

Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…»

1

52

Интервью как жанр публицистики. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.

1

53

 Стихотворения поэтов – фронтовиков( Твардовского, Симонова, Тихонова и др.)

1

54

Военная лирика.

1

55

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади».

Понятие о литературной традиции. Эстетические и нравственные проблемы рассказа.

1

56

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.

1

57

Е.И.Носов  «Живое пламя». Обучение целостному  анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

1

58

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои и поступки.

1

59

  Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира( Брюсов, Сологуб, Есенин, Рубцов и др.).

1

60

Сочинение стихотворения или лирической миниатюры о родном крае.

1

61

  Д.С.Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная») как духовное напутствие молодежи.

1

62

М. М. Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

1

63

Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»;

 И. Гофф. «Русское поле»

1

VI

 Из литературы народов России

1

64

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля… », «О моей Родине»

1

VII

Из зарубежной литературы

5

65

Р.Бёрнс   «Честная бедность», представления о справедливости и честности.

1

66

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…», прославление подвига во имя свободы Родины.  Стихотворения. Обучение выразительному чтению.

1

67

Японские хокку. Особенности жанра.

1

68

 Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов»

1

69

Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.

1

70

Итоговый урок. Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето. Литературная игра.

1

Всего – 70 часов.

Внеклассное чтение -10 часов, развитие речи – 11 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....