Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Григорьева Оксана Юрьевна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015 - 2016 учебный год

 

Класс  8 «Б»

Учитель Григорьева Оксана Юрьевна

Название предмета литература

Учебник (под редакцией)  «Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для

общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин.

Всего часов 68

Количество часов в неделю 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1

«Утверждаю»

Директор МБОУ Одинцовской СОШ № 1

_______     Романовская О.В.

Приказ № ________от

«__» сентября 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

«__» _______2015 г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей

 русского языка и литературы

                          \ Остапчук Н.Г.

Протокол № _1__ от

«___» ________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015 - 2016 учебный год

Класс  8 «Б»

Учитель Григорьева Оксана Юрьевна

Название предмета литература

Учебник (под редакцией)  «Литература. 8кл.: Учебник – хрестоматия для

общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин.

Всего часов 68

Количество часов в неделю 2

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования по литературе (2004 г), примерной программы основного общего  и среднего (полного) образования по  литературе и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2012) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.

Программно-методическое обеспечение:

  1. Литература. 8 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.;
  2. Литература. 8 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012.;
  3. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
  4. Меркин Г.С.,  С.А.Зинин  Программа курса «Литература»  5-9 классы. –М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 208с.
  5. Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература 8 класс» – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Рабочая программа конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1.Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2.Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

3.Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

4.Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному)  небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных  компетенций.  Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Общее количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

Содержание учебного предмета:

п/п

Наименование темы

Содержание  темы

1

Художественная литература и история.

Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Своеобразие курса литературы в 8 классе.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы

2

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.

3

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений,

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературыXVIII века

4

Г.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте, оде.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

5

Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н. Тынянова «Пушкин».

Из литературыXIХ века

6

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений».

 Е. А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

Н.М. Языков. «Пловец ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

7

А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

8

М.Ю. Лермонтов

Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник».

9

Н.В. Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

10

И.С. Тургенев

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести. Прообраз,  прототип.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися).

11

Н.А. Некрасов

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зелёный Шум». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини. Человек и природа в стихотворениях.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

12

А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...», «Зреет рожь над жаркой нивой». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века*:

Н.И.  Гнедич. «Осень»;

П.А. Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. Анненский. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.

13

А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков.

14

Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы ХХ века.

15

М. .Горький

.

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М- Горького: «Мой спутник», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»

16

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.

17

О  серьезном  —  с улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие», М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

18

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».

19

М.В. Исаковский

Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…». «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики 19 века.

Теория литературы: стилизация; устная народная поэзия; тема стихотворения.

Развитие речи: выразительное чтение. Подготовка сообщения, беседа, исследовательская работа с текстом.

20

В.П. Астафьев

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежное девочками простились...»;

Д .С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» ("отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников»;

М. Д ж а л и л ь.  «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.

21

А.Т. Твардовский

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

А.А. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников.  «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В. Исаковский. «Катюша»;

М.А. Светлов. «Веселая песня»;

А.А. Вознесенский. «Слеги»;

Р.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля...»;

B.C. Высоцкий. «Я не люблю» и др.

22

В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране

Из зарубежной литературы

23

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

24

М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Учебно-тематический план:

п/п

Наименование разделов и тем

По авторской программе

По рабочей программе

Из них:

Развитие речи

1

Введение

1

1

2

Из устного народного творчества

3

2

3

Из древнерусской литературы

3

3

4

Из литературы XVIII  века

5

5

Г.Р. ДЕРЖАВИН

2

2

Н.М. КАРАМЗИН

3

3

1

5

Из литературы  XIX  века

33

31

В.А.ЖУКОВСКИЙ

1

1

К.Ф.РЫЛЕЕВ

2

1

А.С. ПУШКИН

8

8

1

М.Ю.ЛЕРМОНТОВ

3

3

Н.В.ГОГОЛЬ

6

6

И.С.ТУРГЕНЕВ

3

3

Н.А.НЕКРАСОВ

2

2

А.А.ФЕТ

2

2

А.Н.ОСТРОВСКИЙ

3

2

Л.Н.ТОЛСТОЙ

3

3

1

6

Из литературы XXвека

19

19

А.М.ГОРЬКИЙ

3

3

1

В.В.МАЯКОВСКИЙ

2

2

О СЕРЬЁЗНОМ - С УЛЫБКОЙ

2

2

Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ

2

2

М.В.ИСАКОВСКИЙ

2

2

В.П.АСТАФЬЕВ

3

3

1

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

2

2

В.Г.РАСПУТИН

3

3

7

Из зарубежной литературы

6

6

У.ШЕКСПИР

3

3

М.СЕРВАНТЕС

3

3

8

Итоговое занятие

0

1

ВСЕГО:

70

68

5

Темы проектов, творческих работ, рефератов по литературе 8 класс

  1. Образ А. Невского в русской литературе и кинематографе.
  2. Эраст-это только носитель зла? ( Почему этого не почувствовала Лиза и полюбила его?)
  3. Картины природы и их роль в повести Карамзина «Бедная Лиза».
  4. Признаки сентиментализма в повести «Бедная Лиза».
  5. Пугачёвщина и Пугачёв на страницах «Капитанская дочка»: восстание или бунт?
  6. Савельич и Пётр Гринев. Лексика, употреблённая в повести для характеристики Савельича.
  7. Образы-символы в повести Пушкина «Капитанская дочка»
  8. Крылатые слова и афоризмы на страницах «Капитанской дочки» Пушкина.
  9. Образно-выразительные средства в повести Пушкина «Капитанская дочка» (на примере отдельного фрагмента или главы).
  10. Связь поэмы «Мцыри» с лирическими стихотворениями Лермонтова («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь и другие»).
  11. Роль вступления в поэме «Мцыри».
  12. Тема свободы в поэме «Мцыри».
  13. Купечество в комедии Гоголя «Ревизор»
  14. «Ревизор» на сцене и в кино.
  15. Цель употребления иностранных слов в комедии Гоголя «Ревизор».
  16. Цветовая гамма в повести Тургенева «Ася».
  17. Образы-символы в повести Тургенева «Ася».
  18. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка» и А. Блока «На железной дороге».
  19. Некрасов в музыке.
  20. «Снегурочка» и УНТ.
  21. Образы-символы в рассказе Л. Толстого «После бала».
  22. Образы рассказчиков в повести «Ася» Тургенева и «После бала» Л Толстого.
  23. Любовь  в жизни героев.(на примере любви Ивана Васильевича к Вареньки и господина N.N к Асе).
  24. Романтические произведения М. Горького в живописи и киноискусстве.
  25. Писатели-эмигранты.
  26. Выразительные средства в произведениях М. Зощенко.
  27. «Ромео и Джульетта» на театральной сцене и в кино.
  28. Роман Сервантеса в изобразительном искусстве.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Важнейшими умениями в 8 классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

—умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Для заучивания наизусть

Г.Р. Державин. «Памятник».

В.А. Жуковский. «Сельское кладбище» (отрывок).

Н.М. Языков. «Пловец».

А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».

М.Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта».

Н.А. Некрасов. «Тройка».

А.А. Фет.  «Учись у них: у дуба, у березы…»

В.В. Маяковский. Стихотворение — по выбору.

С.А. Есенин. «Той ты, Русь, моя родная… »

Б.Л. Пастернак. «Во всем мне хочется дойти…» Н.А. Заболоцкий. Стихотворение — по выбору. А.Т. Твардовский.  «За далью — даль» (отрывок).

Для домашнего чтения

Из устного народного творчества

«В темном лесе, в темном лесе…», «Уж ты ночка, ты ноченька темная…», «Ивушка,

ивушка, зеленая моя!..».

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей ». В.А. Жуковский. «Кубок». К.Ф. Рылеев. «Державин». П.А. Вяземский. «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза».

А.С. Пушкин. «Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад». Н.В. Гоголь. «Портрет».

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли…», «Ты всегда хороша несравненно…», «Дедушка».

А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем…», «Я жду… Соловьиное эхо». Л.Н. Толстой. «Холстомер».

Из литературы XX века

М. Г о р ь к и й. «Сказки об Италии».

А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом…», «Проводила друга до передней…». М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года». С.А. Есенин. «Письмо матери». Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»

A.        Г р и н. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель». Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».

B.        Ш а л а м о в. «Детский сад».

В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском».

Из зарубежной литературы

В. Г ю г о. «Девяносто третий год».

Ресурсное  обеспечение программы

Гоголь Н.В.

http://gogol.lit-info.ru/

http://www.ngogol.ru/

http://nikolay-gogol.ru/

http://www.nicolaygogol.org.ru/

http://www.domgogolya.ru/

http://www.nikolay.gogol.ru

Горький А.М.

http://www.hrono.info/biograf/gorkyi.html

http://www.maximgorkiy.narod.ru/

Грибоедов А.С.

http://www.griboedow.net.ru/

Карамзин Н.М.

http://www.karamzin.net.ru

Лермонтов  М.Ю.

http://www.lermontov.name/

http://www.vrubel-lermontov.ru/

http://www.lermontov.info/

http://www.tarhany.ru/museum/

http://lermontov.niv.ru/

Пушкин А.С.

http://pushkin.niv.ru/

http://pushkin.novgorod.ru/

Тургенев И.С.

http://www.turgenev.org.ru/

Электронные библиотеки

http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ).

http://www.rvb.ru/ - русская виртуальная библиотека.

http://www.kidsbook.narod.ru - библиотека детской литературы.

http://litera.ru/stixiya/ - Стихия: классическая русская/ советская поэзия.

Виртуальные музеи

http://www.likt590.ru/project/museum/ - виртуальный музей литературных героев.

http://www.tretyakov.ru - Третьяковская галерея.

http://www.rusmuseum.ru/ - Русский музей.

http://www.hermitage.ru/  - Эрмитаж.

http://www.museum.ru/gmii - Пушкинский музей изобразительных искусств.

http://www.museum.ru - музеи и галереи России.

для учащихся:

  1. Литература 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в III частях. Автор-составитель Г.С. Меркин М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2012г
  1. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011г

для учителя:

  1. Литература. 8 кл. Планирование и материалы к курсу. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.;
  2. Литература. 8 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 3 ч./ Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009г
  3. Литература. 8 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Части 1, 2. Соловьева Ф.Е. . – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  4. Тематическое планирование к учебнику «Литература.8 класс»(автор-составитель Г.С.Меркин). Ф.Е.Егорова. М.: «Русское слово», 2011г
  5. Уроки литературы 8 класс. Методическое пособие.( к учебнику «Литература.8 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин) Ф.Е.Егорова. М.: «Русское слово», 2011г
  6. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова 8 класс. Н.В.Егорова.-М.: «Вако» 2006г
  7. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание.8 класс. Н.В.Егорова.-М.: «Вако» 2010г
  8. Литература в 8 классе. Урок за уроком. Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова.-М.; «Русское слово» 2001

Учебные диски,  мультимедийные электронные учебники, энциклопедии

1.Фильм «Живой Пушкин» DVD

2. Пушкин в зеркале двух столетий DVD

2. Фильм «Птица-Гоголь» DVD

3.Фильм –сказка «Снегурочка» ( по произведению Островского) DVD

4. Фильм «Алые паруса» ( по произведению А.Грина) DVD

5. История, литература, культура 19 века. CD

6. Сборник «Русская поэзия 17-20 веков» Аудио mp3

7. А.С. Пушкин «Стихи». Аудиокнига Аудио mp3

8. Н.В. Гоголь «Ревизор» Аудио mp3

Материально-техническое обеспечение:

  1. Интерактивная доска;
  2. Проектор;
  3. Коллекция электронных образовательных ресурсов;
  4. Автоматизированное рабочее место педагога.

Календарно-тематическое планирование

Класс:  8 «Б»

Учитель:  Григорьева Оксана Юрьевна

Вид программы:__рабочая

Название предмета: __литература

Учебник (под редакцией):   Г.Меркин., С.А.Зинин

Всего часов: 68

Кол-во часов в неделю: 2 часа

№ п/п

№ урока в теме

Тема раздела, урока

Дата

Примечание

Введение (1)

1

1

Художественная литература и история.

Из устного народного творчества (2 часа)

2

1

Исторические песни, летописи и былины.

3

2

Солдатские песни. Анализ исторической песни.

Письм работа

Из древнерусской литературы (4 часа)

4

1

Человек в древнерусской литературе «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении).

5

2

Глубина и сила нравственных проблем в житийной литературе. «Житие Сергия Радонежского».

6

3

Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Тематическое многообразие древнерусской литературы.

Письм работа

Из литературы XVIII  века (5 часа)

7

1

Г.Р. ДЕРЖАВИН. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений.

8

2

Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

наизусть

9

3

Н.М. КАРАМЗИН. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.

10

4

Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

11

5

Р.Р. Сочинение «И бедные тоже любить умеют»

сочинение

Из литературы  XIX  века (31 час).

12

1

В.А.ЖУКОВСКИЙ «Лесной царь», «Море», «Невыразимое». Основные темы и мотивы.

13

2

К.Ф.РЫЛЕЕВ «Иван Сусанин», «Смерть Ермака». Основные темы и мотивы.

14

3

А.С. ПУШКИН. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».

15

4

"Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии»:  тематика и система образов  (обзор, содержание одного произведения по выбору).

16

5

Повесть  «Капитанская дочка»: проблематика. Тема чести и милосердия.

17

6

Повесть  «Капитанская дочка»: проблематика. Тема чести и милосердия.

18

7

Система образов. Отношение писателя к событиям и героям

19

8

Система образов. Отношение писателя к событиям и героям

20

9

Новый тип исторической прозы.

21

10

Р /р. Классное сочинение по повести «Капитанская дочка»  А.С. Пушкина

сочинение

22

11

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы.

23

12

Художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

24

13

Контрольное тестирование по поэме «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.

Домашнее сочинение

25

14

Н.В. ГОГОЛЬ.  Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

26

15

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.

27

16

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

28

17

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

29

18

«Честное, благородное  лицо в комедии» (роль меха в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя)

30

19

Р/р.  Классное сочинение по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя

сочинение

31

20

И.С. ТУРГЕНЕВ. Основные вехи биографии И.С. Тургенева.

32

21

Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.

33

22

Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

34

23

Н.А. НЕКРАСОВ. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...»,

35

24

Н.А.Некрасов «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

36

25

А.А. ФЕТ. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

37

26

Вн. чтение. Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века

38

27

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Краткие сведения о писателе.

Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета.

39

28

Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

40

29

Л. Н. ТОЛСТОЙ. Основные вехи биографии писателя.

«Отрочество» (главы из повести).

41

30

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Приемы создания образов.

42

31

Р/р.  Классное сочинение по повести «После бала» Л.Н. Толстого

сочинение

Из литературы ХХ века (19 часов)

43

1

М. ГОРЬКИЙ. Основные вехи биографии писателя.

 Свобода и сила духа в изображении М. Горького: рассказ «Макар Чудра».

44

2

Проблема цели и смысла жизни.  Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. «Мой спутник» (обзор).

45

3

Р.Р. Сочинение-рассуждение по творчеству М. Горького.

сочинение

46

4

В. В. МАЯКОВСКИЙ. Краткие сведения о поэте.

47

5

«Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

48

6

О серьезномс улыбкой (сатира начала XX века)

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; Большие проблемы «маленьких людей».

49

7

М.М. Зощенко. «Обезьяний язык»: человек и государство; художественное своеобразие рассказов.

Письм раб

50

8

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ. Краткие сведения о поэте.

 Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору.

51

9

Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

сочинение

52

10

М.В.ИСАКОВСКИЙ. Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы».

53

11

Творческая история стихотворения «Катюша».

54

12

В.П. АСТАФЬЕВ. Краткие сведения о писателе.

Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет».

55

13

Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

56

14

Р/р. Классное сочинение (темы по выбору учащегося)

сочинение

57

15

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы).

58

16

Ответственность художника перед страной.. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

59

17

В.Г. РАСПУТИН. Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского».

60

18

Новое раскрытие темы детей. Центральный конфликт и основные образы повествования.

61

19

Мотивы милосердия в повести В. Распутина.

Устное сочинение

Из  зарубежной  литературы (6 часов)

62

1

У. ШЕКСПИР. Краткие сведения о писателе.

63

2

Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

64

3

Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей).

65

4

М. СЕРВАНТЕС. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»:основная проблематика и художественная идея романа.

66

5

Образ Дон Кихота. Позиция писателя

67

6

Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

68

1

Итоговый урок.  Что читать летом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....