Рассказ Н.С. Лескова "Однодум" (10 класс)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Анализ рассказа "Однодум" Мотив праведничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leskov_pravedniki.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Рассказ Н.С. Лескова «Однодум»

10 класс

Анализ рассказа. Это произведение создано для цикла «Праведники». Лесков попытался найти таких людей на Руси, какие похожи на праведников. Связующим звеном в этом произведении является мотив поиска и пути. Легенда о Рыжове стала источником написания произведения. «Праведники – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной мысли. Праведники могут быть  лица местночтимые, как святые, но еще не канонизированные церковью». Лесков создал их праведную жизнь и процесс  творения легенды о них, вскрывая отношения к ним окружающих. Это и будет вступлением на уроке. Домашнее задание: дать характеристику эпохи, в которой жил герой произведения. Итак, квартальный Рыжов. Его история не очень богата «приказного рода супругов» в Солигаличе,  в 14 лет стал «ходоком с почтою». В 26 должность квартального и был отмечен за службу орденом св. Владимира. Прожил почти 90 лет. Одна из характеристик героя «мелкотравчатый», указывает на его низкое происхождение (из мелких животных). Последнее сведение – сообщение, что ему дали крест св. Владимира, который даровал дворянство – это первый владимирский крест, пожалованный квартальному. Судьба улыбнулась герою. Он занял определенное положение в обществе. Но возникают два вопроса. Стояла ли перед Рыжовым цель – добиться более или менее серьезного общественного положения? Что особенно важно для повествователя: показать служебный путь Рыжова, внешние изменения в его жизни или его религиозно-нравственный опыт, глубинное содержание его личности? Внешние изменения в судьбе квартального – результат стечения случайных обстоятельств: приезд губернатора Ленского, который уважал в людях честность и справедливость. Сам был добрым. Любил Россию и русского человека. С другой стороны, поведение героя предсказуемо: в силу своих убеждений         он не мог поступать по - другому. Для автора интересна система ценностных ориентаций героя, его миро переживание, мироведение, жизненная позиция, вечная и постоянная его дума, благодаря которой Рыжов оставался верен себе. Почему так? На это указывает прозвище «Однодум». Реплики автора и описания поведения героя, например, в период исполнения обязанностей городничего: «образа жизни своей и отношений к людям Рыжов тоже не менял». Автор использует художественный прием – совмещение временных пластов: сюжетного времени (времени описываемых событий или времени героя) и времени рассказывания (или времени повествователя), проспекции и ретроспекции в рассказе о герое. Время повествователя – время, когда об «Однодуме» сохранилась только память. Эта память вобрала  знание всей жизни героя (история рода, служба, женитьба и др.), но при этом она избирательна: в памяти людей запечатлелись наиболее яркие, оригинальные, соответствующие именно духу героя события и факты. Временное распределение материала определило структуру рассказа: повествование о происхождении героя, характеристика и описание внешности составляют экспозицию; перечисление основных биографических фактов формирует сюжетный (событийный) ряд; эпизод приезда губернатора выделен как кульминация, короткий эпилог-развязка – сообщение о награждении и смерти Рыжова. Совмещение временных пластов – постоянное и оценочное сравнение старого и нового. Наслоение ретроспективного и проспектового планов в повествовании о Рыжове происходит во второй главе рассказа (13 глава). Эта глава завершающая. В первом случае автор вводит в рассказ воспоминание «старого человека, знавшего во время своей юности 80-летнего Рыжова, когда он уже прославился и заслужил имя «Однодума». Старый человек приводит воспоминание самого Рыжова о каком-то «дубе на болоте». Жизнь Рыжова можно условно разделить на два периода: «Все это созрело в нем давно, но обнаружилось в ту пору, когда он получил чин  и стал искать другого места, не над болотом». Развитие Рыжова закончено, и наступило время деятельности, в котором он мог приложить правила, основанные им себе на библейском грунте. То есть период духовного созревания в период деятельности. Склонность героя к мудрствованию, философский взгляд ума как особенность, выделяющая его среди окружающих. Это подчеркивается постоянными прозвищами-именованиями Рыжова. Какими? Главное и часто употребляемое – «однодум». Это прозвище он получил по названию книги. Другие прозвища: «библейский муж», «полицейский философ» и  «библейский социалист». Общая характеристика «философии жизни» героя дана в начале рассказа. Конкретные философские взгляды Рыжова в записях и высказываниях самого героя и комментариях автора-повествователя. Какие философские воззрения «прилагал к делу» квартальный Рыжов? Цитирование из рассказа: «в поте лица своего ешь хлеб твой», «даров не приемлю» и др. как герой исполнял свой долг? Описание первого дня службы; «устранения» будочников, исповедь, беседа с губернатором, рассказ о принятии ордена – все это свидетельствует о том, что Рыжов «честно служил и особенно не угождал никому; в мыслях своих отчитывался Единому». Честная, скромная, неприхотливая, обдуманная и прочувствованная жизнь квартального вызвала уважение у «надменного» губернатора: «Характер ваш почтенен». Впечатление почтенности усиливается описанием внешности героя. В небольшом рассказе три зарисовки внешности Рыжова. «Молодой Рыжов породою удался в мать», «Городничий принял только его громадный рост», почтовая телега, в которой ехал Рыжов». Постоянно появляется в описаниях героя указание на его богатырство, становясь все более интенсивным. В первом отрывке это гипербола: «атлет, необъятной силы и несокрушимого здоровья». Во втором описании гипербола: «громадный рост, неутомимость в ходьбе». В третьем «богатырские руки и гигантская фигура». Определение «величественный» и сравнение с триумфатором  как бы завершают создание портрета героя как необыкновенного человека. В описании поступка Рыжова в церкви, когда «благочестивый дух его всколебался и поднялся на высоту невероятную», проявилось то же видение и понимание личности героя автором-повествователем, что и в эпизоде, когда «сирота-мальчуган вопил встречь воздуху». Рыжов «дышал любовью и дерзновением». Он принял посвящение и пронес через весь его почти столетний путь. Окружающие неоднозначно воспринимают героя. Как чаще всего именуют героя жители Солигалича и автор-повествователь? Автор-повествователь: «загадочный чудак «Однодум», «библейский чудак», «этот чудак». Большинство наименований показывает, что в глазах обыкновенных людей он – не такой, как все, странный человек. Его многие просто не понимают, поэтому он одинок среди людей. Образ Рыжова – художественное воплощение национального характера, в котором подчеркнута его основная черта – религиозность. Это типичный праведник Лескова. Принимают сложившийся миропорядок как творение Бога, принимая, естественно, и государственное устройство, не подвергая сомнению авторитет власти. Это патриот, видящий смысл и основное содержание своей жизни в честном и результативном служении России. Таковы Постников «Человек на часах», Флягин «Очарованный странник», Левша «Левша». Почему рассказ помещен в самом начале розыска «о трех праведниках»? почему цикл не открывается написанными ранее повестью «Очарованный странник» (1873)  или рассказом «Пигмей» (1876)? Это потому, что случайное стечение обстоятельств произошло. Встреча с А.Ф. Писемским, обиженным на все и всех, услышанная легенда о квартальном Рыжове. Прочитанные письма Н.В. Гоголя. Но может быть продуманность и закономерность цикла. Может в «Однодуме» полно выражен христианский комплекс идей и чувств, которые обусловили поведение героя, праведного человека. Может и в том, что Рыжов – образ сформированного человека, у которого мысли не расходятся с делом, ум и сердце в согласии. Этот образ назидателен и иллюстративен. Может быть?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир, в котором нам предстоит жить". Урок по рассказу Р.Бредбери. 8 класс

Урок внеклассного чтения по фантастическому рассказу Рэя Бредбери ""Время, вот твой полет". Основные приемы -  прием предположений, «Инсерт», составление кластера...

Урок внеклассного чтения по рассказам Солженицына в 6 классе

Анализ рассказов из сборника "Крохотки"...

Урок немецкого языка по теме "Что мы можем рассказать о Москве?", 7 класс

Здесь представлен конспект урока немецкого языка в 7 классе по теме "Что мы можем рассказать о Моске?". На данном уроке повторяется изученный  материал из прочитанных текстов о Москве....

Тесты. Рассказы Толстого в 10 классе

Тест, проверяющий степень готовности учащихся к уроку. Проводится до изучения произведения...

Паустовский К.Г. Рассказ «Телеграмма» литература 8 класс

Произведение исусства, как говорил сам Паустовский К.Г., "прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий, как сталь, кристалл". Рассказ "Телеграмма" даёт замечательную возможность прослед...

Контрольная работа по рассказу "Матренин двор" 9 класс

Контрольная работа по рассказу "Матренин двор"...

конспект урока литературы по теме: "И.С.Тургенев. Литературные портреты главных герое рассказа "Бежин луг" 6 класс

К конспекту урока прилагается рабочий лист с таблицей для работы с текстом....