конспект урока по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Сорокина Лариса Ивановна

Урок по теме "Три пальмы М.Ю. Лермонтоова" учит анализу поэтического текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_l.i.no1_.doc74.96 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературы в 6 классе

 Тема «Анализ из баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»

 Цели: обучать анализу поэтического текста;

        познакомить с художественным приемом - антитезой;

        работать над выразительным чтением;

        развивать у учащихся умения выделять главное, отбирая материал из текста.

Учитель Сорокина Лариса Ивановна,     МБОУ «СОШ №5»

                                      Ход урока:

1.0ргмомент.

-Проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник и хорошее рабочее настроение.

2.Вступительное слово о поэте.

-Ребята, послушайте отрывок из автобиографической поэмы и скажите, кому он принадлежит и что можно сказать о настроении лирического героя?

Он не имел ни брата, ни сестры.

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он жадному сомненью сердце предал.

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить миф воздушный.

И в нем терялся мыслию послушной.

-Действительно, таким мы знаем М. Ю. Лермонтова.

Он очень рано остался без мамы. Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Его воспитанием занималась бабушка, которая не поладила с отцом, и отец был вынужден расстаться с сыном. Ссора 2-х самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Позже он писал: «Ужасная судьба отца и сына - жить розно и в разлуке умереть». Бабушка богатая помещица - Елизавета Алексеевна Арсеньева души - нечаяла во внуке, исполняла все его желания, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии, дала ему прекрасное образование. Лермонтов был очень чутким и ранимым человеком. Он жил в жестокое и мрачное время, и в этом мире чувствовал себя одиноким. Поэтому от его поэзии веет грустью.

3. Работа по теме урока.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с балладой М. Ю. Лермонтова» Три пальмы», с новым художественным приемом - антитезой. Работа над содержанием и художественными особенностями этого произведения позволит нам ответить на вопросы:1.К каким вечным темам обращается поэт? 2.В чем заключается философский смысл этой баллады?

4.Выразительное чтение актером баллады.

-Внимательно послушайте чтение баллады актером и ответьте на вопрос: где и когда происходит действие в балладе?

5.Словарная работа.

Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне.

Оазис-место в пустыне, где есть растительность и вода.

Шатры - большие палатки, крытые тканью, коврами.

6.Работа над содержанием и художественными особенностями баллады.

-«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. Что же такое баллада? Какую роль играет подзаголовок - «Восточное сказание»? Реальные или фантастические события описываются в стихотворении? Какова композиция стих - я? Сколько эпизодов можно составить?

1 -2 строфы - описание оазиса в пустыне, многолетнего, бесполезного одиночества пальм.

3 строфа - упреки пальм небу. Богу. 4-6 строфы - описание каравана.

7 строфа - приветливая встреча усталых путников

8 строфа - гибель пальм.

9-10 строфы - описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.

-Таким образом, в небольшую форму баллады поместилось целое повествование.

-Чем недовольны пальмы? Почему они стали роптать на Бога? Зачитайте по тексту. -О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Почему пальмы были погублены? Давайте посмотрим, как повели себя путники? Почему караванщики отнеслись так безжалостно к тем, кто дал им приют, возможность отдохнуть? Вот так прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного и утилитарного.

- Как изображены пальмы? Кого они напоминают?

-Обратите внимание на ударение в слове сОрвали. С какой целью поэт переносит ударение?  Где еще встречается такой перенос ударения? (по кОрням упругим)

7. Задания по группам.

-Посмотрим, как изобразил автор караван -1 ряд - какие краски использует автор, рисуя караван. Посмотрите на репродукции М. Пикова « Три пальмы» и Д. Поленова « Караван в Аравийской пустыне».

-2 ряд: какими звуками наполнена картина?

- По корням упругим топор застучал – обратите внимание на повтор согласных п., р. Такой прием называется аллитерацией. Повтор согласных звуков помогает изобразить картину. Озвучить ее, передать чувство.

-3 ряд: какие сравнения использует автор? Как поэт называет пальмы? Что означает это выражение?  Это выражение придает особый трагизм гибели пальм, под ударом топора диких людей гибнет то, что воспитывалось, выращивалось столетиями.

-Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм? Какой мы видим природу после их гибели. Какова главная мысль баллады?

8.Знакомство с художественным приемом.

- Для того, чтобы резче подчеркнуть или выявить те или иные стороны человека или пейзажа, поэт использует прием контраста. Посмотрите на два листа (черный и белый). Они противоположны по цвету. В литературе такое противопоставление называется АНТИТЕЗА. Найдем антитезу в балладе. Прочитаем первую и последнюю строфы. Как они соотносятся?

- Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу. Образы природы говорят и о судьбе человека, его стремлениях и страданиях.

9. Вывод

- Давайте подведем итог нашему разговору.

 -Понравилось вам это произведение? Чем?

-Ответьте на вопросы, сформулированные вначале урока.

- С какими новыми терминами познакомились на уроке?

10. Домашнее задание.

-Приготовить к следующему уроку выразительное чтение баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе (8 класс)

разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....