конспект урока по литературе в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок по теме "Три пальмы М.Ю. Лермонтоова" учит анализу поэтического текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_l.i.no1_.doc | 74.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе
Тема «Анализ из баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»
Цели: обучать анализу поэтического текста;
познакомить с художественным приемом - антитезой;
работать над выразительным чтением;
развивать у учащихся умения выделять главное, отбирая материал из текста.
Учитель Сорокина Лариса Ивановна, МБОУ «СОШ №5»
Ход урока:
1.0ргмомент.
-Проверьте свою готовность к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник и хорошее рабочее настроение.
2.Вступительное слово о поэте.
-Ребята, послушайте отрывок из автобиографической поэмы и скажите, кому он принадлежит и что можно сказать о настроении лирического героя?
Он не имел ни брата, ни сестры.
И тайных мук его никто не ведал.
До времени отвыкнув от игры,
Он жадному сомненью сердце предал.
И, презрев детства милые дары,
Он начал думать, строить миф воздушный.
И в нем терялся мыслию послушной.
-Действительно, таким мы знаем М. Ю. Лермонтова.
Он очень рано остался без мамы. Детство поэта прошло в селе Тарханы Пензенской губернии. Его воспитанием занималась бабушка, которая не поладила с отцом, и отец был вынужден расстаться с сыном. Ссора 2-х самых близких людей тяжелым грузом легла на чуткую душу ребенка. Позже он писал: «Ужасная судьба отца и сына - жить розно и в разлуке умереть». Бабушка богатая помещица - Елизавета Алексеевна Арсеньева души - нечаяла во внуке, исполняла все его желания, развивала способности мальчика к рисованию, музыке, поэзии, дала ему прекрасное образование. Лермонтов был очень чутким и ранимым человеком. Он жил в жестокое и мрачное время, и в этом мире чувствовал себя одиноким. Поэтому от его поэзии веет грустью.
3. Работа по теме урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с балладой М. Ю. Лермонтова» Три пальмы», с новым художественным приемом - антитезой. Работа над содержанием и художественными особенностями этого произведения позволит нам ответить на вопросы:1.К каким вечным темам обращается поэт? 2.В чем заключается философский смысл этой баллады?
4.Выразительное чтение актером баллады.
-Внимательно послушайте чтение баллады актером и ответьте на вопрос: где и когда происходит действие в балладе?
5.Словарная работа.
Караван - группа вьючных животных, перевозящих грузы, людей в пустыне.
Оазис-место в пустыне, где есть растительность и вода.
Шатры - большие палатки, крытые тканью, коврами.
6.Работа над содержанием и художественными особенностями баллады.
-«Три пальмы» - одна из лучших баллад Лермонтова. Что же такое баллада? Какую роль играет подзаголовок - «Восточное сказание»? Реальные или фантастические события описываются в стихотворении? Какова композиция стих - я? Сколько эпизодов можно составить?
1 -2 строфы - описание оазиса в пустыне, многолетнего, бесполезного одиночества пальм.
3 строфа - упреки пальм небу. Богу. 4-6 строфы - описание каравана.
7 строфа - приветливая встреча усталых путников
8 строфа - гибель пальм.
9-10 строфы - описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.
-Таким образом, в небольшую форму баллады поместилось целое повествование.
-Чем недовольны пальмы? Почему они стали роптать на Бога? Зачитайте по тексту. -О каком караване мечтали пальмы? Как они встретили людей? Почему пальмы были погублены? Давайте посмотрим, как повели себя путники? Почему караванщики отнеслись так безжалостно к тем, кто дал им приют, возможность отдохнуть? Вот так прекрасное и вечное гибнет под напором сиюминутного и утилитарного.
- Как изображены пальмы? Кого они напоминают?
-Обратите внимание на ударение в слове сОрвали. С какой целью поэт переносит ударение? Где еще встречается такой перенос ударения? (по кОрням упругим)
7. Задания по группам.
-Посмотрим, как изобразил автор караван -1 ряд - какие краски использует автор, рисуя караван. Посмотрите на репродукции М. Пикова « Три пальмы» и Д. Поленова « Караван в Аравийской пустыне».
-2 ряд: какими звуками наполнена картина?
- По корням упругим топор застучал – обратите внимание на повтор согласных п., р. Такой прием называется аллитерацией. Повтор согласных звуков помогает изобразить картину. Озвучить ее, передать чувство.
-3 ряд: какие сравнения использует автор? Как поэт называет пальмы? Что означает это выражение? Это выражение придает особый трагизм гибели пальм, под ударом топора диких людей гибнет то, что воспитывалось, выращивалось столетиями.
-Так ли плоха и бесцельна была жизнь пальм? Какой мы видим природу после их гибели. Какова главная мысль баллады?
8.Знакомство с художественным приемом.
- Для того, чтобы резче подчеркнуть или выявить те или иные стороны человека или пейзажа, поэт использует прием контраста. Посмотрите на два листа (черный и белый). Они противоположны по цвету. В литературе такое противопоставление называется АНТИТЕЗА. Найдем антитезу в балладе. Прочитаем первую и последнюю строфы. Как они соотносятся?
- Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу. Образы природы говорят и о судьбе человека, его стремлениях и страданиях.
9. Вывод
- Давайте подведем итог нашему разговору.
-Понравилось вам это произведение? Чем?
-Ответьте на вопросы, сформулированные вначале урока.
- С какими новыми терминами познакомились на уроке?
10. Домашнее задание.
-Приготовить к следующему уроку выразительное чтение баллады. Постарайтесь добиться, чтобы в чтении звучало ваше личное отношение к событиям каждого эпизода баллады.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе (8 класс)
разработка урока по творчеству Л.Н.Толстого...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»
Цель урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие: Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....