Сценарий "Слово о войне".
занимательные факты по литературе (7 класс) на тему
10 сцен о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации разрушавших великие ценности, созданные человеком
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_o_voyne.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛОВО О ВОЙНЕ
АГИТБРИГАДА
I сцена
- У времени есть своя память – история.
И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
- Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.
Да у времени своя память.
- Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.
- Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.
- Мы обязаны, все помнить.
- Умирают солдаты дважды: от штыка или пули вражьей
И спустя много лет, в грядущем,
От забывчивости живущих.
II сцена
- Когда июньской ночью 1941 года войска гитлеровской Германии, вооруженные не только самой передовой по тому времени боевой техникой, но и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос не только о жизни и смерти нашего народа, но о судьбах мира и демократии.
(Включается фонограмма песни «Священная война»)
- На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: сто девяносто дивизий, свыше четырех тысяч танков, более сорока семи тысяч орудий и минометов, около пяти тысяч самолетов, до двухсот кораблей.
- Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.
- Уже на совещании командного состава 30 марта 1941 года Гитлер не оставил никаких сомнений в том, что речь идет о «борьбе на уничтожение» целых народов. В соответствии с этим в военных директивах говорилось, что война против России должна вестись с «неслыханной жестокостью».
3-й ведущий. Для реализации своих замыслов гитлеровское руководство разработало план под условным названием «Барбаросса». Фашистские агрессоры были настолько уверены в успешном осуществлении этого плана, что еще весной 1941 года приступили к детальной разработке дальнейших замыслов завоевания мирового господства.
- Проект директивы № 32 от 11 июня 1941 года предусматривал, что после разгрома советских вооруженных сил вермахт захватит английские колониальные владения и некоторые независимые страны в бассейне Средиземного моря, в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, затем вторгнется на Британские острова, развернет военные действия против Америки.
- Гитлеровские стратеги планировали к осени 1941 года приступить к завоеванию Ирана, Ирака, Египта, района Суэцкого канала, а затем и Индии, где намечалось соединиться с японскими войсками. В дальнейшем предполагалось в союзе с Японией захватить Американский континент. Ключевые позиции для порабощения мира давал, по представлению агрессоров «молниеносный» поход («блицкриг») против СССР.
(Ребята работают с картой)
- За первые восемь дней войны в армию было призвано пять миллионов триста тысяч человек. Только с июля по ноябрь 1941 года на Восток были переведены 1523 предприятия, эвакуировано 10 миллионов человек.
- В конце августа к Ленинграду подошли лучшие части еще не знавшего поражений вермахта. Мир затаил дыхание. У наших ополченцев не хватало винтовок, гранат. Они вышли навстречу врагу, вооруженному до зубов, е охотничьими ружьями, саблями, кинжалами, пиками, против танков использовали бутылки с зажигательной смесью. И лишь силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом остановили врага у стен города.
- А 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом — голодом. Предпринимались попытки эвакуировать женщин и детей из блокадного города.
- Когда замерз лед на Ладожском озере, эвакуация из осажденного города шла по ледовой дороге. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни», так как она действительно спасла жизни тысяч людей. По ней доставлялось в город продовольствие и вооружение. Фашисты беспощадно бомбили «Дорогу жизни» и для многих людей она стала последней дорогой…»
- Итог начального периода войны для страны и армии был страшным. Миллионы убитых, раненых, пленных, огромные территории, порабощенные, истерзанные врагом. Для народа встал вопрос о жизни и смерти.
III сцена
- Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войны испепеленные года.
- Битва под Москвой,
- Сталинградская битва,
- Курская дуга
- Брестская крепость
- Битва за Днепр
- Блокада Ленинграда
IV сцена
- 900 дней, шестнадцать месяцев непоколебимым утесом стоял великий город, отбиваясь от свирепых атак, артиллерийских ударов, зверских бомбежек.
- Враг сделал все возможное, чтобы сначала штурмом, а после неудачи штурма варварской блокадой поставить на колени Ленинград.
- Горела земля, дымились камни, плавился метал, рушился бетон. Все корежилось, изгибалось, двигалось в огне, вздуваемом среди домов, разрывами снарядов.
- Били в упор, почти вонзая друг в друга стволы орудий.
- Все было смято, раздавлено, разбито.
- Каждый метр земли был истерзан пронесшимся железным ураганом.
- Был приказ: драться в любом положении до последнего патрона. И мы дрались и умирали!
- Хочешь посмотреть, что осталось?
Ноль целых, ноль десятых. Мы дырка, а вокруг бублик из вражеских войск.
- Мы здесь, и они справа и слева.
- Немцы, лейтенант. Немцы.
- Потерпи, потерпи, милый.
- Ребята, поддайте жару, танки же.
Лейтенант, а где все? Мама?
- Да, ну и пекло же у всех здесь было!
- Снаряды, снаряды давай…
- Эй, лейтенант, где же тут снаряды? Нету.
Ладно хоть гранаты есть, и на том спасибо.
- Танки! Один, а, три, четыре.
- Ой, что будет, комсорг, что будет!
- Не боись, сестричка. Сейчас мы им покажем. Ну гады! За ребят, за Родину!
- Все горит: дома, заводы, земля, металл плавится.
- А люди?
- А люди стоят.
V сцена
- И маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева.
- Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания
- Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года.
Если просто хочешь есть, это не голод.
- Голод – это когда изо дня в день голодают
Голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает.
- Сперва голодает, а потом умирает...
- С ней была мама, и она держалась.
Потом страничка на букву С:
- Савичевы умерли все.
VI сцена
- Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время.
- Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своем времени.
Они сейчас стали ветеранами – дети войны.
А память хранит все в сердце.
- И мы не стали памяти перечить.
И вспомнив дни далекие, когда
Упала им на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
- Была земля и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У них и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
- А может обо всем забыть?
VII сцена
- Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны. Что помнит он?
- Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.
- Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминание детей войны:
- Осталась одна пуговица от маминой кофты.
- Мама не сразу умерла. Она долго лежала на снегу, открыла глаза:
- Ира, мне надо тебе рассказать.
- Мама, я не хочу.
Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет.
- Не прячьте мою маму в яму, она проснется и мы с ней пойдем домой.
- Но помнят дети и победу.
- Включили репродуктор. Все слушают, а мы, маленькие, слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки. Кого поднимали на руках взрослые, кто лез сам…
- Залезали друг на дружку, третий или четвертый малыш доставал до черной тарелочки и целовал ее.
Потом менялись…
- Все хотелось поцеловать слово «победа».
VIII сцена
Опять война,
Опять блокада…
- Я слышу иногда: «Не надо
Не надо, раны бередить,
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
- И может показаться:
Правы и убедительны слова.
- Но даже если это правда,
Тихая правда –
Не права!
- Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
- Ведь это память – наша совесть
- Она
- Как сила нам нужна…
- Не забывай кровавые закаты,
Когда в руинах был любимый край,
И как на землю падали солдаты
Убитыми…
Живой, не забывай.
IX сцена
17 век – убито
3 миллиона и 300 тысяч.
- 18 век – убито
5 миллионов и 200 тысяч.
- 19 век – убито
5 миллионов 500…
20 век – все века перекрыл по векам
Шумит на могилах трава.
- 21 век…
- Местный житель рассказывал мне,
Что волков прибывает к войне
Звезды из вечности падали
В хате скрипели двери.
- В полусне на равнине веков
Копошились какие-то звери,
Из пастей разило падалью
Это были минувшие войны
С бесконечным кошмаром хвостов.
- От войны до войны
Через мирные годы
Инвалиды, рахиты,
Покрытые вшами народы,
Тысячеверстные очереди за хлебом,
Слюни на подбородках
Хихикающих дурачков…
- Бедные все беднее,
Богатые все богаче.
Утром над всеми плачет
Женщина в школе пустой
Сын в гробу возвратился домой.
- Громыхают далекие грозы…
Моет классы несчастная мать,
Руки тряпку не в силах отжать,
И на глобус текут ее слезы.
На Америку! И на Россию!
На Чечню! Ирак! Афганистан! Беслан!
Капают слезы в пустыню,
В гору, тайгу, океан.
- Человечество старится! Войны
Молодых наглотались костей.
Пережили матери сыновей,
Словно день начинается с вечера –
Старится человечество.
- То ли земля остывает,
То ли война нарывает,
Откуда во мне такая
-Преступление века –
Переход за предел сострадания.
Клубится в полях кошмар,
ужас непонимания…
X сцена
(Зажигают свечи)
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей
И в них набаты жестоких битв и созиданий даты
- Битва под Москвой
- Сталинградская битва
- Курская дуга
- Брестская крепость
- Битва за Днепр
- блокада Ленинграда…
Глухая тоска-тревога?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах
Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...
Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.
В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....