Сценарий "Слово о войне".
занимательные факты по литературе (7 класс) на тему

Заколенкина Надежда Викторовна

10 сцен о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации разрушавших великие ценности, созданные человеком

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_voyne.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВО О ВОЙНЕ

АГИТБРИГАДА

I сцена

- У времени есть своя память – история.

И потому мир никогда не забывает  о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

- Прошло более полувека, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

Да у времени своя память.

- Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь.

- Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили.

- Мы обязаны, все помнить.

- Умирают солдаты дважды: от штыка или  пули вражьей

И спустя много лет, в грядущем,

От забывчивости живущих.

II сцена

-  Когда июньской ночью 1941 года войска гитлеровской Германии, вооруженные не только самой передовой по тому времени боевой техникой, но и обладающие опытом ведения войны в Западной Европе, ринулись через границы СССР, встал вопрос не только о жизни и смерти нашего народа, но о судьбах мира и демократии.

(Включается фонограмма песни «Священная война»)

- На нашу страну обрушился удар невиданной в истории армии вторжения: сто девяносто дивизий, свыше четырех тысяч танков, более сорока семи тысяч орудий и минометов, около пяти тысяч самолетов, до двухсот кораблей.

-  Все от мала до велика встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами.

-  Уже на совещании командного состава 30 марта 1941 года Гитлер не оставил никаких сомнений в том, что речь идет о «борьбе на уничтожение» целых народов. В соответствии с этим в военных директивах говорилось, что война против России должна вестись с «неслыханной жестокостью».

3-й ведущий. Для реализации своих замыслов гитлеровское руководство разработало план под условным названием «Барбаросса». Фашистские агрессоры были настолько уверены в успешном осуществлении этого плана, что еще весной 1941 года приступили к детальной разработке дальнейших замыслов завоевания мирового господства.

- Проект директивы № 32 от 11 июня 1941 года предусматривал, что после разгрома советских вооруженных сил вермахт захватит английские колониальные владения и некоторые независимые страны в бассейне Средиземного моря, в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, затем вторгнется на Британские острова, развернет военные действия против Америки.

- Гитлеровские стратеги планировали к осени 1941 года приступить к завоеванию Ирана, Ирака, Египта, района Суэцкого канала, а затем и Индии, где намечалось соединиться с японскими войсками. В дальнейшем предполагалось в союзе с Японией захватить Американский континент. Ключевые позиции для порабощения мира давал, по представлению агрессоров «молниеносный» поход («блицкриг») против СССР.

(Ребята работают с картой)

-  За первые восемь дней войны в армию было призвано пять миллионов триста тысяч человек. Только с июля по ноябрь 1941 года на Восток были переведены 1523 предприятия, эвакуировано 10 миллионов человек.

-  В конце августа к Ленинграду подошли лучшие части еще не знавшего поражений вермахта. Мир затаил дыхание. У наших ополченцев не хватало винтовок, гранат. Они вышли навстречу врагу, вооруженному до зубов, е охотничьими ружьями, саблями, кинжалами, пиками, против танков использовали бутылки с зажигательной смесью. И лишь силой своего духа, ненавистью к захватчикам, беспримерным героизмом остановили врага у стен города.

- А 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг города. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. 900 дней и ночей подряд длилась битва с фашистами и с другим не менее жестоким врагом — голодом. Предпринимались попытки эвакуировать женщин и детей из блокадного города.

- Когда замерз лед на Ладожском озере, эвакуация из осажденного города шла по ледовой дороге. Эту дорогу назвали «Дорогой жизни», так как она действительно спасла жизни тысяч людей. По ней доставлялось в город продовольствие и вооружение. Фашисты беспощадно бомбили «Дорогу жизни» и для многих людей она стала последней дорогой…»

- Итог начального периода войны для страны и армии был страшным. Миллионы убитых, раненых, пленных, огромные территории, порабощенные, истерзанные врагом. Для народа встал вопрос о жизни и смерти.

III сцена

- Ты стала вновь могучей и свободной,

Страна моя!

Но живы навсегда

В сокровищнице памяти народной

Войны испепеленные года.

- Битва под Москвой,

- Сталинградская битва,

- Курская дуга

- Брестская крепость

- Битва за Днепр

- Блокада Ленинграда

IV сцена

- 900 дней, шестнадцать месяцев непоколебимым утесом стоял великий город, отбиваясь от свирепых атак, артиллерийских ударов, зверских бомбежек.

- Враг сделал все возможное, чтобы сначала штурмом, а после неудачи штурма варварской блокадой поставить на колени Ленинград.

- Горела земля, дымились камни, плавился метал, рушился бетон. Все корежилось, изгибалось, двигалось в огне, вздуваемом среди домов, разрывами снарядов.

- Били в упор, почти вонзая друг в друга стволы орудий.

- Все было смято, раздавлено, разбито.

- Каждый метр земли был истерзан пронесшимся железным ураганом.

- Был приказ: драться в любом положении до последнего патрона. И мы дрались и умирали!

- Хочешь посмотреть, что осталось?

Ноль целых, ноль десятых. Мы дырка, а вокруг бублик из вражеских войск.

- Мы здесь, и они справа и слева.

- Немцы, лейтенант. Немцы.

- Потерпи, потерпи, милый.

- Ребята, поддайте жару, танки же.

Лейтенант, а где все? Мама?

- Да, ну и пекло же у всех здесь было!

- Снаряды, снаряды давай…

- Эй, лейтенант, где же тут снаряды? Нету.

Ладно хоть гранаты есть, и на том спасибо.

- Танки! Один, а, три, четыре.

- Ой, что будет, комсорг, что будет!

- Не боись, сестричка. Сейчас мы им покажем. Ну гады! За ребят, за Родину!

- Все горит: дома, заводы, земля, металл плавится.

- А люди?

- А люди стоят.

V сцена

- И маленькие ленинградцы сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева.

- Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания

- Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года.

Если просто хочешь есть, это не голод.

- Голод – это когда изо дня в день голодают

Голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает.

- Сперва голодает, а потом умирает...

- С ней была мама, и она держалась.

Потом страничка на букву С:

- Савичевы умерли все.

VI сцена

- Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе в трудное время.

- Но может быть, фашисты потому и не вошли  в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своем времени.

Они сейчас стали ветеранами – дети войны.

А память хранит все в сердце.

- И мы не стали памяти перечить.

И вспомнив дни далекие, когда

Упала им на слабенькие плечи

Огромная не детская беда.

- Была  земля и жесткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У них и детства не было отдельно,

А были вместе –  детство и война.

- А может обо всем забыть?

VII сцена

- Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны. Что помнит он?

- Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

- Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. Вслушайтесь в воспоминание детей войны:

- Осталась одна пуговица от маминой кофты.

- Мама не сразу умерла. Она долго лежала на снегу, открыла глаза:

- Ира, мне надо тебе рассказать.

- Мама, я не хочу.

Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет.

- Не прячьте мою маму в яму, она проснется и мы с ней пойдем домой.

- Но помнят дети и победу.

- Включили репродуктор. Все слушают, а мы, маленькие, слов не разобрали, но поняли, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки. Кого поднимали на руках взрослые, кто лез сам…

- Залезали друг на дружку, третий или четвертый малыш доставал до черной тарелочки и целовал ее.

Потом менялись…

- Все хотелось поцеловать слово «победа».

VIII сцена

Опять война,

Опять блокада…

- Я слышу иногда: «Не надо

Не надо, раны бередить,

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

- И может показаться:

Правы и убедительны слова.

- Но даже если это правда,

Тихая правда –

Не права!

- Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

- Ведь это память – наша совесть

- Она

- Как сила нам нужна…

- Не забывай кровавые закаты,

Когда в руинах был любимый край,

 И как на землю падали солдаты

Убитыми…

Живой, не забывай.

IX сцена

17 век – убито

3 миллиона и 300 тысяч.

- 18 век – убито

5 миллионов  и 200 тысяч.

- 19 век – убито

5 миллионов 500…

20 век – все века перекрыл по векам

Шумит на могилах трава.

- 21 век…

- Местный житель рассказывал мне,

Что волков прибывает к войне

Звезды из вечности падали

В хате скрипели двери.

- В полусне на равнине веков

Копошились какие-то звери,

Из пастей разило падалью

Это были минувшие войны

С бесконечным кошмаром хвостов.

- От войны до войны

Через мирные годы

Инвалиды, рахиты,

Покрытые вшами народы,

Тысячеверстные очереди за хлебом,

Слюни на подбородках

Хихикающих дурачков…

- Бедные все беднее,

Богатые все богаче.

Утром над всеми плачет

Женщина в школе пустой

Сын в гробу возвратился домой.

- Громыхают далекие грозы…

Моет классы несчастная мать,

Руки тряпку не в силах отжать,

И на глобус текут ее слезы.

На Америку! И на Россию!

На Чечню! Ирак! Афганистан! Беслан!

Капают  слезы в пустыню,

В гору, тайгу, океан.

- Человечество старится! Войны

Молодых наглотались костей.

Пережили матери сыновей,

Словно день начинается с вечера –

Старится человечество.

- То ли земля остывает,

То ли война нарывает,

Откуда во мне такая

-Преступление века –

Переход за предел сострадания.

Клубится в полях кошмар,

ужас непонимания…

X  сцена

(Зажигают свечи)

Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей

И в них набаты жестоких битв и созиданий даты

- Битва под Москвой

- Сталинградская битва

- Курская дуга

- Брестская крепость

- Битва за Днепр

- блокада Ленинграда…

Глухая тоска-тревога?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...