Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах
материал по истории (7 класс) по теме

Подробный конспект урока.

(размещается только в папке с конкурсным материалом)

 

Организационная информация

Тема урока

 

Русско - турецкие войны конца XVIII века.

Кубань в русско-турецких войнах

Предмет

История

Класс

7

Автор урока (ФИО, должность)

Кушнарёва Татьяна Анатольевна, учитель истории и кубановедения.

Образовательное учреждение

МБОУСОШ № 4

Республика/край, город/поселение

Краснодарский  край, г.Апшеронск

Методическая информация

Тип урока

 

Урок изучения нового материала

Цели урока

 

Изучить причины, ход и последствия Русско- турецких войн. Дать представление учащимся о Русско - турецких войнах конца XVIII века и их значении в истории Кубани

 

Задачи урока

 

Обучающая: изучить причины, ход и последствия Русско-турецких  войны.  Кубань в русско-турецких войнах конца  XVIII века.

Развивающая: учащиеся развивают навыки: работы с документами, рабаты в группе; способствовать формированию навыков и умений работать с исторической картой; умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательная: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами.

Показать героизм русской армии.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Навыки  работать с картой, историческими документами, умения анализировать материал, делать выводы, обобщать изученное во время урока.

 

Необходимое оборудование и материалы

Презентация, мультимедийный проектор, экран.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

 

Эпиграф: Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.

А.В. Суворов.

Знакомить учащихся с особыми страницами в истории великой Российской империи, показывать героизм простого русского народа и русской армии

Слайд 1 Актуализация знаний. -Кто из вас был на Чёрном море? -Кто был на Азовском?

Слайд 2    кому в конце XVIII века  принадлежали эти земли? (Адыгам, Крымскому ханству, Турции).

Благодаря настойчивости Петра I и мужеству русских солдат в ходе Северной войны, что смогла сделать Россия?

(Выйти в Европу через Балтийское море).

Не менее важен был для неё выход на юг – через Азовское и Чёрное моря в страны средиземноморского бассейна.

Слайд 3 -Покажите на карте Крымское ханство. От кого оно зависело?

-Покажите на карте турецкие владения. (Тамань, Темрюк, Ачу, Анапа, Копыл, Суджук).

-Покажите земли адыгов.

-Кому принадлежали адыги и черкесы? (Они были подданными Крымского хана платили дань 200 девушек, 100 юношей ежегодно, но они считали это подарками).

Ход и содержание урока

 

I.                   Организационный момент.

II.Тема урока:  Внешняя политика России.   Русско-турецкие  войны.   Кубань в русско-турецких войнах конца  XVIII века .

Цель: выяснить причины  русско-турецких  войн второй половины  XVIII века. Проследить ход военных действий и результаты внешней политики России.

План: 1. Русско-турецкая война 1768-1774гг.

            2.Манифест от 8 апреля 1783 года о присоединении Крыма,  Тамани, и Кубанского правобережья к России.

            3. Русско-турецкая война 1787-1791гг.

Причины войн: Работа с учебником. Обеспечить выход России к Черному морю.

Турция стремилась расширить свои владения в Северном     Причерноморье.

Слайд  4 Какие задачи решала Россия, имея выход к Ч.М.

- возможность освоения и заселения южных чернозёмных степей, это отвечало интересам дворянства;

-возможность развития внешнеторговых связей;

-закркпление России на Черноморском побережье ликвидировало бы опасность набегов со стороны Крымского ханства и Турции. II.   1.Русско-турецкая война 1768-1774гг.

Слайд 4    Просмотр видео фрагмента.

 В сентябре 1768 года Турция объявила войну России, а в 1769 году начались военные действия одно­временно на Балканах, Кавказе и в Приазовье. Турецкий сул­тан обратился к горским народам Кавказа с призывом поддер­жать его в борьбе с Россией. Многочисленные турецкие агенты: были посланы на Северный Кавказ для проведения антирус­ской агитации. Особое внимание было обращено на ногайцев. 9 октября 1769 года командующий русской армией П.А.Румян­цев писал Екатерине II о намерении части ногайцев перейти в русское подданство. В 1770-1771 годах некоторые ногайские орды перешли в прикубанские степи. В этом же году донские казаки Платова и Уварова взяли Копыл (ныне Славянск-на-Кубани). Мурза Джанмамбет-бей агитировал ногайцев перейти в подданство России. Екатерина II направила ему грамоту, в которой писала, что ногайцы достойны лучшей участи, чем быть порабощенными крымскими ханами, и  этому будет способ­ствовать союз ногайцев с Россией.

-1773год - март на Тамани высадился ставленник Турции претендент на Крымский престол Давлет Гирей,  попытался прорваться в Крым, но был остановлен, донскими казаками.

-1773г-август у входа в Суджукскую бухту произошло сражение между Давлет-Гиреем и вице адмиралом  Синявиным, Азовская флотилия одержала победу.

 Слайд 5 -1774г.-лето в Кабарде потерпела поражение турецко-татарская армия, активное участие в её разгроме приняли адыги и ногайцы. К России о   10 июля, 1774 года в болгарском селении Кючук-Кайнарджи был писан мирный договор.

-Каковы были условия Кючук-Кайнарджийского  мира?

Слайд 6  Работа с картойРабота с книгой .Роль А.В.Суворова.

Слайд 7-8  Работа с контурной картой  № 7.(Она соответствует карте №8)

Слайд 9  2..Манифест от 8 апреля 1783 года о присоединении Крыма, Тамани, и Кубанского правобережья к России. Слайд 10

II.      3. Русско-турецкая война 1787-1791гг.

Слайд 11 Видео фрагмент. С начала 1787г. Турция стала открыто нарушать условия Кючук-Кайнарджийского договора, явно провоцируя начало войны. 9 сентября началась русско-турецкая война.

Готовясь к войне турецкое правительство усилило идеологическую обработку населения. Движение под руководством Ушурмы (Мансур), чтобы поднять его авторитет среди закубанцев ему присвоили звание имама.

РАБОТА С К/КАРТОЙ.

- 8 июля 1790г. Русский флот под  командованием  адмирала Ф.Ф.Ушакова разгромил турецкую эскадру возле Керченского пролива и сорвал высадку десанта в Крыму.

Слайд 12 -1790г. И.И.Герман нанёс сокрушительное поражение значительно превосходящим турецким силам. Это произошло у Каменного брода, в верховьях Кубани. 35-тысячный корпус турецкого сераскира не выдержал натиска русских войск, а предводитель турок Батал-паша попал в плен.

Слайд 13 -22 июня пала Анапа. Анапа представляла собой первоклассную крепость построена под руководством французских инженеров. Семь мощных каменных бастионов были соединены валами. Глубокий и широкий ров (4,5м) окружал Анапу своими концами уходя в море. Победителям досталось 95 орудий, 130 знамён и вымпелов, 14 тысяч пленных, среди которых и начальник крепостного гарнизона Мустафа-паша шейх  Мансур. Слайд 14

Разгром армии Батал-паши, потеря Анапы, поражение 80-тысячной турецкой армии на Дунае при Мачине заставили султанское правительство заговорить о мире.

Слайд 15  29 декабря 1791 г. был подписан Ясский мирный договор.

-Каковы были условия Ясского мира?

ОТВЕТЫ: Он подтверждал присо­единение Крыма и Прикубанья к России. На западе к России отходили территории между Бугом и Днестром.

- Каково значение Ясского мирного договора?

Слайд 16 ОТВЕТЫ: Русско-турецкая война 1787-1791 гг. упрочила позиции Рос­сии на Северном Кавказе, усилила ее авторитет среди населе­ния региона, способствовала освоению степных просторов При­кубанья и росту экономических связей с горскими народами кубанского левобережья.

 

Проверка и оценивание ЗУНКов

 

IV.Закрепление.

Слайд 17

 Решите историческое уравнение.

Слайд 18

Определите личность по описанию.

(Александр Григорьевич Орлов-Чесменский.)

Слайд 19 Определите личность по описанию. (Пётр Александрович Румянцев-Задунайский.)

Слайд 20 Определите личность по описанию.

(Григорий Александрович Потёмкин-Таврический)

Слайд 2 1 Синхронистическая таблица.

Слайд 22  Интерактивная викторина. 

Учитель предлагает поменяться рабочими листами к уроку и оценить работу соседа по парте. Выставление оценок тем, кто принял в уроке активное участие.

Рефлексия деятельности на уроке

 

Слайд 23 Назовите фамилии военных и политических деятелей.(Птенцы гнезда Екатерины)

Какова их роль истории?

V. Рефлексивно –оценочный этап.

Учитель предлагает каждому ученику проанализировать его деятельность на уроке и оценить качество работы.

1                    мне  на  уроке  все  понравилось

2                    я  узнал  много  нового

3                    мне  было  интересно

4                    мне  было  трудно

5                    мне  было  не  интересно

6                    мне  ничего  не  понравилось

Отметить только 3 высказывания, с которыми вы согласны.

 

Домашнее задание

 

Слайд  24 – д/з

Домашнее задание: обязательная и творческая часть.

- § 27-28, вопросы после §, термины, даты;

- творческое задание: охарактеризовать одного из военачальников.

Материал в электронном виде – в библиотеке

Дополнительная необходимая информация

 

                             В помощь учителю

 

Использованные источники и литература (если имеются)

Неофициальная история России. М., ОЛМА, 2007 г.

История России, М., АСТ,1999 г. том 2

История России в  занимательных рассказах, притчах, анекдотах. М. , Дрофа, 2002 г.

Зуев М. Н. История России: Учебник для ВУЗов. М., 1998. Ч. 4.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

По данной теме используется большой объём материала. Чтобы сделать его более простым и доступным, преподнести в интересной форме для учащихся использую мультимедиа (прежде всего, важна наглядность). Учащиеся быстро усваивают материал, легко запоминают, проявляют активность на уроке.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Следующая тема Греческий проект Екатерины II, уроки взаимосвязаны. Можно начать опрос с портрета Г.А.Потёмкина.

Другое

 

Презентационное сопровождение можно использовать как на уроке истории, так же и на уроках кубановедения.


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 7-ом классе на тему «Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I»

Презентация разработана для проведения урока в 7 классе о Павле I. Эта разработка позволяет познакомить учащихся с личностью Павла Петровича, а также поавить перед ними вопрос дискуссионного характера...

Таблица "Внешняя политика середины XVI – конца XVIII века"

В данной таблице собран материал по внешней политике Российского государства середины 17 века - конца 18 века. Данная таблица поможет систематизировать внешнюю политику России в указанный период....

Саратовская губерния в конце XVIII века

презентация к уроку краеведения в 9 классе...

"Актуальные вопросы отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века" факультативный курс

Факультатив для 10 класса, составлен на основе программы курса истории в 10 классе, рассчитан на 34 часа, хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ....

Русско-турецкие войны XVIII века

Презентация для изучения темы русско-турецких войн эпохи Екатерины Второй в 8 классе...

Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века

Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века содержит задания базового, повышенного и сложного уровня. Время проведения 40 минут. Имеются критерии оценивания с учетом с...

Конспект урока на тему "Французская революция конца XVIII века"

Урок 44. Учебная дисциплина ОДБ. 04 ИСТОРИЯ. ТЕМА: Французская революция конца XVIII векаУрок изучения новых знаний...