Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах
материал по истории (7 класс) по теме
Подробный конспект урока.
(размещается только в папке с конкурсным материалом)
Организационная информация | |
Тема урока
| Русско - турецкие войны конца XVIII века. Кубань в русско-турецких войнах |
Предмет | История |
Класс | 7 |
Автор урока (ФИО, должность) | Кушнарёва Татьяна Анатольевна, учитель истории и кубановедения. |
Образовательное учреждение | МБОУСОШ № 4 |
Республика/край, город/поселение | Краснодарский край, г.Апшеронск |
Методическая информация | |
Тип урока
| Урок изучения нового материала |
Цели урока
| Изучить причины, ход и последствия Русско- турецких войн. Дать представление учащимся о Русско - турецких войнах конца XVIII века и их значении в истории Кубани
|
Задачи урока
| Обучающая: изучить причины, ход и последствия Русско-турецких войны. Кубань в русско-турецких войнах конца XVIII века. Развивающая: учащиеся развивают навыки: работы с документами, рабаты в группе; способствовать формированию навыков и умений работать с исторической картой; умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; Воспитательная: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами. Показать героизм русской армии. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Навыки работать с картой, историческими документами, умения анализировать материал, делать выводы, обобщать изученное во время урока.
|
Необходимое оборудование и материалы | Презентация, мультимедийный проектор, экран. |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся
| Эпиграф: Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой. А.В. Суворов. Знакомить учащихся с особыми страницами в истории великой Российской империи, показывать героизм простого русского народа и русской армии Слайд 1 Актуализация знаний. -Кто из вас был на Чёрном море? -Кто был на Азовском? Слайд 2 -А кому в конце XVIII века принадлежали эти земли? (Адыгам, Крымскому ханству, Турции). Благодаря настойчивости Петра I и мужеству русских солдат в ходе Северной войны, что смогла сделать Россия? (Выйти в Европу через Балтийское море). Не менее важен был для неё выход на юг – через Азовское и Чёрное моря в страны средиземноморского бассейна. Слайд 3 -Покажите на карте Крымское ханство. От кого оно зависело? -Покажите на карте турецкие владения. (Тамань, Темрюк, Ачу, Анапа, Копыл, Суджук). -Покажите земли адыгов. -Кому принадлежали адыги и черкесы? (Они были подданными Крымского хана платили дань 200 девушек, 100 юношей ежегодно, но они считали это подарками). |
Ход и содержание урока
| I. Организационный момент. II.Тема урока: Внешняя политика России. Русско-турецкие войны. Кубань в русско-турецких войнах конца XVIII века . Цель: выяснить причины русско-турецких войн второй половины XVIII века. Проследить ход военных действий и результаты внешней политики России. План: 1. Русско-турецкая война 1768-1774гг. 2.Манифест от 8 апреля 1783 года о присоединении Крыма, Тамани, и Кубанского правобережья к России. 3. Русско-турецкая война 1787-1791гг. Причины войн: Работа с учебником. Обеспечить выход России к Черному морю. Турция стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье. Слайд 4 Какие задачи решала Россия, имея выход к Ч.М. - возможность освоения и заселения южных чернозёмных степей, это отвечало интересам дворянства; -возможность развития внешнеторговых связей; -закркпление России на Черноморском побережье ликвидировало бы опасность набегов со стороны Крымского ханства и Турции. II. 1.Русско-турецкая война 1768-1774гг. Слайд 4 Просмотр видео фрагмента. В сентябре 1768 года Турция объявила войну России, а в 1769 году начались военные действия одновременно на Балканах, Кавказе и в Приазовье. Турецкий султан обратился к горским народам Кавказа с призывом поддержать его в борьбе с Россией. Многочисленные турецкие агенты: были посланы на Северный Кавказ для проведения антирусской агитации. Особое внимание было обращено на ногайцев. 9 октября 1769 года командующий русской армией П.А.Румянцев писал Екатерине II о намерении части ногайцев перейти в русское подданство. В 1770-1771 годах некоторые ногайские орды перешли в прикубанские степи. В этом же году донские казаки Платова и Уварова взяли Копыл (ныне Славянск-на-Кубани). Мурза Джанмамбет-бей агитировал ногайцев перейти в подданство России. Екатерина II направила ему грамоту, в которой писала, что ногайцы достойны лучшей участи, чем быть порабощенными крымскими ханами, и этому будет способствовать союз ногайцев с Россией. -1773год - март на Тамани высадился ставленник Турции претендент на Крымский престол Давлет Гирей, попытался прорваться в Крым, но был остановлен, донскими казаками. -1773г-август у входа в Суджукскую бухту произошло сражение между Давлет-Гиреем и вице адмиралом Синявиным, Азовская флотилия одержала победу. Слайд 5 -1774г.-лето в Кабарде потерпела поражение турецко-татарская армия, активное участие в её разгроме приняли адыги и ногайцы. К России о 10 июля, 1774 года в болгарском селении Кючук-Кайнарджи был писан мирный договор. -Каковы были условия Кючук-Кайнарджийского мира? Слайд 6 Работа с картойРабота с книгой .Роль А.В.Суворова. Слайд 7-8 Работа с контурной картой № 7.(Она соответствует карте №8) Слайд 9 2..Манифест от 8 апреля 1783 года о присоединении Крыма, Тамани, и Кубанского правобережья к России. Слайд 10 II. 3. Русско-турецкая война 1787-1791гг. Слайд 11 Видео фрагмент. С начала 1787г. Турция стала открыто нарушать условия Кючук-Кайнарджийского договора, явно провоцируя начало войны. 9 сентября началась русско-турецкая война. Готовясь к войне турецкое правительство усилило идеологическую обработку населения. Движение под руководством Ушурмы (Мансур), чтобы поднять его авторитет среди закубанцев ему присвоили звание имама. РАБОТА С К/КАРТОЙ. - 8 июля 1790г. Русский флот под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова разгромил турецкую эскадру возле Керченского пролива и сорвал высадку десанта в Крыму. Слайд 12 -1790г. И.И.Герман нанёс сокрушительное поражение значительно превосходящим турецким силам. Это произошло у Каменного брода, в верховьях Кубани. 35-тысячный корпус турецкого сераскира не выдержал натиска русских войск, а предводитель турок Батал-паша попал в плен. Слайд 13 -22 июня пала Анапа. Анапа представляла собой первоклассную крепость построена под руководством французских инженеров. Семь мощных каменных бастионов были соединены валами. Глубокий и широкий ров (4,5м) окружал Анапу своими концами уходя в море. Победителям досталось 95 орудий, 130 знамён и вымпелов, 14 тысяч пленных, среди которых и начальник крепостного гарнизона Мустафа-паша шейх Мансур. Слайд 14 Разгром армии Батал-паши, потеря Анапы, поражение 80-тысячной турецкой армии на Дунае при Мачине заставили султанское правительство заговорить о мире. Слайд 15 29 декабря 1791 г. был подписан Ясский мирный договор. -Каковы были условия Ясского мира? ОТВЕТЫ: Он подтверждал присоединение Крыма и Прикубанья к России. На западе к России отходили территории между Бугом и Днестром. - Каково значение Ясского мирного договора? Слайд 16 ОТВЕТЫ: Русско-турецкая война 1787-1791 гг. упрочила позиции России на Северном Кавказе, усилила ее авторитет среди населения региона, способствовала освоению степных просторов Прикубанья и росту экономических связей с горскими народами кубанского левобережья.
|
Проверка и оценивание ЗУНКов
| IV.Закрепление. Слайд 17 Решите историческое уравнение. Слайд 18 Определите личность по описанию. (Александр Григорьевич Орлов-Чесменский.) Слайд 19 Определите личность по описанию. (Пётр Александрович Румянцев-Задунайский.) Слайд 20 Определите личность по описанию. (Григорий Александрович Потёмкин-Таврический) Слайд 2 1 Синхронистическая таблица. Слайд 22 Интерактивная викторина. Учитель предлагает поменяться рабочими листами к уроку и оценить работу соседа по парте. Выставление оценок тем, кто принял в уроке активное участие. |
Рефлексия деятельности на уроке
| Слайд 23 Назовите фамилии военных и политических деятелей.(Птенцы гнезда Екатерины) Какова их роль истории? V. Рефлексивно –оценочный этап. Учитель предлагает каждому ученику проанализировать его деятельность на уроке и оценить качество работы. 1 мне на уроке все понравилось 2 я узнал много нового 3 мне было интересно 4 мне было трудно 5 мне было не интересно 6 мне ничего не понравилось Отметить только 3 высказывания, с которыми вы согласны.
|
Домашнее задание
| Слайд 24 – д/з Домашнее задание: обязательная и творческая часть. - § 27-28, вопросы после §, термины, даты; - творческое задание: охарактеризовать одного из военачальников. Материал в электронном виде – в библиотеке |
Дополнительная необходимая информация |
|
В помощь учителю |
|
Использованные источники и литература (если имеются) | Неофициальная история России. М., ОЛМА, 2007 г. История России, М., АСТ,1999 г. том 2 История России в занимательных рассказах, притчах, анекдотах. М. , Дрофа, 2002 г. Зуев М. Н. История России: Учебник для ВУЗов. М., 1998. Ч. 4. |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | По данной теме используется большой объём материала. Чтобы сделать его более простым и доступным, преподнести в интересной форме для учащихся использую мультимедиа (прежде всего, важна наглядность). Учащиеся быстро усваивают материал, легко запоминают, проявляют активность на уроке. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | Следующая тема Греческий проект Екатерины II, уроки взаимосвязаны. Можно начать опрос с портрета Г.А.Потёмкина. |
Другое
| Презентационное сопровождение можно использовать как на уроке истории, так же и на уроках кубановедения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по учебному предмету «История» в 7-ом классе на тему «Российская империя в конце XVIII века в период правления Павла I»
Презентация разработана для проведения урока в 7 классе о Павле I. Эта разработка позволяет познакомить учащихся с личностью Павла Петровича, а также поавить перед ними вопрос дискуссионного характера...
Таблица "Внешняя политика середины XVI – конца XVIII века"
В данной таблице собран материал по внешней политике Российского государства середины 17 века - конца 18 века. Данная таблица поможет систематизировать внешнюю политику России в указанный период....
Саратовская губерния в конце XVIII века
презентация к уроку краеведения в 9 классе...
"Актуальные вопросы отечественной истории с древнейших времен до конца XVIII века" факультативный курс
Факультатив для 10 класса, составлен на основе программы курса истории в 10 классе, рассчитан на 34 часа, хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ....
Русско-турецкие войны XVIII века
Презентация для изучения темы русско-турецких войн эпохи Екатерины Второй в 8 классе...
Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века
Контрольная работа по истории России с древнейших времен до конца XVIII века содержит задания базового, повышенного и сложного уровня. Время проведения 40 минут. Имеются критерии оценивания с учетом с...
Конспект урока на тему "Французская революция конца XVIII века"
Урок 44. Учебная дисциплина ОДБ. 04 ИСТОРИЯ. ТЕМА: Французская революция конца XVIII векаУрок изучения новых знаний...
Комментарии
Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких