рабочая программа по литературе 7 класс
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе под ред. Коровиной В.Я. для 7 класса. Рабочая программа рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_lit-re_7_kl.docx | 64.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №547
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНО Приказ № _______ от __________________ директор школы _________/Малая А.Г./ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР_______________ /Бабурова Л.В/ | РАССМОТРЕНО Протокол заседания метод объединения №___ от _____________________ Председатель МО______________________ |
Рабочая программа
По литературе для 7 класса
Срок реализации программы: 2014-2015 уч.год
Программу составил: учитель русского языка и литературы Колесникова Светлана Филипповна
Санкт-Петербург
2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы по Литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание, М. Просвещение, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
-пояснительную записку;
-основное содержание курса;
-учебно-тематический план;
-требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса);
-список литературы (основной и дополнительной) и перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- календарно-тематическое планирование с определением основных видов УУД обучающихся.
Рабочая программа разработана на основе:
- Закона «Об образовании».
- Федерального государственного образовательного стандарта.
- Примерной программы, созданной на основе федерального государственного образовательного стандарта.
- Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школа №547 Красносельского района Санкт – Петербурга.
- Учебно-методического комплекса по литературе.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задачи курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
С учётом специфики программы выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий.
Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом.
Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника.
К концу 7 класса обучающиеся должны:
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 классе.
Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 6 классе.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие ); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.
Учащиеся должны уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
- объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;
- оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
- применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. в 2-х частях. М. Просвещение 2014.
- Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2013.
- Анализ произведений русской литературы: 7 класс/ Н.А.Миронова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ Н.В.Беляева. – М.: Просвещение, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
- Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Устное народное творчество
- Предания. Понятие об устной народной прозе. Предание как жанр устной народной прозы. Предания как поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
- Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели былин. Былина в актерском исполнении. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств: трудолюбия, мастерства, чувства собственного достоинства, доброты, щедрости, физической силы.
- Русские былины Киевского и Новгородского циклов. Урок внеклассного чтения 1. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.
- «Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Урок внеклассного чтения 2. Понятие о мифологическом эпосе. Руны. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.
- «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета «Песни о Роланде». Обобщенное, общечеловеческое и национальное в эпосе народов мира. Роль гиперболы в создании образа героя.
- Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Меткость и точность языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Сходство и различия пословиц разных стран. Развитие представлений об афористических жанрах фольклора.
Из древнерусской литературы.
- Русские летописи. «Повесть временных лет». (Отрывок «из похвалы князю Ярославу и книгам»). Развитие представлений о летописи. Формирование традиции уважительного отношения к книге. Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Житие как жанр древнерусской литературы. Народно-поэтические мотивы повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в актерском исполнении.
Из литературы XVIII века.
- Михаил Васильевич Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» ( отрывок). Краткий рассказ об ученом и поэте.Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Ода в актерском исполнении.
- Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем стремленьи…». «На птичку...», «Признание». Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Признание» в актерском исполнении. Утверждение необходимости свободы творчества. Размышление Державина о смысле жизни, о судьбе.
Из русской литературы XIX века
- Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» (отрывок). Краткий рассказ о поэте. Детство. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство автора в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление Петра I и Карла XII. Авторское отношение к героям.
- Александр Сергеевич Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...») Воспевание автором «града Петрова». Вступление в актерском исполнении. Образ Петра Первого. Тема настоящего и будущего России. Особенности языка и стиля отрывка. Прием контраста.
- Александр Сергеевич Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Баллада в актерском исполнении. Развитие понятия о балладе. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.
- Александр Сергеевич Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Пушкин – драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Moнолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
- Александр Сергеевич Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Фрагменты повести в актерском исполнении. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
- Александр Сергеевич Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и его герои. Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Развитие представлений о повести.
- Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов. Краткий рассказ о поэте. Его интерес к историческому прошлому Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Фрагменты поэмы в актерском исполнении. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
- Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Развитие представлений о фольклоризме литературы.
- Михаил Юрьевич Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил. Стихотворения в актерском исполнении. Чудесная сила молитвы, ее гармоничность и музыкальность. Проблема гармонии человека и природы. Красота природы и ее проявлений как источник душевных сил и творчества. Мастерство поэта в создании художественных образов.
- Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Прославление боевого товарищества.
- Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию. Осуждение предательства. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы.Развитие понятия о литературном герое. Развитие понятия об эпосе.
- Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Урок развития речи 1. Письменный ответ на один из проблемных вопросов.
- Иван Сергеевич Тургенев. «Бирюк»: автор и герои рассказа. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображение быта крестьян. Фрагменты рассказа в актерском исполнении. Характер главного героя. Смысл названия рассказа. Авторское отношение к бесправным и обездоленным.
- Иван Сергеевич Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа. Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.
- Иван Сергеевич Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения в прозе «Близнецы» и «Два богача». Стихотворения в прозе в актерском исполнении.
- Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Фрагменты поэмы в актерском исполнении. Развитие понятия о поэме. Историческая поэма как разновидность лироэпического жанра. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
- Николай Алексеевич Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. Урок внеклассного чтения 3. Своеобразие некрасовской музы. Размышление поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Развитие понятия о трехсложных размерах стиха.
- Алексей Константинович Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады. Краткий рассказ о поэте. Его исторические баллады. Правда и вымысел. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Тема древнерусского рыцарства, противостоящего самовластию.
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Краткий рассказ о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». Фрагменты «Повести…» в актерском исполнении. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». Развитие представлений об иронии.
- Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Урок внеклассного чтения 4. Для самостоятельного чтения. Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.
- Лев Николаевич Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературного творчества). Сложность взаимоотношения детей и взрослых. Развитие понятия об автобиографическом художественном произведении.
- Лев Николаевич Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Развитие понятия о герое-повествователе.
- Литературный ринг. Урок развития речи 2. Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого». Тестирование по произведениям этих писателей.
- Антон Павлович Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа. Краткий рассказ о писателе. Фрагменты рассказа в актерском исполнении. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.
- Антон Павлович Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа. Средство создания комического. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.
- Антон Павлович Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Урок внеклассного чтения 5. Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России. Фрагменты рассказов в актерском исполнении. Грустный юмор Чехова. Многогранность комического в его рассказах. Развитие представлений о юморе и сатире как формах комического.
- «Край ты мой, родимый край…» (обзор). В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...». Урок развития речи 3. Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из литературы XX века
- Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Герой рассказа. Сложность взаимопонимания детей и взрослых.
- Иван Алексеевич Бунин. «Лапти» и другие рассказы. Урок внеклассного чтения 6. Родина и природа в стихах поэта. Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный облик героев рассказов Бунина.
- Максим Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни. Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.
- Максим Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя.
- Максим Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды.
- Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Краткий рассказ о писателе. Чувства сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
- Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Краткий рассказ о поэте. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.
- Владимир Владимирович Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Обогащение представления о ритме и рифме. Тоническое стихосложение. Стихотворение в авторском исполнении.
- Андрей Платонович Платонов. «Юшка»: незаметный герой с большим сердцем. Краткий рассказ о писателе. Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Фрагменты рассказа в актерском исполнении. Юшка — незаметный герой с большим сердцем.
- Андрей Платонович Платонов. «Юшка»: нравственные проблемы рассказа. Внешняя и внутренняя красота человека. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
- Андрей Платонович Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Урок внеклассного чтения 7. Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других, Своеобразие языка прозы Платонова.
- Классное контрольное сочинение. Урок развития речи 4.
- Борис Леонидович Пастернак. «Июль» «Никого не будет в доме.,.» Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. Развитие представлений о сравнении и метафоре.
- Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Стихотворения в актерском исполнении. Развитие понятия о лирическом герое.
- На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А.Ахматовой, К. М.Симонова, А.Т. Твардовского, А. А.Суркова и других поэтов. Урок внеклассного чтения 8. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Ритмы и образы военной лирики. Стихотворения в актерском исполнении.
- Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции.
- Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»). Краткий рассказ о писателе. Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Нравственные проблемы рассказа.
- Евгений Иванович Носов. «Живое пламя», «Радуга». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
- Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы.
- Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы). Краткий рассказ о писателе, ученом, гражданине. Духовное напутствие молодежи. Развитие представлений о публицистике. Мемуары как публицистический жанр.
- М.М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы. Урок внеклассного чтения 9. Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя. Рассказ в актерском исполнении.
- «Тихая моя Родина». Стихи В. Я.Брюсова, Ф. Сологуба, С.А Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А.Заболоцкого и других поэтов. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Человек и природа. Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Стихотворения в актерском исполнении. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.
- Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский. «Доченьки»; И. А. Гофф. «Русское поле»; Б.Ш. Окуджава. «По смоленской дороге...». Начальные представления о песне как синтетическом жанре искусства. Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. Светлая грусть переживаний. Песни в актерском исполнении.
- Письменная контрольная работа. Тестирование. Урок развития речи 5. Контрольная работа по произведениям русской литературы, изученным на уроках 51-61.
- Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине», «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…». Краткий рассказ о дагестанском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста и зрелости общества. Дружеское расположение к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности аварского поэта.
Из зарубежной литературы
- Роберт Бёрнс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Урок внеклассного чтения 10. Краткий рассказ о поэте. Особенности его творчества. Представления народа о справедливости и честности. Стихотворение в актерском исполнении. Народно-поэтический характер произведений.
- Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..», «Душа моя мрачна…». Краткий рассказ о поэте. Байрон и русская литература. Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. Своеобразие романтической поэзии Байрона.
- Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Особенности жанра хокку (хайку). Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Хокку в актерском исполнении.
- О. Генри. «Дары волхвов». Слово о писателе. Сила любви и преданности. Фрагменты рассказа в актерском исполнении. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. Развитие представлений о рождественском рассказе.
- Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Краткий рассказ о писателе. Фантастические рассказы Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле. Мечта о чудесной победе добра. Развитие представлений о жанре фантастики.
- Детективная литература. Урок внеклассного чтения 11. Детективная литература как жанр. Авторы, сюжеты и герои классических детективов. Художественные особенности детективной литературы.
- Итоговый урок. Урок развития речи 6. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.
Раздел 3.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Кол-во часов | Количество контрольных работ | ||
сочинений | Тестир. | Развитие речи | |||
1 | Введение. | 1 | - | - | - |
2 | Устное народное творчество | 4 | 1 | 1 | 1 |
3 | Древнерусская литература. | 3 | - | - | -- |
4 | Из русской литературы 18 века. | 2 | - | - | - |
5 | Из русской литературы 19 века. | 27 | 3 | 4 | 3 |
6 | Из русской литературы 20 века. | 24 | 1 | - | 1 |
7 | Из литературы народов России. | 1 | - | - | - |
8 | Из зарубежной литературы. | 4 | - | - | - |
9 | Прочитайте летом. Итоговый тест. | 2 | - | 1 | - |
Итого: | 68 | 5 | 6 | 5 |
Тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....