Утопическая мысль в Англии разных эпох и ее эволюция
статья по литературе на тему

Фатхуллина Алиня Рафаилевна

В работе рассматривается утопическая мысль в  произведениях английских писателей со времен Т.Мора и Ф.Бэкона 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утопическая мысль в Англии разных эпох и ее эволюция

Утопическая мысль в  произведениях английских писателей со времен Т.Мора и Ф.Бэкона явилась важной частью сознания Великобритании. Многие английские писатели стремились и пытались заглянуть в будущее своей страны, высказывали при этом свои мнения о возможности построения более справедливого общества, об изменениях, которые могут произойти с человеком и человеческой цивилизацией в целом.

В последнее время весьма важным и значительным для современных исследователей становится проблема воссоздания полной картины взглядов на будущее английских писателей ХХ века, отраженных в их литературном творчестве, а также документах материальной культуры.

Так, например, анализируя многовековой опыт утопической мысли в Англии, исследователь Е.О.Нурмухамедова отмечает, что «английские писатели предшествующих веков связывали свои представления о будущем, воплощенные в различных жанровых формах – трактат, роман, поэма, – с преобразованием общества, построением справедливого государства. Начиная с Бэкона, делаются попытки приблизить утопическую мечту Мора к реальности – в том числе географически: от места, которого нет, к самой Англии» [Нурмухамедова: 2009, с.32].

Принято считать, что в английской литературе ХХ века продолжается осознание того, что сам человек – это часть природы (Хадсон, Форстер, Баллард, Олдисс, Барнс). Особое внимание уделяется физическому и нравственному здоровью человека, связи с природой, гармонии тела и духа.

Исследователи И.В.Головачева, Е.О.Нурмухамедова, Н.В.Фесянова утверждают, что  английская утопия содержит черты островной утопии. Это раскрывается в гармонии животного и растительного мира, природы. Царство животных ставится в пример как более гармоничное и близкое к природе, противопоставляется изломанному, потерявшему естественные корни обществу людей [Нурмухамедова: 2009, с.33-34]. В суровом современном мире сострадание к животным символизирует нравственное здоровье нации.

Гносеологию и типологию английских утопий  XVIII века рассматривает в своих работах исследователь Ю.А.Левашева. Она отмечает, что «английские утопии XVIII века стали своеобразной формой осмысления исторической действительности, которая особым образом отразилась в идеальных проектах. С другой стороны, утопия как попытка предвидеть будущее являлась способом разработать и внедрить в общественное сознание те культурные ценности, которые, по мнению утопистов, могли способствовать разрещению социальных и политических противоречий [Левашева: 2006, с.5].

Попытку комплексного анализа английского Просвещения предпринимает Т.Л. Лабутина. Ее исследование носит политологический характер: исследуется политическая элита века Просвещения, а также наиболее яркие представители либерального направления Просвещения: Дефо, ранний Свифт, Аддисон.

Философско-этический аспект английского Просвещения исследует Н.С.Креленко. Она справедливо отметила, что «просветители анализировали события и итоги революции, концентрируя внимание на проблеме человека. Утопии явились итогом переосмысления революционного отношение опыта Свифта и к исторической действительности. Негативное отношение к действительности и ее порокам связано с разочарованием просветителя в природе человека, не способного воплотить в жизнь идеи, приводящие к общему благу, а не только к личным выгодам» [Креленко: 1990, с.28].

Исследователь К. Мангейм обращал внимание на то, что утопичным является сознание, которое не находится в соответствии с окружающим его бытием. Это несоответствие постоянно проявляется в том, что подобное сознание в переживании, мышлении и деятельности ориентируется на факторы, не содержащиеся в этом бытии. В отличие от идеологии, которая также подходит под это определение, утопия обладает преобразующим воздействием, способна изменить действительность [Мангейм: 1990, с.28].

Другой зарубежный исследователь Х.А. Маравалль в статье «Утопия и реформизм» отметил, что «характерной чертой утопии является регламентация жизни ради расширения свободы человека, для полноты реализации человеческой личности. Рациональный характер утопии состоит в притязании быть умственным проектом природного порядка-Утопии – это порождение работы разума, изучающего, ставящего опыты, критикующего природу, связи между явлениями, формулирующего свои теории и свои объяснения» [Маравалль: 1991, с.228-229].

Английский исследователь и историк А.Л.Мортон в своей работе «История Англии» поставил своей задачей проследить развитие социально-утопической мысли в Англии на протяжении большого периода – с XIX по XX век. Он отмечает, что «сегодня миллионы людей убеждены в том, что утопия — не в виде какого-то совершенного, а потому неизменного общества, а в виде живого общества, двигающегося все к новым победам, — будет достигнута, если люди будут готовы за нее бороться» [Мортон: 1956, с.260].

А.Л.Мортон в своей монографии анализирует  многочисленные утопические произведения XVIII века и первой половины XIX века. Дефо, Свифт, Берингтон, Палток, Годвин, Шелли, Блейк, Стене и другие авторы XVIII — начала XIX века, обычно изучаемые с точки зрения развития английской классической литературы и политической мысли, автором настоящей книги рассматриваются в другом аспекте — с точки зрения обнаружения в их творчестве социально-утопических мотивов. Известное внимание автором уделено и представителям утопического социализма первой половины XIX века в Англии, прежде всего Роберту Оуэну. Автор в своей книге ограничивается анализом главным образом тех произведений, которые включают в себе элемент фантазии, а не являются абстрактным сочинением типа социально-политических трактатов.

Исследователь И.М.Эрлихсон рассматривает в своих работах генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII – начала XVIII вв. Она отмечает, что «идея о лучшем жизненном устройстве сопутствовала людям на протяжении всей истории человечества, утопический импульс присутствует во всех произведениях, в которых существует направленность на совершенствование мира» [Эрлихсон: 2009, с.4].

Составитель первого советского «Каталога утопий» В.В. Святловский писал, что «число известных ныне произведений типа утопий доходит почти до двух тысяч» [Святловский: 1923, с.5].

Польский историк А. Свентоховский писал, что автору, желающему «начертать историю утопий, следовало бы рассказать всю историю человеческой культуры» [Святловский: 1923, с.6].

         Советский исследователь В.П. Шестаков отмечал, что «каталог мировой утопической литературы насчитывает около тысячи утопий за XVI-XIX вв., а начиная с XIX века в одной только Англии появилось триста утопий, а в Германии – сто пятьдесят» [Шестаков: 1972, с.152].

По мнению современных исследователей, история и эволюция утопической традиции началась задолго до выхода ставшего классическим произведения Т. Мора, закрепившего ее терминологически. Стремление человека к продуцированию неких, идеальным образом организованных условий жизни социума существовало на столь ранних стадиях развития, что оно может рассматриваться как одна из антропологических особенностей человека и как производная его общественного сознания.

Англия стала официально признанным местом рождения европейской социальной утопии. На протяжении последующих двух столетий после выхода «Золотой книжечки» у Мора в Англии появляется множество подражателей и последователей, которые называют свои воображаемые государства утопиями.

Ч.С.Кирвель отмечал, что « каждая конкретная утопия является уникальным «документом, свидетельствующим о характере духовной атмосферы, поисках и чаяниях людей данной эпохи. Она иногда может дать более глубокую характеристику своего времени, чем какой-либо юридический документ или литературно-художественное произведение, помогает высветить скрытые от обычного («реалистического») взгляда стороны действительности» [Кирвель: 2000, с.86].

Утопическое сознание выступает как специфическая форма идеологии, фокусируя философские, политико-правовые, экономические и этические взгляды в направлении разработки радикально отличного от действительности, противостоящего общественного идеала» [Гуторов: 1989, с.13].

Утопическое сознание отражает действительность опосредованно, через значение для человека, оно является разновидностью ценностного освоения социальной реальности, направленного на моделирование таких состояний социального бытия, которые представляются как желаемые и возможные и в силу этого воспринимаются как высшая ценность. Утопическое сознание характеризуется особым восприятием пространства и времени, как пластичного материала, ощущения современного пространства как дисгармоничного и потому требующего реконструкции.

Несмотря на огромное количество работ, посвященных Мору и его «Утопии», как отечественных, так и западных, расцвет английской утопической мысли отечественная и зарубежная историография традиционно относит к XVII веку.

В творчестве западных исследователей, занимавшихся историей утопической мысли, большой популярностью пользовались теории утопии, разработанные К. Мангеймом и Э. Блохом. К. Мангейм, создавая свою концепцию, во многом опирался на теоретические разработки марксизма по проблемам сознания и мышления. 

Трактовка утопии как универсального феномена бытия была дана Э. Блохом. Он преодолел традиционную трактовку утопии как представления об общественном идеале, обнаружив и обосновав ее онтологическую и антропологическую природу.

В последние десятилетия значительный интерес к утопиям проявляют отечественные философы, которые рассматривают их как особый тип философского мышления. В работах С. С. Сизова, B.C. Штепы и других авторов ставятся проблемы онтологии и гносеологии утопий, идеала в утопических произведениях, дается классификация утопий.

Таким образом, в утопии XX века наметились значительные перемены. Прежде всего они коснулись образа наблюдателя – современника автора. Самый этот образ утопия получила в наследство от романа путешествий.

Генезис английской утопической мысли второй половины XVII- начала XVIII вв. являет собой заключительный этап двухвековой истории английской социальной утопии. Поэтому по мере эволюции утопической мысли в Англии постоянно возрастает ее нацеленность на практическую реализацию.

Список использованной литературы и источников

  1.  Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Вопросы истории и теории. – Л. , 1989. - с. 13.
  2. Кирвель Ч.С. Парадоксы утопического сознания // Философский век. Альманах. Вып. 13 Российская утопия эпохи Просвещения и традиции мирового утопизма. – Спб, 2000.- с. 86
  3. Креленко Н.С. Пуританская революция и общественная мысль XVII XVIII веков.– Саратов, 1990.- 110 с.
  4. Левашева Ю.А. Английские утопии XVIII века: дис. .канд. ист. наук/ Ю.А. Левашева Самара, 2007. - 176 с.
  5. Мангейм К. Идеология и утопия поучение// Утопия и утопическое мышление.– М., 1991.- 169 с.
  6. Маравалль Х.А. Утопическая мысль и динамизм европейской истории / Х.А. Маравалль // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит. / общ. ред. В.А. Чаликовой. – М: Прогресс, 1991. – с. 228-229
  7. Мортон А.Л. Английская утопия.М.: Иностранная литература, 1956.- 135 с.
  8.  Нурмухамедова Е.О. Эволюция утопических взглядов английских писателей XX века: диссертация кандидата филологических наук / Нурмухамедова Евгения Олимджановна.– Москва, 2009.- 163 с
  9. Святловский В.В. Каталог утопий.– М., 1923.- с.5.
  10.  Шестаков В.П. Понятие утопии и современные концепции утопического// Вопросы философии. - 1972. - №8.-с. 152.
  11.  Эрлихсон И.М. Генезис идей социальной утопии в английской общественной мысли второй половины XVII – начала XVIII вв.– М., 2009.-412 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Англия в эпоху Тюдоров"

The Tudors: A Royal English Dynasty:The Tudors are the most famous English royal dynasty, their name remaining at the forefront of European history thanks to films and television. Of course, the Tudor...

Тест Англия Викторианская эпоха

Тест для учащихся 8 класса в формате ГИА по теме "Англия. Викторианская эпоха"...

контрольная работа по теме Англия в эпоху средних веков"

Контрольная работа составлена в формате ЕГЭ. работа состаит из 14 вариантов...

контрольная работа по теме Англия в эпоху средних веков"

Контрольная работа составлена в формате ЕГЭ. работа состаит из 14 вариантов...

"Англия в эпоху Шекспира"

Тема: «Англия в эпоху Шекспира»(в рамках  проведения перекрёстного  года культуры России в Британии и культуры Британии в России, 400-летию памяти У. Шекспира)Форма проведения: квест, один у...

Англия в эпоху Тюдоров

Технологическая карта урока...

Англия в эпоху Тюдоров

Представленная методическая разработка "Англия в эпоху Тюдоров" обобщает опыт автора в рамках преподавания истории в 7 классе по ФГОС ООО.Особенностью данного урока является использование те...