Рабочая программа по литературе. 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.Рабочая программа по литературе для _9_ класса разработана на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ под редакцией В. Я. Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина – М.: Просвещение, 2011 к учебнику В. Я. Коровиной. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе 3 часа в неделю, что составляет 105 часов в год.
2.Общая характеристика учебного предмета (курса)
Учебный предмет «Литература» имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основываются на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко – культурных сведений, нравственно – эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
3.Общие цели образовательной области
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко – культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Программа направлена на расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развивать потребности в чтении, в книге. Большое внимание в программе уделяется чтению и изучению произведений русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя. Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей.
- Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- Освоение текстов художественного произведения в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико – литературных понятий; создания общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
- Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определения использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах интернета.
4.Описание места учебного предмета ( литература) в учебном плане школы
Курс литературы рассчитан на 105 часа. В 9 классе на изучение курса отводится 3 часа в неделю, 35 учебных недель.
5.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе построения курса лежат следующие принципы: принцип интеграции; принцип поступательности – постепенность, последовательность и перспективность обучения.
При изучении данного предмета стимулируется общее речевое развитие школьников, развивается их коммуникативная культура; формируются ценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов; вырабатывается дружественное отношения и толерантность к представителям других стран и их культуре.
6.Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками основного полного образования следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личностной ответственности за свои поступки, в том числе и информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
- Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.
- Умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации.
- Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение6 окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредствам учета интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений в соответствии с содержанием учебного предмета литература
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
- Умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета литература.
Предметные результаты
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведения литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно
7.Содержание тем учебного курса
Древнерусская литература. Из литературы конца 18 – начало 19 века – 14ч.
Литература как искусство слова. Древнерусская литература. Общий обзор. «Слово о полку Игореве», история открытия, историческая основа, особенности.
Образ русской земли и нравственно – патриотическая идея «Слова….» Художественные особенности. Характер Игоря. «Золотое слово»Святослава. Образ Ярославны. Проблема авторства.
Литературные направления. Классицизм. М. В. Ломоносов Слово о поэте и ученом. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление мира, науки, Родины.
Г. Р. Державин. Слово о поэте – философе. Идеи просвещения и гуманизма в творчестве. Ода»Фелица», «Властителям и судьям». Проблематика произведений Державина.
Тема поэта и поэзии в лирике Державина»Памятник»Традиции и новаторство в лирике Державина.
Просвещение. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву. Критика крепостничества.
Обличительный пафос произведения. Особенности повествования. Жанр путешествия.
Вн.чт. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Проблемы воспитания в комедии. Положительные и отрицательные герои. Актуальность проблематики. Н. М Карамзин. Слово о писателе и историке. «Бедная Лиза» - первая сентиментальная повесть
Новые черты русской литературы. Т. Л. Сентиментализм
РР. Восприятие литературы 18 века современными читателями.
Шедевры русской литературы 19 века. Русский романтизм и реализм. В. А. Жуковский, А. А. Грибоедов «Горе от ума» - 10ч.
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия. Русская критика и публицистика, мемуарная литература.
Романтическая лирика начала 19 века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Вн. чт. «Море», «Невыразимое», «Людмила» Возможности поэтического языка. Отношение романтизма к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.
В. Г. Жуковский «Светлана» Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы – символы А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.
А. С. Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.
Фамусовская Москва в комедии.
Чацкий в системе образов в комедии.
Общечеловеческое звучание образов персонажей.
РР. Язык комедии А. С. Грибоедова. Предопределение канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения.
РР. И. А. Гончаров «Миллион терзаний»
Подготовка к домашнему сочинению по комедии.
А. С. Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин» - 17ч.
А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская дружба. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина «К морю», «Анчар».
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии..», «Я вас любил» Адресаты лирики Пушкина.
Тема поэта и поэзии.»Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»
Вн.чт. Романтические поэмы Пушкина. «Цыганы» Противоречия двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа. Система образов. Онегинская строфа.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Трагические итоги жизненного пути Онегина и Ленского
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина.
Татьяна и Ольга.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина
РР. Практическая работа. Анализ двух писем.
Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа
РР. Семинар. Пушкинская эпоха в романе.
«Евгений Онегин как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа.
РР Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20века.
РР. Подготовка к сочинению по роману Пушкина
Вн.чт. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Два мировосприятия, нравственные позиции.
М. Ю. Лермонтов – 15ч.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Парус», «И скучно и грустно…»
Практическое занятие. Образ поэта – пророка в лирике Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк»
РР. Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю»
РР. Семинар. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России»Родина». Характер лирического героя его поэзии.
М. Ю. Лермонтов
« Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Композиция. Век М. Ю. Лермонтова в романе.
Печорин –представитель «портрета поколения».
«Бэла», «Максим Максимыч». Загадки образа Печорина.
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань»
«Княжна Мэри», «Фаталист» семинар.
РР Практикум. Печорин в системе женских образов романа.
Дружба в жизни Печорина.
Споры о романтизме и реализме романа. Белинский о романе.
РР. Подготовка к сочинению.
КР. Сочинение по лирике и по роману Лермонтова.
Русская литература второй половины 19 века. Н. В. Гоголь – 19ч.
Н. В. Гоголь . Страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
Система образов поэмы.
РР. Обучение анализу эпизода.
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
РР. Практикум Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.
Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме.
РР. Семинар. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.
Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».
Внутренний мир героев повести. Роль истории Настеньки.
Содержание и смысл сентиментальности Достоевского
А. Н. Островский «Бедность – не порок»». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Боль и негодование автора.
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии.
Вн. чт. Л. Н. Толстой. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с
окружающей средой. Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.
А.П.Чехов «смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и Чеховское отношение к нему.
А.П.Чехов «тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представления о жанровых особенностях рассказа.
КР Семинар. «особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века»
ВЧ Эмоциональное богатство русской поэзии: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
РР Развитие представлений о жанрах лирических произведений.
Русская проза и поэзия 20 века – 23ч.
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
Русская поэзия серебряного века
А.А.Блок. «Ветер принес…», «Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя в «страшном мире»
РР А.А.Блок. «О доблестях....». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэмы.
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина «Вот уж вечер…», «гой ты, Русь моя…», «Край ты мой заброшенный» РР «отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирики Есенина .
В.В.Маяковский. Слово о поэте, «Послушайте!» Новаторство , своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.
РР «отговорила роща В.В.Маяковский. Слово о поэте, «Послушайте!» Новаторство , своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
М.А.Булгаков. слово о писателе.» Собачье сердце» как философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на шариковых и швондеров.
РР Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви , о жизни и смерти. «Идешь на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится…». Особенности поэтики Цветаевой
РР. Практикум. Образ Родины в поэзии Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. РР. Особенности поэтики.
Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. Философский характер лирики Заболоцкого.
РР. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик. Реализм Шолохова в рассказе – эпопее.
Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви «Красавица моя , вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти», «Быть знаменитым некрасиво».Философская глубина лирики Пастернака.
А. Т Твардовский. «Весенние строчки», «Урожай», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины», «О сущем».
А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
Образ праведницы. Трагизм судьбы Матрены. Нравственный смысл рассказа – притчи.
РР. Сочинение по творчеству Булгакова, Шолохова, Солженицына.
Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 веков – 2ч.
А. С. Пушкин «Певец»; Е. А. Баратынский «Разуверение», Ф. И. Тютчев «Я встретил вас – и все былое..», М. Ю. Лермонтов «Отчего…», А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…», А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу…», В. А. Соллогуб «Серенада», А. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь..»
К. М. Симонов «Жди меня и я вернусь»
Н. А. Заболоцкий «Признание», М. Л. Матусовский «Подмосковные вечера», Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», В. С. Высоцкий «Песня о друге», К. Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь»
Античная литература – 5ч.
Античная литература. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций «Я памятник воздвиг…» Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев.
Данте Алигьери . Слово о поэте. «Божественная комедия». Смысл и философский характер поэмы.
Вн. чт.У Шекспир «Гамлет». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
И. В. Гете «Фауст». Противостояния добра и зла Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
КР. Тестирование. Выявления уровня развития учащихся. Итоги года, задание на лето.
8.Календарно-тематическое планирование
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Количество часов | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||||||
Древнерусская литература. Из литературы конца 18 века – начало 19 века | Познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи; рассмотреть роды и жанры литературы Познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией самостоятельной работы | Знать: патриотический пафос, поучительный характер и особенности системы древнерусской литературы; открытие, издание и изучение «Слово о полку Игореве»; Значение « Слова…» для русской литературы и культуры» литературные направления; содержание программных произведений; факты жизни творчества поэтов и писателей; основные литературные направления эпохи. Уметь: Высказывать свое мнение о прочитанном; анализировать эпизоды, сравнивать переводы «Слова…», произведений поэтов и писателей; Производить анализ художественного текста; давать характеристику литературному герою; составлять план, тезисы статей на литературные темы. Воспитывать: Требовательность к своему труду и труду товарищей; потребность в чтении, сотрудничестве; Развивать: Монологическую и диалогическую речь. |
Литература как искусство слова. Древнерусская литература. Общий обзор. «Слово о полку Игореве», история открытия, историческая основа, особенности. Образ русской земли и нравственно – патриотическая идея «Слова….» Художественные особенности. Характер Игоря. «Золотое слово»Святослава. Образ Ярославны. Проблема авторства. Литературные направления. Классицизм. М. В. Ломоносов Слово о поэте и ученом. Ломоносов – реформатор русского языка и стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…ЕлисаветыПетровны». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление мира, науки, Родины. Г. Р. Державин. Слово о поэте – философе. Идеи просвещения и гуманизма в творчестве. Ода»Фелица», «Властителям и судьям». Проблематика произведений Державина. Тема поэта и поэзии в лирике Державина»Памятник»Традиции и новаторство в лирике Державина. Просвещение. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Особенности повествования. Жанр путешествия. Вн.чт. Д. И. Фонвизин «Недоросль». Проблемы воспитания в комедии. Положительные и отрицательные герои. Актуальность проблематики. Н. М Карамзин. Слово о писателе и историке. «Бедная Лиза» - первая сентиментальная повесть Новые черты русской литературы. Т. Л. Сентиментализм РР. Восприятие литературы 18 века современными читателями. | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Шедевры русской литературы 19 века. Русский романтизм и реализм. В. А. Жуковский, А. А. Грибоедов «Горе от ума» | Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения Познакомить с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями рассказа , работать над Пониманием сюжета рассказа | Знать: содержание произведений, типичные черты литературных персонажей; основные литературные направления и жанры литературы начала 19 века. Уметь: Определять принадлежность текста к тому или иному роду и жанру; выразительно читать лирические произведения; анализировать лирическое и драматическое произведение; составлять цитатный план, тезисы критической статьи; делать сообщения на заданную тему, писать сочинения по изученным произведениям. Воспитывать: Чувство ответственности за свою работу; любовь к родной литературе Развивать: творческие способности учащихся; культуру читательского восприятия художественного текста | Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, драматургия. Русская критика и публицистика, мемуарная литература. Романтическая лирика начала 19 века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Вн. Чт. «Море», «Невыразимое», «Людмила» Возможности поэтического языка. Отношение романтизма к слову. Обучение анализу лирического стихотворения. В. Г. Жуковский «Светлана» Особенности жанра баллады.Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы – символы. А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. А. С. Грибоедов «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии. Фамусовская Москва в комедии. Чацкий в системе образов в комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. РР. Язык комедии А. С. Грибоедова. Предопределение канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения. РР. И. А. Гончаров «Миллион терзаний» Подготовка к домашему сочинению по комедии | 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
А. С. Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин» | Знать: сведения из жизни и творчества А. С. Пушкина; содержание произведений поэта; жанровое своеобразие творчества Пушкина; отношение критиков к творчеству Пушкина; «Золотой век « русской поэзии, утверждение реализма в русской литературе. Уметь: Выявлять авторскую позицию; Соотносить лирическое произведение с общественной жизнью, фактами биографии поэта и культурой эпохи; анализировать лирическое произведение, эпизод романа, давать оценку поступкам героя; выявлять позицию критиков на произведение, создавать свою рецензию на прочитанное произведение; аргументировано доказывать свою точку зрения в устном сообщении и сочинении. Воспитывать: Любовь к творчеству Пушкина; Стремление к самовыражению; нравственные идеалы, которые проповедовал Пушкин. Развивать: Культуру чтения лирического произведения; умение работать с критическим материалом. | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская дружба. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина «К морю», «Анчар». Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии..», «Я вас любил» Адресаты лирики Пушкина. Тема поэта и поэзии.»Пророк», «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Вн.чт. Романтические поэмы Пушкина. «Цыганы» Противоречия двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа. Система образов. Онегинская строфа. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути Онегина и Ленского Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина РР. Практическая работа. Анализ двух писем. Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа РР. Семинар. Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин как «энциклопедия русской жизни». Реализм романа. РР Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала 20века. РР. Подготовка к сочинению по роману Пушкина Вн.чт. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Два мировосприятия, нравственные позиции. | 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36,37 38 39 40 41 | 17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 | |||
М. Ю. Лермонтов | Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения Познакомить с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями рассказа , работать над Пониманием сюжета рассказа | Знать: основные биографические сведения из жизни М. Ю. Лермонтова; жанровое своеобразие и проблематику произведений поэта; особенности лермонтовского мировосприятия человека. Уметь: Видеть личность поэта и мотивы его творчества; определять основную тематику произведений поэта; анализировать главы и фрагменты романа; характеризовать литературного героя на основе цитатного материала; сопоставлять литературных героев; через сюжетные линии романа рассматривать композицию как художественное средство. Воспитывать: Стремление к самопознанию и самоанализу своих поступков и действий; критическое отношение к проблеме личности в общественной жизни. Развивать: Умение определять типические черты характера литературного героя; умение ставить перед собой глобальные вопросы, чувствовать себя «героем своего времени» | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Парус», «И скучно и грустно…» Практическое занятие. Образ поэта – пророка в лирике Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк» РР. Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю» РР. Семинар. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России»Родина». Характер лирического героя его поэзии. М. Ю. Лермонтов « Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Композиция. Век М. Ю. Лермонтова в романе. Печорин –представитель «портрета поколения». «Бэла», «Максим Максимыч». Загадки образа Печорина. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань» «Княжна Мэри», «Фаталист» семинар. РР Практикум. Печорин в системе женских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Споры о романтизме и реализме романа. Белинский о романе. РР. Подготовка к сочинению. Контрольная работа по лирике и по роману Лермонтова.
| 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 | 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Русская литература второй половины 19 века. Н. В. Гоголь. | Знать: основные биографические данные Н. В. Гоголя и писателей второй половины 19 века; Жанровое разнообразие литературы этого периода; Роль лирических отступлений и внутренних монологов героев; Психологизм как внутренний монолог героя и способ раскрытия его главных черт характера; Уметь: определять мотивы поступков героев и сущность конфликтов; Аргументировать своё отношение к поступкам и характеру героя; составлять тезисный план, конспект критической статьи; участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения. Воспитывать: высокую читательскую культуру. Развивать: умение видеть авторское отношение к изображаемой действительности. | Н. В. Гоголь . Страницы жизни и творчества. Повесть «Шинель" «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. Система образов поэмы. РР. Обучение анализу эпизода. Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. РР. Практикум «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. РР. Семинар. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Внутренний мир героев повести. Роль истории Настеньки. Содержание и смысл сентиментальности Достоевского А. Н. Островский «Бедность – не порок»». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Боль и негодование автора. Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии. Вн. чт. Л. Н. Толстой. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой. Психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. А.П.Чехов «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и Чеховское отношение к нему. А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представления о жанровых особенностях рассказа. литературы 19 века» ВЧ Эмоциональное богатство русской поэзии: Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. РР Развитие представлений о жанрах лирических произведений.
КР «Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века» | 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72-73 74 75 | 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | |||
Русская проза и поэзия 20 века | Познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести | Знать: основную тематику и проблематику изучаемых произведений; художественные особенности произведения ; жанровое своеобразие и направления; основные мотивы лирики поэтов 20 века Уметь: анализировать эпизод, рассказ; составлять план к характеристике героя; выявлять авторскую позицию, художественные средства , роль пейзажа, производить анализ лирического произведения; определять своеобразие и новаторские идеи лирики поэта; находить художественные средства и выявлять их роль в раскрытии идейного содержания стихотворения Воспитывать: гуманистические идеалы, проповедуемые автором; культуру выразительного чтения; стремление знать родную поэзию, ставшей народной. Развивать: умение анализировать прозаическое произведение, видеть общечеловеческий смысл произведений русской литературы; умение видеть образы, ритмику, интонации, философский характер лирики как основу поэтики стихотворца. | Русская литература 20 века: мнгообразие жанров и направлений И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования. Русская поэзия серебряного века А.А.Блок. «Ветер принес…», «Как тяжело ходить среди людей». Трагедия лирического героя в «страшном мире» РР А.А.Блок. «О доблестях....». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэмы. С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина «Вот уж вечер…», «гой ты, Русь моя…», «Край ты мой заброшенный» РР «Отговорила роща золотая». Народно-песенная основа лирики Есенина . В.В.Маяковский. Слово о поэте, «Послушайте!» Новаторство , своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта. М.А.Булгаков. слово о писателе.» Собачье сердце» как философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на шариковых и швондеров. РР Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви , о жизни и смерти. «Идешь на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится…». Особенности поэтики Цветаевой РР. Практикум. Образ Родины в поэзии Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. РР. Особенности поэтики. Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти. Философский характер лирики Заболоцкого. РР. «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Особенности авторского повествования. Композиция, автор и рассказчик. Реализм Шолохова в рассказе – эпопее. Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви «Красавица моя , вся стать», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти», «Быть знаменитым некрасиво».Философская глубина лирики Пастернака. А. Т Твардовский. «Весенние строчки», «Урожай», «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины», «О сущем». А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы. Трагизм судьбы Матрены. Нравственный смысл рассказа – притчи. РР. Сочинение по творчеству Булгакова, Шолохова, Солженицына. | 76 77 78 79 80 81 82 83 84-85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 | 23 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
Романсы и песни на слова русских писателей 19 – 20 веков | Формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов XIX века: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. М. Жемчужникова, А. В. Кольцова, Н. С. Никитина, А. Н. Майкова, А. С. Пушкина, И. З. Сурикова | Знать: основную тематику и проблематику изучаемых произведений; художественные особенности произведения ; жанровое своеобразие и направления; основные мотивы лирики поэтов 20 века Уметь: анализировать песни; выявлять авторскую позицию, художественные средства , роль пейзажа, производить анализ лирического произведения; определять своеобразие и новаторские идеи лирики поэта; находить художественные средства и выявлять их роль в раскрытии идейного содержания песен Воспитывать: культуру выразительного чтения; стремление знать родную поэзию, ставшей народной. Развивать: умение анализировать прозаическое произведение, видеть общечеловеческий смысл произведений русской литературы; умение видеть образы, ритмику, интонации, философский характер лирики как основу поэтики стихотворца. | Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 веков. А. С. Пушкин «Певец»; Е. А. Баратынский «Разуверение», Ф. И. Тютчев «Я встретил вас – и все былое..», М. Ю. Лермонтов «Отчего…», А. К. Толстой «Средь шумного бала, случайно…», А. А. Фет «Я тебе ничего не скажу…», В. А. Соллогуб «Серенада», А. А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь..» К. М. Симонов «Жди меня и я вернусь» Н. А. Заболоцкий «Признание», М. Л. Матусовский «Подмосковные вечера», Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», В. С. Высоцкий «Песня о друге», К. Я. Ваншенкин «Я люблю тебя, жизнь» | 99-100 | 2 | ||
Из зарубежной литературы | Познакомить с биографией Х.-К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника, пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки | Знать: Основные сведения о творчестве зарубежных классиков; проблематику произведений; Уметь: Пересказывать фрагменты произведений; определять вечные темы и вечные проблемы художественной литературы. Воспитывать: Любовь к родной и зарубежной литературе, стремление осознать роль и значение творчество великих классиков Развивать: Творческое мышление и читательскую культуру. | Античная литература. Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций «Я памятник воздвиг…» Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Данте Алигьери . Слово о поэте. «Божественная комедия». Смысл и философский характер поэмы. Вн. чт.У Шекспир «Гамлет». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. И. В. Гете «Фауст». Противостояния добра и зла Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. КР. Тестирование. Выявления уровня развития учащихся. | 101 102 103 104 105 | 4 1 1 1 1 1 |
9. Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки выпускников
К концу обучения в 9 классе учащиеся научатся:
(знать, понимать)
- Основные факты жизни и творчества писателей – классиков 19 – 20 в. , этапы их творческой эволюции;
- основные теоретико – литературные понятия;
- содержание изученных литературных произведений;
- историко – культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений
- основные закономерности историко – литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- образную природу словесного искусства;
- воспроизводить содержание литературного произведения
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы( художественная структура, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, тематика, проблематика, нравственный пафос)
- выявлять авторскую позицию;
- определять жанрово – родовую специфику литературного произведения
- выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы, конспекты, рецензии на прочитанное произведение;
- писать рецензии на прочитанные и сочинения разных жанров на литературные темы.
10. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечание |
Программа, утвержденная Министерством образования и науки РФ под редакцией В. Я. Коровиной, В.П.Журавлевой, В.И.Коровина, 2010 | В программе определены цели и задачи курса «Литература», основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала. |
Учебники
(в двух частях) | В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний, необходимых для продолжения изучения литературы , представлена система учебных задач (заданий) на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п. |
Рабочие тетради
9б - 25 9в – 23 шт. | Рабочие тетради сориентированы на вычленение и тщательную отработку наиболее существенных элементов содержания учебника. В них содержатся задания, которые обучающиеся должны выполнить в течение учебного года. |
Методические пособия
| В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу «Литература». В пособии даны разъяснения к трудным темам курса, приведены инструктивные карточки для самостоятельной работы, примерные вопросы для проведения бесед. Определен объем домашней работы с указанием заданий. |
Поурочные разработки
| В пособии представлены разработки уроков и методические рекомендации к ним. Раскрываются методические приемы, обеспечивающие развитие умений принимать учебные цели, следовать им, действовать по плану, контролировать процесс и оценивать результаты своей деятельности. |
Демонстрационные материалы
| Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения: - информационно-обобщающие; - проблемно-аналитические; - информационно-справочные и другие. |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
| Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности. |
Технические средства обучения
|
|
Экранно-звуковые пособия
| |
Оборудование класса
| В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
Приложение к программе:
Сведения о контроле.
Раздел | Кол-во часов раздела | Кол-во часов на тему | Тема | Вид работы |
Древнерусская литература. Из литературы конца 18 – начала 19 века | 14 | 1 1 | Восприятие литературы 18 века современными читателями Д.Фонвизин «Недоросль» | Развитие речи. Сочинение Внеклассное чтение |
Шедевры русской литературы 19 века. Русский романтизм и реализм. В. А. Жуковский, А. А. Грибоедов «Горе от ума» | 10 | 1 1 1 | Романтическая лирика В.А.Жуковского Язык комедии А.С.Грибоедова Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» | Внеклассное чтение Развитие речи. Анализ эпизода. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению |
А. С. Пушкин. Лирика. Роман «Евгений Онегин» | 17 | 1 1 2 1 1 1 | Романтические поэмы Пушкина А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Пушкинская эпоха в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин» в зеркале критики А.С.Пушкин «Евгений Онегин» А.С.Пушкин «Моцарт и Сольери» | Внеклассное чтение Развитие речи. Анализ двух писем Развитие речи. Семинар Развитие речи. Конспектирование. Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению. Внеклассное чтение |
М. Ю. Лермонтов. Лирика. Роман «Герой нашего времени» | 15 | 1 1 1 1 2 1 | Образ поэта и пророка в лирике Лермонтова. Адресаты любовной лирики Лермонтова. Эпоха безвременья в лирике Лермонтова Печорин в системе женских образов М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» | Развитие речи. Практикум . Развитие речи. Анализ стихотворения. Развитие речи. Семинар Развитие речи. Практикум Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению. Контрольная работа |
Русская литература второй половины 19 века. Н. В. Гоголь. | 19 | 1 1 1 1 1 1 1 | Н.В. Гоголь «Мертвые души». «Мертвые и живые души» Поэма в оценке Белинского. Л.Н.Толстой «Юность» Эмоциональное богатство русской поэзии Развитие представлений о жанрах лирических произведений Русская литература второй половины 19 века | Развитие речи. Анализ эпизода Развитие речи. Практикум.
Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению. Внеклассное чтение. Внеклассное чтение Развитие речи. Контрольная работа. |
Русская проза и поэзия 20 века | 23 | 1 1 1 1 1 1 1 | А.А.Блок «О доблестях…» С.А.Есенин «Отговорила роща золотая» Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце» Образ Родины в поэзии М.Цветаевой А.Ахматова. Особенности поэтики. М.Шолохов «Судьба человека» Итоговая работа по творчеству Булгакова, Шолохова, Солженицына | Развитие речи. Анализ стихотворения. Развитие речи. Анализ стихотворения Развитие речи. Анализ эпизода. Развитие речи. Анализ стихотворения Развитие речи. Анализ стихотворения Развитие речи. Сочинение Развитие речи. Сочинение |
Романсы и песни н6а стихи поэтов 19 – 20 веков | 2 | - | - | - |
Из зарубежной литературы | 5 | 1 1 | У.Шекспир «Гамлет» Итоговый контроль. | Внеклассное чтение Тестирование. |
Итого: | 35 | Развитие речи: - сочинения – 8 часов - устная форма – 11 часов Практикум – 3 часа Семинар – 3 часа Контрольная работа – 2 часа Внеклассное чтение -7 часов Тестирование – 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....