Человек и природа в произведениях литературы
проект по литературе (9 класс) на тему

Тимина Оксана Валерьевна

В презентации учащиеся знакомятся с писателями 20 века, подымавших в своих произведениях тему бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_priroda_v_proizvedeniyah_literatury1.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Человек и природа в произведениях литературы». Выполнил: ученик 9 класса Сорвачев Игорь Руководитель: учитель русского языка и литературы Тимина О.В.

Слайд 2

«Любить природу – значит любить Родину» (М.Пришвин ) «Человек, стреляя в природу, попадает в самого себя» (Ч.Айтматов) «Не то, что мните Вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.» (Ф.Тютчев)

Слайд 3

Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходящие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля- всё молит о помощи, о защите. От решения экологической проблемы зависит наше будущее и будущее наших детей. Этой проблеме посвящён ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев и другие.

Слайд 5

В произведении «Царь-рыба» Астафьев как бы спрашивает тебя: а правильно ли ты используешь то, что тебе дано, не растрачиваешь ли ты впустую данное нам богатство - природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами.

Слайд 6

Законы человеческих отношений не поддаются математическим расчетам, и в этом смысле Земля вращается, как карусель кровавых драм… Ч. Айтматов .

Слайд 7

Роман Ч.Айтматова "Плаха" основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!

Слайд 8

В центре романа конфликт человека и пары волков, потерявших своих детёнышей по вине человека . «Плаха»- это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращённый к каждому.

Слайд 9

Проблема экологии в наибольшей степени раскрыта через описание жизни семьи волков. Их восприятие мира автор приближает к человеческому, делая их мысли и переживания понятными и близкими нам. В сцене отстрела сайгаков люди кажутся просто чудовищами, не знающими жалости к живым существам. Бегущие вместе с сайгаками волки видятся более благородными и даже более добрыми, чем люди. Губя живую природу, человек погубит и себя. Все проблемы человечества рождаются от отсутствия нравственного начала в людях. Поэтому прежде всего надо стремиться пробуждать в людях сострадание и любовь, честность и бескорыстность, доброту и понимание. Все это пытался пробуждать в людях Авдий Каллистратов, к этому должны стремиться и все мы, если не хотим оказаться на “плахе”.

Слайд 10

В повести В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой ” изображена конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции. Переселение людей на новые земли приобретает обобщенно-символическое значение. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матёра, с тревогой размышляет писатель . Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матёра: материк (земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. “Это произведение на мировую тему, - считает Д.С. Лихачев, - ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире”.

Слайд 11

В повести В.Г. Распутина “Прощание с Матёрой ” изображена конкретная жизненная ситуация (затопление деревни-острова из-за строительства гидроэлектростанции. Переселение людей на новые земли приобретает обобщенно-символическое значение. О судьбе родины, всей земли, некой моделью которой и является Матёра, с тревогой размышляет писатель . Недаром возникает столько ассоциаций со словом Матёра: материк (земная твердь), мать-сыра земля, мать, матерый (здоровый, крепкий) народный уклад жизни. “Это произведение на мировую тему, - считает Д.С. Лихачев, - ибо тема отношения к родным местам интересует всех во всем мире”. Распутин заставляет читателей оглянуться на самих себя, вспомнить, с какой Матёры каждый из нас .

Слайд 12

Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине. Американский учёный Барри Коммонер сформулировал четыре закона экологии: «Всё связано, всё должно куда-нибудь деться, всё что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас»

Слайд 13

Что шепчет парк... О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно. И так трагично больно мне. Редеет парк, редеет глушь, Редеют ёловые кущи... Он был когда-то леса гуще, И в зеркалах осенних луж Он отражался исполином... Но вот пришли на двух ногах Животные – и по долинам Топор разнес свой гулкий взмах. Я слышу, как, внимая гуду Убийственного топора, Парк шепчет: «Вскоре я не буду... Но я ведь жил – была пора...» Игорь Северянин Не разоряйте птичьих гнезд, Не убивайте пташек малых, Чтобы вернулся певчий дрозд, Весною песня не смолкала. Ты – властелин, о человек! Пусть даст твое ружье осечку, Пусть не прольется кровь на снег, Из берегов пусть выйдет речка. Природа просит: «Пощади!» Жестокость будущим чревата, Задумайся, что впереди? Не избежать тебе расплаты. Она умеет все прощать, Смахнет слезу рукой осины. Не заставляй её страдать, Она ведь мать – Так будь ей сыном. Алена Колокольникова

Слайд 14

Люди, оглянитесь-ка вокруг! Как природа истинно прекрасна! Ей нужна забота Ваших рук, Чтобы красота ее не гасла. Б.Рябинин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и природа в произведениях хакасских поэтов и художников.

Урок - путешествие был разработан в рамках национального регионального компонента. Схема урока может быть применима для других регионов нашей страны....

Человек и природа в художественной литературе и жизни.

Проект по литературе для учащихся 7 класса....

Реферат по литературе на тему: «Человек и природа в произведениях А. И. Куприна»

План:Вступление. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в русской литературе....................................................................................................3Осн...

Человек и природа на уроках литературы в 7-ом классе.

Урок-конференция по рассказу Леонида Андреева «Кусака».  Цель: раскрыть проблему взаимоотношения человека и природы как проблему нравственную и духовную, ее остроту и важность.   ...

Урок литературы в 7 классе "Человек и природа в произведениях В.П.Астафьева и Е.Д.Айпина"

На уроке литературы учащиеся знакомятся с произведением  В.П.Астафьева "Белогрудка"  и писателя Е.Д.Айпина "Гнездо трясогузки"....

Сочинение по литературе. Человек и природа в русской литературе

Сочинение по литературе.Человек и природа в русской литературе...