А. И. Солженицын "Душа неподвластна..." (по рассказу "Матрёнин двор")
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Писатель рассматривает в своём рассказе "вечные" вопросы: веры и безверие, что есть правда, что есть ложь, добро и зло.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matrenin_dvor.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-семинар по теме: «Душа неподвластна…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор»). 11 класс.
Ход урока: прочитать эпиграфы к уроку
Жить не по лжи!
А.И.Солженицын.
Смотреть правде – значит смотреть в глаза
страданию. Такова наша история…
С.Залыгин.
Вдумайтесь в название рассказа, в смысл эпиграфов, попытайтесь сформулировать цель нашего урока.
Через судьбу Матрены Васильевны будем рассматривать нравственно-духовные вопросы, т.е. вечные вопросы, что есть правда, что есть ложь, добро и зло.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА: подвести учащихся к пониманию, что в жизни при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.
Солженицын однажды заметил, что нечасто прибегал к жанру рассказа « В малой форме можно очень много поместить… В маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». Действительно, все грани рассказа отточены с блеском, в сжатой форме с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами.
- Почему местом действия рассказа писатель избрал глубинку?
- В одной из статей читаем: «Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь и смерть воспроизведены как были. По требованию редакции год с 1956 подменялся на 1953г, то есть дохрущевским временем – на какой вывод наталкивают эти сведения?
- Из скольких частей состоит этот рассказ?
1. Матрена в восприятии рассказчика.
2 Прошлое героини.
3. После смерти.
_ Охарактеризуйте быт деревни, нравы деревенских жителей, живущих рядом с Матреной.
В основе рассказа лежит трагический случай, раскрывающий духовный мир героини. В финале рассказа автор придет к глубокому пониманию личности Матрены Васильевны.
- Нарисуйте словесный портрет героини.
Автор не дает словесное описание портрета, но детали говорящие: лучезарная, добрая, извиняющая улыбка- В какой обстановке она жила?
Окружающий мир Матрены - продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все органично, естественно: шуршащие за перегородкой тараканы, напоминающий далекий шум океана, колченогая кошка, подобранная из жалости, и мыши, которые метались в последнюю ночь Матрены, будто она сама металась и прощалась…
Работа с текстом.
- Как раскрывается история «колотной» житенки героини?
- Любовь к Фаддею
- Смерть шестерых детей
- Потеря мужа на войне
- Изнурительный труд в деревне
- Болезнь-немочь
- Обида на колхоз
- Обозлилась ли Матрена на жизнь? Какую героиню она напоминает? Привести пример.
Спасает Матрену собственная душа. Все пользовались ее бескорыстием (найти в тексте аргументы). Помогала колхозу, соседям, родным, никому не жаловалась, никому не желала зла. Матрена Васильевна и Матрена Тимофеевна – вечные труженицы на которых земля держится, село, люди.
- Какой предстает Матрена в системе образов? Как относятся к ней окружающие ее люди?
сестры
Матрена золовка
Маша Фаддей
Кира
- Кто должен по достоинству оценить Матрену? (работа с текстом)
Жила одиноко, измученная болезнью, тяжелым трудом. Родные не появлялись в доме, боясь просьбы о помощи. Все осуждали ее, что глупая, бесплатно работает на всех.
-Как ведут себя после смерти Матрены золовка, сестры, Маша? (работа с текстом)
Все пользовались ее простодушием, добротой и все осуждали ее за ту же простоту и доброту.
- Обратимся к власти, местной и государственной. Кто виноват в судьбе Матрены? Ученики приходят к выводу: Матрена одна внутри большого государства, одна и среди самых близких ей людей, друзей. Значит, государственная система подавляет лучших.
- Чем близка Матрена Васильевна Ивану Денисовичу?
В них есть то истинное, народное, русское, о котором, вероятно, и не подозревают, но именно они отвечают на вызовы системы власти. Она поставила их за чертой бедности, милосердия, обрекла на унижение и уничтожение весь народ. Они терпят многое, не унижаясь при этом душой.
Таким образом , мерой всех вещей, у Солженицына духовное. Автор утверждает: «Не результат важен, а дух! Не что сделано, а как. Не что достигнуто – а какой ценой».
- Как писатель оказался там? Каковы устои деревни и отношения между жителями?
- К какому выводу мы приходим?
Государство сиюминутное: сегодня дало – завтра отнимет. Это привело к искажению нравственных понятий.
- Почему отводится много места к сцене похорон? Опишите Фаддея во время похорон.
- « Не стоит село без праведника». Какую идейную нагрузку несет название?
Матренин мир – мир духовности, добра, милосердия.
- Время таких людей прошло?
- Образ автора и его позиция.
Он преклоняет голову перед бескорыстным человеком, бесправным, придавленным системой в селе и государства в целом. При этом автор испытывает боль за нравственную слепоту окружающих ее людей, включая его самого.
-Идея смирения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого (привести примеры)
Писатель А.И. Солженицын в своих произведениях всегда стремится к правде, продолжая гуманную идею классической литературы: внутреннюю свободу, независимость, нравственное совершенствование. в этом видит спасение нации, связывает свои надежды с идеей покаяния. «Пусть ложь владеет не через меня!» Мечты могут не сбыться, счастье не состояться, но человек должен пройти свой путь, оставаясь человеком. Нелегкий выбор внутренняя свобода, но единственный для души. Внутреннюю свободу выбрал и Александр Галич, и героиня Матрена, за эту свободу поплатились Иосиф Бродский, Виктор Некрасов, Александр Солженицын… Все они выбрали трудный путь – быть самим собой!
Домашнее задание:1. Написать сочинение - размышление «В чем трагизм Матрены?»,
« Нужны ли человечеству праведники?», «Мои мысли о прочитанной книге», «Прав ли писатель, назвав Матрену праведником?»
Словарь.
Диссидент (лат) 1. несогласный, противоречащий
2. инакомыслящий, не согласный с согласный с господствующей идео-
логией.
Праведник - это человек, поведение которого соответствовало религиозным заповедям; ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
Матренин двор – Матренин мир - особый мир праведника (ассоциативная цепочка)
Мессия –спаситель.
Соборные т.е. несущие народные начала, подсознательно чувствующие личностную ответственность перед народом.
А. Галич в 1974 г. изгнан из Советского Союза, в 1977г. трагически погиб в Париже. Выбрал трудную свободу «быть просто самим собой».
В.Некрасов – писатель – эмигрант, создавший правдивую книгу, лучшую книгу «В окопах Сталинграда». "Бог ты мой, как трудно быть русским писателем. Как трудно жить по совести…" … Умер в Париже в 1987г.
И.Бродский – поэт, лауреат Нобелевской премии, эмигрировал в Америку, там похоронен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")
Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....
"Клуб знактоков" по биографии А.И.Солженицына, по рассказам «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича»)
Мероприятие может быть внеклассным, а можно провести и как итоговый урок по творчеству А.И. Солженицына....
Урок "На птичьем дворе"
Данный урок позволит научить различать предметы по форме, цвету, величине. Развивает слуховое и зрительное восприятие....
Проект "Школьный двор"
Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Забвению неподвластно"
Сценарий "Забвению наподвластно", посвященный Дню памяти калмыцкого народа. 28 декабря -День памяти жертв депортации....
"Деревенская улица на школьном дворе" социальный проект по благоустройству двора
Ежегодно в нашей школе реализуются социальные проекты по оказанию социальной помощи обучающимся. Вашему вниманию предоставлен один из проектов по трудоустройству учащихся из социально незащи...
Ценности неподвластные "реке времён".
Игра - важный элемент внеурочной деятельности и является наиболее привлекательной формой проведения мероприятий для учащихся....