Литературная гостиная. Музыкальные жанры. Романс.
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему
Очень интересное мероприятие о музыкальном жанре как романс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya._muzykalnye_zhanry._romans.docx | 21.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ с.Элегест
Монгуш ГалинаТыртык – Караевна
Учитель русского языка и литературы, МХК и ОРКСЭ.
Внеклассное мероприятие. Литературная гостиная.
Тема: Музыкальные жанры. Романс.
Цель урока:
- Дать общее представление о музыкальных жанрах;
- Раскрыть своебразие и уникальность жанра романс;
Задачи урока:
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух детей;
- Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
Оборудование: музыкальный центр с грамзаписями и диск «Романсы на стихи А.С. Пушкина», портреты Пушкина и Глинки, А.П. Керн и Е.Е Керн.
Дополнительная запись на ватмане.
Романсы на стихи А.С. Пушкина:
- М. И. Глинка «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья»
- А.Даргомыжский «Юноша и дева», «Ты и Вы»
- А.Бородин «Для берегов Отчизны дальней»
- Н. Римский-Корсаков «На холмах Грузии» «Красавица»
- С Рахманинов «Не пой, красавица», «Муза»
- А. Рубинштейн «Ночь»
- П.И. Чайковский «Соловей»
- Г.Свиридов «Зимняя дорога»
- Н. Метнер «Зимний вечер»
- Ю. Шапорин «Заклинание»
- Б. Шереметьев «Я вас любил»
План:
1.Оргмомент (сообщение темы, цели урока)
2.Поэтическая пятиминутка (выразительное чтение стихотворений)
3.Вступительное слово учителя литературы.
4.Объяснение новой темы.
5.Вывод по теме.
6.Домашнее задание.
7.Итог.
Ход.
1.Оргмомент.
2.Поэтическая пятиминутка.
Выразительное чтение стихотворения И. Северянина.
Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!
Могущественные слова!
И не то них ли на опушке
Нам распускается листва?
И молодеет не от них ли
Стареющая молодежь?
И не про них ли в душах стихли
Зло, низость, ненависть и ложь?
Да, светозарны и лазорны,
Как ты, весенняя листва
Слова, чьи звуки чудотворны,
Величественные слова!
3. Вступительное слово учителя литературы.
Пушкин! Это имя стало паролем русской культуры золотого века. «Пушкинская пора». «Пушкинская эпоха». Творчество и личность Пушкина стали центром тяготения русской культуры Золотого века. В это время жили и творили замечательные деятели культуры.
Литературно – музыкальные салоны пушкинской поры. Салоны, где любил бывать А.С. Пушкин. Уютные, гостеприимные дома Нащокиных и Волконских в Москве, Олениных и Смирновых в Петербурге, где собирались близкие друзья, где Пушкину были рады, где читали стихи, где говорили о литературе, искусстве.
Да, пушкинская пора – это не только становление русской культуры, но и появление русской национальной оперы, это оформление музыкального жанра, который потом назовут городским романсом.
4.Объяснение темы.
Слово учителя МХК.
Конечно же, многие стихи А.С. Пушкина положены на музыку уже его современниками. Это более трехсот произведений, а из них двести являются романсами. Что такое романс?
Словарная работа.
Романс – это небольшое лирическое музыкально – поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. В романсе достигли совершенного слияния, гармонии и цельности русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.
Если Пушкин – основоположник русского национального литературного языка, то основоположником русской национальной классической музыки является Глинка.
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина учеником.
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный.
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опят явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь.
И божества, И вдохновенья,
И жизнь, и слезы, и Любовь.
Библиотекарь.
Глинка и Пушкин. Пушкин и Глинка. Почти 20 лет продолжалась их дружба. Познакомились они в 1817г. в литературном обществе, которого организовал Кюхельбекер в благородном пансионе, где тогда учился Глинка.
Если Пушкин был очарован Анной Петровной Керн, и в 1825г. посвятил ей стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», в котором он стремился нарисовать совершенный образ женской красоты, то Глинка был очарован дочерью Керн и написал мелодию на стихи Пушкина. В 1839г. Михаил Глинка познакомился с Екатериной Ермолаевной Керн. Любовь к ней стала для композитора источником вдохновения.
Учитель литературы.
Музыка Глинки еще сильнее оттенила пленительность этого стихотворения, выделяющегося особенной глубиной чувства, чудесной гармонией стиха. В нем и волнение страсти, целомудренное восхищение и горькое раздумье, и радость творческого вдохновения поэта и композитора. Так, давайте, послушаем музыкальную запись. Романс превратился в восторженный «сладостный гимн любви». (Прослушивание записи)
Ученица, исполняющая роль Анны Керн.
«Кто знает, если бы не эти «чудные мгновенья», была бы я – Анна Керн, и Александр Сергеевич тем, кем мы стали впоследствии. Он – знаменитейший поэт и писатель всех времен и всех народов. Я – женщина, которая перевернула с ног на голову все привычные представления о счастье и несчастье, которая смогла дать себе новое имя, новые возвышенные идеалы».
Ученица, исполняющая роль А. Олениной.
«Да, Александр Сергеевич - гениальный поэт всех времен и народов. Мне тоже посчастливилось знать его. Кто знает, если бы я тогда ответила взаимно, появился бы на свет его стихотворение «Я вас любил»? По отношению ко мне он поступил благородно, он отказался от безответной любви, но и пожелал мне, своей любимой женщине полного счастья: «Как дай вам бог любимой быть другим»
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина учеником.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Прослушивание грамзаписи Б. Шереметьева «Я вас любил»
Учитель.
Прощание с уходящей любовью нашло отражение в знаменитой элегии, выделяющейся высотой нравственного чувства, взлетом его души, его любви, стоящей на грани самоотречения. Благородство чувств, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.
5. Вывод по теме.
1. Что такое романс? К какому жанру относится романс?
2. Кто положил мелодию на стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» Пушкина?
3. Какие еще романсы вы знаете?
Ученики составили на уроке следующую таблицу:
Любовь
1825г. А.С. Пушкин Стихотворение | 1839г. М.И. Глинка Романс | |
«Я помню чудное мгновенье…» | ||
Посвящен(о) | ||
Анне Петровне Керн матери | Екатерине Ермолаевне Керн дочери |
6. Викторина «Литература и музыка» (если есть свободное время)
На чьи слова композиторы написали свои романсы?
- 1.М.Глинка «Не искушай меня без нужды»
- А.Варламов «На заре ты ее не буди»
- С Рахманинов «Весенние воды»
- П.Чайковский «Средь шумного бала»
- В.Абаза «Утор туманное, утро седое»
- А.Алябьев «Соловей , мой соловей»
- П.Булахов «Колокольчики, мои цветики»
- А.Власов «Фонтан Бахчисарайского дворца»
- Н.Римский-Корсаков «Редеет облаков летучая гряда»
Ответы:
- Е .Баратынский
- А.Фет
- Ф.Тютчев
- А.Толстой
- И.Тургенев
- А. Дельвиг
- А. Толстой
- А. Пушкин
- А. Пушкин
Использованная литература:
1. А. С. Пушкин. Соч. в 3 томах. Т.1. М., 1985г.
2.А. С. Пушкин. Избр. Сочин. М., 190г.
3.Черейский Л. А. «Пушкин и его окружение» Л., 1988г.
4. Журнал «РЯНШ».
5. Использованы работы (портреты муз поэта) учеников 11б класса Монгуш Кудер и Монгуш Гены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
Литературная гостиная "Грустит романс тревожно и светло"
Прозвучала песня «Возвращение романса». Ею мы начинаем вечер, посвященный русскому романсу. Давайте, друзья, сегодня, «с двадцатым веком временно простясь», окунёмся в прекрасный мир русской поэзии и ...
Литературная гостиная. История русского романса. «Пока горит свеча».
Наша студия - своеобразная учебно-творческая лаборатория по организации и осуществлению внеучебной творческой деятельности учащихся. Направления деятельности студии и организационно-массовая, и учебно...
Литературная гостиная "Романса звук прелестный"
Презентация-отчёт о проведении литературной гостиной в 9-х классах...
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса»
Сценарий литературно-музыкальной гостиной «Вечер русского романса». Учащиеся и гости знакомятся с историей появления жанра романса, прослеживают путь его развития в России от XIX до XXI ве...