Литературный монтаж по жизни и творчеству Марины Цветаевой.
материал по литературе (11 класс) на тему
Литературный монтаж по жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_montazh_po_zhizni_i_tvorchestvu.docx | 62.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературный монтаж по жизни и творчеству
Марины Ивановны Цветаевой ( к уроку «Тайна имени Цветаевой» в 11 классе).
1) 26 сентября 1882 года в Москве, с субботы на воскресенье, в полночь на Иоанна Богослова, родилась Марина Цветаева.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Красной рябины
Горькую кисть.
Август 1916 год
2) Отец Марины, Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция гипсовых слепков – копий античных статуй романской и готической архитектуры. Он, будучи известным филологом и искусствоведом, познакомил Марину с историей и культурой Эллады, с её нравами и обычаями, мифами и легендами. Античный мир постепенно стал неотъемлемой частью духовного мира будущего поэта. Сюжеты и образы античности встречаются во многих цветаевских произведениях.
3) Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. Пылкую романтическую натуру она выплёскивала в звуках. «После такой матери мне оставалось одно- стать поэтом»,- говорила Марина.
«Марина Цветаева родилась в семье ,-писала её дочь, -являвшей собой некий союз одиночеств. Ещё одним «одиночеством» была Маринина сестра Ася, человек необычайно тонкий, в ком и могла найти Марина единственного слушателя, единственную родственную душу.
Марина росла среди музыки и книг. Любимыми стали немецкие сказки, наполеон, Бетховен, она любила родной Трёхпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было её детство.
В зале.
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала…
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идёт из угла.
Нас двое над тёмной роялью
Склонилось , и крадётся жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы ?
Темнее , чем прежде , их лица, -
Опять победители мы !
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И тёмных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни…
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они !
1908-1910 годы.
5) Взрослеет Марина, а вместе с нею крепнет и её талант. В 1910 году тайком от родителей она выпустила свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Он стал для Марины историей её законченного детства Для нас он интересен как книга-предвестник будущей Марины Цветаевой. Здесь она почти вся- как в завязи :- со своей предельной искренностью и трагизмом – и по-детски светлой книге
Молитва
Христос и Бог ! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня !
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго :
«Терпи, ещё не кончен срок»
Ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу всех дорог !
Всего хочу : с душой цыгана
Идти под песни на разбой.
За всех страдать пол звук органа
И амазонкой мчаться в бой ;
Гадать по звёздам в чёрной башне
Вести детей вперёд. Сквозь тень…
Чтоб был легендой день вчерашний,
Чтоб был безумьем каждый день !
Люблю и крест, и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство -лучше сказки
И дай мне смерть в семнадцать лет !
Таруса, 26 сентября 1909 год
6) Первым, кто прочитал «Альбом» и сразу же на него отозвался.
Был М. Волошин .Он оценил в цветаевских стихах главное –
искренность. По его мнению, никому в поэзии не удавалось
писать о детстве из детства « Это очень юная и неопытная книга,
писал Волошин, - её нужно читать подряд, как дневник, и тогда
Каждая строчка будет понятна и уместна. Невзрослый стих марины,
иногда неуверенный в себе и ломающийся , как детский голос,
Умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. «Вечерний
Альбом»-это прекрасная книга, исполненная истинным женским
обаянием.»Для гимназистки это была огромная радость и
поддержка. В Волошине , «любимом и родном Максе» она нашла
друга на всю жизнь.
Чтение стихотворения «К вам душа так радостно влекома…»
К Вам душа так радостно влекома !
О, какая благодать
От страниц «Вечернего альбома» !
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?
Почему скрывает чепчик чёрный
Чистый лоб. А на глазах очки ?
Я заметил только взгляд покорный
И младенческий овал щеки,
Детский рот и простоту движений.
Связанность спокойно-скромных поз…
В вашей книге столько достижений…
Кто же вы ? Простите мой вопрос.
Я лежу сегодня – невралгия,
Боль как тихая виолончель…
Ваших слов касания благие
И в стихах крылатых взмах качель
Убаюкивают боль… Скитальцы,
Мы живём для трепета тоски…
( Чьи прохладно- ласковые пальцы
В темноте мне трогают виски? )
Ваша книга странно взволновала-
В ней сокрытое обнажено
В ней страна. Где всех путей начало,
Но куда возврата не дано.
Помню всё :рассвет. Сиявший строго,
Жажду сразу всех земных дорог,
Всех путей… и было всё…так много.
Как давно я перешёл порог !
Кто вам дал такую ясность красок ?
Кто вам дал такую точность слов ?
Смелость всё сказать :от детских ласок
До весенних новолунных снов ?
Ваша книга – это весть «оттуда»,
Утренняя. Благостная весть…
Я давно уж не приемлю чуда…
Но как сладко слышать :»Чудо есть» !
7) Марина была человеком , не любившим своей внешности. Не
любила она и говорить о ней. Но мы изменим этому правилу и
посмотрим , что пишет о Марине её дочь в своих воспоминаниях :
«Моя мать была невелика, ростом -163 см, с фигурой египетского
.мальчика . строгая осанка была у неё :даже склоняясь над
письменным столом , она хранила «стальную выправку хребта».
Волосы её, золотисто-каштановые, рано начали седеть. Светлы и
Немеркнущи были глаза-зелёные, цвета винограда. Лицо было
полно постоянного внутреннего напряжения. Движения потаённой
выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и
вода…» . Такой была Марина Цветаева.
8 )Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном Коктебельском
побережье, куда Марина приехала вместе с Асей по приглашению
Волошина. Удивительное время , проведённое с Максом , морские
прогулки, творческое вдохновение. Часы одиночества стали
самыми счастливыми моментами жизни для Марины. В эти дни
Марина много писала.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала , что я -поэт,
. Сорвамшимся . как брызги из фонтана,
Как из ракет,
Ворвамшимся , как маленькие черти.
В святилище , где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти-
Нечитанным стихам !-
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал инее берёт !)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Коктебель. 13 мая 1913 года
9) В Коктебеле решилась маринина судьба. Это произошло в самом
начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал
помогать ей- красивый , грустный юноша, с поразительно
огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала : если
он найд1т и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно
же, сердолик этот он нашёл сразу же на ощупь, ибо не отрывал
своих серых глаз от её зелёных. .Вложил ей в ладонь розовый
крупный камень ,который марина хранила всю жизнь, уцелевший
чудом и по сей день,
В дневнике марины есть запись :» Серёжу я люблю бесконечно
И навеки. Он необычайно и благородно красив , он прекрасен
Внешне и внутренне. Он блестяще одарён, умён, благороден. Если
Бы в ы знали, какой это пламенный , великодушный и глубокий
Юноша ! Я постоянно дрожу над ним. От малейшего волнения
У него повышается температура, он весь- лихорадочная жажда
Всего. Наш брак до того не похож на обычный, что я совсем не
Чувствую себя замужем и совсем не изменилась. Мы никогда не
Расстаёмся. Наша встреча- чудо…»
10) Чтение стихотворения « Я с вызовом ношу его кольцо !»
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в вечности – жена , не на бумаге !-
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно- бесполезны !-
Под крыльями раскинутых бровей-
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам . кто жил и умирал без страху !-
Такие – ы роковые времена-
Слагают стансы – и идут на плаху.
3 июня 1914 год
Марина Цветаева обвенчалась с Сергеем Эфроном в январе 1912
Года в Палашевской церкви Рождества Христова перед иконой
«Взыскание погибших».затем их ждало свадебное путешествие в
Париж и Италию . А в октябре того же года у них родилась дочь,
её назвали Ариадна. Аля, в честь героини греческой легенды о
Минотавре «.Я назвала её Ариадной вопреки Серёже, который
любит русские имена. Папе . который любит имена простые.
Друзьям,, которые считают, что это салонно… назвала
От романтизма и от высокомерия, которое руководит всей моей
Жизнью». Это было маленькое чудо с огромными глазами и
горячим сердцем, которому Марина посвятила много своих
стихов.
11) чтение стихотворения «Четвёртый год…»
Четвёртый год.
Глаза –как лёд.
Брови –уже роковые.
Сегодня впервые
С кремлёвских высот
Наблюдаешь ты
Ледоход.
Льдины, льдины
И купола.
Звон золотой,
Серебряный звон.
Руки – скрещены,
Рот- нем.
Брови сдвинув – Наполеон !-
Ты созерцаешь- Кремль.
Мама , куда лёд идёт?
- Вперёд, лебедёнок !
Синий
Взор – озабочен.
- Ты меня любишь, Марина ?
- Очень !
- навсегда ?
- Да !
Скоро -закат,
Скоро – назад..
Тебе – в детскую, мне
Письма читать дерзкие,
Кусать рот.
А лёд
Всё
идёт.
24 марта 1916 год
12) самых первых лет жизни Али марина начала узнавать в ней себя,
уже взрослую. Дочь стала центром её внимания.
Ты будешь невинной . тонкой
Прелестной – и всем чужой.
Пленительной амазонкой,
Стремительной госпожой.
И косы свои , пожалуй,
Ты будешь носить , как шлем.
Ты будешь царицей бала-
И всех молодых поэм.
И многих пронзит, царица,
Насмешливый твой клинок,
И всё, что мне – только снится,
Ты будешь иметь у ног.
Всё будет тебе покорно,
И все при тебе – тихи.
Ты будешь , как я – бесспорно-
И лучше писать стихи.
Но будешь ли ты – кто знает-
Смертельно виски сжимать ,,
Как их вот сейчас сжимает
Твоя молодая мать.
5 июня 1914 год.
13) А теперь поговорим о тех, кто окружал Марину. О тех , под чьим
Влиянием формировалась её судьба, развивался её талант. По-
видимому , ближе всех к ней по духу, по творческим импульсам
была тогда Анна Ахматова..Именно в эти годы пробуждается у
Марины Цветаевой особенный интерес к ахматовской лирике В
Этих изысканных стихах живут могучие страсти. В поэтической
манере Ахматовой Цветаева почувствовала глубоко родственную
душу. Она пишет об Ахматовой :
«разъярительница ветров»,
«насылательница метелей».
«Лихорадок . стихов и войн»,
«златоустая Анна-Всея Руси искупительный глагол» :
О, муза плача, прекраснейшая из муз !
О ты, шальное исчадие ночи белой !
Ты чёрную насыпаешь метель на Рус
И вопли твои вонзаются в нас ,как стрелы.
И мы шарахаемся . и глухое : ох –
Стотысячное- тебе присягает , -Анна
Ахматова ! Это имя- огромный вздох
И в глубь он падает, которая безымянна.
Мы коронованы тем , что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами-то же !
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.
В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий…
- И я дарю тебе свой колокольный град
-Ахматова- и сердце своё впридачу !
19 июня 1916 год
14) В триединство цветаевской любви входили тогда Ахматова,
Блок и Мандельштам. Именно мандельштам стал после приезда
В Петербург первым цветаевским увлечением. Он пленил её
высокой степенью словесного совершенства. «Если существует Бог
поэзии -,писала Марина ,- то Мандельштам – его гонец. Он
доносит до людей божественный голос точным и чистым».
В своей увлечённости Мандельштамом Цветаева пишет стихи,
Которые читаются как пылкие и нежные признания в любви и
Перекликаются друг с другом вопреки всем бесконечным вёрстам
Годов и разлук.
Никто ничего не отнял-
Мне сладостно , что мы врозь !
Целую Вас – через сотни
Разъединяющих вёрст.
Я знаю- наш дар – неравен
Мой голос впервые – тих.
Что Вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих !
На страшный полёт крещу вас :
- Лети . молодой орёл !
Ты солнце стерпел, не щурясь-
Юный ли взгляд мой тяжё ?
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую вас – через сотни
Разъединяющих лет.
12 февраля 1916 год.
15) Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным
Поэтом, которого она чтила не как собрата по перу, а божество
От поэзии и которому как божеству поклонялась. Анастасия
Цветаева пишет в своих воспоминаниях об отношении сестры к
поэту : «Творчество одного лишь Блока восприняла Марина как
высоту столь поднебесную, что ни о какой сопричастности этой
высоте она и помыслить не смела- только коленопреклонялась
Таким поэтическим коленопреклонением стали все маринины
стихи к Блоку в 1916 и 1920 годах, проза о нём, с чтением которой
она выступала в начале 30-х годов в Париже. Нигде не
опубликованная рукопись выступления не сохранилась. А вот
одно из цветаевских стихотворений цикла «Стихи к блоку» :
Ты проходишь на запад солнца,
Ты увидишь вечерний свет.
Ты проходишь на запад солнца,
И метель заметает след .
Мимо окон моих –бесстрастный
Ты пройдёшь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный
Свете тихий моей души !
Я на душу твою не зарюсь !
Нерушима твоя стезя.
В руку . бледную отлобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну
И руками не потянусь.
Восковому , святому лику
Только издали поклонюсь.
И под медленным снегом стоя,
Опущусь на колени в снег,
И во имя твоё святое
Поцелую вчерашний снег-
Там, где поступью величавой
Ты прошёл в гробовой тиши,
Свете тихий,святыя славы,
Вседержатель моей души .
2 мая 1916 год
16) Судьба распорядилась так, что М.Цветаева провела в России
годы первой мировой войны и революции. Этот человек,
обладавший даром письма и чувств , наделённый безграничным
талантом, любовью к жизни, вынужден был, как и миллионы
остальных людей , жить среди голода и нищеты , среди холода и
смертей. Что писала Марина в эти годы- длинными, зимними
голодными вечерами, у слабо потрескивающей печки, под
бульканье воды в котелке, где варились с великим трудом
приобретённые картофелины ?
Домашний быт был каторжным. Не было денег. Всё, что можно
было продать,- продано. Всё, что можно было сжечь,- сожжено. Её
томила разлука , полная неизвестность о судьбе Сергея. Она отдала
дочерей в приют, чтобы хоть как-нибудь спасти от голода, но голод
был и в приюте. Ирина, младшая. Умерла. При одной мысли о
гибели Сергея её пронизывал ужас. Так жила она, каждый день
ожидая развязки. Знала ли она , что в тяжком ожидании между
жизнью и смертью пройдут годы ? Она ждала. Спасало лишь одно
-поэзия. Все силы стиха , жившие в ней, словно бросились на
помощь. Рождались звуки и слова. В тёмной , отсыревшей
квартире, при свете коптилки появлялись мудрые строки. Мигал
огонь, шла ночь, о чердачную крышу стучал дождь, сердце
сжималось от дурных предчувствий. Но возникали стихи , помимо
воли, из каких-то глубинных , неисчерпаемых душевных родников.
В сокровищницу
Полуночных глубин
Недрогнувшую
Опускаю ладонь.
Меж водорослей –-
Ни приметы его !
Сокровища нету
В морях- моего !
В заоблачную
Песнопенную высь-
Двумолнием
Осмеливаюсь- и вот
Мне жаворонок
Обронил с высоты-
Что за морем ты,
Не за облаком ты !
15 июля 1921 год
17) Марина получила письмо от Сергея только 1 июля 1921
года.»Мой милый друг, Мариночка, получил письмо от Ильи
Эренбурга, что вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я обезумел
от радости. Наша встреча с вами была величайшим чудом, ещё
большим чудом будет встреча грядущая…»
Марина записала в тетради : «С сегодняшнего дня –жизнь. Мой
Серёженька ! Если от счастья не умирают , то во всяком случае
– каменеют. Я верю в чудо, Серёжа !»,
Она ещё не знала , что должен пройти год, чтобы в июне 1922 год
они наконец встретились.
18) С июля 1921 года до мая 1922 года, до приезда в Берлин,
Марина написала больше 100 стихотворений, поэмы
«переулочки2, «Молодец», «Егорушка» , циклы стихов «Психея»
, «Разлука», «Ремесло».
Сильнейшим из берлинских литературных впечатлений оказалась
книга Пастернака «Сестра моя жизнь».Она пишет , что тогда жила
этой книгой., «пила её , не отрываясь». Всегда искавшая
собеседников и друзей , она нашла друга в Пастернаке. Стихи его
поразили Марину родством с её собственной душой. Но, как часто
бывало с Цветаевой, её преследовал Рок разлуки. Пастернак жил в
России, а Марина – в Берлине.
19) Рас-- стояние : вёрсты . мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам Земли.
Рас-стояние : вёрсты , дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали . что это сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рас-сорили - рас-сорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас . как орлов -
Заговорщиков: вёрсты . дали…
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас , как сирот.
Который уж, ну который –март ?!
Разбили нас - . как колоду карт !
24 марта 1924 год
20) Берлин, Прага, Париж- по этим дорогам прошла вся
Судьба Марины. Весь сложный путь она была рядом с
необыкновенным человеком – Алей. Их отношения были
настолько удивительны , что порой казалось, возраст их не
разделяет. Цветаева посвятила дочери много стихотворений.
Чтение стихотворенья «Когда-нибудь. Прелестное созданье»
Когда-нибудь, прелестное созданье,
Я стану для тебя воспоминаньем.
Там в памяти твоей голубоокой
Затерянным – так далеко-далёко
Забудешь ты мой профиль горбоносый
И лоб в апофеозе папиросы.
И вечный смех мой, коим всех морочу
И сотню – на руке моей рабочей-
Серебряных перстней , - чердак –каюту,
Моих бумаг божественную смуту…
Как в страшный год, возвышены Бедою ,
Ты – маленькой была , я- молодою.
Ноябрь 1919 год
21) 1 февраля 1925 года у марины родился сын георгий, Мур- так
называли его дома. «Если бы мне пришлось сейчас умереть, я бы
дико жалела мальчика, которого люблю какой-то тоскливою ,
умилённою. Благодарною любовью. Алю я бы жалела за другое и
по –другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня
никогда не вспомнил», - писала марина.
22)В последние годы эмиграции Цветаева пишет поэму
«Крысолов», «Поэму Конца», «Поэму Горы», «Поэму Воздуха».
Особое внимание её занимает проза. Воспоминания о друзьях-
Современниках- одна из замечательных страниц цветаевского
Творчества.
Среди них – «Живое о живом» ( о максе Волошине) «Герой труда»
( о В. Брюсове), «история одного посвящения» (. Мандельштаме)
И др.
В это время особенно чувствовалась тяга Цветаевой к истинно
Русскому. Именно тогда она обращается к пушкинской теме.
Марина переводит на французский язык стихи Пушкина «Бесы», «К
Няне», «К морю». Она посвящает Пушкину целый ряд стихов.
Поистине необыкновенными стали цветаевские очерки «Пушкин
и Пугачёв», «Мой Пушкин», где Марина Цветаева с трепетом
Пишет о роли великого поэта в своей жизни, начиная с детства,
заканчивая годами разлуки.
23) А С. Эфрон вспоминает о том , как писала Марина Цветаева :
«Налив себе кружечку кипящего чёрного кофе, ставила её на
Письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла , как
Рабочий к станку – с тем же чувством ответственности,
Неизбежности, невозможности иначе…
Лбом упиралась в ладонь, пальцы запускала в волосы,
Сосредоточивалась мгновенно…
Писала только в тетрадках, простой деревянной ручкой с тонким
Пером, очень своеобразным , круглым , мелким почерком,
Ставшим из-за нарастающих сокращений трудно читаемым. Всё
Больше рукопись становилась рукописью для себя…
Закрыв тетрадь, открывала дверь своей комнаты всем заботам и
тяготам дня».
24) В мае 1922 года Марина Цветаева не столько эмигрировала из
России, сколько уехала к мужу. Встретившись в Берлине, супруги
перебрались в Прагу, где прожили три года. В 1925 году они
переехали во Францию, где прожили 13 с половиной лет. В
эмиграции Цветаева была мучительно одинока- без России и
русской земли. В те годы она писала :Так одинока, как это
пятилетие, я никогда не была. Дома я вроде «стража
беспечности» -роль самая невыгодная. Весь день смотреть т всё
по мелочам … У меня нет человека , к которому бы я могла прийти
вечером , сбыв с плеч день, который, раскрыв дверь, мне
непременно обрадовался бы, ни одного человека, которого не
надо бы предварительно запрашивать : можно ли ? Я здесь никому
не нужна»
25) в 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на родину.
Сначала уехала Ариадна, следом –Сергей Яковлевич. В одном
- из стихотворений 1939 года Марина Ивановна Цветаева
предчувствует : «дано мне отплытье марии Стюарт…». «как и
трагическая королева Шотландии, русский поэт Марина
Цветаева ,ненужной, изгнанной 12 июня 1939 года отплыла из
Франции на родину навстречу бедам и гибели. Марина вместе с
Георгием вернулась в Россию. Именно тогда в нашей стране
наступило время жестокого и беспощадного террора Сергей
Яковлевич и Аля были обвинены в измене Родине и арестованы
Безумный и жестокий мир захлестнул ей горло. Гослитиздат
задерживает книжку е ё стихов «Благополучные» поэты
отпускают в её адрес иронические шпильки, устраняясь от какой
- либо помощи. Нет в живых Блока, Гумилёва, Есенина, Маяковского
и Мандельштама. Как и в годы «военного коммунизма», не на что
жить.
26) С начала Великой Отечественной войны Цветаева совсем
растерялась, боялась . что не сумеет прокормить сына. В начале
августа она вместе с группой писателей выехала в небольшой
городок на камее – Елабугу, которая стала её последним местом
жительства. Цветаева была готова на всё, лишь бы получить хоть
какую-нибудь работу 26 августа 1941 года она пишет заявление в
Совет Литфонда :» Прошу принять меня на работу в качестве
посудомойки в открывавшуюся столовую Литфонда. М. Цветаева.
26 августа 1941 года»
У Марины больше не было Сергея. Она не знала . что с дочерью.
Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. Встреча с
читающей Россией не состоялась.
О, чёрная гора,
Затмившая весь свет !
Пора-пора-пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть-
Вниз- по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
15 марта- 11 мая 1939 года
27) Со слов Паустовского, «Пастернак пришёл помочь к ней
укладываться . Он принёс верёвку , чтобы перевязать чемодан,
нахваливал её крепость и пошутил. Что она всё выдержит, хоть
вешайся на ней. Ему впоследствии передавали, что Цветаева
повесилась на этой верёвке , и он долго не мог себе простить эту
роковую шутку». Это случилось 31 августа 1941 года. В одной из
предсмертных записок есть строки «А меня простите – не
вынесла».
28) В 1970 году в Елабуге побывал Евгений Евтушенко , когда не
было ещё надгробного камня , а только колышек с надписью: «В
этой стороне кладбища похоронена Марина Цветаева».Тогда он
написал стихотворение « Елабужский гвоздь»
Помнишь, гераниевая Елабуга,
Ту городскую, что вечность назад
Долго курила, курила. Как плакала,
Твой разъедающий самосад.
Бога просила молитвенно, раненно,
Чтобы ей дали бельё постирать.
Вы мне позвольте , Марина Ивановна,
Там. Где вы жили , чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую :
« Пытка под старость – незнамо за что
Ходют и ходют- ну просто замучили.
Дом бы продать, да не купит никто…
Помню, была она строгая , крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не управлялась она с самокрутками.
Я их крутила. Верёвку – не я».
Сирые сени. Слепые. Те самые,
Где оказалась пенька хороша,
Где напослед леденящею Камою
Губы смочить привелось из ковша..
Гвоздь . а не крюк. Он гранёный , увесистый
Для хомутов , для рыбацких снастей.
Слишком здесь низко , чтоб взять и повеситься.
Вот удавиться – оно попростей.
Ну а старушка . что выжила впроголодь,
Мне говорит , будто важный я гость :
«Как мне с гвоздём-то , все смотрят и трогают …
Может, возьмёте себе этот гвоздь ?»
Бабушка , я вас прошу , как о милости-
Только не спрашивайте опят6 :
«а отчего она самоубилась- то ?
Вы ведь учёный … Вам легче понять…»
Бабушка , страшно мне в сенцах и в комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече..
Есть лишь убийства на свете- запомните.
Самоубийств не бывает вообще.
29) Нельзя не согласиться с мнением Евгения Евтушенко :
«Марина Цветаева – неоплатная наша вина, но и любовь наша
навечная. Поэт может быть бездомным , но стихи – никогда».
Февраль2015 года.
В литературном монтаже использованы материалы из книги «
Конспекты уроков для учителя литературы . 11 класс. Часть 2.
Серебряный век русской поэзии.» Москва. 2000 год и
стихотворение Е. Евтушенко «Елабужский гвоздь».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.
Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв...
«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой
Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...
Сценарий литературной гостиной "За всех страдать под звук органа"( Жизнь и творчество Марины Цветаевой)_
В сценарии литературной гостиной рассматривается жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой...
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Марины Цветаевой
Урок литературы в 11 классе в форме литературной гостиной позволяет учащимся познакомиться с основными вехами жизни поэтессы и прикоснуться к её творчеству. На уроке звучат стихи и песни на стих...
Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…
Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе М...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой «Рябину рубили зорькою. Рябина – судьбина горькая»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой жизни и творчеству Марины Цветаевой для проведения литературной гостиной или классного часа....