Рабочая программа по литературе. 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Программа предназначена к учебнику В.П.Полухина в 2-ух частях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_6_klass_no3.doc | 270.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Пояснительная записка
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной Министерством образования и науки РФ, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по литературе для основной школы. Рабочая программа продолжает начатую в 5-7 классах работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, воспитанию интереса к чтению и книге. Курс литературы в 6 классе общеобразовательной школы в соответствии с программой рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Но с учетом федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации,, реализующих программу общего образования»), учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» на 2013-2014 учебный год календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов (35 недель).
Количество сочинений, часов развития речи, внеклассного чтения, сведений по теории литературы, произведений для заучивания наизусть предусмотрено в соответствии с Протоколом №1 от 30.08.2013г. заседания кафедры гуманитарных дисциплин.
Для оптимизации учебного процесса темы и произведения «Мифы Древней Греции», Гомер «Илиада», «Одиссея», «Легенда об Орионе» перенесены на начало года после изучения УНТ перед разделом «Древнерусская литература».
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих задач:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- совершенствовать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
- формировать УУД;
- формировать проектные умения и навыки;
- формировать базовые национальные ценности;
- формировать способность к рефлексии и самооценке.
Используемый учебно-методический комплект:
- Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Учеб.: В 2 ч./ Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2012.
- Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2004.
- Полухина В.П. и др. Литература: 6 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2003.
- Фонохрестоматия к учеб. «Литература» 6 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2012.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |||||
Р/Р | Соч. | Вн/чт | Наизусть | Теория литературы | Проекты | |||
1 | Введение.. | 1 | ||||||
2 | Устное народное творчество | 3 | 1 | 1 | ||||
3 | Древнерусская литература | 1 | ||||||
4 | Произведения русских писателей XVIII век | 4 | 1 | 1 | 1 | |||
5 | Произведения русских писателей XIX века | 29 | 11 | 3 | 3 | 7 | 5 | 1 |
6 | Произведения русских писателей XX века | 14 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 | |
7 | Писатели улыбаются | 2 | ||||||
8 | Родная природа в стихотворениях писателей XX века | 2 | 1 | |||||
9 | Из литературы народов России | 2 | 1 | |||||
10 | Из зарубежной литературы | 12 | 1 | 3 | 1 | 1 | ||
Итого | 70 | 27 | 7 | 10 | 10 | 6 | 3 |
Содержание дисциплины
Введение. (1ч)
Устное народное творчество. (3ч.)
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции. Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Знать: о происхождении литературы; виды обрядовых песен; деление на темы и условия создания пословиц, поговорок, загадок.
Уметь: составлять простой план статьи учебника; соотносить обрядовые песни с временами года; находить народную мудрость в пословицах и поговорках.
Владеть: понятиями автор, герой, содержание произведения, форма произведения, авторская позиция, обрядовый фольклор, обрядовая песня, колядка, веснянка, пословица, поговорка, загадка.
Древнерусская литература. (1ч.)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представления).
Знать: содержание статьи учебника «Древнерусская литература»; об исторических событиях и вымысле сказания.
Уметь: делать краткий пересказ.
Владеть: понятиями летопись, погодная запись, сказание.
Произведения русских писателей XVIII века. (4ч.)
Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Знать: русских баснописцев 18 века, построение басни, сюжет басен.
Уметь: передавать колорит языка XVIII столетия; выразительно читать басни наизусть, давать определение аллегории.
Владеть: понятиями басня, мораль, аллегория, олицетворение.
Произведения русских писателей XIX века (29ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Знать: о лицейском периоде жизни Пушкина, тему и идею стихотворений, теорию стихосложения (размер), особенности сборника «Повести Белкина»; сюжет повести, содержание глав повести.
Уметь: готовить рассказ о детстве поэта; находить худ. средства; анализировать поэтический текст; выразительно читать стихотворения наизусть; делать краткий пересказ; рассказывать о конфликте главных героев; письменно отвечать на поставленные вопросы.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).
Знать: историю жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения наизусть; особенности стихотворений, различать двусложные и трехсложные размеры стихотворений.
Уметь: рассказывать о жизни М.Ю.Лермонтова; читать выразительно стихотворения наизусть; «рисовать» картины стихотворений.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Знать: хронологию жизни писателя; о роли природы в рассказе.
Уметь: составлять вопросы по статье «Бежин луг» вчера и сегодня».
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Знать: о детских и юношеских годах поэтов; темы и идеи стихов; схему анализа; о средствах передачи настроения поэтом.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; находить худ. средства языка; интерпретировать стихи, используюя сведения учебника.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Знать: содержание статьи учебника о Некрасове; сюжеты стихотворений.
Уметь: составлять вопросы по статье и отвечать на них; определять особенности поэтических интонаций в стихотворениях.
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Знать: содержание статьи учебника о Лескове; сюжет рассказа.
Уметь: выявлять сквозные темы и ключевые проблемы рассказа; определять авторское отношение к героям.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Знать: о детских и юношеских годах Чехова; о роли художественной детали в произведении.
Уметь: давать определение понятиям - псевдоним и шедевр; выявлять человеческие пороки в рассказах.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).
Знать: стихи данных авторов.
Уметь: выразительно читать стихотворения.
Владеть: понятиями стихотворные размеры, двусложные размеры стиха, трехсложные размеры стиха, строфа, ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий, эпитет, метафора, стихотворное послание, размер стиха, антитеза, поэтическая интонация, пейзажная лирика, роман, повесть, сюжет, композиция, художественная деталь, псевдоним, шедевр.
Произведения русских писателей XX века (14ч.)
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Знать: содержание статьи учебника, сюжет повести.
Уметь: делать краткий пересказ статьи учебника, подчеркнуть душевную чистоту главных героев книги.
Владеть: пересказом статьи
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Знать: сюжет сказки, приемы раскрытия характеров.
Уметь: рассказывать от другого лица.
Владеть: рассказом от другого лица
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Знать: о писателе, сюжет сказки, особенности композиции сказки, наизусть прозаический отрывок из текста.
Уметь: определить смысл названия сказки, анализировать эпизод «Рассказ о ели и сосне…».
Владеть: анализом эпизода
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Знать: краткие сведения о поэтах.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть.
Владеть: выразительным чтением
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Знать: содержание рассказа, нравственные проблемы рассказа, понятия - эпизод, фабула.
Уметь: определять смысл названия, готовить устный рассказ о герое.
Владеть: устным рассказом
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Знать: историю жизни автора, нравственные проблемы рассказа.
Уметь: делать пересказ, оценить поступки главных героев.
Владеть: понятиями феерия, сказка-быль, речевая характеристика героя, рассказ, сюжет, герой-повествователь, эпизод, фабула.
Писатели улыбаются (2ч.)
Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Знать: биографию писателей, сюжет рассказов; о роли юмора в рассказах.
Уметь: видеть грустное в смешном; делать пересказ эпизода.
Владеть: понятиями герои Шукшина – «чудики», смешное, юмористическое
Родная природа в стихотворениях писателей XX века (2ч)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...», Н.М.Рубцов. «Звезда полей».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
Знать: содержание стихотворений.
Уметь: выразительно читать стихотворения; определять тему и идею каждого стихотворения.
Владеть: понятиями индивидуальные метафоры, эпитеты, сравнения.
Из литературы народов России. (2ч.)
Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
Знать: о великой роли книги в жизни человека; что язык, поэзия, обычаи - основа бессмертия нации.
Уметь: выразительно читать стихотворения; определять тему и идею каждого стихотворения.
Владеть: выразительным чтением
Из зарубежной литературы. (12ч.)
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем.Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса – романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Знать: 12 подвигов Геракла, о характере и поступках Одиссея; сюжет и главных персонажей произведений.
Уметь: делать краткий пересказ, давать характеристики героям.
Владеть: понятиями миф, легенда, баллада, новелла, героический эпос, притча,
Содержание практической деятельности
Устное народное творчество. | Домашнее сочинение «В чем красота и мудрость русских обрядов?» |
Произведения русских писателей XVIII век | Домашнее сочинение «Что осуждается в русских баснях». Контроль техники чтения (на начало года) |
Произведения русских писателей XIX века | Домашнее сочинение по анализу стихотворения Домашнее сочинение «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский». Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова» |
Произведения русских писателей XX века | Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» Домашнее сочинение «Главный герой рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». |
Из литературы народов России | Урок контроля. Тестирование. |
Из зарубежной литературы | Контроль техники чтения |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Число часов | Вид занятия | Вид контроля | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
1 | Введение | 1 | |||||
1.1 | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. | 1 | Беседа | Высказывание на заданную тему | |||
2. | Устное народное творчество | 3 | |||||
2.1 | Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. | Лекция с элементами беседы | Ответы на вопросы учебника | ||||
2.2 | Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. | 1 | Р/р Лекция с элементами беседы | Рассказ по пословице | |||
2.3 | Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?» | 1 | Урок – «посиделки». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению | Сочинение | Сочинение | ||
3. | Древнерусская литература | 1 | |||||
3.1 | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о кожемяке». «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. | 1 | Лекция с элементами беседы | Пересказ | |||
4 | Произведения русских писателей XVIII века | 4 | |||||
4.1 | Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII века. | 1 | Лекция с элементами беседы | Ответы на вопросы учебника | |||
4.2 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни», «Ларчик». «Осел и соловей». Развитие понятия об аллегории. | 1 | Беседа | Р/р Наизусть | Заучивание стихотворного текста | ||
4.4 | Контроль техники чтения | 1 | Урок контроля | Контроль техники чтения | Отработка навыков чтения вслух | ||
5 | Произведения русских писателей XIX века | 29 | |||||
5.1 | А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Обучение выразительному чтению. Т/л. Антитеза. Двусложные размеры стиха. | 1 | Р/р. Обучение выразительному чтению наизусть. | Наизусть | Заучивание стихотворного текста | ||
5.2 | Лицейские друзья Пушкина. Художественные особенности стихотворения-послания. «Зимнее утро». | 1 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения | Сочинение | Сочинение | ||
5.3. | Обучение выразительному чтению наизусть стихотворений А.С.Пушкина. | 1 | Р/р. Развитие навыков выразительного чтения | Наизусть | Рисунки к стихам | ||
5.4 | О создании романа «Дубровский» . Историко-культурный контекст времени. Изображение русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова. Т/л. Роман. | 1 | Лекция с элементами беседы | Репродукции к роману. | |||
5.5 | Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | 1 | Беседа | Анализ текста | |||
5.6 | Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.. Т/л. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | 1 | Р/р. Обучение устному рассказу. | Составление устного рассказа | |||
5.7 | Подготовка к домашнему сочинению « Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский» | 1 | Р/р. Подготовка к домашнему сочинению | Сочинение | Вн/чт «Барышня-крестьянка», «Выстрел» | ||
5.8 | Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел» | 1 | Беседа | Вн/чт Конспект биографии Лермонтова | |||
5.9 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Т/л. Инверсия. Особенности поэтических интонаций. | 1 | Лекция с элементами беседы | Р/р Наизусть. | Заучивание стихотворного текста | ||
5.10 | Особенности выражения чувства одиночества в лирике Лермонтова. «Утес», «Листок». Т/л. Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю.Лермонтова. | 1 | Беседа | Иллюстрации к стихотворениям. | |||
5.11 | «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения. | 1 | Р/р. Обучение анализу стихотворения. | Подбор материалов к сочинению. | |||
5.12 | Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова» | 1 | Р/р. Классное сочинение. | Сочинение | Биография И.С.Тургенева. Конспект | ||
5.13 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | 1 | Лекция с элементами беседы | Ответы на вопросы | |||
5.14 | Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 1 | Беседа | Составление портретной характеристики | |||
5.15 | Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…» | 1 | Беседа | Р/Р Наизусть | Заучивание стихотворного текста | ||
5.16 | Ф.И.Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. | 1 | Р/р. Обучение анализу стихотворения. | Анализ стихотворного текста | |||
5.17 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. | 1 | Беседа | Р/р Наизусть | Заучивание стихотворного текста | ||
5.18 | А.А.Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…» Природа как мир истины и красоты. | 1 | Беседа | Анализ стихотворного текста | |||
5.19 | Страницы жизни Н.А.Некрасова. «Железная дорога». Значение эпиграфа. Роль пейзажа. | 1 | Лекция с элементами беседы | Ответы на вопросы | |||
5.20 | Обучение выразительному чтению наизусть первой части стихотворения. | 1 | Р/р. Развитие навыков выразительного чтения | Наизусть | Вопр. 2 | ||
5.21 | Стихотворение «Дедушка». Своеобразие композиции стихотворения. Трехсложные размеры стиха. | 1 | Беседа | Вн/чт | |||
5.22 | Жизненный опыт Н.С.Лескова - основа его творчества. «Левша». Сказ как форма повествования. Изображение АлександраI и атамана Платова. | 1 | Лекция с элементами беседы | Ответы на вопросы | |||
5.23 | Секрет тульских мастеров. Образ левши. Приемы сказочного повествования. Особенности языка произведения. | 1 | Р/р. Особенности языка произведения. | Анализ языковых особенностей текста | |||
5.24 | Н.С.Лесков «Человек на часах» | 1 | Вн/чт | ||||
5.25 | А.П.Чехов – автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. | 1 | Лекция с элементами беседы | Пересказ | |||
5.26 | Особенности стиля А.П.Чехова. | 1 | Лекция с элементами беседы | Р/р Проектная работа Юмористический рассказ | |||
5.27 | А.П.Чехов. «Пересолил», «Лошадиная фамилия». | 1 | Беседа | Составление кроссворда по произведениям Чехова. | |||
5.28 | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Развитие понятия о лирике. | 1 | Беседа | Рисунки к стихотворениям | |||
5.29 | Обучение выразительному чтению наизусть стихотворений о родной природе. | 1 | Урок-конкурс Р/р. Обучение выразительному чтению | Наизусть. | Заучивание стихотворного текста | ||
6 | Произведения русских писателей XXвека | 14 | |||||
6.1 | А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении. | Лекция с элементами беседы | Вн/чт | ||||
6.2 | Детские годы А.П.Платонова. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова. | 1 | Лекция с элементами беседы | Пересказ | |||
6.3 | М.М.Пришвин: становление писателя. «Кладовая солнца» | 1 | Лекция с элементами беседы | Чтение произведения | |||
6.4 | Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «кладовой солнца» | 1 | Беседа | Р/р Составление характеристики персонажей | |||
6.5 | Обучение выразительному чтению прозаического отрывка наизусть | 1 | Р/р. Обучение выразительному чтению отрывка | Выразительное чтение прозаического текста | |||
6.6 | Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. | 1 | Подбор материалов для сочинения | ||||
6.7. | Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» | 1 | Р/р. Классное сочинение | Сочинение | Сочинение | ||
6.8 | Стихи русских поэтов о ВОв. Слово о поэтах фронтовиках. К.М.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Д.С.Самойлов «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о войне. | 1 | Урок-концерт | Р/р Проектная работа «Фронтовой альбом» | |||
6.9 | Обучение выразительному чтению наизусть стихотворения К.М.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» | 1 | Р/р. Обучение выразительному чтению наизусть | Наизусть | Заучивание стихотворного текста | ||
6.10 | Детство и юность В.П.Астафьева. «Конь с розовой гривой» | 1 | Лекция с элементами беседы | Ответы на вопросы | |||
6.11 | Образ главного героя рассказа. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Яркость и самобытность героев. | 1 | Беседа | Отзыв о рассказе | |||
6.12 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей послевоенного времени. | 1 | Лекция с элементами беседы | Анализ рассказа | |||
6.13 | Характеристика главного героя. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | 1 | Беседа | Характеристика главного героя письменно | |||
6.14 | «Уроки доброты». Подготовка к сочинению «Главный герой рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского». | 1 | Р/р. Подготовка к сочинению. | Сочинение | Сочинение | ||
7 | Писатели улыбаются | 2 | |||||
7.1 | В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | 1 | Лекция с элементами беседы | Характеристики «чудиков» | |||
7.2 | Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. | 1 | Лекция с элементами беседы | Пересказ | |||
8 | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | 1 | |||||
8.1 | Родная природа в стихотворениях поэтов XX века. | Урок-концерт | Рисунки к стихотворениям | ||||
8.2 | Обучение выразительному чтению наизусть стихотворений о родной природе | 1 | Р/р. Обучение выразительному чтению наизусть | Наизусть | Заучивание стихотворного текста | ||
9 | Из литературы народов России | 2 | |||||
9.1 | Г.Тукай. К.Кулиев. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине. Великая роль книги в жизни человека. К.Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. | Лекция с элементами беседы | Вн/чт | ||||
9.2 | Техника чтения | 1 | Урок контроля. | ||||
10 | Из зарубежной литературы | 12 | |||||
10.1 | Миф и мифология. Боги, люди и герои в Древней Греции. «Подвиги Геракла». | 1 | Лекция с элементами беседы | Анализ текста | |||
10.2 | «Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки. | 1 | Беседа | Пересказ | |||
10.3 | Подвиги Геракла. Мифы о богах и героях Древней Греции. Древнегреческая мифология в русской культуре. | 1 | Практикум | Репродукции к мифам Вн/чт. | |||
10.4 | Легенда. Отличие мифа от легенды. Геродот. «Легенда об Арионе» Т/л. Легенда | 1 | Лекция с элементами беседы | Р/РПроектная работа Мифологические персонажи в архитектуре и живописи | |||
10.5 | «Илиада» и «Одиссея» - великие древнегреческие поэмы. Древнегреческие аэды. Понятие о героическом эпосе. | 1 | Лекция с элементами беседы | Анализ текста | |||
10.6 | «Одиссей на острове циклопов» - ключевой эпизод поэмы возвращения. Храбрость и хитроумие Одиссея. | 1 | Практикум | Пересказ | |||
10.7 | А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» - философская сказка-притча. | 1 | Р/р. Анализ эпизода. | Вн/чт. | |||
10.8 | М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. | 1 | Лекция с элементами беседы | Ответы на вопросы | |||
10.9 | Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | Беседа | Рассуждение на заданную тему | |||
10.10 | П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | 1 | Лекция с элементами беседы | Вн/чт. | |||
10.11 | «Путешествие по стране Литературии 6 класса». | 1 | Урок-праздник | Конкурсные задания | |||
10.12 | Задания для летнего чтения. | 1 | Урок контроля | Летнее чтение |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений – литературных героев (герой литерный, имя героя, портрет, поступки, характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.).
Ученик должен уметь:
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии;
- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
Ученик должен владеть:
- характеристикой героев;
- анализом образов;
- различными формами пересказа;
- созданием творческих работ;
- работой со справочными материалами.
Материально-техническое обеспечения
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
2. Евлампиева Е.А. Уроки литературы в 6 классе. – Чебоксары: Клио, 1997.
3. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: Экзамен, 2006.
4. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Литература
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
2. Бушко О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Материк-Альфа, 2005.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004.
5. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
6. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
7. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
8. Терентьева Н.П. Внеклвссная работа по литературе. 5-8 классы. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М.: ВЛАДОС, 1999.
9. Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996.
Интернет-ресурсы
5. edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....