Рабочая программа по литературе. 11 класс.
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
Примерная Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, под редакцией В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpliteratura11_no1.doc | 483.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
11 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа.
Примерная Рабочая программа составлена на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. М. «Просвещение». 2006 к учебнику Русская литература XX века. 11 кл в 2-х ч./Под ред. В.П.Журавлева.- М.: Просвещение, 2007
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание
с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учеников.
В рабочей программе все содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Изучаемый материал структурирован следующим образом:
- Литература первой половины XX века
- Литература второй половины XX –нач.ХХIвеков
Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Развитие речи | Т/л | Наизусть | Сочинения | Конспект |
Россия рубежа 19-20 веков. | 1 | 1 | 1 | |||
И.А.Бунин | 4 | |||||
А.И.Куприн | 5 | 2 | 1 | |||
А.Аверченко | 1 | |||||
Поэзия серебряного века | 9 | 1 | 3 | 2 | 1 | |
А.М.Горький | 6 | 3 | 1 | 1 | ||
А.А.Блок | 4 | 1 | 1 | 1 | ||
Новокрестьянские поэты | 1 | |||||
С.А.Есенин | 5 | 1 | 1 | |||
В.В.Маяковский | 5 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
А.Фадеев | 2 | |||||
Е.Замятин | 2 | 1 | ||||
А.Платонов | 3 | 1 | ||||
М.А.Булгаков | 7 | 1 | 1 | 1 | ||
А.Н.Толстой | 2 | |||||
А.А.Ахматова | 2 | 1 | 1 | |||
М.И.Цветаева | 2 | 1 | 1 | |||
Н.Заболоцкий | 1 | 1 | ||||
М.А.Шолохов | 9 | 2 | 1 | 1 | ||
Б.Л.Пастернак | 5 | 1 | ||||
Литература периода ВОв | 5 | |||||
А.Т.Твардовский | 4 | 1 | ||||
Литература «оттепели» | 4 | 1 | 1 | 1 | ||
А.И.Солженицын | 3 | 1 | 1 | |||
В.Шукшин | 3 | |||||
Поэзия «оттепели» | 2 | 1 | 2 | |||
В.П.Астафьев | 1 | |||||
В.Г.Распутин | 1 | |||||
Литература на современном этапе | 3 | 1 | 1 | 1 | ||
ИТОГО | 102 | 20 | 11 | 10 | 7 | 6 |
Содержание дисциплины
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирикеБунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник».
Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество.
(Обзор.)
Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.)
Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной
ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения).
«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.)
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 30-х годов XX века (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
(Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.)
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода
Великой Отечественной войны. (Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50—90-х годов (Обзор)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Макании и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.)
Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.)
Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.
Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»).
(Возможен выбор трех других стихотворений.)
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне
невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.)
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Р. Гамзатов. (Обзор.) Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта.
Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX — начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.
Календарно-тематическое планирование уроков литература
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Вид занятия | Вид контроля | Вид самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Планируемая | Фактическая | ||||||
1. | Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация | 1 | Урок-лекция | Опрос по материалам лекции | Конспект Запись тезисов , владение монологической и диалогической речью. презентация | ||
2. | И.А.Бунин. Очерк жизни и творчества | 1 | Урок изучения нового материала | Т/Л Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). | Рассказ о жизни и творчестве Бунина, беседа по содержанию прочитанного рассказа. презентация | ||
3. | Размышления о деревне в повести И.А.Бунина «Деревня» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
4. | Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ рассказа | Обоснование суждений, приведение доказательств, анализ текста, понимание его специфики. | ||
5. | Рассказы Бунина о любви | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Обоснование суждений, приведение доказательств, анализ текста, понимание его специфики. | ||
6. | А.И.Куприн. Жизнь и творчество | 1 | Урок изучения нового материала | Т/Л Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). | Запись тезисов , владение монологической и диалогической речью. презентация | ||
7. | Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ повести | Обоснование суждений, приведение доказательств, анализ текста, понимание его специфики. | ||
8. | Метафоричность названия повести А.И.Куприна «Поединок» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ повести | Жизнь и творчество писателя, его художественный мир. Особенности реалистической прозы Куприна, его типичный герой. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок». | ||
9. | Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ рассказа | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Поиски духовной гармонии. | ||
10-11. | Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна | 2 | Урок развития речи | Сочинение (классное) | Оформление работы | ||
12. | Традиции русской сатиры в творчестве А.Аверченко | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений, составление хронологической таблицы | ||
13. | Символизм. «Старшие» и «Младшие» символисты | 1 | Урок-лекция | Т/л Символизм | Запись тезисов , владение монологической и диалогической речью. презентация | ||
14. | Поэзия В.Я.Брюсова | 1 | Урок изучения нового материала | Наизусть | Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений, составление хронологической таблицы презентация | ||
15. | «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д.Бальмонта | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала. презентация | ||
16. | Акмеизм | 1 | Урок-лекция | Т/л Акмеизм | Запись тезисов , владение монологической и диалогической речью. презентация | ||
17. | Мир образов Н.Гумилева | 1 | Урок изучения нового материала | Наизусть | Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста. презентация | ||
18. | Ранняя лирика А.Ахматовой | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста. | ||
19. | Футуризм | 1 | Урок изучения нового материала | Т/л Футуризм | Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста. презентация | ||
20. | «Эгофутуризм» Игоря Северянина | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала презентация | ||
21. | Подготовка к сочинению по поэзии серебряного века | 1 | Урок развития речи | Сочинение (домашнее) | Оформление работы | ||
22. | А.М.Горький. Очерк жизни и творчества | 1 | Урок изучения нового материала | Т/Л Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). | Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции. презентация | ||
23. | Романтизм Горького. Композиция романтических рассказов. | 1 | Урок развития речи | Композиционный анализ текста | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
24. | Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» | 1 | комбинированный | текущий | Сообщения учащихся, устные ответы на поставленные вопросы | ||
25. | «Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | характеристика героя | Участие в аналитической беседе, комментированное чтение, характеристика героя | ||
26. | Вопрос о правде в драме «На дне» | 1 | комбинированный | Анализ эпизода | Комментированное чтение, выступления по реализации домашнего задания | ||
27. | Сочинение по драме М.Горького «На дне» | 2 | Урок развития речи | Сочинение (классное) | Оформление работы | ||
28. | А.А.Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока | 1 | Урок изучения нового материала | тематический | Конспект «Интеллигенция и революция» Составление хронологической таблицы по материалам лекции. Сообщения по заданным темам. презентация | ||
29. | Стихотворение Блока «Незнакомка». Анализ стихотворения | 1 | Урок развития речи | Анализ стихотворного текста | Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прекрасной Даме». Практическая работа. | ||
30. | Тема Родины в творчестве А.А.Блока | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Т/Л Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений). | Сопоставительный анализ стихотворений Блока и Некрасова. Чтение стихотворений. | ||
31. | Поэма Блока «Двенадцать» | 1 | Анализ поэмы | Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы. | |||
32. | Новокрестьянские поэты | 1 | Урок-лекция | текущий | Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа презентация | ||
33. | Сергей Есенин как национальный поэт | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество. | ||
34. | Тема природы и Родины в лирике С.Есенина | 1 | Урок-лекция | Наизусть | Самостоятельный литературоведческий анализ поэтического текста. Групповая работа – примеры цветового изображения природы в стихотворениях о родине. Классно-урочная (коллективная) | ||
35. | Любовная лирика С.Есенина | 1 | Урок развития речи | текущий | Составление тезисов по материалам лекции, выступления заранее подготовленных учеников, анализ стихотворений. | ||
36. | Поэма С.Есенина «Анна Снегина» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | тематический | Самостоятельная работа – письменный ответ на домашний вопрос. Коллективная деятельность – участие в эвристической беседе. | ||
37. | Трагизм поэмы С.Есенина «Черный человек» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Т/Л Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия). | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
38. | Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского | 1 | Урок изучения нового материала | Наизусть | Составление тезисов по материалам лекции, выступления заранее подготовленных учеников, анализ стихотворений. презентация | ||
39. | Поэма Маяковского «Облако в штанах» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Т/Л Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная. | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
40. | Настоящее и будущее в пьесе Маяковского «Клоп» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ пьесы | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
41-42. | Сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина В.В.Маяковского | 2 | Урок развития речи | Сочинение (классное) | Оформление работы | ||
43. | Роман А.Фадеева «Разгром». | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Работа с текстом, поиск языковых и художественных средств. презентация | ||
44. | Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе | 1 | Урок изучения нового материала | характеристика героев | Аналитическая беседа, работа с текстом. | ||
45. | Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
46. | О чем предупреждает Е.Замятин? | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Составление тезисов по материалам лекции, выступления заранее подготовленных учеников | ||
47. | Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ эпизода | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала презентация | ||
48. | Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Т/Л Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений). | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
49. | Пространство и время в повести «Котлован» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ эпизода | Ответы на вопросы учителя. Выборочная проверка на проблемный вопрос. | ||
50. | Судьба личности в тоталитарном государстве | 1 | Урок-диспут | текущий | Сообщения подготовленных учащихся. | ||
51. | М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Составление хронологической таблицы по материалу лекции. Сообщения подготовленных учащихся. презентация | ||
5. | Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Т/Л Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе. | Составление тезисов по материалам лекции. Аналитическая беседа. | ||
53. | Три мира в романе «Мастер и Маргарита» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ эпизода | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
54. | Любовь и творчество в романе. Образ Мастера | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | характеристика Мастера | Работа с текстом произведения, аналитическая беседа, выступления учащихся. | ||
55. | Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат в романе | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | сравнительная характеристика | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
56. | Нечистая сила в романе. Проблема всепрощения, милосердия и справедливости | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
57. | Подготовка к сочинению по роману «Мастер и Маргарита» | 1 | Урок развития речи | Сочинение (домашнее) | Оформление работы | ||
58. | Панорама русской жизни в романе А.Толстого «Петр Первый» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Анализ эпизодов, задания по группам. Создание киноверсии эпизода. Характеристика героя произведения. | ||
59. | Образ Петра в романе А.Толстого «Петр Первый» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ эпизода | Анализ эпизодов, задания по группам. Характеристика героя произведения. | ||
60. | А.Ахматова – «голос своего поколения» | 1 | Урок изучения нового материала | Наизусть Т/Л Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений). | Составление хронологической таблицы о жизни и творчестве А.Ахматовой. Сообщение учащегося. Анализ поэтического текста. презентация | ||
61. | Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием» | 1 | Урок развития речи | Т/Л Орнаментальная проза (начальные представления). | Цитирование, работа с учебником. | ||
62. | Поэтический мир М.Цветаевой | 1 | Урок изучения нового материала | Наизусть Т/Л Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). | Составление хронологической таблицы по материалам лекции, сообщений учащихся. презентация | ||
63. | Комплексный анализ лирического произведения | 2 | Урок развития речи | Анализ стихотворения | Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений | ||
64. | Человек и природа в лирике Н.Заболоцкого | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | анализ стихотворений | ||
65. | М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, судьба | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Составление хронологической таблицы и плана лекции. презентация | ||
66. | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ эпизода | Работа с текстом произведения, работа по карточкам. Беседа о жизни семей. Сопоставление с романом Толстого «Война и мир» | ||
67. | «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Т/Л Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений). | Чтение глав, ответы на вопросы. | ||
68. | «В мире, расколотом надвое». Изображение гражданской войны в романе | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
69. | Судьба Григория Мелехова | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ эпизода | Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. презентация | ||
70. | Григорий и Аксинья | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ эпизода | Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев. презентация | ||
71. | Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон» | 1 | Семинар | тематический | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
72-73. | Сочинение по роману-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон» | 2 | Урок развития речи | Сочинение (классное) | Оформление работы | ||
74. | Б.Л.Пастернак. Творческий путь | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Сообщения учащихся о творческом пути Б.Л.Пастернака презентация | ||
75. | Человек, история и природа в романе «Доктор Живаго» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
76. | Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ эпизода | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
77. | Стихотворения Юрия Живаго | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Наизусть | Анализ стихотворения | ||
78. | Тема интеллигенции и революции в литературе 20 века | 1 | Урок-семинар. | текущий | Составление тезисов по материалам лекции. презентация | ||
79. | Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор произведений. | 1 | Урок-лекция | текущий | Составление тезисов по материалам лекции. презентация | ||
80. | А.Т.Твардовский. Творчество и судьба | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Заслушивание сообщения, составление хронологической таблицы. презентация | ||
81. | Поэма «Страна Муравия» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ поэмы | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
82. | Анализ поэмы «По праву памяти» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Т/Л Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия). | Работа по содержанию поэмы, ответы на вопросы | ||
83. | Читаем стихи А.Т.Твардовского | 1 | Урок развития речи | текущий | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений. | ||
84. | Литература «оттепели» | 1 | Урок-лекция. | тематический | Конспект презентация | ||
85. | А.И.Солженицын. Судьба и творчество писателя | 1 | Урок изучения нового материала | Т/Л Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия). | Конспект «Как нам обустроить Россию?» Выступления подготовленных учащихся. Запись лекции, составление хронологической таблицы. | ||
86. | Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ рассказа | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
87. | Анализ рассказа «Матренин двор» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ рассказа | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
88. | «Деревенская проза». Герои В.Шукшина | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ текста | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала презентация | ||
89. | Анализ рассказа «Чудик» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | Анализ рассказа | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала | ||
90. | «Городская проза» | 1 | Урок-лекция. | текущий | Составление тезисов по материалам лекции. презентация | ||
91. | Новые темы, проблемы, образы в поэзии периода «оттепели» | 1 | Урок-лекция. | Наизусть | Составление тезисов по материалам лекции. презентация | ||
92. | Авторская песня | 1 | Урок развития речи Урок-концерт | Наизусть | Сообщения учащихся, чтение стихов, слушание музыки | ||
93. | Драматургия А.Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | фронтальный опрос | Аналитическая беседа по содержанию прочитанного материала презентация | ||
94. | «Тихая лирика» Н.Рубцова | 1 | Урок развития речи | фронтальный опрос | Запись основных положений лекции, знакомство со стихотворениями Н.Рубцова, их анализ. Сообщения подготовленных учеников | ||
95. | «Год великого перелома» в литературе 60-80-х годов | 1 | Урок-лекция. | фронтальный опрос | Запись основных положений лекции презентация | ||
96. | Подготовка к сочинению по литературе 60-70-х годов | 1 | Урок развития речи | Сочинение (домашнее) | Оформление работы | ||
97. | Взаимоотношения человека и природы в рассказах В.П.Астафьева «Царь-рыба» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Выступления учащихся, беседа по ранее прочитанным произведениям, запись основных положений биографии. Комментированное чтение презентация | ||
98. | Нравственное величие русской женщины в повести В.Распутина «Последний срок» | 1 | Урок-беседа: обсуждение произведения | текущий | Выступления учащихся, беседа по ранее прочитанным произведениям, запись основных положений биографии. Комментированное чтение. презентация | ||
99. | Литература на современном этапе | 1 | Урок-лекция. | тематический | Конспект презентация | ||
100. | «Литература на современном этапе» | 1 | Семинар | тематический | Составление тезисов по материалам лекции. презентация | ||
101. | Новейшая русская поэзия. Поэзия И.Бродского | 1 | Урок-лекция. | Т/Л Сонет как стихотворная форма (развитие понятия). | Выступления учащихся, беседа по ранее прочитанным произведениям, запись основных положений биографии. Комментированное чтение | ||
102. | Повторение и систематизация изученного. Итоговый урок | 1 | Урок систематизации знаний | тематический | Подготовка к ЕГЭ | ||
Итого: Всего - 102 Р/Р- 20 часов Сочинений – 7 (4/3) Наизусть-10 |
Тематика практической части
Тема раздела | Тематика раздела |
Россия рубежа 19-20 веков. | Р/Р Сочинение по творчеству И.А.Бунина и А.И.Куприна. |
Поэзия серебряного века | Р/Р Сочинение поэзия серебряного века. Р/Р Композиционный анализ рассказов М.Горького. Р/Р Сочинение по драме М.Горького «На дне». Р/Р Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка». |
Новокрестьянские поэты | Р/Р Сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина В.В.Маяковского. Р/Р Подготовка к сочинению по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Р/Р Комплексный анализ лирического произведения. Р/Р Сочинение по роману-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон». |
Поэзия «оттепели» | Р/Р Сочинение по литературе 60-70-х годов. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Авторская программа | Учебники и учебные пособия | Методические материалы | Дидактические материалы | Наглядные пособия | Материалы для контроля | медиаресурсы |
В.Я.Коровиной | Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов, А.М.Турков и др.; сост. Е.П.Пронина] ; под ред. В.П.Журавлёва.- М.: Прсвещение, 2005. | Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 2 полугодие. – М.: «ВАКО», 2002 | Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2005 | Портреты писателей | Тестовые задания по литературе: 10-11 класс: В 3-х ч./ Сост. А.Б.Малюшкин, - М.: ТЦ Сфера, 2005 | CD-ROM мультимедийная энциклопедия «Русская литература 8-11 класс» |
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. 1 полугодие. – М.: «ВАКО», 2002 | планы разборов | Литература. 5-11 классы: тесты для текущего контроля / авт. – сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008 | CD-ROM «Хрестоматия школьников» | |||
Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе: 11 класс: К учебнику «Русская литература XX века. 11 класс» Под ред. В.П.Журавлёва. – М.: Издательство «Экзамен», 2005 | иллюстрации к произведениям | Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Айрис-пресс, 2004 | CD-ROM «Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. Гуманитарные науки». | |||
Нянковский М.А. Уроки литературы в 11 классе: развёрнутое планирование / Ярославль: Академия развития, 2002 | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по литературе. | |||||
Шайтанов И.О., Афанасьева О.В.. Зарубежная литература: Средние века. Эпоха возрождения: 10-11 кл.: Метод. Совета. – М.: Просвещение, 1999 | CD-ROM Цикл видеоуроков по литературе XX века «XX век глазами российских поэтов: Цветаева, Блок, Рубцов, твардовский, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Маяковский, Пастернак, Есенин» | |||||
DVD к/ф «Мастер и Маргарита» | ||||||
DVD к/ф «Утиная охота» | ||||||
DVD к/ф «На дне» | ||||||
DVD к/ф «Доктор Живаго» | ||||||
DVD к/ф «Сотников» | ||||||
«Репетитор ЕГЭ. КМ – 2010. Подготовка к экзаменам» | ||||||
DVD к/ф «Тихий Дон» | ||||||
DVD к/ф «Олеся» | ||||||
DVD к/ф «Старик и море» | ||||||
DVD к/ф «Пигмалион» | ||||||
Аудиозаписи песен Булата окуджава | ||||||
Аудиозаписи песен В. высоцкого | ||||||
CD-ROM «Ахматова. Стихи и проза. Записи 1963-65 г.г.» | ||||||
DVD к/ф «Застава Ильича» |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
- Сахаров В.И. Зинин С.А. литература XIX века. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2005.
- Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е.Каплан.- М.: Издательство «Экзамен», 2005.
- Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – Великий Новгород: НРЦРО, 2002.
- Литература: Справ. Материалы: Кн. для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. = М.: Просвещение, 1989.
- Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
- Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. Серия «Филологическая мозаика». – СПб.: САГА, 2003.
- Страшнов С.Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Провещение, 2001.
- Субботина К.А. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 11 классе. – Волгоград, издательство Гринина А.Е., 2002.
- Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002.
Для учеников:
- И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь.
- М. Горький. Дело Артамоновых.
- Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да| Винчи. Дети ночи. Парки.
- 3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
- В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.
- К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
- А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».
- А. Белый. Маг. Родина. Родине.
- Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».
- A. А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено, предано, продано...». «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».
- О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».
- B. В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
- В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
- Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.
- Е. Замятин. Русь.
- C. А. Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...».
Пугачев. - М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол.
- И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
- Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.
- В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.
- М. М. Зощенко. Беда.
- А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).
- М. А. Шолохов. Донские рассказы.
- М. А. Булгаков. Бег.
- Н. А. Заболоцкий. Столбцы.
- А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
- Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
- Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».
- A. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.
- Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).
- B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
- И. А. Бродский. Фонтан.
- В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
- В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
- В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....