Конспект урока литературы в 9 классе
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок-беседа с элементами лекции о жизни и творчестве М.В.Ломоносова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
имени М.Ю. Лермонтова г. Липецка
Урок литературы в 9 классе
«М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка».
Разработала
Учитель литературы
Гончарова Т.И.
Липецк
2015
Цели урока: продолжить знакомство учащихся с личностью М.В.Ломоносова; совершенствовать речевые навыки учащихся; продолжить работу по воспитанию учащихся (формирование целеустремленности, самодисциплины); способствовать расширению кругозора учащихся.
Тип урока: урок-беседа с элементами лекции.
Формы, методы, приемы работы: беседа, слово учителя, репродуктивный метод, метод сравнения, выразительное чтение.
Оборудование: Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.- М.: Просвещение, 2012.
М.В.Ломоносов. Поэзия. Проза. Письма. – Воронеж, 1986.
Портрет М.В.Ломоносова.
Ход урока
…Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царя!
А.С.Пушкин. «Отрок».
1. Организационный момент:
- сообщение темы и целей урока.
- оформление записей в тетради.
2.Основная часть урока.
1) Высказывания о Ломоносове.
А.С.Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он всё испытал и всё проник…».
А.С.Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один являлся самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом…».
В.Г.Белинский: «…С Ломоносова начинается наша Литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим».
Итак, Ломоносов – личность энциклопедическая. Он коснулся разных областей науки, искусства. В области искусства он такой же преобразователь, как Петр I в области государства.
Ломоносов о себе: «Я бы охотно молчал и жил в покое, да боюсь наказания от правосудия и всемогущего промысла, который не лишил меня дарования и прилежания в учении и ныне дозволил случай, дал терпение и благородную упрямку и смелость к преодолению всех препятствий к распространению наук в отечестве, что мне всего в жизни моей дороже… Что же до меня надлежит, то я к сему себя посвятил, чтобы до гроба моего с неприятелями наук российских бороться, как уже борюсь 20 лет; стоял за них с молода, на старость не покину». (Из письма Г.Н.Теплову, секретарю академической канцелярии.)
2) Биография М.В.Ломоносова.
А.С.Пушкин внимательно изучал XYIII век. Написал стихотворение «Отрок», в котором отразилась биография Ломоносова:
Невод рыбак расстилал
по брегу студеного моря.
Мальчик отцу помогал.
Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают,
Иные заботы: будешь умы уловлять,
Будешь помощник царя.
- Что вы можете рассказать о жизни М.В.Ломоносова? (На доске записаны основные даты жизни и деятельности М.В.Ломоносова.)
- Роль Ломоносова в преобразовании литературного языка (теория «трёх штилей»), которая имела демократический характер: она ограничила употребление старославянских слов, приблизила литературный язык к разговорному. Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
- Реформа стихосложения, начатая учёным и поэтом В.К.Тредиаковским (1703-1768).
Сравнение двух переводов одного и того же стихотворения древнегреческого поэта Анакреона.
А.Д.Кантемир (1708-1844):
О коль велию радость аз есмь обретох:
Купидо Венерину милость принесох.
Солнце лучи свои на мя спустило
И злу печаль во радость мне обратило…
М.В.Ломоносов (1711-1765):
Ночною темнотою
Покрылись небеса,
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
Внезапно постучался
У двери Купидон,
Приятный перервался
В начале самом сон…
Стих Ломоносова и его последователей приобрёл напевность и гармоничность звучания. Пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест – в русской поэзии ведут свое начало от Ломоносова.
3. Домашнее задание:
- прочитать «Оду на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»;
- прочитать статью в учебнике.
4. Итоги урока.
5. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
конспект урока литературы 7 класс
Поэзия хокку...
Конспект урока литературы 10 класс
Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...