Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Елена Леонидовна Снеткова

Планирование по литературе для 9 класса составлено на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, ФГОС, 7-е издание, М. Просвещение, 2011

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                       «Утверждено»  

        «Рассмотрено»         

                                                                                                                                                                                         Заместитель директора по УВР        

     Руководитель ШМО

        учителей русского языка и литературы        _____________     __________________

    ___________           _________________

        «___ » _____________20___г.                  «____» ________________20___г.        

Календарно-тематическое планирование

по литературе для 9 класса

на 2015/2016учебный год

Количество часов в неделю по учебному плану: 3 часа

Всего количество часов в году по программе: 102 часа

Учитель: Снеткова Елена Леонидовна

Пояснительная записка

Планирование по литературе для 9 класса составлено на основе федерального компонента государственного стандарта   общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, ФГОС, 7-е издание, М. Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

         Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.

Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров.  

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них   на развитие речи - 4 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 2 часа.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов

- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

1. Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.

Словари и справочники:

  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  6. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова
  7. Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

 

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:  

Просвещение, 2008.

2.  Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3.  Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

4.  Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

5.  Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

6.  Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

7.  Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

9.   Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.:

   Эскимо, 2008

10.  Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4.  http://www.openclass.ru/ 

Список произведений для заучивания наизусть

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. (по выбору). А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс

(102 часа)

№ урока

Дата

Тема урока.

Основное содержание.

Кол-во

 часов

Результаты обучения

Примечания

1

Введение. 

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

1

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

2

Беседа о древнерусской литературе.. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве» . «Слово…» как  величайший памятник литературы Древней Руси

1

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные

 

3

История открытия «Слова…».  Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины.

1

Знать: жанр и композицию произведения,  художественное своеобразие «Слова», связи его с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве. 

 Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения; выразительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

4

Образ русской земли. Авторская позиция в «Слове…» . «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…».

1

Знать:нравственно-патриот. идею «Слова».

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, формулировать идею произведения, выразительно читать текст.

5

Характеристика русской литературы  ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

1

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

6

7

М.В.Ломоносов . Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»

Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

1

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

8

Г.Р.Державин. жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий слог и ораторские, декламационные интонации.

1

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти, какую роль отводит поэту и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

9

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворениях собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве  Г.Р.Державина

1

Знать понятие античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.

Уметь Сообщение о поэте с презентацией. Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

8

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Сентиментализм как литературное направление.

1

Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем 

9-10

«Бедная Лиза» - произведения сентиментализма

Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза».

Главные герои повести . внимание писателя к внутреннему миру героини.

2

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

 

11

Н.М.Карамзин «Осень»,.

Новые черты русской литературы.

1

12

13

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

1

1

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

14

15

16

В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы , утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.

Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

Светлана – пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

1

1

1

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

17

А.С.Грибоедов Жизнь и творчество (обзор).  
Комедия «Горе от ума» История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблемы ума в пьесе.

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.

18

Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта.

1

Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

19

Система образов, Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе.

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

20

Своеобразие любовной интриги.

1

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

21

Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка.

1

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

22

Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии.

1

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую,

23

Критика  о пьесе  Грибоедова.

1

Знать основные положения статьи. 

Уметь отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

24

РР Классное сочинение  обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,

составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.

25

 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Лицейская лирика. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики .

1

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

26

Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. «К морю».

1

Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
 Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

27

Мотивы дружбы, прочного союза друзей.

«К Чаадаеву»

1

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное  произведение

 с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

28

Одухотворенность и чистота чувства любви.

«Я вас любил; любовь ещё быть может», «Два чувства давно близки к нам», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»  

1

Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции,  ,  изобразительно-выразительных средств.

29

 Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. «Я памятник…», «Анчар», «Пророк».

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

30

Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. «Бесы». Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

Уметь составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст

31

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

32

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин – роман в стихах». Творческая история.

 1

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста

33

Образы главных героев.  Основная сюжетная линия и лирические отступления.

1

Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».

Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном

34

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа.

1

Знать  содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе

35

Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

36

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Уметь давать характеристику литературному герою. 

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

37

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

1

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

38

Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В.Г. Белинский, Д.И.Писарев; «органическая» критика – А.А.Григорьев; «почвенники» - Ф.М.Достоевский; философская критика начала 20 в.; писательские оценки)

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

39

РР  Cочинение по роману А.С.  Пушкина « Евгений Онегин»

1

Уметь составлять план сочинения в

 соответствии с выбранной темой, отбирать

литературный материал, логически его

выстраивать,

превращая в связный текст с учетом норм

русского литературного языка..

40

41

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери»

Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчестве

Знать содержание трагедии,  уметь определять основную проблему: талант, труд.  Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема. 

42

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова.

1

Знать: понятия: мотив, лирический герои, романтизм, скептицизм, основные мотивы лирики;

понимать: идейный смысл стихотворении, роль поэтической интонации, жанровые особенности;

уметь: анализировать стихотворения 

«Парус»,

Чувство трагического одиночества.

1

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

43

Любовь как страсть, приносящая страдания.

«Нет, не тебя я так пылко люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…»

1

 Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на лексическом

 уровне  

44

Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире.  «И скучно, и грустно…», «Пророк», «Есть речи-значенье которых…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий»

1

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

45

Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. «Смерть Поэта», «Дума»,  «Поэт», «Родина»

1

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

46

Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

1

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

47

48

Особенности композиции.

Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В.Г.Белинский)

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Вера.

1

1

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и

характеризовать персонажей

49

Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Мери. Печорин и «ундина»

1

Знать: художественные особенности повести, признаки романтического сюжета, текст повести;

понимать: способы создания образа главного героя через самооценку; 

уметь: различать героя, повествователя, автора в повести «Тамань»; развёрнуто обосновывать суждения; на основе текста повести давать характеристику герою; определять конфликт повести

50

Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение.

1

Знать: понятие «двойник»,

содержание повести;

 уметь: составлять характеристику героя на основе текста по плану; раскрывать «историю души человеческой»

51

Споры о романтизме и реализме романа.

1

Знать: текст повести; композиционное значение повести; проблематику и художественные особенности; понимать: философскую концепцию повести; уметь: развёрнуто обосновывать суждения; создавать характеристику героя на основе текста повести; делать выводы и обобщения; выделять границы эпизода

52

Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.

1

Знать содержание«Журнала Печорина».

Уметь представлять психологический портрет

 героя в системе образов.

53

Контрольная работа

по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.


54

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов.

1

Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

55

«Мёртвые» и «живые» души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.

1

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

56

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, с романом-путешествием.

1

Знать: текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

57

Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой.

1

Знать: приём зоологизации,

текст поэмы; понимать: способы создания образов помещиков;

уметь: составлять характеристику литературного персонажа,

развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

Знать: приём зоологизации.

понимать: способы создания образа Чичикова;

уметь: составлять характеристику литературного

 персонажа; развёрнуто обосновывать суждения;

выявлять особенности авторского стиля и приёмы \

сатирического изображения действительности

58

 Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.

1

Знать: текст поэмы;

понимать: смысл вставной «Повести о капитане Копейкине»; уметь: пересказывать текст, давать обобщающую характеристику чиновникам; развёрнуто обосновывать суждения; выявлять особенности авторского стиля и приёмы сатирического изображения действительности

59

Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского.  Ответ Гоголя на критику Белинского.

1

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие   чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

60

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. Образ автора.

1

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие   чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

 

61-62

РР Сочинение по поэме Гоголя «Мёртвые души».

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать  письменное сочинение

63

64

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.

Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл  «сентиментальности» в понимании Достоевского.

1

1

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

65

66

А.П.Чехов. Слово о писателе.

Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора.

1

1

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литературных направлений.

67

Русская литература ХХ века. Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы 20 века. Ведущие прозаики России

 1

68

69

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». Печальная история судеб людей из разных социальных слоёв.

«Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования

1

1

Знать: о творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Уметь анализировать произведение

70

71

72

М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия.

Система образов произведения. Умственная , нравственная, духовная недоразвитость- основа живучести « шарикощины » и «швондерства».

Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

1

1

1

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя.

 Знать содержание повести, особенности булгаковской

сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа.

Уметь определять нравственную проблематику повести

72

73

74

М.А.Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека».

Судьба Родины и судьба человека.

Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека.

Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

1

1

1

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

75

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

1

Знать текст произведения, понятие «праведничество», автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа, объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

76

Из русской поэзии 20 века. Общий обзор и изучение трех монографических тем. Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии 20 века.

1

Знать содержание теоретико-литературных терминов.

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале, конспектировать лекцию 

77

78

А.А.Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края…», «О, я хочу безумно жить…»

Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонации Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока. Цикл «Родина».

1

1

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А.Блока

Знать особенности трагедии лирического героя в «страшном мире», своеобразие лирических интонаций.

79

80

81

С.А.Есенин. Слово о поэте.  Народно-песенная основа произведений поэта. «Вот уже вечер…», «Не жалею, не зову, не плачу…»

 Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России- главная в есенинской поэзии. «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…»

Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразин метафор и сравнений. «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»

1

1

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

82

В.В.Маяковский.  Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта.

«Послушайте!». Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).

Маяковский о труде поэта.

1

Знать: факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

83

84

85

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Особенности поэтики. «Идешь на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»

 Стихотворения о поэзии, о любви особенности поэтики Цветаевой. «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Родина», «Стихи о Москве»

1

1

1

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

86

87

88

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе.  «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст»

Философская глубина обобщений поэта-мыслителя. «О красоте человеческих лиц», «Завещание»

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

1

1

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

89

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви. «Перемена», «Во всем мне хочется…» и др.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе.

Интонация и стиль стихотворений.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

91

Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека. А.С.Пушкин «Певец», М.Ю.Лермонтов «Отчего» и др.

1

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

92

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах- знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина

1

Знать: о Горации, о его творчестве

Уметь: анализировать тексты античной литературы.

93

94

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты).

Множественность смыслов поэмы: буквальный, аллегорический, моральный, мистический.

Универсально-философский характер поэмы.

1

1

Иметь представление о творчестве Данте,  о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

95

96

97

У.Шекспир.

Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.  «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Одиночество  Гамлета и его  конфликт с реальным миром «расшатавшегося века».

Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

98

99

100

И.-В. Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля.

Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Знать: основные факты из жизни Гете, содержание трагедии «Фауст». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

101

Итоговая контрольная работа за курс литературы 9 класса

102

Что читать летом?

  1. НОРМЫ ОЦЕНКИ
    ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
    И УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе.

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

Степень выполнения учащимся

общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6

Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...