Рабочая программа по литературе. 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений Г.С.Меркина. Состоит из нескольких разделов: пояснительной записки, описания содержания обучения, характеристики календарно-тематического планирования, требований к уровню обучения, методического обеспечения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
merkin_5.doc | 339.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная Рабочая программа создана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по литературе (Приказ Министерства образования РФ от 5.03.2004 №1089);
- Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев.- М.: ООО «ТИД Русское слово – РС», 2009;
- Примерной программы основного общего и среднего(полного) образования по литературе.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков; умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, особенности создания художественного образа. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
На уроках литературы в 5 классе важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе в размере 68 часов с учетом 2 часов в неделю.
Программой предусмотрено следующее количество часов по развитию речи, внеклассному чтению:
Вн. чт.:11 ч.
Развитие речи: 4ч. Классные сочинения: 3
Характеристика содержания календарно-тематического планирования
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе соответствует программе Г.С.Меркина, требованиям стандарта обучения.
Содержание уроков построено на хронологической основе.
Предусмотрены уроки внеклассного чтения для расширения круга чтения, формирования у школьников читательской самостоятельности. Для организации уроков внеклассного чтения используются произведения, рекомендованные для самостоятельного прочтения.
Запланированы уроки по развитию речи, контрольные уроки.
Предусмотрено изучение русской и зарубежной литературы.
Учебно-методическое обеспечение
- Меркин Г.С. Литература 5 класс. В двух частях.- М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2012
- Литература. 5-11 классы: нестандартные уроки/авт.-сост. О.М.Реут. – Волгоград: Учитель, 2007
- Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007
- Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс (авт-сост. Г.С.Меркин): методическое пособие - М.: «Русское слово», 2010
- Соловьева Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 5 класс» (авт.-сост. Г.С.Меркин): в 2 ч./ Ф.Е.Соловьева, под ред. Г.С.Меркина. – ООО «Русское слово-учебник», 2012 (электронная версия)
- Страхова Л.Л. Литература. Доклады, рефераты, сообщения. 5 класс.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2006
- Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Н.П.Архипова и др. – М.: Издательство «Глобус», 2009
- Диск «Большая библиотека художественной литературы»
- http://fcior.edu.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
- http://lit.1september.ru
- http://ruslit.ioso.ru(кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО)
- http://metlit.nm.ru(методика преподавания литературы)
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
В результате изучения литературы ученик 5-9 классов должен
знать/понимать:
● содержание изученных литературных произведений;
● основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей и поэтов;
● изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
● воспринимать и анализировать художественный текст;
● выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
● определять род и жанр литературного произведения;
● выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
● характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
● выражать свое отношение к прочитанному;
● выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
● владеть различными видами пересказа;
● строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:
- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты худ-венных и публицистических произведений;
- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
- умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Содержание обучения
Введение
Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная. Особенности работы с учебной хрестоматией .
Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.
Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Из устного народного творчества
Истоки устного народного творчества, его основные виды.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках.
Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия.
Сказки народов России. «Падчерица».
Из древнерусской литературы
Создание первичных представлений о древнерусской литературе.
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.
Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Русская басня
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Основные темы басен. Русская басня в XX веке.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Из литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэт «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Поэзия XIX века о родной природе
А.А. Фет. «Чудная картина...», М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» , Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды», Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном ».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к события.
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Из литературы ⅩⅩ века
И.А.БУНИН
Детские годы. Семейные традиции, их влияние на формирование личности. Книга в жизни Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…»: тема природы, приемы ее реализации; художественное богатство; второй план стихотворения. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа, средства создания образов.
Л.Н.АНДРЕЕВ.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: тематика, нравственная проблематика. Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика; значение финала.
А.И.КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух»: тема, особенности создания образа.
А.А.БЛОК
Детские впечатления Блока, книга в его жизни. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: красота природы, стихотворение «Полный месяц встал над лугом…»: образная система, художественное своеобразие.
С.А.ЕСЕНИН
Детские годы. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима-аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» - единство человека и природы; малая и большая родина.
А.П.ПЛАТОНОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Никита»: тема, образ героя, мир глазами героя.
П.П.БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок»: человек труда; приемы создания художественного образа.
Н.Н.НОСОВ.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Е.И.НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»: мир глазами ребенка, гуманистическое начало; юмористическое и лирическое в рассказе.
Родная природа в произведениях писателей ⅩⅩ века
Час поэзии «Поэзия и проза ХХ века о родной природе»: В.Ф.Боков . «Поклон»; Н.М.Рубцов. «В осеннем лесу»; Р.М.Гамзатов. «Песня соловья»; В.И. Белов «Весенняя ночь»; В.Г.Распутин. «Век живи – век люби» (отрывок)
Из зарубежной литературы
Д.ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок): сюжетные линии, характеристика персонажей, жанр.
Х.К.АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
М.ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мер детства и мир взрослых
Ж.РОНИ-СТАРШИЙ.
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь»: человек и природа, гуманистическое изображение древнего человека.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише»: образ героя, тема.
А.ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писателе. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок)
Итоговый урок
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»/ «Литературный карнавал»)/ литературный час «Я хочу рассказать вам…
Календарно- тематическое планирование по литературе в 5 классе
№ п/п уро- ка | № уро- ка в теме | Тема урока | Кол-во ча-сов | Дата | Примечание | |
План. | Факт. | |||||
I четверть = 18ч. Р.р. – 1 ч. Вн.чт. – 3ч. | ||||||
Введение (1) | ||||||
1 | 1 | Книга — твой друг. | 1 | |||
Из мифологии (3 ч) | ||||||
2 | 1 | Миф и мифология. Античный миф: происхожде-ние мира и богов («Рождение Зевса», «Олимп») | 1 | |||
3 | 2 | Гомер. «Одиссея». («Одиссей на острове цикло-пов). Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | 1 | |||
4 | 3 | Вн. чт. Легенды, мифы и предания. | 1 | |||
Из устного народного творчества(5 ч) | ||||||
5 | 1 | Устное народное творчество, его виды | 1 | |||
6 | 2 | Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет. Сказочные образы. | 1 | |||
7 | 3 | Вн.чт. «Падчерица»: сюжет и герои. | 1 | |||
8 | 4 | Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. | 1 | |||
9 | 5 | Р.р. Классное сочинение №1. | 1 | |||
Из древнерусской литературы(1 ч) | ||||||
10 | 1 | Из «Повести временных лет»(«Расселение славян»,«Кий,Щек и Хорив»,«Дань хазарам») Исторические события. Авторская позиция | 1 | |||
Басни народов мира (4 ч) | ||||||
11 | 1 | Вн. чт. Эзоп. «Ворон и Лисица». Образы героев. Мораль | 1 | |||
12 | 2 | Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. | 1 | |||
13 | 3 | И.А. Крылов. Тематическое богатство басен. Чтение наизусть | 1 | |||
14 | 4 | С.В. Михалков. Басни «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. | 1 | |||
Из литературы XIX века (26 ч) | ||||||
15 | 1 | А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимняя дорога» | 1 | |||
16 | 2 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сюжет, связь с народной сказкой. Чтение наизусть | 1 | |||
17 | 3 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Герои и автор. | 1 | |||
18 | 4 | А.С.Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | 1 | |||
II четверть = 14ч. Р.р. – 1 ч. Вн.чт. – 2 ч. | ||||||
19 | 5 | Вн. чт. Поэзия XIX века о родной природе. | 1 | |||
20 | 6 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино»: история создания стихотворения. Чтение наизусть | 1 | |||
21 | 7 | М.Ю. Лермонтов. «Бородино»: образ русского солдата; художественное богатство стихотворе-ния. | 1 | |||
22 | 8 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»: герои и сюжет. | 1 | |||
23 | 9 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»: фантас-тика и реальность в повести. | 1 | |||
24 | 10 | Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»: связь повести с фольклором | 1 | |||
25 | 11 | Вн. чт. Н.В.Гоголь. «Заколдованное место»: фантастика и реальность | 1 | |||
26 | 12 | И.С. Тургенев. «Муму». Сюжет и герои. Нравственная проблематика рассказа | 1 | |||
27 | 13 | И. Тургенев. «Муму»: система образов, тематика рассказа. | 1 | |||
28 | 14 | И.Тургенев. «Муму»: социальная проблематика рассказа | 1 | |||
29 | 15 | И.Тургенев. «Воробей». | 1 | |||
30 | 16 | И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык». | 1 | |||
31 | 17 | Р.р. Классное сочинение № 2 по творчеству И.С.Тургенева. | 1 | |||
32 | 18 | Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети»: особенности композиции стихотворения. | 1 | |||
Ⅲ четверть = 20 ч. Р.р. – 1 ч. Вн.чт. – 3 ч. | ||||||
33 | 19 | Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Сюжет и герои. | 1 | |||
34 | 20 | Н.А.Некрасов. «Тройка»: отношение автора к персонажам стихотворения. Чтение наизусть | 1 | |||
35 | 21 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: история создания. | 1 | |||
36 | 22 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: тема и основные проблемы | 1 | |||
37 | 23 | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»: две жизненные позиции (Жилин и Костылин) | 1 | |||
38 | 24 | Р.р. Классное сочинение № 3 по творчеству Л.Н.Толстого. | 1 | |||
39 | 25 | А.П. Чехов. «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. | 1 | |||
40 | 26 | Вн. чт. Юмористические рассказы А.П.Чехова | 1 | |||
Из литературы XX века (18 ч) | ||||||
41 | 1 | И.А. Бунин. Тема природы в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…».Чтение наизусть | 1 | |||
42 | 2 | И.А.Бунин. «В деревне»: природа и герои. Выразительные средства создания образов. | 1 | |||
43 | 3 | Л.Н. Андреев. «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика. | 1 | |||
44 | 4 | Л.Н. Андреев. «Петька на даче»: природа в жизни мальчика. Значение финала. | 1 | |||
45 | 5 | А.И. Куприн. «Золотой петух»: тема, особенности создания образа. | 1 | |||
46 | 6 | Вн. чт. А.И. Куприн. «Чудесный доктор»: тема милосердия | 1 | |||
47 | 7 | А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом»: изображение природы. Чтение наизусть | 1 | |||
48 | 8 | С.А. Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... »: единство человека и природы. | 1 | |||
49 | 9 | Вн. чт. С.А.Есенин. Малая и большая родина в стихотворениях поэта. Чтение наизусть | 1 | |||
50 | 10 | А.П. Платонов. «Никита»: тема рассказа. | 1 | |||
51 | 11 | А.П. Платонов. «Никита»: образ Никиты. | 1 | |||
52 | 12 | П.П. Бажов. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе | 1 | |||
Ⅳ четверть = 16 ч. Р.р. –1 ч. Вн.чт. – 3 ч. | ||||||
53 | 13 | П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | 1 | |||
54 | 14 | Н.Н. Носов. «Три охотника»: тема, система образов. | 1 | |||
55 | 15 | Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас»: юмористическое и лирическое в рассказе | 1 | |||
56 | 16 | Вн. чт. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»: тема и нравственная проблематика рассказа | 1 | |||
57 | 17 | Вн. чт. Час поэзии «Поэзия XX века о родной природе» | 1 | |||
58 | 18 | Вн. чт. Проза XX века о родной природе | 1 | |||
Из зарубежной литературы(10ч) | ||||||
59 | 1 | Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок) : герои и сюжет | ||||
60 | 2 | Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок) : герои, жанр | ||||
61 | 3 | Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота. | ||||
62 | 4 | Р.р. Х.К.Андерсен. «Соловей». Нравственные уроки сказки. | ||||
63 | 5 | М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | ||||
64 | 6 | М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Главные герои повести. | ||||
65 | 7 | Ж. Рони-старший. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). | ||||
66 | 8 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише» : нравственная проблематика. | ||||
67 | 9 | А. Линдгрен. «Приключены Эмиля из Лённеберги » (отрывок): сюжет, герои. | ||||
68 | 10 | Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги» |
Средства контроля
Материалы для контрольных, самостоятельных и проверочных работ.
Контрольные вопросы и задания по теме «Мифология»
1. Дайте определения следующим понятиям:
а) Бродячие певцы Древней Греции — ...
б) Богиня счастья — ...
в) Богиня плодородия — ...
г) Циклоп — ...
д) Бог врачевания — ...
е) Богиня земли — ...
ж) Древние музыкальные инструменты греков и россиян —...
з) Дике —...
и) Миф —...
к) Мойры —...
л) Бог огня — ...
м) Громовержец —... н) Ярило — ...
- Составьте кроссворд «Боги Древней Греции».
- Согласно славянской легенде, Земля была рождена: а) из воды; б) из облака; в) из молока; г) из масла.
- Чего не увидел бог Сварог в поднебесье: а) Солнца; б) Месяца; в) Океана; г) Земли?
- Кто, по представлениям древних славян, охраняет покой и порядок на воде: а) лесовик; б) нимфа; в) домовой; г) русалка?
- Бог солнца у славян: а) Семарг; б) Сварог; в) Хоре; г) Перун.
- Род — отец и мать всех богов славян. Составьте ряд од-нокоренных слов со словом «род».
Проверочная работа по теме «Пословицы и поговорки»
1. Прочитайте размышления известного фольклориста В.Н. Добровольского и современное определение пословицы и
подготовьте небольшое сообщение об этом жанре устного народного творчества. Предварительно составьте план своего со-
общения.
«Пословица изображается жизненным опытом, им же подтверждается или отрицается» (В.Н. Добровольский).
Пословица — краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении (Литературный энциклопедический словарь).
- Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке.
- Напишите небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведенных ниже пословиц. Озаглавьте свое сочинение.
а) Где виден путь прямой, там не езди по кривой; б) Добрый плачет с печали, а злой — от радости; в) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
4. К данным пословицам других народов подберите близкие по смыслу русские пословицы.
а) Яблоки недалеко падают от своего дерева (татарская); б) Лучше и надежнее верный мир, нежели ожидаемая победа (Т. Ливии); в) Не могут быть разом и волки сыты, и козлы целы (иллирийская); г) Каждая лисица свой хвост хвалит (чешская); д) Нет рода без урода (сербская); е) Где много нянек, там дитя без носу (польская); ж) Где коротко, там и рвется (литовская); з) Своя тяжесть не тяжела (немецкая); и) Надобно с волками выть (французская).
5. Определите тему и основную мысль приведенных ниже пословиц. С чем сравнивается в некоторых из них
книга?
а) Будешь книги читать — будешь все знать; б) В книге ищи не буквы, а мысли; в) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает; г) Книга для ума — что теплый дождь для всходов; д) Книга мала, а ума придала; е) Книга подобна воде: дорогу пробьет везде; ж) Ум без книги — что птица без крыльев;
з) Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают;
и) Кто много читает, тот много и знает; к) Читай, Фома, набирай ума; л) Читать не размышляя — что есть не пережевывая;
м) Чтение — вот лучшее учение.
- Найдите в пословице Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают слова, имеющие близкое звучание, но разное значение. Какую роль они выполняют в пословице? Определите значение слова чтут.
- Как вы понимаете заключительную часть определения поговорки «...поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла»!
- Запишите две-три пословицы. Подберите к ним близкие по смыслу поговорки.
- В произведениях устного народного творчества часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры пословиц и поговорок с такими словами.
10. Прочитайте пословицы о пользе учения. Выпишите из них слова с приставками не-, недо-, пере-. Определите значение этих приставок.
1. Недоученный хуже неученого, переученный хуже недоученного. 2. Ученье — свет, а неученье — тьма. 3. Ученый водит, неученый следом ходит. 4. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. 5. Знайка дорожкой бежит, незнайка на печи лежит.
Контрольная работа по теме «Загадки, пословицы, поговорки»
1. Дайте определения понятиям:
а) Фольклор — ...
б) Малые жанры фольклора — ...
в) Пословица — ...
г) Поговорка — ...
д) Загадка —...
- Вспомните не менее двух пословиц на следующие темы: ученье, здоровье, труд, верность слову.
- Напишите записку или письмо шуточного характера. Используйте в них одну из данных пословиц: Люди пахать, а мы руками махать; Мало, да честно, а и немного, да сытно.
4. В чем разница между пословицей и поговоркой?
5. Нарисуйте иллюстрацию к одной из данных пословиц: Идет княгиня, на плечах корзина, а в корзине мякина (о зазнайстве, гордыне); Мы с тобой как рыба с водой (о дружбе).
Самостоятельная работа по теме «Сказки»
1. Дайте определения понятиям:
а) Сказка — ...
б) Композиция — ...
в) Сказки бывают следующих видов:...
г) Сказки состоят из следующих элементов:...
д) В сказках часто используются следующие художественно-выразительные средства:...
- Каковы особенности сказки «Царевна-лягушка»?
- Почему Василиса названа Премудрой?
- Назовите зачин и концовку сказки «Царевна-лягушка».
- Приведите примеры гиперболы из сказки «Царевна-лягушка».
- Перечислите знаменитых сказителей.
- Какую роль играет запрет в волшебных сказках?
- Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту сказки « Царевна-лягушка».
- К какому типу относится сказка «Чего на свете не бывает»? Свой ответ аргументируйте.
Контрольные вопросы и задания по теме «Древнерусская литература»
1. По какой причине и в каком году возникла необходимость в распространении книг?
2. Дайте определение: Летопись —...
3. Кто автор «Повести временных лет»?
4. Расскажите историю названия города «Киев».
5. Что значит прочитать книгу от доски до доски? Откуда пошло это выражение?
6. Когда и где была издана первая печатная книга?
7. Как звали русского первопечатника?
8. Назовите создателей славянской азбуки.
9. Когда и где проводится День славянской письменности?
Контрольные вопросы и задания по теме «Басни»
1. Дайте определения следующим понятиям:
а) Басня —...
б) Родоначальник басни — ...
в) Эзопов язык — ...
г) Аллегория — ...
д) Басня состоит из — ...
2. С какими сказками можно сравнить басни? Обоснуйте ответ.
3. В чем проявляется иносказательный смысл басен?
4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к басне «Свинья под Дубом». Помимо указанных в произведении басенных персонажей (Свинья, Дуб), вы найдете на ней и изображение ворона. Как вы думаете, почему художник поместил эту птицу на свою иллюстрацию?
5. Перечислите известных вам баснописцев.
6. Сочините свою басню в прозе или стихах. Какой порок вы в ней будете высмеивать?
Самостоятельная работа по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- Придумайте названия к нескольким эпизодам поэмы «Руслан и Людмила».
- Какому определению, на ваш взгляд, более соответствует поэма А.С. Пушкина? Свой ответ аргументируйте.
Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (Литературный энциклопедический словарь).
Поэма — большое многочастное стихотворное произведение, принадлежащее отдельному автору {Краткая литературная энциклопедия).
- Определите основные события Песни первой поэмы. Запишите их в левой части таблицы, в правой приведите соответствующие им строки из текста. У вас получится цитатный план.
- Какие события намечает фрагмент Песни первой поэмы от слов: «Но, страстью пылкой утомленный...» до слов: «И пир веселый им не в пир...»?
- В поэме «Руслан и Людмила» среди других персонажей присутствует и автор — А.С. Пушкин. Найдите такие эпизоды. В каком качестве присутствует в них автор: в роли рассказчика, свидетеля происшедшего или в каком-нибудь еще? Письменно ответьте на этот вопрос.
- Попробуйте сформулировать основные события Песни второй поэмы в виде цитатного плана.
- Запишите ключевые слова и словосочетания, которые передавали бы основной ход событий Песни третьей.
- Вспомните, какие поступки совершают Рогдай, Фарлаф и Руслан, после чего попытайтесь нарисовать их портреты. В текст своего рассказа включите эпитеты для характеристики персонажей.
Исследование. И в народных сказках, и в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна», и в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» для достижения своей цели герои должны преодолеть препятствия, которые встречаются на их пути. Изобразите цепочку этих препятствий для каждого персонажа в отдельности (Василиса Прекрасная, царевич, Руслан). Легкие, с вашей точки зрения, препятствия обозначьте треугольником, более сложные — кружочком, очень сложные — квадратом. После этого попытайтесь сделать вывод о схожести и различии пути героя к цели в народной сказке «Василиса Прекрасная», сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» и поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». 10. Творческая работа. Какой эпизод в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» произвел на вас наиболее сильное впечатление? Напишите о нем отзыв с обоснованным выводом.
Контрольные вопросы и задания по теме «А. С. Пушкин»
- Где и в какой семье родился А. С. Пушкин? Кто из близких людей оказал на него наибольшее влияние?
2.По эпизодам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» составьте план кинофильма. Выпишите ключевые слова для характеристики царевны и царицы.
- Дайте определения следующим понятиям:
а) Риторическое обращение — ...
б) Ритм —...
в) Эпитет —...
г) Отличие литературной сказки от фольклорной заключается в...
- Приведите примеры обычных и риторических обращений из «Сказки о мертвой царевне...».
- Чем отличается прозаическая речь от стихотворной?
Самостоятельная работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
1. Помогает ли название рассказа понять его смысл?
2. Подберите из текста рассказа слова, словосочетания и предложения, наиболее точно характеризующие основные качества характера Герасима, Татьяны, барыни, Капитона, слуг.
3. Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
4. Опишите отношение Герасима к Муму. Особо подчеркните, что значила собачка для Герасима.
5. Устное рисование. Подберите ключевые слова и по ним нарисуйте устно портрет одного из персонажей рассказа.
6. Запишите план (простой, сложный, цитатный) для характеристики Герасима. Подготовьте ответ по этому плану.
7. Продолжите ряд слов, характеризующих Татьяну: добрая...
8. Продолжите ряд слов, характеризующих барыню: богатая...
9. Считаете ли вы поступок Герасима, утопившего Муму, жестоким? Свой ответ аргументируйте.
10. Исследование. Работа с образно-выразительными средствами художественной прозы.
- Как вы думаете, возможна ли в наши дни история, подобная той, что воссоздана в рассказе И.С. Тургенева «Муму»? Постарайтесь обосновать свой вывод.
- Свое отношение к прочитанному можно выразить не только словом, но и цветом. Какие цвета преобладали бы, если бы вы описывали характер Герасима, Татьяны, барыни, Капитона?
- Творческая работа в малых группах. Составьте сжатый пересказ рассказа «Муму». Для этого разбейте произведение на отдельные эпизоды, озаглавьте их, кратко сформулируйте основное содержание эпизода.
- Конкурс. Подготовьте по два-три вопроса для литературной викторины «И.С. Тургенев и его рассказ «Муму».
.
Самостоятельная работа по рассказу Л.Н. Толстого •«Кавказский пленник»
- Напишите словарную статью к слову рассказ.
- Вы знакомы с понятиями «сюжет» и «фабула». В таблице отразите основные эпизоды сюжета и элементы фабулы рассказа «Кавказский пленник» (укажите либо название эпизода, либо фразы, где элемент фабулы начинается и где заканчивается). Помните, что основными элементами фабулы являются завязка, кульминация и развязка. Пролога и эпилога в художественном произведении может и не быть.
Сюжет | Фабула |
1. | 1. Пролог: |
2. | 2. Завязка: |
3. | 3. Кульминация: |
4. | 4. Развязка: |
5. | 5. Эпилог: |
Обратите внимание на то, что сюжетных эпизодов может быть больше, чем строк в таблице. В этом случае дополните таблицу.
- Рассказ Л.Н. Толстого состоит из шести пронумерованных частей, однако названия каждой части писатель не дает. Озаглавьте их сами. Подумайте, есть ли внутри каждой части завязка, развязка и кульминация.
- Напишите словарные статьи к данным словам и словосочетаниям: аршин, выправил отпуск, лощина, притолока, провожатые солдаты. Используйте любой толковый словарь.
- К какому стилю речи относится выделенное слово? Почему Л.Н. Толстой его использует?
«Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки».
- На какие детали обращает внимание Жилин в первые сутки после своего пленения? Какое место в его наблюдениях занимает цвет?
С помощью каких языковых средств передан эпизод первой встречи Дины с Жилиным? Какое чувство девочки по отношению к пленному русскому офицеру подчеркивает писатель?
- Вспомните эпизод «спор о выкупе». Какие образно-выразительные средства применены здесь? (От слов: «Вскочил Абдул, начал руками махать...» до слов: «А убьете — ничего не возьмете».)
- Подготовьте устное сочинение-описание «В чужом доме» по второй части рассказа, от слов: «Горница хорошая...» до слов: «Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски».
- Запишите ключевые слова для ответа на вопрос о том, как менялось отношение Дины к Жилину.
- Как относились татары к Жилину? Чем завоевал он их расположение? Все ли татары одинаково воспринимали русского пленного?
- Выпишите из четвертой части рассказа сравнения. С какой целью они употреблены?
- Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н. Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте пятую часть рассказа. Какие детали характеризуют личности Жилина и Костылина? Как по этим деталям можно судить об отношении к происходящему двух героев рассказа?
- Вы уже наблюдали за цветообразами в рассказе. В шестой, заключительной, части вновь возникает красный цвет — цвет заходящего солнца («Оглянулся Жилин, видит — налево за горой зарево красное загорелось...»). Какое значение для понимания происходящего имеет этот цвет и образ заходящего солнца теперь? Тот же, что и ранее, или какое-то иное? Какое?
- Есть ли в этой части другие цветообразы? Какие? Что они подчеркивают?
- Вы несколько раз внимательно вчитывались в содержание рассказа «Кавказский пленник», обратили внимание на образно-выразительные средства, задумались над характерами героев и персонажей.
Сделайте главный вывод. Чему учит рассказ Л.Н. Толстого, какова главная мысль произведения?
Самостоятельная работа по рассказу А. П. Чехова «Пересолил»
- Как вы думаете, над чем смеется А.П. Чехов? Запишите те грани характера, черты личности, которые подвергаются осмеянию в рассказе.
- В чем комизм ситуации, созданной А.П. Чеховым? А в чем серьезность оценки изображенного в произведении?
- Какую роль в создании комических ситуаций и характера играют реплики персонажа? Найдите его фразы, прокомментируйте их.
- Аргументируйте устно следующую мысль: «Тема и основная мысль данного рассказа выражены в названии — «Пересолил».
- Составьте небольшой юмористический рассказ на основе какой-либо ситуации, свидетелем или участником которой
вы были.
6. Литературовед З.С. Паперный в статье о АП. Чехове отмечал: «Чехов... создал юморески, которые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту его ранних рассказов все более явственно проступают основные внутренние темы: человек и чин, поэзия и проза, фасад жизни и ее оборотная сторона. ...Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом». Как вы поняли выражение фасад жизни и ее оборотная сторона? Подберите и запишите выражения, синонимичные данному.
- Какое из положений, высказанных З.С. Паперным, вы считаете верным для рассказа «Пересолил»? Обоснуйте свои соображения.
- Давайте понаблюдаем за стилем и языком рассказа А.П. Чехова.
а) Как вы понимаете выражение «этакое дитя природы»?Что ироничного в этом обороте?
б) Важную роль в рассказе А.П. Чехова при создании комической ситуации играет противопоставление (антитеза).
Вам это выразительное средство уже известно. Дайте ему определение. в) Найдите в тексте примеры антитезы и проанализируйте
ее по образцу.
Образец. Раньше ехал еле-еле, нога за ногу, а теперь ишь как мчится!
В данном предложении использованы две пары антонимов. Раньше — теперь (антонимы языковые), то есть эти слова противопоставляются всегда, в любом тексте. Еле-еле, нога за ногу — мчится (антонимы контекстуальные), то есть эти слова антонимизируются лишь в данном тексте, представляющем описание определенной ситуации. Усиливает выразительность антитезы использование в качестве одного из синонимичных компонентов фразеологизма нога за ногу.
г) Определите метафорическое значение названия рассказа «Пересолил». Усилению выразительности рассказа способствуют и другие метафоры-глаголы. Найдите их в тексте.
д) А. П. Чехов включает в речь возницы слова с ошибками. Найдите эти слова в тексте. Зачем автор их использует?
е) Какую цель преследует писатель, когда рядом со словами разговорно-просторечного стиля, часто с грубой окраской
{врал, дурак, окаянный, дура), использует иноязычное слово реприманд?
ж) Исследователи стиля А. П. Чехова не раз отмечали, что писатель, используя однородные члены предложения, ограничивает их число определенными пределами. Как правило, у него встречаются три однородных члена, которые создают напевность и ритмичность: «Было тихо, но холодно и морозно»; «Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала». В последнем случае мы наблюдаем такой прием, как градация. Найдите в рассказе «Пересолил» примеры градации, связанные с движением телеги.
з) Обратите внимание на пунктуацию в рассказе. Подберите фразы с характерной пунктуацией в конце предложения (вопросительные, восклицательные с фигурой умолчания —многоточием в конце предложения). Как вы думаете, какова в них роль интонации конца предложения?
и) Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденных фраз, которые вдруг, как бы по волшебству, становятся необычными. Прочитайте нижеприведенный текст.
К. И. Чуковский отмечает в нем зоркость, наблюдательность Чехова. Вы же постарайтесь определить приемы (или хотя бы один прием), к которым обращался писатель в приведенных примерах.
«Вообще все в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал, как дорогую добычу, каждый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обыденности:
и то, что голуби, взлетев над голубятней, становятся золотыми от солнца;
и то, что гуси на зеленом лугу тянутся длинной и белой гирляндой;
и то, что трусливая собака подходит к хозяину так, словно лапы ее касаются раскаленной плиты;
и то, что севастопольская бухта глядит как живая множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз;
и то, что ночью, когда эта бухта отражает в себе луну, ее вода походит местами на синий купорос, а местами кажется, что это совсем не вода, а сгустившийся лунный свет;
и то, что у пожилой губернаторши нижняя часть лица до того велика, что кажется, будто она держит во рту большой камень;
и то, что рулевой на пароходе «вертит колесо с таким видом, будто исполняет десятую симфонию»;
и то, что осмоленные бочки, горящие ночью, освещают собственный дым;
и то, что, когда заходящее солнце озаряет в саду паутину, паутина переливается красками радуги;
и то, что раздобревшая трактирщица есть «помесь свинины с белугой»;
и то, что у людей, ноздри которых глядят кверху, выражение лица кажется насмешливым и хитрым;
и то, что чем человек глупее, тем легче его понимает лошадь;
и то, что, когда выпадает в Москве первый снег, все становится мягко и молодо, и в душу просится «чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег», и все находится «под властью этого молодого снега»; и тысячи таких же зорко подмеченных — то поэтически светлых, то грустных, то гротескно-забавных подробностей жизни, к накоплению которых он вечно стремился».
к) Найдите в рассказе «Пересолил» примеры, продолжающие тот ряд, который наметил К.И. Чуковский.
л) Какую роль играют сравнения в рассказе?
м) Рассказ «Пересолил» написан в 1885 году. Какие устаревшие слова указывают на время написания произведения? Найдите их в тексте.
н) Одним из средств создания комической ситуации или комического характера в юмористическом произведении является гипербола. Вспомните определение гиперболы. Найдите в тексте образные выражения, содержащие преувеличение. Прочитайте их вслух. Почему «вранье» землемера кажется читателю смешным?
о) Подчеркните в гиперболах имена числительные, с помощью которых усиливается эффект преувеличения.
п) Назовите фразеологизмы, встретившиеся в тексте. Подберите к ним синонимы. Почему фразеологизмы выразительнее, ярче, чем синонимичные им слова?
р) С помощью каких суффиксов автор показывает, что лошадь с трудом везет седока?
Из литературы XX века
Творческая работа
(итоговое задание после изучения произведений И.А. Бунина, Л.Н. Андреева и С.А. Есенина)
Изучение произведений И.А. Бунина, Л.Н. Андреева и С.А. Есенина может завершаться творческой работой учащихся. Пятиклассникам предлагается написать собственный рассказ о деревне в жанре малой лирической прозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....