Биография А.Н.Островского (открытый урок)
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Жизненный и творческий путь А.Н.Островского.Периоды его творчества.Драма "Гроза".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе Ляпиной Н.В.
Тема: «Сведения из биографии А.Н.Островского. Социально – культурная
новизна драматургии А.Н.Островского. Драма «Гроза». Образ Катерины».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока
новой учебной информации.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового учебного материала.
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Цели по содержанию:
а) образовательная: способствовать формированию знаний об А. Н. Остров-
ском – человеке и драматурге;
б) развивающая: продолжить обучение умению составлять конспект
биографии писателя, способствовать формированию умения записывать
лекцию;
в) воспитательная: содействовать осознанию значения А.Н.Островского
для русского театра, формированию ценностного отношения к драматургии
и театральному искусству.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Оборудование: ноутбук, проектор, доска.
Ход урока.
- Орг. момент. (приветствие, настрой на работу).
- Проверка домашнего задания. ( письменный ответ на вопрос,
стихотворение – чтение наизусть).
3.Новый материал.
Запишем дату и тему урока. Годы жизни писателя (1823 – 1886г.)
Цели урока:
- познакомиться с жизнью и творчеством русского драматурга А.Н. Островского;
-составить конспект биографии писателя;
-учиться записывать лекцию.
Запишем эпиграф и план урока.
Отец русской драмы.
Л.Н.Толстой.
План.
1.Портрет писателя. А.Н. Островский- создатель русского репертуара театра.(Карцева, Бубенкова ).
2.Детство и юношеские годы писателя.( Чвикалова)
3.Обучение и служба.(Подловченко).
4.Основные этапы творческого пути писателя.
5.Драма «Гроза».(1859г).
По ходу урока составить конспект биографии писателя; основные даты, события, произведения.
Вопрос к 1 пункту плана. Как звали художника, который написал портрет Островского? (Перов Василий Григорьевич).
И.А. Гончаров писал: « Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский национальный театр».
Вывод: создал русский репертуар, писал во всех драматургический жанрах.
Вопрос ко 2 пункту плана. Какое учебное заведение и как окончил Островский? (1-ую Московскую гимназию с гуманитарным уклоном с красным дипломом). На каком отделении Московского университета учился Островский? (юридическое отделение). Что дала Островскому служба в Совестном и Коммерческом судах?
Вывод: пьесы Островского- «пьесы жизни».В них изображена современная драматургу жизнь народа.
4 пункт плана. Основные этапы творческого пути писателя.
1период-ранний.1847-1951гг. Ищет свой творческий путь, пишет в духе натуральной школы. «Банкрот».
2 период «Москвитянский».1852-1855гг.Сближается с редакцией журнала «Москвитянин», идеи славянофильства, пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется».
3период.Предреформенный. 1856-1860гг. Дружба с редакцией «Современника»,революционно-демократические настроения. Пьесы «Доходное место», «Гроза».
4 период.Пореформенный.1861-1866гг. Написано большинство произведенй в разных жанрах: комедии, исторические пьесы, сатирические комедии, психологические драмы. «Лес», «Бесприданница».
Вывод: «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке» …Островский распахнул настежь дверь в мир доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз». (В.Марацман.) Итог работы-48 пьес, 29из них посвящены Москве.46 пьес были поставлены при жизни драматурга. « Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса»,- писал Островский в 1871 году.
5 пункт плана.Учебник стр.45-47.Работа по группам. 1группа:история создания драмы «Гроза». 2 группа :смысл названия драмы. 3 группа: система действующих лиц.
1 группа: премьера состоялась после «литературной экспедиции» по Верхней Волге . Выдуманный город Калинов. Материалы по делу семьи Клыковых.
2 группа: 1) гроза в природе (4 действие)- физическое явление, внешне, не зависящее от героев. 2) гроза в душе Катерины- муки совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми. 3) гроза в обществе- пробуждение в мире несвободы свободных чувств.
3 группа: Особенности стиля Островского – говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразие названий (часто пословицы), фольклорные моменты.
…Подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам.(И.А.Гончаров).
Викторина по творчеству А.Н.Островского.(Горбов).
1.Вспомните название 1-ой пьесы Островского? ( Картина семейного счастья).
2.В каких журналах печатался Островский? («Москвитянин», Современник», «Отечественные записки».)
3. Какое первоначальное название имела пьеса «Свои люди- сочтёмся»? (Банкрот).
4.За постановку какой пьесы Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? ( За пьесу «Банкрот»).
5.Какой театр называет себя «Домом Островского»?( Московский М алый театр.)
6. Как назвали современники А.Н.Островского ещё при жизни?( рыцарь театра).
7.Назовите пьесы А.Н.Островского с названиями- пословицами? (« Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша- да вдруг алтын», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется».
Домашнее задание: доклад «Жизнь и творчество А.Н.Островского. Письменный ответ на вопрос: «Почему погибла Катерина».
Подведение итогов урока.(Рефлексия). – Что мы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились? Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"
В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...
Изучение биографии писателя в школе (на примере биографии Е.Замятина)
Презентация по литературе...
077. Тема 22 Шостакович Урок 53 Биография Урок 1
Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....
«Вся моя биография - в моих сочинениях». Обобщающий урок по творчеству И.С.Тургенева.
Урок позволяет с помощью заданий игрового характера проверить знание биографии И.С.Тургенева, содержания романа, расширить представление о романе и его героях....
Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали
Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...
Основные вехи биографии писателя. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.
Маршрутный лист дистанционного урока...
Знакомство с биографией М.Е.Салтыкова - Щедрина. Урок литературы. 7 класс
Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Показ слайдов сопровождается подробным рассказом о семье писателя....