Биография А.Н.Островского (открытый урок)
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Ляпина Нелля Владимировна

Жизненный и творческий путь А.Н.Островского.Периоды его творчества.Драма "Гроза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок  по литературе Ляпиной Н.В.

Тема: «Сведения из биографии А.Н.Островского. Социально – культурная

новизна драматургии А.Н.Островского. Драма «Гроза». Образ Катерины».

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока

новой учебной информации.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового учебного материала.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

Цели по содержанию:

а) образовательная: способствовать формированию знаний об  А. Н. Остров-

ском – человеке и драматурге;

б) развивающая: продолжить обучение умению составлять конспект

биографии писателя, способствовать формированию умения записывать

лекцию;

в) воспитательная: содействовать осознанию значения А.Н.Островского

для русского театра, формированию ценностного отношения к драматургии

и театральному искусству.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная,

индивидуальная, групповая.

Оборудование: ноутбук, проектор, доска.

                                                Ход урока.

  1. Орг. момент. (приветствие, настрой на работу).

  1. Проверка домашнего задания. ( письменный ответ на вопрос,

стихотворение – чтение наизусть).

3.Новый материал.

Запишем дату и тему урока. Годы жизни писателя (1823 – 1886г.)

Цели урока:

- познакомиться с жизнью и творчеством русского драматурга  А.Н. Островского;

-составить конспект биографии писателя;

-учиться записывать лекцию.

Запишем эпиграф и план урока.

                                                                  Отец русской драмы.

                                                                       Л.Н.Толстой.

                                 План.

1.Портрет писателя. А.Н. Островский- создатель русского репертуара театра.(Карцева, Бубенкова ).

2.Детство и юношеские годы писателя.( Чвикалова)

3.Обучение и служба.(Подловченко).

4.Основные этапы творческого пути писателя.

5.Драма «Гроза».(1859г).

По ходу урока составить конспект биографии писателя; основные даты, события, произведения.

Вопрос к 1 пункту плана. Как звали художника, который написал портрет Островского? (Перов Василий Григорьевич).

 И.А. Гончаров писал: « Вы один достроили  здание, в основание которого положили  краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: « У нас есть свой, русский национальный театр».

Вывод: создал русский репертуар, писал во всех драматургический жанрах.

Вопрос ко 2 пункту плана. Какое учебное заведение и как окончил Островский? (1-ую Московскую гимназию с гуманитарным  уклоном  с красным дипломом). На каком отделении Московского  университета учился Островский? (юридическое отделение). Что дала Островскому служба в Совестном и Коммерческом  судах?

Вывод: пьесы  Островского- «пьесы жизни».В них изображена современная драматургу жизнь народа.

4 пункт плана. Основные этапы творческого пути писателя.

1период-ранний.1847-1951гг. Ищет свой творческий путь, пишет в духе натуральной школы. «Банкрот».

2 период «Москвитянский».1852-1855гг.Сближается с редакцией журнала  «Москвитянин», идеи славянофильства, пьесы «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется».

3период.Предреформенный. 1856-1860гг. Дружба с редакцией «Современника»,революционно-демократические настроения. Пьесы «Доходное место», «Гроза».

4 период.Пореформенный.1861-1866гг. Написано большинство произведенй в разных жанрах: комедии, исторические пьесы, сатирические комедии, психологические драмы. «Лес», «Бесприданница».

Вывод: «Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца  и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в «тройке» …Островский распахнул настежь дверь в мир доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз». (В.Марацман.) Итог работы-48 пьес, 29из них посвящены Москве.46 пьес были поставлены при жизни драматурга.  « Нет дня в году, чтобы  в 5-6 театрах не шла моя пьеса»,-    писал Островский в 1871 году.

    5 пункт плана.Учебник стр.45-47.Работа по группам. 1группа:история создания драмы «Гроза». 2 группа :смысл названия драмы. 3 группа: система  действующих лиц.

1 группа: премьера  состоялась после «литературной экспедиции» по Верхней  Волге . Выдуманный город Калинов. Материалы по делу семьи Клыковых.

2 группа: 1) гроза в природе (4 действие)- физическое явление, внешне, не зависящее от героев. 2) гроза в душе Катерины- муки совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми. 3) гроза в обществе- пробуждение в мире несвободы свободных чувств.

3 группа: Особенности стиля Островского – говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразие названий (часто пословицы), фольклорные моменты.

…Подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам.(И.А.Гончаров).

Викторина по творчеству А.Н.Островского.(Горбов).

1.Вспомните  название 1-ой пьесы Островского? ( Картина семейного счастья).

2.В каких  журналах печатался Островский? («Москвитянин», Современник», «Отечественные записки».)

3. Какое первоначальное название имела пьеса  «Свои люди- сочтёмся»? (Банкрот).

4.За постановку  какой пьесы Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали  под негласный надзор полиции? ( За пьесу «Банкрот»).

5.Какой театр называет себя «Домом Островского»?( Московский М алый театр.)

6. Как назвали современники А.Н.Островского ещё при жизни?( рыцарь театра).

7.Назовите пьесы А.Н.Островского с названиями- пословицами? (« Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не было ни гроша- да вдруг алтын», «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется».

Домашнее задание: доклад «Жизнь и творчество А.Н.Островского. Письменный ответ на вопрос: «Почему погибла Катерина».

Подведение итогов урока.(Рефлексия). – Что мы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились?     Оценки за урок.                                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

077. Тема 22 Шостакович Урок 53 Биография Урок 1

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

«Вся моя биография - в моих сочинениях». Обобщающий урок по творчеству И.С.Тургенева.

Урок позволяет с помощью заданий игрового характера проверить знание биографии И.С.Тургенева, содержания романа, расширить  представление о романе и его героях....

Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали

Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...

Знакомство с биографией М.Е.Салтыкова - Щедрина. Урок литературы. 7 класс

Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Показ слайдов сопровождается подробным рассказом о семье писателя....