Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
За основу взята Примерная программа по литературе и Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_10_klass.doc | 360.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чамзинская средняя общеобразовательная школа №2»
п. Чамзинка, Чамзинского района, Республики Мордовия
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор
МБОУ «Чамзинская МБОУ «ЧамзинскаяМБОУ МБОУ«Чамзинская СОШ №2»
СОШ №2» СОШ №2» _______/_________________
______/____________ ______/____________ ФИО
ФИО ФИО Приказ №_______________
Протокол №________ от «____»__________2015г. от «____»___________2015г.
от «____»__________2015г.
Рабочая программа
учебного курса «Литература »
в 10 классе
Уровень: общеобразовательный (базовый)
Учитель: Преснякова И.Н.
Квалификационная категория: высшая
2015 г
- Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.,
составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта общего образования, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», федерального базисного учебного плана, утвержденного Приказом Министерства Образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, , учебного плана МБОУ «Чамзинская СОШ №2»,с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Сведения о примерной образовательной программе
За основу взята Примерная программа по литературе и Программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной.
Внесённые изменения
Завершает курс введённый раздел «Итоги года», на изучение которого отводится 1 час.
Цели и задачи реализации учебного предмета
Цели обучения :
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи обучения :
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Роль предмета в формировании ключевых компетенций
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Содержание литературного образования в средней школе разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе.
Изучение литературы на базовом и профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
Межпредметные связи изучения предмета
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Количество учебных часов
Рабочая программа по литературе в 10 классе рассчитана на реализацию 102 учебных часов (3 часа в неделю).
Предметы | литература (контр. раб.) | ||||||
классы | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
сочинение (кл./дом) | 3/0 | 3/1 | 2/2 | 2/3 | 3/3 | 3/3 | 4/3 |
объём сочинения (стр.) (кл./дом) | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | 4-5 | 5-7 | 5-7 |
техника чтения (на «5») (предлоги и союзы не считать) | 100- 110 слов/мин. | 110- 120 слов/мин. | 120- 130 слов/мин. | − | − | − | − |
Количество уроков развития речи-17
Количество уроков внеклассного чтения-9
Учебно-методический комплект:
Программа: Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (Базовый уровень) Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский и др. / Под ред. В. Я. Коровиной. – М: Просвещение, 2009 г
Учебник:
Русская литература 19 века. 10 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч./ Авт.-сост. Ю.В. Лебедев./ М.: Просвещение, 2011г.
Беляева Н.В. и др. Литература: 10 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2008г
Формы контроля
1) устный контроль:
- индивидуальный опрос;
- фронтальный опрос;
2) письменный контроль:
- самостоятельная работа;
- сочинение;
- тест.
Виды контроля:
1)промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы;
2)итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий знания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой,
проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Раздел 3.
Учебно-тематический план
учебного курса «Литература» в 10 классе (102 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | ||
Развитие речи ч. | Сочинение ч. | Внеклассное чтение ч. | |||
1 | 1 полугодие | 48 | 10 | 5 | 2 |
2 | 2 полугодие | 54 | 7 | 4 | 7 |
3 | ИТОГО | 102 | 17 | 9 | 9 |
Раздел 4.
Содержание учебного предмета «Литература»
в 10 классе
Введение (1 час)
Россия в первой половине XIX века. Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века (29 часов)
Александр Сергеевич Пушкин 11 ч (8 часов + 3 р/р)
Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов 9 ч (6ч +2 р/р+1 вн/чт)
Жизнь и творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страданий, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен,..», «Сон», «Выхожу один я на дорогу-..», «Пет, я не Байрон, я другой...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Николай Васильевич Гоголь. 9 ч (5 +3 р/р+1 вн/чт)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород».
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века (66 часов)
Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 час)
Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Иван Александрович Гончаров (5 часа).
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Александр Николаевич Островский 6 ч ( 5+1 р/р)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Иван Сергеевич Тургенев 9 ч (6+3 р/р)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе («Базаров» Д.И.Писарева).
Федор Иванович Тютчев (4 часа).
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Siltntium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Афанасий Афанасьевич Фет (2 часа)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Алексей Константинович Толстой (1 час). Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов 7 ч(6+1 ч р/р)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэма, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки,..», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны.,.», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 3 ч (1ч +2 ч вн/чт)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Лев Николаевич Толстой 12 ч (8ч + 3 р/р+1 вн/чт)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя-просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Федор Михайлович Достоевский 8 ч (7+1 ч р/р)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как. способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Николай Семенович Лесков 3 ч (2ч +1 вн/чт)
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
Антон Павлович Чехов (8 часов).
Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры -сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Коста Хетагуров (1 ч. в/чт).
Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (3 часа)
Ги де Мопассан (1 час).
Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
А. Рембо (1 час)
Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль». Особенности поэтики А. Рембо.
Генрик Ибсен (1 час). Слово о писателе.
«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Нравственные уроки русской литературы-1 ч
Итоговое занятие о нравственных уроках русской литературы 19 века.
Раздел 5.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Литература» в 10 классе (102 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата проведения занятия | |||||
Развитие речи ч. | Сочинение ч. | Внеклассное чтение ч. | |||||||
планируемая | фактическая | ||||||||
1 полугодие 48ч. (10 р/р+2в/ч) | |||||||||
1 | Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. | 1 | |||||||
Литература первой половины 19 века А.С. Пушкин-11 ч (8ч + 3 р/р) | |||||||||
1.1 | Урок-лекция. А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. | 1 | |||||||
1.2 | Романтическая лирика А.С. Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок. (с повторением ранее изученного) | 1 | |||||||
1.3 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. (с повторением ранее изученного) | 1 | |||||||
1.4 | Урок-практикум. Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С. Пушкина. | 1 | |||||||
1.5 | Урок-практикум. Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти. | 1 | |||||||
1.6 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С.Пушкина | 1 | |||||||
1.7 | Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме. | 1 | |||||||
1.8 | Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник». | 1 | |||||||
1.9 | ИКТ Социально-философские проблемы поэмы. | 1 | |||||||
1.10 | Р/Р Подготовка к классному сочинению по творчеству А.С. Пушкина «Образ Петра I в поэме «Медный всадник» | 1 | |||||||
1.11 | Р/Р Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина «Образ Петра I в поэме «Медный всадник» | 1 | |||||||
М.Ю.Лермонтов-9ч (6+2 р/р+1 вн/чт) | |||||||||
1.12 | ИКТ М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.Т.л. | 1 | |||||||
1.13 | Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного) | 1 | |||||||
1.14 | Урок-практикум. Тема жизни и смерти в лирике М.Ю. Лермонтова. | 1 | |||||||
1.15 | Р/Р Анализ стихотворений «Валерик», «Сон»,«В полдневный жар в долине Дагестана…», «Завещание» | 1 | |||||||
1.16 | Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто, пестрою толпою окружен…» как выражение мироощущения поэта. | 1 | |||||||
1.17 | Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений. «Выхожу один я на дорогу…» | 1 | |||||||
1.18 | Вн/чт Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. | 1 | |||||||
1.19 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова | ||||||||
1.20 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | |||||||
Н.В.Гоголь-9 ч (5 +3 р/р+1 вн/чт) | |||||||||
1.21 | ИКТ Н.В.Гоголь.Жизнь и творчество.Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | |||||||
1.22 | Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород». | 1 | |||||||
1.23 | Урок-семинар.«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях» | 1 | |||||||
1.24 | Урок-практикум.Н.В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. | 1 | |||||||
1.25 | Р/Р Обучение анализу эпизода | 1 | |||||||
1.26 | Вн/чт Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести» | 1 | |||||||
1.27 | Тестирование по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | |||||||
1.28 | Р/Р Подготовка к классному сочинению по творчеству Н.В. Гоголя | 1 | |||||||
1.29 | Р/Р Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя | 1 | |||||||
2 | Русская литература второй половины 19 века | ||||||||
2.1 | Урок-лекция. Обзор русской литературы второй половины XIX века. | 1 | |||||||
И.А.Гончаров-4 ч | |||||||||
2.2 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | 1 | |||||||
2.3 | Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. | 1 | |||||||
2.4 | ИКТ «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе | 1 | |||||||
2.5 | ИКТ «Что такое обломовщина?» Герои романа и их отношение к Обломову | 1 | |||||||
А.Н.Островский-6 ч( 5+1 р/р) | |||||||||
2.6 | ИКТ А.Н.Островский. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. | 1 | |||||||
2.7 | Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. | 1 | |||||||
2.8 | Урок-практикум. Своеобразие конфликта. Смысл названия драмы | 1 | |||||||
2.9 | ИКТ Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства» | 1 | |||||||
2.10 | Урок-практикум. Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы | 1 | |||||||
2.11 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза» | 1 | |||||||
И.С.Тургенев-9 ч (6+3 р/р) | |||||||||
2.12 | .И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе | 1 | |||||||
2.13 | ИКТ И.С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети» | 1 | |||||||
2.14 | Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя | 1 | |||||||
2.15 | «Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети» | 1 | |||||||
2.16 | Любовь в романе «Отцы и дети». | 1 | |||||||
2.17 | Р/РАнализ эпизода «Смерть Базарова». | 1 | |||||||
2.18 | Контрольная работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |||||||
2 полугодие-54 ч (40+7р/р+7вн/чт) | |||||||||
2.19 | Р/Р Подготовка к классному сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |||||||
2.20 | Р/Р Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |||||||
Ф.И.Тютчев-4 ч | |||||||||
2.21 | ИКТ Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. | 1 | |||||||
2.22 | Единство мира и философия природы в лирике Ф.И.Тютчева .Т.л | 1 | |||||||
2.23 | Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. | 1 | |||||||
2.24 | Урок-практикум. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | 1 | |||||||
А.А.Фет-2 ч | |||||||||
2.25 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Т.л | 1 | |||||||
2.26 | Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. | 1 | |||||||
Н.А.Некрасов-7 ч (6+1 ч р/р) | |||||||||
2.27 | ИКТ Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Т.л | 1 | |||||||
2.28 | Урок-практикум.Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. | 1 | |||||||
2.29 | ИКТ Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. | 1 | |||||||
2.30 | ИКТ «Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы. | 1 | |||||||
2.31 | Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. | 1 | |||||||
2.32 | Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». | 1 | |||||||
2.33 | Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» | 1 | |||||||
М.Е.Салтыков-Щедрин-3 ч (1ч +2 ч вн/чт) | |||||||||
2.34 | ИКТ М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.Т.л | 1 | |||||||
2.35 | Вн/чт Обзор романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Т.л | 1 | |||||||
2.36 | Вн/чт Замысел, история создания, жанр и композиция романа. | 1 | |||||||
Л.Н.Толстой-12 ч (8ч + 3 р/р+1 вн/чт) | |||||||||
2.37 | Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. | 1 | |||||||
2.38 | Вн/чт Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого | 1 | |||||||
2.39 | История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.Т.л | 1 | |||||||
2.40 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.Т.л | 1 | |||||||
2.41 | Урок-практикум Женские образы в романе «Война и мир» | 1 | |||||||
2.42 | ИКТ Семья Ростовых и семья Болконских | 1 | |||||||
2.43 | Тема народа в романе «Война и мир» | 1 | |||||||
2.44 | Р/Р Кутузов и Наполеон. Сравнительная характеристика | 1 | |||||||
2.45 | Проблемы истинного и ложного в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». | 1 | |||||||
2.46 | ИКТ «Мысль народная»в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | |||||||
2.47 | ИКТ Р/Р Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | |||||||
2.48 | Р/Р Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» | 1 | |||||||
Ф.М.Достоевский-8 ч (7+1 ч р/р) | |||||||||
2.49 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | 1 | |||||||
2.50 | ИКТ Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды | 1 | |||||||
2.51 | История создания романа «Преступление и наказание». Т.л | 1 | |||||||
2.52 | «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.Т.л | 1 | |||||||
2.53 | Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. теория Раскольникова. Истоки его бунта | 1 | |||||||
2.54 | «Двойники» Раскольникова | 1 | |||||||
2.55 | ИКТ Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. | 1 | |||||||
2.56 | Р/Р Подготовка к сочинению-эссе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 1 | |||||||
Н.С.Лесков-3 ч (2+1 вн/чт) | |||||||||
2.57 | Урок-лекция.Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Т.л | 1 | |||||||
2.58 | Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа | 1 | |||||||
2.59 | Вн/чт Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза» и рассказу Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда») | 1 | |||||||
А.П.Чехов-8 ч | |||||||||
2.60 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. «Человек в футляре» | 1 | |||||||
2.61 | Урок-практикум. Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. Т.л | 1 | |||||||
2.62 | Урок-практикум. Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч» | 1 | |||||||
2.63 | Особенности драматургии А.П. Чехова. Т.л. | 1 | |||||||
2.64 | ИКТ «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. | 1 | |||||||
2.65 | Разрушение дворянского гнезда | 1 | |||||||
2.66 | Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля | 1 | |||||||
2.67 | Контрольная работа по теме «Русская литература в т о р о й половины X I X в е к а » | 1 | |||||||
3 | Зарубежная литература-4ч (1+3 вн/чт) | ||||||||
3.1 | ИКТ Вн/чт К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжелой жизни простого народа. | 1 | |||||||
3.2 | Ги де Мопассан. «Ожерелье». | 1 | |||||||
3.3 | Вн/чт Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль» | 1 | |||||||
3.4 | Вн/чт Г. Ибсен Драма «Кукольный дом» | 1 | |||||||
4 | Нравственные уроки русской литературы 19 века - 1 ч | ||||||||
4.1 | Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века | 1 |
Раздел 6.
Содержание практической деятельности
Проверочные работы
- Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова
- Тестирование по творчеству Н.В.Гоголя
- Контрольная работа по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
- Контрольная работа по теме «Русская литература второй половины
X I X в е к а »
Тематика сочинений
- Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.С.Пушкина
- Р/Р Классное сочинение по творчеству А.С. Пушкина «Образ Петра I в поэме «Медный всадник»
- Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю. Лермонтова
- Р/Р Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
- Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза»
- Р/Р Классное сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
- Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Р/Р Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
- Р/Р Подготовка к сочинению-эссе по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Раздел 7.
Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
Знать \ понимать:
- Образную природу словесного искусства.
- Содержание изученных литературных произведений.
- Основные факты жизни и творчества писателей XX века.
- Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.
- Основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- Воспроизводить содержание литературного произведения.
- Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
- Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи.
- Определять род и жанр произведения.
- Сопоставлять литературные произведения.
- Выявлять авторскую позицию.
- Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.
- Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Раздел 8.
Материально-техническое и информационное обеспечение
Наглядный материал (таблицы)
1. Роды литературы.
2. Художественные системы в литературе.
3. Классицизм. Сентиментализм.
4. Романтизм. Модернизм.
5. Реализм как литературное направление.
6. Темы и мотивы в лирике.
7-8. Жанры лирики.
9. Рифма.
10. Принципы ритмической организации стихотворения.
11-14. Строфа. Виды строф в лирике. Твёрдые стихотворные формы.
15.Стихосложение.
16.Лирический герой.
17-20. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы. Стилистические фигуры
Тестовый материал по произведениям писателей и поэтов XIX века.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Раздел 9.
Список литературы для обучающихся, педагогов
- П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.
- О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999, 400 с.
- П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991, 191 с.
- И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995, -256 с.
- Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997, 192 с.
- М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960, 195 с.
- «Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985, 208 с.
- «Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983, 223 с.
- Ю.В.Лебедев. Русская литература 19-го века. 10-й класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2ч. – М.: Просвещение, 2007
- А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975, 96 с.
- В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986, 128 с.
- Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №7.
- «Программа вступительных экзаменов и рекомендации для абитуриентов (филологический факультет)». Курган, издательство Курганского государственного университета, 1999, 51 с.
- «Программа литературного образования. 5-11 классах» (под редакцией В.Я.Коровиной. М., Просвещение, 2007 г.
- «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы». М., «Мнемозина», 1999, 62 с.
- Проектирование рабочей программы по учебному предмету. Курган, 2006, 35 с.
- М.А.Рыбникова. «Очерки по методике литературного чтения». М., «Просвещение», 1985, 288 с.
- Сборник «Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы» (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979,
- Г.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование», 1998, 256 с.
- «Совершенствование преподавания литературы в школе» (под редакцией Г.И.Беленького). М., «Просвещение», 1986, с.191.
- В.Я.Стоюнин «О преподавании русской литературы», 1864.
- В.Ю.Троицкий. «О гуманитарной концепции общего среднего образования». "Литература в школе", 1991, №3, 69-72 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004, 39 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....