Анализ рассказа "Матренин двор" А И Солженицын
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Анализ рассказа "Матренин двор" А И Солженицын
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solzhenitsyn_matrenin_dvor.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
(по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).
ЦЕЛИ УРОКА:
- помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
- «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
- выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.
Эпиграф к уроку:
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Н. Рубцов.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:
- рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
- портрет писателя;
- аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;
- мультимедийная презентация по теме урока.
- печатная таблица «Способы создания образа героя».
ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.
- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.
- Я ищу человека, - ответил Демосфен.
Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.
- Человека, - снова ответил Демосфен.
- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.
- Я ищу человека…
- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?
( Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было
Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.
2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)
Работа с эпиграфом (записать в тетрадь – проверка в конце урока). - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?
- В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.
3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.
- Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4 ) Посмотрите (слайд №5 ), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?
- Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?
4. Работа с текстом произведения.
Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.
Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6)
Сл. раб. – нутряной – внутренний; кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).
- Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?
- Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?
Для жителей села Матрена – никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему – и остается жить у Матрены.
- Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.
- Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)
Отвечать будете по группам.
5. Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием
(карточки прилагаются)
- Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.
- Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?
Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.
- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?
- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?
- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.
- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)
«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.
- В чем особенность речи героини?
Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.
- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)
- Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.
- Как характер Матрены раскрывается в её речи?
- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)
4 гр. Отношение к православной вере.
- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.
- По каким христианским заповедям живет героиня?
- Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?
Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.
- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?
- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?
- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?
- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)
- А к ней как относятся окружающие?
Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.
- Как к Матрене относятся окружающие:
- родные,
- соседи,
- правление колхоза?
- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?
Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.
- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?
Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)
Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?
6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.
Инсценирование эпизода.
Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.
- Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?
- Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини? Как называется такой прием в литературе? (психологизм) – вторая колонка тетради
7. Работа с учебником.
И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые, использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)
«Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)
Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это – конец её жизни всей».
- Каковы причины гибели Матрёны?
Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.
- Как относятся к её смерти в деревне?
И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.
И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого.
8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.
- Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)
Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.
- Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)
- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?
- Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?
Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.
Дом. зад. (слайд №11)
9. Итог урока.
А итогом нашего занятия будет песня в исполнении учениц, которая,
по-моему, созвучна теме (слайд №12)
10. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.
1 гр. Интерьер как способ создания характера.
- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?
- На какие важные детали в описании избы обращает наше внимание автор?
- Кто населяет избу Матрены?
______________________________________________
2 гр. Портрет как способ создания характера.
- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
- Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини?
______________________________________________
3 гр. Речь как способ создания характера.
- Проследите за речью героини. В чем особенность её речи? (обратите внимание на тон, тембр речи.)
- Как характер Матрены раскрывается в её речи?
______________________________________________
5 гр. Жизнь и быт Матрены.
- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?
- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?
- В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?
______________________________________________
6 гр. Отношение окружающих к героине.
- Как к Матрене относятся окружающие:
- родные,
- соседи,
- правление колхоза?
- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?
_____________________________________________
4 гр. Отношение к православной вере.
- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.
- По каким христианским заповедям живет героиня?
3. История создания рассказа.
Рассказ «Матренин двор» во многом автобиографичен и достоверен.
Какова же история создания рассказа? (инд. зад.)
(Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, вышедший в свет в 1962, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: «Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево, Курловского района, Владимирской области». Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии («на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани»). Точно определены временные рамки описываемых событий
(лето – осень 1956 –го и зима 1957 годов) и место действия – Владимирская область.
Исходное название рассказа, данное Солженицыным, – «Не стоит село без праведника».
А вот окончательное дал А.Т.Твардовский ради публикации по цензурным соображениям.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор».
Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа....
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».
Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...
Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"
Разработка конспекта урока литературы для 11 класса.Тема урока: «Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Конспект открытого урока в ...
Комплексный анализ текста. А.И. Солженицын «Крохотки»
Комплексный анализ текста...